Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании детей младшего дошкольного возраста
Всем известно, что здоровье организма человека закладывается с раннего детства. Детский организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Здоровье человека будет зависеть от того, насколько благоприятны или неблагоприятны эти воздействия. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья. Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания.
Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки — это составная часть культурного поведения. Привитие навыков гигиенического свойства детям является обязанностью родителей.
Хорошему воспитанию культурных и гигиенических навыков у детей способствует благоприятная семейная атмосфера. Человеческие качества, такие как уважение, такт, чуткость, деликатность к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя. Это касается и гигиенических навыков.
Отношения ребенка с социальным миром начинают складываться по мере формирования основных навыков и привычек. Происходит это на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении (перемещение мебели в его комнатке, отсутствие какой-либо игрушки). Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Для ребенка окружающие предметы помогают ориентироваться, что не совсем бывает просто для маленького ребенка. Поэтому сложившийся «детский» мир не стоит нарушать, а наоборот, родители должны стараться сделать его более ярким и интересным для ребенка. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Раннее детство является сенстивным периодом для начального формирования культурно — гигиенических навыков.
Начало формирования культурно-гигиенических навыков совпадает со становлением предметной деятельности. Действуя с предметами личной гигиены, у ребенка расширяется сенсорный опыт, идет ознакомление с окружающим миром, реализуется познавательная потребность. Ребенок узнает функции и качества предметов. Ощупывая, поглаживая, осматривая, обнюхивая, покусывая, открывает для себя их отличительные признаки и это вызывает у него яркие положительные эмоции. Происходит развитие познавательных чувств: удивления, радости, удовольствия от познания нового. В процессе познания качеств предметов и веществ подкрепляются словом. Это делает познание осознанным, понятия закрепляются в памяти ребенка, идет обогащение словарного запаса. При выполнении разнообразных бытовых действий ребенок учится наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. По мере освоения культурно- гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию.
Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку виду трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива (сделать что-либо для другого), они направлены на самого себя. На основе труда по самообслуживанию в трехлетнем возрасте начинает появляться элементарная хозяйственно-бытовая деятельность, которая в старшем возрасте перерастает в коллективный хозяйственно-бытовой труд.
Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Взрослым он стремится показать то, чему он научился, ждет от него поддержки, одобрения. Сверстника же сам пытается научить выполнять правильно конкретное действие, дает ему указания, поучает.
Выполнение культурно-гигиенических действий дает возможность ребенку сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже он выполняет действие. Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. У детей складывается такое личностное новообразование как осознание своего «Я».
«Хорошо или плохо?»
Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.
Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.
- «Кормление куклы».
Цель: научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки; вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.
Методы развития культурных и гигиенических навыков в семьях
В ДОО саду повышенное внимание уделяется воспитанию у дошкольников культурно-гигиенических навыков. Причем для каждой возрастной категории детей разработаны программные требования. Дошкольников приучают осознавать ценность здорового образа жизни, рассказывают об элементарных правилах безопасного поведения, учат беречь своей здоровье. Согласно программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса при работе с младшими дошкольниками задача по гигиеническому воспитанию заключается в привитии культурно-гигиенических навыков. Среди них аккуратность в быту, опрятность в одежде, обучение начальному этикету приема пищи, как неотъемлемой составной части культуры поведения. Чтобы упростить для ребенка процесс освоения новых навыков, следует сделать его увлекательным и интересным.
- Продолжать обучение ребенка мыть руки перед приемом пищи, или если они испачканы (вначале под постоянным контролем взрослого, а затем — самостоятельно). Ребенка обучают насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Обучать дошкольника приводить себя в порядок, обращаясь к помощи взрослого, когда это необходимо. Работать над формированием навыка пользования индивидуальными предметами, например салфетками, носовым платком, горшком, расческой.
- В процессе приема пищи побуждать детей к самостоятельным действиям, приучать их держать ложку в правой руке.
- При одевании и раздевании напоминать детям порядок действий. При незначительной помощи взрослого надо научить ребенка снимать обувь, одежду (расстегивать молнию спереди, пуговицы, застежки на липучках). Ребенку надо объяснить, как при раздевании правильно складывать свою одежду. Ему показывают, как правильно надевать обувь, одежду.
Вторая младшая группа (дети в возрасте 3-4 года).
- Приучать детей следить за внешним видом. В процессе мытья рук напоминать им правила использования мыла. Продолжать обучать их мыть руки, уши, лицо; насухо вытирать руки и лицо после умывания, вешать полотенце на отведенное место, пользоваться носовым платком, расческой.
