Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Библиографическое описание:
Пилипенко, Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. В. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (16). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения: 05.02.2022).
Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками позволяет решить следующие проблемы:
‒ во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
‒ во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
‒ в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование состоит из следующих этапов:
‒ усвоение и анализ сенсорного материала;
‒ перевод его на знаково-символический язык;
‒ работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
‒ знакомство с графическим способом представления информации;
‒ развитие умения дешифровки модели;
‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.
При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:
‒ интонационно выделять звук в слове
‒ называть слова с заданным звуком
‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой
‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.
В работе с детьми успешно используется пособие Ткаченко Т. А. «Звуки и знаки» для формирования навыков звукового анализа и синтеза.
Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков. Для обозначения согласных звуков используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Со зрительными символами дети знакомятся постепенно по мере изучения гласных и согласных звуков.
При помощи зрительной символики дети учатся анализу и синтезу звукового состава слова. Слияние звуков при помощи символов есть моделирование чтения, а составление слов — аналог письма. Но, то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте. Зрительные символы улучшают восприятие звуков речи, способствуют нормализации звукопроизношения, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза, повышают готовность к чтению и письму, тренируют память и внимание ребенка.
При обучении грамоте используется большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Куда перелетела бабочка?», и др.
В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой; определять и отмечать позицию заданного звука в слове; делить слова на слоги. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, учатся определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и упражнения с применением моделей: «Рисуем слова», «Пирамида», «Домики» и др.
Также метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей: «Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?» и др. В данных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения, дошкольники учатся подбирать родственные слова с опорой на условное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблять предлоги в речи.
При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания:
‒ пересказа;
‒ составление рассказов по картине и серии картин;
‒ описательный рассказ;
‒ творческий рассказ;
Схемы для составления описательных рассказов на темы:
«Дикие животные» «Игрушки»
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
‒ усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
‒ овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
‒ формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
‒ обучению составлять рассказы-описания.
Использование в коррекционной работе метода наглядного моделирования позволяет учить детей:
‒ добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
‒ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
‒ оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительному восприятию плана своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
Литература:
- Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004
- Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1
- Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007
- Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53
- Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997
- Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: наглядное моделирование, ребенок, слово, детский сад, коррекционная работа, общее недоразвитие речи, заданный звук, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Харченко Анна Владимировна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75;
- Шатохина Марина Геннадьевна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75
Современный мир очень быстро меняется. Вместе с ним меняется всё, в том числе и мышление. Задача нынешних воспитанников заключается не в простом овладении знаниями, а в умении добывать их самостоятельно и оперировать ими. Поэтому современная педагогика ищет возможности использовать скрытые резервы умственной деятельности детей, пути наиболее эффективного обучения. Процесс обучения, несомненно, должен быть как можно более наглядным и максимально динамичным. Следует отметить, что один из таких путей, развивающий детский интерес к познанию, — это моделирование.
Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Модель это обобщенный образ значимых свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Его сущность заключается в развитии мышления ребенка с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В дошкольной педагогике выделяют три вида моделей:
- Предметная модель. Это может быть физическая конструк-ция, предмет либо предметы, закономерно связанные друг с другом. Модель является аналогом предмета и воспроизводит его основные связи и особенности.
- Предметно-схематическая модель. В данном случае сущест-венные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Такая модель показывает связи в обобщенном виде.
- Графическая модель. Обобщенно передает разные виды от-ношений, представляет собой график, схему, карту и т. д.
К приемам наглядного моделирования относятся: заместители, пикто-граммы, мнемотаблицы.
При замещении одни объекты заменяются другими. В качестве заместителей используют, как правило, бумажные квадраты, круги, овалы, различные по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии.
Пиктограмма – это символическое изображение, которое заменяет слово. Данный прием моделирования относится к невербальным средствам общения, и может использоваться в следующих случаях:
- когда ребенок пока не говорит, но вскоре овладеет речью;
- для постоянного общения с ребенком, неспособным говорить вообще;
- для облегчения развития речи;
- как подготовка к освоению письма и чтения;
- в качестве средства, помогающего изложить мысли в устной форме.
Мнемотаблицы представляют собой схемы, в которых заложена какая-либо информация. Суть мнемосхемы такова: на каждое слово или маленькое словосочетание нужно придумать какую-либо картинку; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок гораздо быстрее запомнит информацию, глядя на эти схемы-рисунки. Поэтому можно сказать, что мнемосхемы – это своеобразное средство для запоминания.
Многие исследователи считают, что использовать метод моделирования можно в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.).
Действительно, моделирование можно использовать везде – в математическом и речевом развитии, при ознакомлении с художественной литературой, в изобразительной деятельности и при знакомстве с окружающим миром. Педагог всегда ищет новые способы, приёмы, которые помогают облегчить усвоение детьми нового материала. Наглядное модели-рование – прекрасный помощник воспитателя. Оно развивает познавательный интерес, учит детей выделять главную мысль, систематизировать свои знания, а также способствует предотвращению утомляемости.
Использование метода наглядного моделирования в дошкольном образовании очень эффективно. Ведь различные схематические изображения дети понимают легко и быстро и успешно пользуются ими в дальнейшем. Старшим дошкольникам достаточно всего лишь одного объяснения, чтобы понять, что такое план помещения, и они свободно найдут спрятанный в комнате предмет, ориентируясь на отметки в плане. Дети легко узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. д.
Известно, что многие виды знаний ребенку легче усвоить в виде действий с моделями, нежели на основе словесного объяснения взрослого. Например, при формировании математических представлений чрезвычайно трудно происходит ознакомление детей с отношениями части и целого. Словесные методы в данном случае не столь эффективны, как схематические изображения: при использовании наглядного моделирования дети легко понимают, что целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.
Какие цели должен преследовать педагог, используя в своей работе на-глядное моделирование? В первую очередь, развивать познавательный интерес, научить детей самостоятельно добывать информацию. Метод наглядного моделирования позволяет дошкольникам проводить исследование, делать сравнения, умозаключения.
Практика показывает, что использование моделирования помогает детям без затруднения ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствует устную речь, способствует развитию логического и образного мышления, памяти, внимания. Также формирует представления об окружающем мире, труде и т.д.
Таким образом, можно сказать, что моделирование — один из наиболее эффективных методов умственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку мышление их характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью. Поэтому использовать метод моделирования в практике дошкольного образования можно и нужно. Педагоги не должны бояться применять эту методику, так как она даёт ощутимые результаты.
Следующая > |