Развивающие игры Воскобовича в детском саду приобрели популярность в начале века. Красочные комплекты с инструментами и набором героев для проведения занятий стали одними из первых, массово выпускавшихся в фабричном варианте.
Автор программы Вячеслав Владимирович Воскобович предпринял максимум усилий, чтобы педагогов дошла его идея комплексного развития мышления и творчества в игре со сказочной огранкой. И хотя комплекты игр Воскобовича продаются в практически готовом виде, автор настоятельно советует вводить в сказку свои элементы и героев, а для визуализации использовать посторонние предметы. Так в совместном творчестве ребенка и преподавателя будет незаметно и гладко проходить обучение основным навыкам логического и креативного мышления, чтения, счета.
Информация об авторе
Методика Воскобовича в детском саду используется для всестороннего развития творческих способностей детей. Ребята, которые занимаются по методике, быстрее сверстников выполняют математические операции, рано начинают читать, умеют выполнять творческие занятия и логически мыслить, могут концентрировать внимание и обладают хорошей памятью.
Автор методики Вячеслав Воскобович много лет не имел никакого отношения к психологии и педагогике. По специальности он является инженером-физиком. Кроме физики, Воскобович увлекался музыкой, писал песни для детей и взрослых, был неравнодушен к поэзии. К созданию методики его подтолкнули собственные дети. В начале девяностых было очень проблемно приобрести качественные игры для развития логики, мышления, памяти и развивающие материалы. Тогда Вячеслав Воскобович самостоятельно разработал серию игр и успешно ее адаптировал.
Развивающие игры являются универсальными пособиями, которые могут с одинаковым успехом использоваться многократно. В дальнейшем по нескольким играм была разработана целая обучающая методика, направленная на всестороннее развитие ребенка. На сегодняшний момент можно ознакомиться с более чем пятьюдесятью играми и большим числом развивающих пособий. В России и ближнем зарубежье регулярно проводятся авторские семинары Вячеслава Воскобовича а в детских садах методика активно внедряется в процесс обучения и развития.
Автор
Вячеслав Владимирович Воскобович — инженер физик из Санкт-Петербурга в начале 90-х был озадачен поиском развивающих игрушек для собственных детей.
Изучение существующих на текущий момент предложений ничего не дало, — ассортимент отечественного методического материала был крайне скуден, международный опыт практически не использовался.
Знакомство с опытом Зайцева и Никитиных подсказало идею создания кардинально новой системы занятий, которая стала бы не только полезна, но и интересна детям, увлекала и развивала без принуждения к занятиям. Главной идеей стало создание инструментов комплексного развития интеллекта, логики, таланта и личности в игровой форме.
Первые игры Воскобовича — «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Складушки», «Двухцветный квадрат». появились в самом начале 90-х. К 1997 году была написана первая методичка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», предлагавшая объединить занятия с головоломками со сказочной подводкой, погружающей ребенка в историю, дающей дополнительный стимул к действию и решению поставленной задачи.
В 1999 году авторская программа «Сказочные лабиринты игры» была официально принята и утверждена комитетом образования Санкт-Петербурга. С этого момента Воскобович презентует развивающие игры в ДОУ в качестве дополнения к развивающим интеллектуально-творческое мышление занятиям. К началу века до 90% детских садов города в той или иной мере использовали методику при организации работы с детьми.
В настоящее время автор системы является директором «Развивающие игры Воскобовича». Компания и принадлежащий ей тьюторский центр активно сотрудничает с Союзом Педагогов России, бесплатно проводит обучающие семинары, в том числе и в онлайн-формате в соответствии с текущей действительностью.
Игры Воскобовича для дошкольников и их описания предлагаются комплектами, рассчитанными на определенный возраст, и являются лицензированными. Покупка аналога не приветствуется, так как сам автор считает, что именно в оригинальной системе учтено все. Точное следование авторской программе, которую педагоги достаточно легко осваивают, дает максимальный результат, несмотря на то, что в рамках самой игры всегда оставлена доле непредсказуемого развития. Ребенок и взрослый становятся сотворцами.
Описание подхода Воскобовича
Автор уверен, что обучение ребенка должно быть непринужденным и веселым, поэтому одним из принципов методики Воскобовича является использование интересных сказок. Каждую игру сопровождает увлекательная история, которая помогает быстрее запомнить формы, буквы, цифры или другую информацию. Ребенок помогает героям, выполняя разные упражнения и задания по сюжету. Такие методические разработки являются находкой для родителей без специального (педагогического или психологического) образования, потому что, основываясь на сюжете сказки, можно играть с ребенком и выполнять творческие задания.