- Формировать навыки поведения при приеме пищи: правильно пользоваться ложкой и чайной ложечкой, вилкой, салфеткой; не играть с хлебом, пережевывать еду, закрыв рот, не разговаривать, если во рту находится пища.
- К окончанию учебного года дети должны овладеть самыми простыми навыками поведения во время приема пищи и умывания.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания с возрастом постепенно усложняется, их объем увеличивается. Дети становятся более самостоятельными. В детском саду должна быть создана обстановка, способствующая формированию навыков личной гигиены, особенно это относится к детям младшего возраста. В режиме дня детей младшего возраста отводится больше времени, чем в режиме дня детей среднего возраста, на формирование культурно — гигиенических навыков. Закрепляются и совершенствуются приобретенные ранее навыки. Например, в первой младшей группе руки перед едой ребенок моет при напоминании и с помощью взрослых, а в старшей — он может оказать помощь товарищу и пр..
Основные методы формирования у дошкольников культурно- гигиенических навыков: личный пример значимых взрослых; образовательная деятельность в данном направлении; демонстрация необходимых действий; пояснение; объяснение; поощрение; повторение действий; дидактические игры; беседы; стихотворения; пословицы, поговорки; потешки; викторины, развлечения; игровые приемы; многократное повторение.
Большое значение для закрепления культурно — гигиенических навыков имеет интересные рассказы, стихи, картинки.
Дети дошкольного возраста в основном владеют конкретным, наглядно-образным мышлением. Поэтому для успешного формирования у них гигиенических навыков следует чаще прибегать к показу, который сопровождается пояснениями. Воспитатель показывает, как надо правильно держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ сопровождается объяснением. Постепенно дети воспринимают целесообразность требований воспитателя (мыть руки, пока они не станут чистыми, налить воду на пол и т. п.). Любое действие воспитатель показывает таким образом, чтобы выделить отдельные операции. Вначале он акцентирует внимание детей на самых существенных действиях, а затем на дополнительных. Операции следуют друг за другом в строгом порядке с интервалом между ними не более 5-10 с. В противном случае не удается выработать динамический стереотип. Показ действий малышам обязательно должен сопровождаться проговариванием. Умелое руководство со стороны педагога сокращает время овладения ребенком навыками личной гигиены.
Пример воспитателя может быть прямым и косвенным. В случае прямого примера воспитатель предлагает детям посмотреть, как он делает, а во втором — применяет различные формы, вызывающие у детей интерес и привлекающие их внимание. Если примером служит поведение воспитателя, при этом обязательно должно проявиться его личное отношение. Только в этом случае пример будет для детей убедительным.
Во всех группах широко применяются такие приемы, как похвала, одобрение, поощрение, педагогическая оценка. Всегда имеет значение своевременность похвалы, но не следует этим злоупотреблять. В противном случае ребенок будет постоянно ждать похвалы. Выполнение требований взрослых должно стать для детей нормой поведения, их потребностью. Одобрение поддерживает в детях желание и в дальнейшем поступать так же, сделать что-либо еще лучше. Иногда воспитатель поощряет ребенка в такой форме, чтобы напомнить ему правила выполнения. Иногда ему приходится применять порицание, но этот педагогический прием лучше всего применять в косвенной форме, не называя имени ребенка.
Педагогическая оценка, или положительное (отрицательное) суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка.
Положительная оценка ребенка может быть дана в тех случаях, когда надо подчеркнуть достижение им определенных успехов в процессе овладения новыми навыками. Например, если трехлетний ребенок самостоятельно надел рубашку, или смог застегнуть пуговицу, воспитатель его одобряет. Чтобы малыш лучше смог осознать свои новые умения, воспитатель сравнивает его настоящие действия с прошлым, новую оценку его действий с предыдущей оценкой. Положительную оценку необходимо давать также в случаях, когда дети сами осознают, как следует поступать. Вовремя сказанная похвала ускоряет выработку необходимого навыка. Например, педагог может сказать: «Я не напомнила Гале, что нужно сложить кофточку, а она сама все сложила. Молодец!» Оценка может быть дана перед всей группой, особенно если всем остальным детям также необходимо овладеть данным навыком. Если же основная часть детей в группе уже овладели этим навыком, а отстают лишь некоторые дети, воспитатель должен одобрить ребенка индивидуально.