Знакомство с произведениями искусства в детском саду в среднем дошкольном возрасте
Знакомство с произведениями искусства в детском саду
в среднем дошкольном возрасте
В средней группе работа по ознакомлению детей с произведениями искусства продолжается, и я, следуя рекомендациям авторов комплексных программ «Радуга», «Развитие», «Воспитания и обучения в детском саду», «Детство», решаю следующие задачи:
· Продолжать рассматривать предметы народного и декоративно-прикладного искусства.
· Познакомить детей с профессией художника.
· Формировать умение выделять жанры и виды искусства: живопись, скульптура, архитектура.
· Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации.
· Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
В среднем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с произведениями изобразительного искусства. В течение года мы с детьми рассматриваем иллюстрации к детским книгам, выполненные известными художниками: Васнецовым, Конашевичем, Чарушиным и др. Дети знакомятся со скульптурой малой формы: бронзовыми, фарфоровыми, деревянными изображениями животных и людей с ярко выраженным характером, пластикой движения.
Я выбираю материал по изобразительному искусству, который подразделяется на разделы: декоративное искусство, графика, живопись (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись), скульптура, ее виды.
В сентябре, октябре, ноябре я продолжаю знакомить детей с изображением растительного узора в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, рассказываю об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, организовываю в группе выставку работ народных мастеров.
В декабре — рассказываю о профессии художника.
В январе — продолжаю работу по развитию восприятия красивых узоров и орнаментов в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Продолжаю знакомить с профессией художника.
В феврале, марте и апреле планирую рассматривание иллюстраций, рассказ о творчестве художников-иллюстраторов, организацию выставки.
Авторы комплексных программ «Радуга», «Развитие», «Воспитания и обучения в детском саду», «Детство» советуют рассматривать с детьми иллюстрации и репродукции произведений живописи – но не указывают, каких художников конкретно.
Однако особенно подробно представляет этот материал программа «Росток» .
Таким образом, на основании рекомендаций авторов комплексных программ я добрала и систематизировала материал по ознакомлению с изобразительным искусством в средней группе.
В среднем дошкольном возрасте я продолжаю знакомить детей с предметами быта, с игрушками из дерева (богородская резьба), предметами из резной березы (короба, шкатулки), с предметами творчества (вологодским кружевом, вязанием, вышивкой).
При ознакомлении с профессией художника, я рассказываю детям, что художники – это люди, которые пишут картины, создают иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие предметы. Я показываю детям различные жанры живописи — натюрморт, портрет, пейзаж, сказка.
По знакомству детей с произведениями живописи наиболее полно я использую материл парциальной программы «Росток» Шестаковой. Здесь работа ведется по сезонам.
Я продолжаю знакомить детей со скульптурой, учу отличать скульптуру от живописи, познавать особенности ее содержания и некоторых средств выразительности: объемность, движение, значимость материала, из которого выполнена скульптура.
Согласно автору («Программа воспитания и обучения в детском саду») я знакомлю детей с архитектурой, а точнее — со зданием школы и детского сада, жилым домом, в котором много этажей, подъездов, квартир, зданием цирков, театров.
Знакомство с произведениями в искусства в нашей группе проводится на богатом накопленном материале.
Получить текст
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с различными жанрами живописи
Перспективный план по ознакомлению
дошкольников с различными жанрами живописи
(с первой младшей по подготовительную группу)
Первая младшая группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель | |
1 | 10. | Декоративно- прикладная | Филимоновской игрушка | Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины | |
2 | 01. | Скульптуры малых форм | Утка с утятами или др. | Развитие интереса к творчеству, ознакомление со строением птиц | |
3 | 03. | Матрёшка — русский сувенир | Семёновская матрешка | Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям | |
4 | 04. | Анималистический | Сутеев В.Г.Иллюстрации к детским книгам | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
Вторая младшая группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель |
1 | 09. | Сказочно –былинный | В.М. Васнецов «Алёнушка» | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 | 10. | Лубок | Кот Казанский | Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 | 11. | Декоративно- прикладная | Филимоновская игрушка | Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины |
4 | 12. | Натюрморт | Н.С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне» | Обеспечение целостного восприятия картины |
5 | 01. | Пейзаж | И.И. Шишкин «Зима» | Познакомить детей жанром живописи – пейзаж |
6 | 02. | Портрет | Б. М. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» | Вызвать эмоциональный отклик на портретную живопись и устойчивый интерес к ней |
7 | 03. | Матрёшка — русская душа | Тверская, семёновская; вятская | Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям |
8 | 04. | Анималистический | Е.Чарушин иллюстрации к книгам «Разные звери» (1930 год), «Волчишко», «Васька», «Медвежата», «Про сороку» | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 | 05. | Бытовой | Б.М. Кустодиев «Утро» | Учить внимательно всматриваться в произведение, понимать взаимоотношения между персонажами картины, сравнивать изображенное художником в картине с реальной действительностью. Понимать эмоциональный настрой произведения |
