«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»


Плавание в детском саду.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.
Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.

Основной целью занятий является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанию занятий физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.

На занятиях решаются задачи по формированию:

  • навыков плавания;
  • бережного отношения к своему здоровью;
  • навыков личной гигиены;
  • умение владеть своим телом в непривычной среде.

Какое же влияние оказывают занятия плаванием на организм ребёнка?

Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы. Во время плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят изменения в составе крови.

Плавание закаляет организм человека, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи.

Плавание влияет на рост ребенка. Плавание – незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Плавание – одно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций. Занятия плаванием способствуют уменьшению лишних жировых отложений. В то же время у очень худых детей эти занятия способствуют увеличению подкожного жира, что вместе с увеличением силы и объема мышц улучшает осанку.

Организация занятий плаванием в детском саду.

Занятия по плаванию должны проводиться не ранее, чем через 40-50 минут после приема пищи и не позже чем за 1,5 – 2 часа до ночного сна. В условиях детского сада наиболее приемлемым временем для проведения занятий по плаванию считается: время до обеда – с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут;

Обучение плаванию проходит в форме подгрупповых занятий. Для занятий в бассейне детей разделяют на две подгруппы. В зависимости от возраста количество детей в подгруппах будет разным.

Обучение в ДОУ плавание проводится для каждой группы 2 раз в неделю.

  • младшая группа занимается 15-20 минут;
  • средняя группа – 20 -25 минут;
  • старшая группа – 25 минут-30 минут.
  • подготовительная группа – 30 -35 минут.

Занятия в бассейне в нашем детском саду проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года). Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе которой инструктор знакомит с правилами поведения в бассейне ( показывает детям, где и как нужно раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке).

Обучение состоит из трех этапов:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение плавательными движениями.

В нашем детском саду плаванию уделяется большое значение. Данная работа осуществляется инструктором по плаванию.

О значении плавания для детского организма.

Плавание в бассейне детей раннего дошкольного возраста с целью их оздоровления и обучения практическим навыкам начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70 годы прошлого столетия (хотя на самом деле корни этого метода уходят в глубокую древность). Известно, сколь часто фиксируются несчастные случаи на воде, происходящие из-за того, что потерпевшие, в том числе дети, не умеют плавать. Если бы детей с ранних лет научили свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировали у них культуру поведения на воде, то многие были бы ограждены от возможного несчастья.

Вместе с тем основная цель обучения дошкольников плаванию — содействие их оздоровлению и закаливанию, обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше. Это позволяет детям быстрее и правильнее осваивать движения в воде. Хрупкость и несформированность детского организма требуют тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете половой принадлежности, возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычке к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно найти наиболее эффективные приемы обучения плаванию. Методика обучения плаванию дошкольников опирается на основные дидактические требования педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.

Задачи обучения плаванию по возрастным группам.

Вторая младшая.
  1. Учить детей не бояться входить в воду , научить плескаться в ней.
  2. Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине.
  3. Учить погружаться в воду , открывать в ней глаза. Учить задерживать дыхание под водой , подныривать. Учить выполнять выдох в воду с погружением до носа . и с погружением лица , головы.
  4. Учить лежать на воде(на груди), держась руками за поручень, за руки преподавателя с поддержкой. Учить лежать самостоятельно.
  5. Учить выполнять скольжение на груди со вспомогательными снарядами.

При обучении детей младшего возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.

Обучение каждому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности , поэтому оно сводится к игре.

Средняя группа
  1. Учить передвигаться в воде самостоятельно в разных направлениях , разными способами.
  2. Учить погружаться в воду , задерживать дыхание , подныривать под игрушку. Учить нырять и собирать предметы со дна бассейна .
  3. Учить выполнять выдох в воду с погружением лица ,головы.
  4. Учить лежать на воде с поддержкой преподавателя и самостоятельно.
  5. Учить скользить на поверхности воды на груди и на спине с помощью взрослого , и со вспомогательными снарядами.
  6. Учить выполнять движения ногами и руками на суше и в воде как при плавании кролем.
  7. Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.

У детей среднего дошкольного возраста закрепляются умения и навыки плавания приобретенные на занятиях в младшей группе .Большое внимание в этом возрасте уделяется воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются разнообразные упражнения для специальной подготовки и игры для освоения передвижений в воде . Игры для приобретения навыков погружения в воду.

Старшая группа.
  1. Учить погружаться в воду на более длительное время.
  2. Учить выполнять выдох в воду (чередовать вдох над водой с выдохом в воду).
  3. Учить скольжению. На груди на спине отталкиваясь ногами от дна и стен бассейна.
  4. Учить скользить в сочетании с выдохом в воду.
  5. Учить координационным движениям ногами в воде, опираясь на руки , лежа на спине и на груди.
  6. Учить движениям ногами в скольжении на груди, на спине (по типу кроля) с подвижной опорой (доски) и без нее.
  7. Обучение координационными возможностям в воде . учить движениям руками в плавании на груди и спине.

На занятиях в старшей группе включают в себя: упражнения и игры для развития кистей, дыхательные упражнения, упражнения для специальной подготовки, игры для овладения навыков скольжения, игры –эстафеты.