Но игры должны проходить с пользой. Развивающие игры многофункциональные: в игровой форме можно обучать чтению, счету, письму, развивать логику, память, мышление и психические процессы. Так, ценность заключается в способности игры обучать и всесторонне развивать ребенка. Обязательно и развитие творческого начала. Сказки и игры по методике Воскобовича («Чудо-крестики», «Геоконт», кораблик «Плюх-Плюх» другие) помогают развивать фантазию, воображение и творческие потенциал. Нетрадиционные задания разной сложности формируют ранее креативное мышление у детей.
Игры
Автор предлагает рассматривать свои игры как комплекс занятий с 2 до 7 лет. Но на практике их можно использовать и отдельно, — большинство головоломок самостоятельны и не требуют дополнительных вложений. Покупка комплекта интересна только вариативностью занятий и расширением возможностей использования каждого элемента.
«Фиолетовый лес»
Основная среда для проведения занятий по методике Воскобовича. Основа из ковролина позволяет легко передвигать и размещать по пространству дополнительные элементы, к которым прикреплены липучки. Базовая комплектация рассчитана на знакомство ребенка с окружающей средой, изучение времен года, природных явлений.
Комплект базовых деталей соответствующий:
- деревья и разноцветные листочки;
- облака, солнце и луна;
- самые популярные животные леса;
- оформление для зон озера и леса.
На основу из ковролина преподаватель может крепить как готовые фабричные предметы и персонажей, увлекая ребенка в игру, так и самостоятельно выполненные. К процессу изобретения новых сюжетов и персоналий можно привлечь малыша. Достаточно закрепить на поделке липучку, чтобы самоделка стала обитателем фиолетового леса.
По мере взросления персонажи могут меняться, а пространство из лесного превратиться в комнату дошкольника. К Фиолетовому лесу производители предлагают купить не только картонно-деревянные фигурки, но и часы, технические устройства и сложные головоломки. База остается прежней. Рекомендованный возраст— 2-7 лет.
«Кораблик Плюх-плюх»
Пластиковый кораблик с пятью разноцветными мачтами. Мачты перфорированы, состоят из сегментов, надевающихся по принципу пирамидки. Игра предлагает продевать через отверстия разноцветные шнурочки — изучать в игре цвета, формы, размеры.
К самостоятельному комплекту приложена методичка, в которой собраны самые популярные авторские задания для головоломки для самых маленьких. Параллельно родители могут придумать неограниченное количество своих заданий или предложить, чтобы ребенок придумал задачу для педагога. Рекомендованный возраст — от года.
«Геоконт»
Геоконт Воскобовича — фанерная основа с закрепленными на ней опорами для шнуровки. Опоры подписаны, что позволяет давать задания воспроизвести не только конкретный рисунок, но и маршрут по своеобразной карте с отмеченными точками. Цветные резинки входят в комплект.
На основе Геоконта Воскобовича можно учить буквы и цифры, учить пространственному мышлению (отображать предметы с разных сторон и зеркально), проводить творческие занятия на рисование нетрадиционными материалами. Автор предложил несколько вариантов геоконта, рассчитанных на разные возрастные группы. Возраст от 3 до 7 лет.
«Квадрат Воскобовича»
Вечное оригами — головоломка из ламинированного картона. Из нанесенных на основу красных и зеленых треугольников ребенку предстоит складывать фигуры и предметы.
Игра развивает мышление, логику, мелкую моторику. Методичка с вариантами сборки входит в комплект. Рекомендованный возраст от 2 до 7 лет.
«Математические корзинки»
На основе комплекта с цифрами можно провести целый ряд занятий. Помощниками станут Цифрята из Фиолетового леса, которые после дождя собирают цифры-грибочки.
Ребенок изучает числа и порядок, тренирует устный счет и наблюдательность в игровой форме. Дополнительные элементы комплекта Ларчик можно приобрести отдельно, разнообразив процесс.
«Складушки»
Серия карточек с короткими стишками-потешками, по которым ребенок учится читать по слогам (складам). В этой игре автор модернизировал популярную методику обучения раннему чтению Н. Зайцева. Игра рассчитана на детей от 3 лет.
