Уголок творчества для детей старшего дошкольного возрастастатья (старшая группа)


Уголок творчества для детей старшего дошкольного возрастастатья (старшая группа)

ГБДОУ детский сад № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Старший воспитатель

Тушевская Ольга Валентиновна

«Уголок творчества»

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

При создании «уголка творчества» решаются следующие задачи:

  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта
  • Создавать условия для творческого самовыражения
  • Создавать условия для проявления познавательной активности детей
  • Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки

«Уголок творчества» в старшей группе может быть создан под девизом «Чувствовать – Познавать – Творить». В нем представлено:

Материалы для художественно-эстетической деятельности, их разнообразие:

  • Краски (акварель, гуашь), пластилин, карандаши, восковые мелки, цветная бумага разного формата и текстуры , картон, кисточки (белка или колонок) тонкие, средние и толстые; тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки-непроливайки для воды, материалы для лепки.
  • Мольберт
  • Литература по искусству, открытки и альбомы для рассматривания. Репродукции, картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и другие).
  • Различные дидактические игры по ознакомлению: с жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками.
  • Природный и бросовый материал
  • Музыкальные инструменты, игрушки, технические средства
  • Игры и атрибуты для театрализации. Это не только материалы, характерные для театра (ширма, куклы, костюмы и так далее), но и некоторые материалы по ознакомлению с окружающим, художественной литературой. Здесь же расположены «театры» и персонажи, выполненные самими детьми на занятиях по изобразительной деятельности. Театрализация включает: настольный театр, наборы кукол, костюмы, книги, материалы для декораций.

Материалы для познавательной деятельности

  • Календари природы, коллекции
  • Материалы для сенсорного образования
  • Наглядный материал, игры, пособия для ознакомления с окружающим миром
  • Художественная и энциклопедическая литература
  • Дидактические и развивающие игры
  • Развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций
  • Стол для экспериментирования с водой и песком

«Уголок творчества» находится в хорошо освещенном и доступном месте, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, исследуют, преображаются в героев сказок. Он является местом для саморазвития детей. В группе в «Уголке творчества» соединены разнообразные виды деятельности: рисование, лепка, знакомство с музыкальными инструментами, театрализация, исследовательская и экспериментальная, работа с природным материалом, знакомство с литературой.

«Уголок творчества» всегда активно работающая зона, способствующая формированию у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок, придумыванию сказок и рассказов, изучению наук .

Уголок творчества в детском саду позволяет создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Дети получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов.

Оформление уголка в младшей группе детского сада своими руками: Русское народное творчество

Оформление уголка в младшей группе детского сада “Русское народное творчество”
Автор: Белоглазова Елена Александровна, воспитатель детского сада “Алёнушка” город Новокуйбышевск, Самарская область.Описание: данная публикация будет интересна воспитателям детских садов. Цель: Оформление уголка в младшей группе детского сада “Русское народное творчество” Задачи: — познакомить младших дошкольников с истоками русского народного творчества; — привлечь родителей воспитанников к оформлению уголка – “Русское народное творчество” Моя трудовая деятельность воспитателем в детском саду началась в младшей группе, группа нам досталась после выпускников детского сада, поэтому важным моментом было оформление группы, создание предметно-пространственной среды, которая была бы комфортна и отвечала возрастным требованиям детей. Уважаемые коллеги Вашему вниманию я предлагаю оформление в группе уголка “Русское народное творчество”. Все мы с вами понимаем важность приобщение детей к истокам национальной культуры с раннего возраста. Объяснив родителям воспитанников, о важности данного направления в развитии и воспитании их детей, получив от них одобрение и поддержку, приступили к оформлению уголка. Выделили место в группе, чтобы оно было открыто и доступно для детей, и занялись оформлением. Так как береза является символом нашей Родины, о ней народ слагал песни, пословицы и поговорки, я выбрала её для оформления стены. Ствол березы выполнен из ватмана, который я изогнула и оформила, листочки на деревьях выполнены их готового декоративного украшения, искусственные листочки,которые я вставила сверху.


Как вы видите на полочке появились первые предметы русской старины: это самовар,который нам подарила бабушка одной из воспитанницы, на который мы повесили связку с сушками. Рядом с самоваром мы разместили каравай, который выполнен родителями,из соленого теста,(каравай на фото ниже) появились крынки,деревянные ложки,матрёшка. И конечно главным украшением уголка является наша Русская красавица, в красном сарафане,которая по праву считается хозяйкой уголка,она тоже подарена нам родителями.


Уголок наш продолжал оформляться,вскоре на стене появилась Русская красавица,которая водила хоровод, вокруг нашей березки. Оформили надпись уголка “Русское народное творчество”,буквы вырезаны из цветной бумаги и приклеены на скоч.