Подготовительная группа.
  1. Учить лежать в воде на спине и на груди длительное время.
  2. Учить скольжению в воде на груди, на спине в сочетании с движениями ног, рук.
  3. Учить нырять в воду.
  4. Обучение облегченным способам плавания с работой ног и поддерживающими гребковыми движениями рук (на спине, на груди).
  5. Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде, обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.

Игры и развлечения на воде

Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение. Однако надо отметить и некоторые отрицательные моменты. Увлекшись процессом игры и стремясь выйти в победители, дети перестают следить за точностью выполнения элементов плавательных движений, выполняют их неверно. Многократное повторение неправильных (с точки зрения техники плавания) движений может привести к тому, что они станут привычными. Поэтому игры, применяющиеся для закрепления какого-либо навыка, должны быть составлены так, чтобы правильное выполнение движения было главным условием.

Простые бессюжетные игры проводятся в основном с новичками, чтобы они увереннее чувствовали себя в воде и научились передвигаться. Когда эта цель достигнута, можно переходить к сложной игре с сюжетом и элементами состязания.

Объяснение правил игры должно быть кратким и образным. Если движения сложны, то рассказ сопровождается показом. Сначала нужно проиграть игру на берегу, а уж потом в воде. Нельзя удалять из игры отдельных участников до ее окончания.

Плавание — дело семейное

Плавание является эффективным укрепляющим и оздоравливающим средством для всех членов семьи, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми старшими.

В воде человек обретает спокойствие и уравновешенность, стрессы и волнения отсутствуют, количество семейных ссор и скандалов существенно уменьшается.

Занимаясь в воде с детьми, Вы не только помогаете им расти здоровыми, но и ненавязчиво воспитываете их, т.к. в самом процессе занятий формируются такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, сила воли. А ведь именно их порой так не хватает детям.

Вы лучше узнаете своего ребенка, научитесь понимать друг друга, станете более дружными.

Итак, хотите быть здоровой и дружной семьей?

Плавайте и учите плавать своих детей!

Как преодолеть боязнь воды?

Если ученик боится воды, не стоит его убеждать в обратном. Для достижения быстрого результата важно, чтобы занятия проходили в комфортной и безопасной обстановке. Родителям стоит направить внимание не на преодолении страха, а на создании ощущения безопасности. Сделать это можно следующим образом:

  • дать возможность привыкнуть к воде. Когда малыш осмотрится, не будет отвлекаться на новые ощущения, стоит рассказать о свойствах воды. Доступным для возраста языком расскажите, что вода при правильном положении тела будет поддерживать его на плаву, «выталкивать» на поверхность. Покажите, что мяч в воде не тонет, объясните, за счёт чего это происходит. Отсутствие страха позволит быстрее достичь желаемого результата;
  • дать почувствовать почву под ногами. Не спешите сразу заводить ученика на глубину. Уровень воды до груди – оптимальный на первых этапах обучения. Предложите будущему пловцу поиграть в игры. Хорошо помогает освоиться в воде упражнение «Фонтан»: колени слегка согнуть, чтобы губы находились в воде. В таком положении следует выдувать воздух ртом, до образования пузырей. Такое занятие непременно развлечёт ребёнка и поможет справиться с тревогой. В дальнейшем можно заходить на глубину, где уровень воды достигает ключиц.

При обучении важно соблюдать спокойствие, не торопить ребёнка, не повышать голос. Родитель должен быть «спасательным кругом», «проводником» на пути к неизведанному. Когда страх воды останется позади, приступают к обучению держаться на плаву. Оттягивать этот момент не стоит, поскольку происходит привыкание находиться в воде, касаясь дна.

Сохраняйте спокойствие и будьте уверенным проводником для ребёнка не только в обучении плаванию, но и в любой другой ситуации. Всегда знайте, где находится ваш ребёнок, и что происходит вокруг него, чтобы иметь возможность вовремя оказать ему помощь или поддержку. Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Основы правильного плавания в различных стилях

Независимо от возраста, в котором происходит освоение навыка, важно знать: правильное положение тела – горизонтальное с опущенным в воду лицом. Инстинктивно человеку свойственно задирать голову. Но опущенное лицо помогает удерживать баланс и препятствует переутомлению шейных позвонков при длительном нахождении в воде.

Такое положение повышает плавучесть и увеличивает скорость движения при любом стиле. Поэтому, когда вы учите «с нуля», лучше сразу выработать правильное положение, чтобы потом не тратить время и силы на переучивание.

Спортивное плавание выделяет 4 стиля:

  1. Батерфляй. Для детей, которые только учатся, такой стиль не подходит. Он требует больших физических усилий, отлаженной координации действий. Во время движения пловец «пролетает» над водой, делая одновременные махи руками и всплеск ногами, похожий на движения дельфина.
  2. Брасс. Руки выполняют широкие, «раздвигающие» движения, а ноги как бы отталкиваются от поверхности воды.
  3. Кроль на груди. Самый быстрый стиль: руки делают размашистые гребки, а ноги выполняют попеременные махи по типу «ножницы». Большую часть времени лицо пловца погружено в воду. В этом случае вдох происходит на повороте головы.
  4. Кроль на спине. Движения идентичны предыдущему стилю, только пловец находится на спине. Здесь явное преимущество для детей, которым не комфортно опускать лицо в воду.

Если вы не растите профессионального спортсмена, сразу приучать его к какому-то определённому стилю не стоит. В первую очередь нужно отработать дыхание, работу ног и рук.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]