Специфика развивающих игр
Методика подходит для занятий с детьми от двух лет. По отзывам, ребята и постарше с удовольствием занимаются по пособиям. Каждое задание может начинаться с элементарной манипуляции с отдельными элементами и заканчиваться решением все более сложных задач. Игры обязательно учитывают актуальные для возраста интересы ребенка. Кроме того, в ходе игрового процесса дети совершают новые открытия и получают удовлетворение (в эмоциональном плане) от самостоятельно выполненных задач. Игровой материал разнообразный, насыщенный, многоплановый и многофункциональный.
Большинство игр по методике Воскобовича в детском саду или дома сопровождаются методическими пособиями и иллюстрированными историями, в которых нужно выполнять по сюжету задания или отвечать на поставленные вопросы. Герои сказки помогают ребенку усвоить азы математики или чтения, учат взаимопониманию и конструктивному общению. Важно, что дети быстро не утомляются, потому что имеют возможность самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое.
Особенно важно, что применение методики Воскобовича в детском саду (для начинающих методика проста в освоении, в крайнем случае можно записаться на семинар автора и даже лично задать интересующие вопросы) не требует перестройки работы учреждения или изменения привычного уклада жизни дома. Отношения взрослый ребенок партнерские, то есть не предполагается положение взрослого выше. Ребенок оказывается окружен непринужденной, но развивающей интеллектуально-творческой атмосферой. За счет поддержки творческих начинаний возникает ощущение внутренней раскованности, а еще ребенок не получает отрицательной оценки взрослых, так что ощущает внешнюю безопасность.
Пособия для проведения игр
Инструменты для игр от Воскобовича можно приобрести отдельно и комплектами. Во втором случае будет заложен значительный рост и разнообразие с опорой на единую сенсорную среду. В то же время сам автор рекомендует не останавливаться на готовых вариантах, вводить своих персонажей, ставить новые задачи при понимании, что ребенок перерос рекомендованные.
Все модели и элементы дидактического материала рассчитаны на многофункциональное применение. Застежки, магниты, липучки позволяют одних и тех же персонажей переносить из одной игры в другую, располагать на полотне или магнитной доске, не давая ребенку привыкнуть и устать от однообразия.
С созданием собственной среды и технических дополнений ситуация обстоит сложнее. С 2013 года развивающий центр взял в штат профессиональных художников, которые контролируют не только соответствие цветовой гаммы пособий поставленным задачам, но и качество оформления продуктов.
Созданные самостоятельно игры Воскобовича для дошкольников своими руками часто уступают по качеству и визуальной привлекательности для глаз фабричным комплектам. Требовательные к обертке дети не всегда готовы принять замену. Но окончательное решение остается за педагогом и родителем. Даже частичное применение методик Воскобовича в процессе обучения положительно сказывается на результате и динамике работы.
При обилии развивающих игр в настоящее время методика Воскобовича не потеряла своей актуальности. Учебные программы активно используются педагогами ДОУ и могут быть реализованы самими родителями. Простота и увлекательность системы позволяет это сделать. Коллектив компании под руководством своего основателя периодически обновляет ассортимент пособий и предлагает новые, учитывающие интересы современных детей формы.
Развивающие игры по методике
Все игры по методике Воскобовича (описание отдельных дано ниже) можно условно разделить на несколько типов. Большинство из них развивают логико-математические способности (кораблик «Плюх-Плюх», конструктор «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Цифроцирк» и другие), обучают чтению («Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Теремки Воскобовича», «Снеговик»). Игры сопровождаются методическими книгами с заданиями, сказками, иллюстрациями и вопросами. Добрые герои (хитрый, но простоватый Всюсь, мудрый ворон Метр, забавный Магнолик, храбрый Гео) сопровождают ребенка, учат не только математике и чтению, но и человеческим взаимоотношениям.
Методика
У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.
Общие задачи развивающей программы:
- развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
- выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
- тренировка творческого мышления, логической гибкости;
- психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
- практика развития навыков устной речи, чтения, счета.
Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.
Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:
- мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
- незримка Всюсь и смешной Магнолик;
- Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
- паук Юк и Нетающие льдинки;
- Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.
Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.
Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.
Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.