Вскоре,в нашем уголке появились русско-народные инструменты: балалайка, гармошка, колокольчики, дудочка и др.


Так постепенно наш уголок преображался. В связи с новыми требованиями, по противопожарной безопасности, мы немного изменили оформление на стене, символ березы мы оставили,но сейчас нарисовали две березы красками, надпись к уголку тоже выполнена краской. Сейчас наш уголок выглядит так:


Совместно с родителями мы продолжаем пополнять и обогащать наш уголок.Для детей была создана папка с рисунками к русским народным сказкам,которые выполнены родителями с детьми дома.Дети очень любят, находясь в уголке, пролистывать папку с рисунками и делится своими впечатлениями ,какую сказку они рисовали с родителями.


Вот некоторые работы:Сказка «Снегурочка»


Сказка «Пузырь,соломинка и лапоть»


Сказка «Колобок»


Совместно с родителями, в уголок были оформлены стихи и потешки про матрёшку, в виде сборника «Матрёшкины стихи и потешки», которые я читаю детям в режимных моментах.


На этом оформление уголка “Русское народное творчество” в нашей группе не закончено,мы продолжаем пополнять его и расширять материал. Буду очень признательна услышать пожелания и рекомендации. Всем спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:


Уголок физкультуры и здоровья в детском саду Оформление группы и приемной своими руками Уголок приветствия в детском саду Календарь природы в детском саду своими руками

Похожие статьи:

Панно Осень своими руками

Как организовать уголок по художественно-эстетическому развитию

«Как организовать уголок по художественно-эстетическому развитию»

Консультация для воспитателей ДОУ

Современная система дошкольного воспитания говорит нам о необходимости внедрения новых форм и методов работы. Реализация ФГОС направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.

Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное значение для развития ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Согласно ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной деятельности детей.

Предметно-пространственная среда выступает, в данном случае, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Художественно-эстетическое воспитание реализуется разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, а так же в приобщении к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, согласно ФГОС она должна быть содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Для всестороннего развития используются различные центры активности детей.

Театральный уголок: важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр необходимо включить разные объекты.

Требования к уголку ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС ДОО

ТРЕБОВАНИЯ К УГОЛКУ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОО

Подготовила:

воспитатель МБУ Д/С №139 «Облачко»

Курицына Т.И.

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию дошкольников. А найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель.

Целью
уголка изобразительной деятельности
является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

  1. Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

    Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте. Мебель должна соответствовать росту детей

  2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста

    . Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.

  3. Высокая эстетичность

    . Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.

  4. Полифункциональность.

    Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).

  5. Вариативность.

    Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).

  6. Безопасность и высокое качество материалов,
    используемых в создании зоны.
    Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, опасные предметы должны храниться в коробках с крышкой).
  7. Соблюдение гендерного принципа.

    Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.)

Содержание уголка ИЗО в группе

Важнейший компонент зоны ИЗО в группе — её наполняемость.

Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества как традиционные так и нетрадиционные

  1. Бумага различной текстуры и формата (А3, А4, А5).
  2. Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).
  3. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
  4. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
  5. Небольшие магнитные доски для рисования.
  6. Природный материал для декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
  7. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).
  8. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
  9. Фартучки и нарукавники для дошкольников.

При наполняемости уголка материалами обязательно учитывается возраст воспитанников.

Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный. Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей. Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски, сангина и уголь в старшей группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону ИЗО).

Большое значение в уголке ИЗО имеют и наглядные материалы.

То есть в уголке должны присутствовать

  1. Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.
  2. Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.
  3. Образцы игрушек и предметов народного промысла. Для детей младшего дошкольного возраста

    – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.).
    Для детей среднего и старшего дошкольного возраста
    подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.).

  4. Папка с лучшими детскими работами.
  5. Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
  6. Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День Космонавтики. Ребята могут использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.
  7. Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).
  8. Плакаты на тему изобразительной деятельности.

Неотъемлемая часть уголка ИЗО — дидактические игры данной направленности

.

Для младших дошкольников это простые пособия на закрепление основных цветов. Задача ребёнка — определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке. Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрёшки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки

В средней группе усложняются игры предыдущего возраста и уже можно вводить игры на развитие композиционных навыков и игры по декоративно-прикладному искусству. Вначале они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов (соотнести конфеты и вазочки)

В старшем дошкольном возрасте эти игры усложняются. Например, в играх по декоративно-прикладному искусству целью становится углубление знаний. Детям предлагается с помощью карточек воссоздать последовательность выполнения элементов народной росписи. Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определённой росписи, например, хохломы. Кроме этого добавляются игры на закрепление знаний о жанрах живописи; о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ.

Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались.

Организованный таким образом уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]