Средняя группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель |
1 | 09. | Сказочно –былинный | Васнецов В.М. «Царевна лягушка» | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 | 10. | Малая Третьяковка | Ф.В.Сычков «Трудный переход», «У изгороди» | Знакомство с творчеством художника |
3 | 11. | Декоративно- прикладная | Филимоновская, дымковская игрушки | Познакомить детей с познакомить с своеобразием филимоновской , дымковской росписях, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины |
4 | 12. | Натюрморт | И.Е. Репин «Яблоки и листья» | Вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов. Формировать представления о натюрморте как особом жанре живописи |
5 | 01. | Пейзаж | И. И. Левитан « Зимой в лесу» | Развивать у детей интерес и эмоциональный отклик на художественную картину, навык восприятия образного языка живописи, умение внимательно рассматривать пейзаж и видеть в нем единство содержания и средств выразительности |
6 | 02. | Портрет | И. Е. Репин «Надя Репина дочь художника» | Формировать интерес к портретной живописи, «насмотренность» произведений этого жанра. Сравнивать два произведения, выделять средства выразительности, помогающие художникам передать настроение изображенных детей, их чувства |
7 | 03. | Матрёшка — русская душа | Тверская, семёновская, вятская | Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям |
8 | 04. | Анималистический | А.М.Лаптев иллюстрации «Басни Крылова» | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 | 05. | Бытовой | А. К. Саврасов «Грачи прилетели» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному восприятию пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать переживания, развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному восприятию пейзажной картины рассматривать |
Старшая группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель |
1 | 09. | Сказочно –былинный | Васнецов В.М. «Иван-царевич на сером волке» | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 | 10. | Лубок | Народные картинки на популярные сюжеты | Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 | 11. | Декоративно- прикладная живопись | Филимоновская, дымковская, городецкая, полховская игрушки | Познакомить детей с своеобразием филимоновской , дымковской росписях, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи, с росписью Полхов — Майдана |
4 | 12. | Натюрморт | И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды» | Познакомить детей с натюрмортом, развивать активный интерес, эмоциональный отклик на художественное произведение |
5 | 01. | Пейзаж | И.И. Шишкин «Зима в лесу» | Познакомить детей с репродукцией И. И. Шишкина |
6 | 02. | Портрет | Б.М .Кустодиев «Купчиха за чаем» | Закрепить знания детей о портретной живописи, её особенностях |
7 | 03. | Малая Третьяковка | Ф.В. Сычков «За работой. Подруги», «Жница» | Знакомство с творчеством художника |
8 | 04. | Анималистический | Ю.Васнецов иллюстрации к книгам «Лис и мышонок», «Краденое солнце», «Кот, лиса и петух», «Волк и козлята» | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 | 05. | Бытовой | И.И. Левитан «Избушка на лугу» | Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому народному творчеству |
Подготовительная группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель |
1 | 09. | Сказочно –былинный | Васнецов В.М. «Богатыри» | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 | 10. | Лубок | Медуза | Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 | 11. | Декоративно- прикладная живопись | Гжель, хохлома, жостово | Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, и жостовской росписях) |
4 | 12. | Натюрморт | И. И. Левитан «Опавшие листья» | Развивать у детей интерес и эмоциональный отклик на художественную картину, навык восприятия образного языка живописи, умение внимательно рассматривать пейзаж и видеть в нем единство содержания и средств выразительности |
5 | 01. | Пейзаж | Шишкин «Поваленное дерево» | Знакомство с творчеством художника |
6 | 02. | Портрет | Б.М .Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина» | Познакомить с великим народным певцом |
7 | 03. | Малая Третьяковка | Ф.В. Сычков «Учительница мордовка», «Праздничный день» | Способствовать формированию у детей чувства любви к живописи |
8 | 04. | Анималистический | Е.Рачеев, иллюстрации к книгам «Журавль и цапля», «Собака и волк», «Мужик и медведь», «Три медведя» | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 | 05. | Бытовой | Б.М. Кустодиев «Масленница» | Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому народному творчеству. |
Литература:
1. Р.М.Чумичова «Дошкольника о живописи» Москва «Просвещение», 1992г.
2.Аникин, В. П. Русское устное народное творчество: учеб. / В. П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2001. – 726 с. 3. Асеев, Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века: учеб. / Б. Н. Асеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Искусство, 1977. – 576 с. 4. Кузьмин, Н. Русский лубок / Н. Кузьмин // Народное творчество. – 2008. — № 1. – С. 9-16.
5.Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург, 1997г.
6.Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Учебно-наглядное пособие Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001г.
7.Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003г. 8. Лотман, Ю. М. Художественная природа, русских народных картинок / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотики культуры и искусства. / Ю. М. Лотман . – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 322 – 339. 9. Ровинский, Д. А. Русские народные картинки: в 5 т. / Д. А. Ровинский. – СПб., 1881. – Т. 1-5. 10. Родионова, Л. В. Отечественная история в картинках // Л. В. Родионова // Обсерватория культуры. – 2006. — № 3. – С. 106-112.