Игра-конструктор «Геоконт»
Конструктор представлен в виде дощечки с гвоздиками, расположенными в определенной последовательности. К игровому полю прилагается набор цветных резинок и пособие, содержащее задания разного уровня сложности. Дети не просто выполняют скучные задания, а отправляются в настоящее путешествие с Гео и помогают ему с помощью конструирования геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Описание методики Воскобовича (прилагается к игре) предлагает схемы рисунков, которые должны получиться в итоге. Игра «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, помогает изучать цвета, формы и величины, учит моделировать, складывать по образцу, нестандартно мыслить, искать сходства и различия, развивает мелкую моторику.
«Квадрат Воскобовича»
«Квадрат-трансформер» состоит из тридцати двух разноцветных треугольников, которые нанесены на тканевую основу и расположены на определенном расстоянии друг от друга. Игра разработана для возрастной категории от двух до пяти лет (двухцветный квадрат), а для детей постарше предлагается четырехцветный квадрат. Квадрат можно трансформировать, создавая разные фигуры. Собирать можно по предложенным схемам или придумывать собственными. Вариантов насчитывается более сотни.
Развивающая игра по методике Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и методическими пособиями. Решить задания ребенку помогут сказочные герои: папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат и прочие. Игра формирует абстрактное мышление и умение ориентироваться в пространстве, прививает навыки моделирования, развивает усидчивость, память и внимание, творческий потенциал.
Игровые технологии В. В. Воскобовича. Обзор игр
Екатерина Гордеева
Игровые технологии В. В. Воскобовича. Обзор игр
В настоящее время насчитывается огромное количество всяких игр, но как сделать, чтобы игры не надоедали ребенку на следующий день, были интересны и познавательны, чтобы ребенок мог осуществлять свои задумки в игре, развивал креативность, эмоционально развивался, очень сложная задача. Все это совместил в своих играх В. В. Воскобович. Его игры имеют множество функций, заинтересуют ребенка самого разного возраста, с их помощью ребенок будет создавать и фантазировать.
Созданные им игры помогали не только разнообразить времяпрепровождение детей, но и способствовали их полноценному развитию. Свой метод развития детей сам Воскобович именует технологией. Автор дал ему название «Сказочные лабиринты игры»
.
О методике Воскобовича. Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобович разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.
Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.
Исходя из этого, можно увидеть, что технологияразработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.
Целями и задачами его методики является:
• способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;
• развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;
• развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);
• гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;
• оказать помощь в развитии математических и речевых умений;
• формировать начальные представления об окружающей действительности;
• содействовать психическому развитию;
• развивать мелкую моторику.
Что представляют собой игры: Вячеслав Воскобович говорит о том, что старается уйти от производства игр для одноразового применения, когда ребенок соберет-разберет и уберет игру подальше. Он стремится к созданию многофункциональных игр, которые будут творчески использоваться ребенком постоянно.
Особенности игр:
1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят
2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет.
3. Многофункциональность и универсальность.
4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет.
6. Высокая вариативность.
Значение сказки в играх. На первое место при создании игр Воскобович ставил интересы детей. Зная о том, как малыши любят сказки, он включил их в свои методические пособия.
Вместе с героями сказок, мудрым вороном Метром, храбрым малышом Гео, хитрым, но простоватым Всюсь, забавным магноликом, пауком Юком, Нетающими льдинками, Чудо-Цветиком и пчелкой Жужжой ребенок отправляется в путешествие по фиолетовому лесу и помогает им справляться со злом, выполняя задания.
Фиолетовый лес – это сенсомоторная среда для детского развития. Она состоит из разных игровых зон. В этих зонах персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры, помогает им в этом сказка.
Как играть с ребенком. При приобретении игры внимательно прочитайте инструкцию к ней и следуйте всем правилам.
Важные этапы игры:
• Взрослому необходимо познакомить ребенка со сказочными героями, подобрать упражнения подходящей степени сложности и устроить игру вместе с малышом.
• Необходимо дать детям возможность усвоить игровые приемы, приобрести необходимые навыки конструирования, выполнить задания.
• Теперь дети могут приступить к самостоятельной игровой деятельности, придумать задания, сконструировать свои формы и сделать к ним схемы.
Требуется дополнительно способствовать развитию речи ребенка в игровой деятельности, так как в основном дети все делают с помощью рук, и взаимодействия с окружающим миром практически нет. Ребенок может прокомментировать действия, заново рассказать сюжет сказки, подробно проговорить варианты выполнения сказочных заданий.
Во время игры необходимо устраивать небольшие физминутки. Малыши не всегда могут усидеть спокойно на одном месте, а игры Воскобовича, как правило, этого требуют. Поэтому следует начинать играть с ребенком очень недолго. Для начала вполне хватит 10 минут. По истечении этого времени отложите игру. Когда ребенок будет готов продолжить, можете снова поиграть с ним. Запаситесь терпением и одобряйте действия малыша как можно чаще, вместе с ним радуйтесь его успехам и победам. Не надо его ругать в случае ошибки.
Плюсы и минусы технологии Воскобовича
У детей, которые регулярно занимались играми Воскобовича,ярко выражены умения:
• проанализировать информацию;
• сравнивать;
• отлично справляться с ориентировкой на плоскости;
• считать и читать;
• отличать и называть геометрические фигуры;
• распознавать цвета;
• сосредотачивать внимание на протяжении длительного периода;
• выполнять поставленные задачи;
• заканчивать начатое дело.
У детей, занимающихся по этой методике, очень хорошо развиты память и мышление, умение сосредоточиться находится на высоком уровне.
Можно назвать только один минус этой авторской технологии – многие пособия не представляется возможным сделать своими руками. Их необходимо покупать только в специализированных магазинах. Стоимость игр, как правило, довольно высокая.
Популярные игры Воскобовича:
Квадрат. Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается.В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Для малышей до 5 лет для игры предусмотрен квадрат из двух цветов, а для ребят постарше квадрат из 4 цветов.
«Квадрат Воскобовича»
с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные. Можно воспользоваться для сборки готовыми схемами, а можно пофантазировать и придумать свой образ. Всего схем сложения более 100.
Занимательная сказочная история о тайнах ворона Метра и материалы, которые потребуются в процессе игры, предложены в комплекте. Такие герои, как мама Трапеция, папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, кроха Квадрат помогают ребятам справиться с предлагаемыми задачами.
Игра может оказать содействие в формировании у ребенка:
• умения смотреть на ситуацию в целом, не зацикливаясь на мелких деталях;
• способности к моделированию;
• хорошего уровня развития ориентирования в пространстве;
• креативности, памяти, внимательности, старательности.
Игровизор. Игра, позволяющая сэкономить много бумаги на рисовании, прохождении лабиринтов и выполнении других различных заданий, которые требуют прорисовки.
Игровизор состоит из:
• подложки – листа заламинированного картона, на котором расчерчена сетка;
• прозрачный пластик, рисуют по которому маркерами на водной основе.
Между собой листы скреплены пружиной. На подложке в углах нарисованы животные. С их помощью малышу легче ориентироваться на листе. Лев живет в левом верхнем углу, лань в левом нижнем углу, павлин красуется в правом верхнем углу, а пони в правом нижнем углу.
С помощью игровизора можно:
• просто рисовать;
• под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (показывать путь по лабиринту, обводить по контуру, проводить по дорожкам);
• можно писать графические диктанты, обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии и т. д.
Несомненными достоинствами игровизора будут являться его экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно, вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач, самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).
Теремки. Это игра получила свое признание за то, что является прекрасным средством обучения детей раннего возраста чтению. Играя, дети складывают слоги, а потом и складывают из слогов слова.
В комплекте 12 кубиков в форме теремка. Во всех теремках есть окно или арочка для гласных букв. Отдельно предложены гласные-сундучки. Забавные артисты, с именами, начинающимися с гласной буквы, позовут малыша в их мир. Чтобы получить слог, кроха должен взять соответствующий сундучок-гласную и поставить его в окно согласного теремка. Образовавшийся слог необходимо пропеть. Таким же образом кроха будет познакомлен с ударением и мягким и твердым знаком. Для проведения игр предложена инструкция, с детальным описанием их хода.
Складушки. Весьма колоритно выполненное пособие для игр, поможет со знакомством малыша с гласными и согласными буквами, поможет понять принцип складывания слогов. Пособие сделано подобно книжке, страницы которой украшают яркие картинки. Сказочные персонажи предлагают малышу разучить стихи, и спеть песенки.
Диск со всеми песнями предоставляется с комплектом. Книжка задействует визуальную, осязательную и слуховую восприимчивость ребенка. Она окажет положительное воздействие на развитие у детей внимательности, старательности, прилежности, памяти.