Беседы об искусстве
Практическое задание: воскография
Тема 2.6.Средства выразительности декоративно-прикладного искусства
Занятие 1
Знакомство с выразительным средством декоративно-прикладного искусства: единство пользы и красоты. Самые обычные предметы быта, например посуда, могут быть одновременно и произведениями искусства и приносят пользу. Большую роль при этом играет материал, из которого сделан предмет: мягкость, пластичность глины, прозрачность и текучесть стекла, гладкость и холодность металла и то, насколько мастер передал эти свойства. Образцы эгейской керамики, Гжели, венецианское стекло, сосуды из Феста, Жостовские подносы и др.
Занятие 2
Единство формы и материала в дпи. Предметы дпи могут быть украшены росписью или лепным узором, скульптурой. Украшение должно соответствовать форме предмета, его назначению и материалу из которого он сделан. Мастер использует природные свойства материала, например ковш – утица, чернофигурный килик, краснофигурная амфора, тагильские расписные подносы, китайский расписной фарфор, вологодские кружева и др.
Тема 2.7.Особенности материалов изобразительного искусства
Занятие 1
Материалы скульптуры. Многообразие скульптурных материалов. Гранит – твердый, плотный камень. Скульптура из гранита отличается цельностью объема, её характер – спокойствием и суровостью. С. Д. Меркуров памятник К. А. Тимирязеву, портреты известных людей. Мрамор – мягкий, слегка просвечивающий камень. В мраморе воплощены возвышенные, одухотворенные образы. Микеланджело «Пьета», работы Скопаса, Праксителя, римские скульптурные портреты. Глина – пластичный, послушный материал, из нее лепят модели, эскизы скульптур. Обожженная глина с шероховатой поверхностью – терракота (Клодион «Девушка с ребенком»). Политая глазурью глина с гладкой, блестящей поверхностью –фаянс (Л. Дела Роббна «Мальчик с гирляндой»). Бронза – прочность, упругость, гибкость и подвижность расплавленного металла дают скульптору большие возможности для композиции. «Посейдон» V в. До н. э.,Вероккио «Давид», Барри «Пантера и антилопа»,Э. М. Фальконе памятник Петру I. В дереве всегда видны продольные волокна, и линии, по которым движется резец скульптора и там, где они пересекаются, возникает резкий излом формы. Поэтому скульптор по дереву всегда эту особенность учитывает. Египетские деревянные скульптуры – «Жрец Аменхотеп», «Писец Каи»; В. И. Мухина портрет академика А. Н. Крылова, С. Т. Коненков «Старичок-полевичок».
Занятие 2
Многообразие художественных материалов живописи. Выбор материала в зависимости от замысла художника. Если художник пишет картину прямо на стене, он часто выбирает технику фрески. Краски для такой работы разводятся водой и наносятся на сырую штукатурку. Такая роспись очень прочна и выглядит на стене естественно и красиво. Рафаэль, Станцы; Микеланджело, фрагменты росписи Сикстинской капеллы. До техники масленой живописи, художники писали на досках красками , в которые добавляли яйцо или соки растений. Такие краски называются темперой. А. Рублев «Троица»; икона Ростово-Суздальской школы XVI в. «Чудо Дмитрия Солунского; Симоне Мартини «Благовещение». Развитие техники живописи маслом связано с именами братьев Ван Эйк, нидерландских живописцев XV в. Маслом можно писать и быстрые наброски и более длительные работы. Поверхность картины может быть гладкой (Ф. Васильев «Мокрый луг»), а может быть шероховатой, неровной (М. Врубель «Девочка на фоне персидского ковра»; К. Моне «Руанский собор». Отдельные мазки могут сливаться или незаметно переходить друг в друга (Т. О. Д. Энгр «Автопортрет»), а могут быть отчетливо видны ( Ван Гог «Дорога в Провансе»). Эффект наполненного светом и воздухом пространства в масляной технике хорошо передано у И. И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы», а реальные ощутимые предметы у Ж.-Б. Шардена «Натюрморт».
Ознакомление детей средней группы с народным декоративно-прикладным искусством
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 129 « Антошка»
«Ознакомление детей средней группы с народным декоративно-прикладным искусством»
Подготовила: Перминова А.В.
Цель:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры и эстетического вкуса у детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
1. Познакомить детей с дымковской, филимоновской игрушкой как видом народного декоративно — прикладного искусства, имеющих свою специфику и образную выразительность.
2. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ по ФГОСу
Расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Вся работа проводилась в трех направлениях.
1) Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в «прекрасном»
. Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные признаки, средства выразительности
(элементы узора, их цвет, расположение на форме)
.
2) Ознакомление детей декоративному рисованию, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Знакомство с некоторыми приемами росписи. Составлять узоры на полосе, чередовать один – два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, круге, выделяя кайму, углы, середину.
3) Формирование детского декоративного творчества. Выбор элементов, их цвета, затем выбор бумаги, композиции.
Видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций.
Формы организации работы с детьми.
1. Выставки
2. Экскурсия виртуальная.
3. Художественно-творческая деятельность по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.