Чудо-крестики. Эта головоломка имеет много функций и будет содействовать формированию начальных математических представлений, фантазии, оказывает поддержку ребенку в его изобретательных проявлениях.
Игра выглядит как рамка с вкладышами, отличающимися формой и цветом. Использующиеся геометрические фигуры собираются из отдельных частей. Именно такие упражнения предлагаются ребенку при первых играх. Когда кроха начнет хорошо справляться с этими упражнениями, они усложняются. С помощью предложенных схем малыш будет составлять разнообразные образы фигур и предметов. В «Альбоме фигурок»
представлена наглядность к головоломке.
Фонарики. Эталоны формы. В комплекте предложены «фонарики»
— эталоны разных форм и размеров. К полю игры, выполненному из ковролина, они закрепляются с помощью ленты. Поле для игры можно располагать как горизонтально, так и вертикально.
В альбоме, который входит в комплект, предлагаются различные схемы для конструирования фигур. Можно работать, опираясь на них, а можно проявить воображение и придумать самостоятельно.Альбом подразделен на темы: человек, животные, бабочки и другие. Это сделано для удобства его использования.
Чудо-соты. Игра, которая предназначается для детей разного возрастного диапазона. Ее можно назвать и головоломкой, и конструктором. Она сделана в форме рамки, в которой сделаны отверстия в виде сот. В каждой соте содержится подборка геометрических фигур. Количество деталей во всех сотах разное. Цвета тоже разные. В красной соте – одна деталь, зеленая – две, оранжевая – четыре, желтая и синяя – по пять деталей. Например, зеленая сота состоит из двух трапеций.
Для ребят постарше предлагаются схемы, по которым они могут построить разные фигуры. Они могут пофантазировать и сложить свои фигурки.Получившиеся фигуры используются в качестве трафарета: обводить и раскрашивать. Героями сказки чудо-сот являются пчелка Жужа и Каррчик. Вместе с ними ребята путешествуют и делают разнообразные задания.
Конструктор «Чудо-соты»
будет развивать у крохи:
• логику;
• умение находить решения математических задач;
• мелкую моторику;
• зрение;
Логоформочки. Поле этой замечательной развивающей игры составлено из квадратов 3*3 см. Снизу расположена подвижная линейка, пользуясь которой можно смоделировать геометрическую фигуру или составную. Составляются они из 3 эталонных красных фигур (круг, треугольник, квадрат)
и 6 зеленых составных. Составные фигуры, которые образованы с помощью объединения верха и низа эталонных, получили свое название по схожести с предметами, которые они напоминают
(ваза, грибок)
. Названия можно увидеть в инструкции. Можно предложить ребенку самому придумать названия.
Фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах расположены в строгой последовательности. В вертикальных рядах все фигуры имеют одинаковый верх (вершки, в горизонтальных – низ (корешки)
. При помощи гвоздика, расположенного на всех фигурах их удобно доставать и вкладывать обратно, как в формочки, так и на другие поверхности.
Математические корзинки. С помощью этого пособия ребенок сможет совершить сказочное путешествие в страну математики. Герои игры, цифрята-зверята, помогут малышу освоиться в мире счета и закрепить его, побывать в гостях у чисел и выяснить их состав, будут подвергать цифры сравнению и совершать математические действия.
Ребенок вместе со сказочными друзьями собирает грибы-вкладыши в корзинки. Они устраивают соревнования, кто собрал больше грибов, а кто меньше, вместе размышляют, сколько грибов еще надо положить в корзинки, чтобы стало одинаково. Всего в инструкции описано 10 игр, которые можно предложить ребенку.
Шнур затейник. Это пособие выполнено в виде деревянной досочки с 27 сквозными отверстиями. В комплекте также идут красный, синий и зеленый шнурки. Задача малыша в том, чтобы пользуясь предоставленными схемами продевать шнурки в отверстие или наматывать их на крепления. В результате он получает рисунок или написанное слово.
Сказку «Филимон Коттерфильд»
, по сюжету которой основана игра, необходимо рассказать малышу предварительно. Нужно сопоставить волшебство фокусника и досочку, показав, как следует работать.
С помощью пособия можно провести графический диктант, что ускорит запоминание ребенком букв и цифр. Работая со шнурками, ребенок будет развивать мелкую моторику. Ориентирование в трех рядах креплений будет способствовать развитию пространственного мышления. У детей развивается внимательность, память, вырабатывается усидчивость.
Забавные цифры. В комплект игры входят 10 ярких красочных карточек с цифрами, сделанных из картона, и детальная инструкция. С помощью цифр в виде зверей можно сделать из скучного процесса обучения математике познавательную и увлекательную игру под названием «Цифроцирк»
.
На всех карточках нарисована не просто цифра, а цифрозверь, например 1 – это еж, 2 – зайчик… Информация, которую малыш получит играючи с цифрами-зверятами, запомнится намного быстрее, ведь она будут основана на конкретных образах. Получать знания от конкретного к абстрактному, для малышей необходимо, так они усваиваюих гораздо быстрее.
В прилагаемой инструкции описывается много игр с цифроцирком, которыми вы можете воспользоваться для занятий. Цифроцирк познакомит кроху цифрами, натуральными числами, порядковым и количественным значением числа. Малыш с легкостью будет справляться со счетом в пределах 10, научится анализу, сравнению, сопоставлению и объединению чисел. Во время игры будет развиваться память, мышление, внимательность, фантазия, речь ребенка.
Геоконт. Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур»
. Она представляет собой доску, на которой располагаются пластиковые гвоздики. В комплект входят цветные резиночки и подробная инструкция. В инструкции описаны необычные путешествия сказочных персонажей по лесу, встреча с пауком Юком и его цветными паутинами. Детям необходимо выполнить различные задания, чтобы помочь героям. Уровни сложности предложены разные, взрослый подбирает подходящий для конкретного ребенка.
• запоминать цвета, формы;
• развивать моторику рук;
• учиться ориентированию по системе координат;
• развивать креативность;
• учиться анализировать и сравнивать.
Кораблик «Плюх-плюх»
. Пособие сделано в форме корабля с пятью мачтами, которые располагаются, возрастая по высоте. Возрастание обозначено цифрами от 1 до 5, расположенными в основании парусника. Мачты сделаны из деревянных реек. На них надеваются разноцветные паруса, пошитые из шероховатой ткани.
В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания. Например, закрепить указанное количество парусов, разложить их по цвету и размерам.
С его помощью:
• малыш будет определять цвета;
• научится сортировать предметы, с учетом количества, цвета и размеров;
• сформируются начальные математические представления;
• будет развиваться тактильная восприимчивость и мелкая моторика.
У «кораблика Плюх-плюх»
имеется брат
«кораблик Брызг-брызг»
. Основная суть игры с ним такая же. Отличие в том, что
«кораблик Брызг-брызг»
крепится к ковролину, у него семь мачт и паруса на липучке
Конструктор букв. Пособие представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. В комплект включено 15 элементов разных форм для составления букв.
Конструктор поможет малышу в изучении алфавита. С его помощью можно выкладывать графическое обозначение каждой буквы, перестраивая ее потом в другую. Помощь ребенку будут оказывать жители сиреневого леса, которые очень хотят раздобыть секреты фокусника Филимона Коттерфильда.
Пособие окажет помощь ребенку:
• в понимании того, как связаны между собой звук и буква,
• в запоминании графического обозначения букв,
• в развитии мелкой моторики и воображения.
Какую игру в конечном счете выбирать конечно вам. Главное, чтобы вашему ребенку было интересно.
Головоломка «Чудо-крестики»
Методика и игра Воскобовича — это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Игра представлена рамкой с разными вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Для наглядности в комплект входит альбом фигурок. «Чудо-крестики» формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач.
Кораблик «Плюх-Плюх»
В процессе игры с ярким корабликом с парусами, которые можно надевать на деревянные реи, развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. На основание игрушки нанесены цифры от одного до пяти. На мачту нужно прикрепить какое-то количество флажков, предварительно рассортировав их по величине и цвету. Играя с корабликом, ребенок познакомится с матросом Лягушкой и капитаном Гусем, которые расскажут о своих увлекательных приключениях. Эта многофункциональная игра, которая применяется в рамках развития по методике Воскобовича, знакомит ребенка с разными цветами и формирует начальные математические навыки. Кроме того, в процессе формируются умения по сортировке предметов, учитывая их цвет и количество.
«Математические корзинки»
«Математические корзинки» помогут закрепить навыки счета, разъяснят состав чисел, научат выполнять простейшие математические действия и сравнивать с цифры. Кроме того, в ходе выполнения заданий развивается мелкая моторика. В процессе игры ребенок помогает сказочным героям складывать грибы в корзины. Нужно выяснить, кто собрал больше, а кто меньше, сколько нужно положить грибов, чтобы корзина был полной и так далее. В методическом пособии автора описано более десяти разных игр с «Математическими корзинками».
Теремки Воскобовича
Уникальная учебная модель используется для подготовки к раннему чтению. Судя по отзывам, это очень интересная техника. «Теремки» обогащают словарный запас, развивают мелкую моторику, творческие способности и психические процессы. В игровой форме ребенок учится соединять буквы в слоги и преобразовывать слоги в слова. Пособие включает двенадцать разноцветных теремков, на которых написаны звуки. Каждый кубик оснащен аркой или окошком для гласных. Чтобы соединить буквы в слог, необходимо вложить определенный сундучок в соответствующий теремок и пропеть образованный слог. К этому пособию, которое используется в рамках обучения по методике Воскобовича, прилагается детальная инструкция с описанием игр.
Преимущества
Применяющие методику педагоги отмечают два главных плюса — комплексный подход развитию и образованию детей и законченность предложенных инструментов.
В комплекте с игрой находятся и развивающая предметная среда для действий, и элементы для манипуляций и полноценная инструкция для сотрудника образовательного учреждения. Это помогает и родителям, не имеющим педагогического образования, — они могут в течение пары часов познакомиться с системой (изучить методичку или на сайте производителя познакомиться с рекомендациями к конкретной игре бесплатно) и провести занятие с ребенком самостоятельно.
Сам автор настаивает, что достоинства его системы — качество развития детей:
- появление навыка получать и анализировать информацию;
- развитие творческого мышления, навыков чтения и счета;
- зарождение модели поведения в обществе, эмпатии и сопереживания;
- формирование усидчивости, желания добиться цели, здоровой настойчивости.
При этом все происходит в игровой, незаметной форме. Ребенок просто играет, воспринимая дидактический материал как очередное развлечение.
Отметить нужно и качество фабричных игрушек. Для производства применяются одобренные санитарно-контролирующими органами материалы. При использовании в образовательных учреждениях наглядные пособия долго не теряют внешний вид даже при регулярной санитарной обработке. Содержательно-насыщенная среда является еще и трансформируемой и всесторонне безопасной.
«Волшебные Гонзики»
Веселая игра развивает актерский талант, мелкую моторику, внимание и память, а также может помочь в запоминании названий всех пальцев. Это и хорошая психологическая помощь: ребенок может надеть Гонзика и отвечать на вопросы взрослого не от своего имени, а от имени сказочного персонажа, говорить о проблемах Гонзика (на самом деле проблемах самого ребенка). Игр со сказочными персонажами предлагается множество этим и хороша методика Воскобовича. Гонзики помогут заучивать стишки, запоминать и повторять действия, развивают мелкую моторику. Игра подходит для детей от двух до семи лет.
Игры для детей от 2 лет
Некоторые игры подходят для детей с двухлетнего возраста. Всё дело в том, как использовать игру. Основная развивающая задача для крошек 2-4 лет – развитие мелкой моторики (движений пальчиков и руки в целом). Существует зависимость между развитием мелкой моторики и речью: чем лучше малыш владеет пальчиками, тем лучше он говорит (а потом и пишет). Большинство игр Воскобовича развивают мелкую моторику. В игре «Геоконт» нужно надевать резиночки на штырьки, создавая разные формы, в игре «Квадрат Воскобовича» мелкая моторика развивается за счёт изгибов фигуры на жёсткой тканевой основе. В игре «Кораблик «Плюх-плюх» нужно надевать шероховатые разноцветные паруса-флажки на деревянные мачты-палочки, в играх-шнуровках «Ромашка» и «Конструктор букв» тоже задействована мелкая моторика и разная поверхность предметов. Игра «Чудо-крестики» для этого возраста подобна крупным пазлам: из цветных деталей складываются фигуры. Игра «Складушки» содержит диск с песенками. Она развивает речь детей этого возраста. Игры «Кубики Воскобовича» и «Конструктор букв» дают первое представление о буквах.
Коврограф «Ларчик»
Особое место занимает в методике Воскобовича коврограф — это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Ковролин хорошо сцепляется с контактной лентой, что позволяет надежно закреплять наглядный материал, а оригинальные элементы (кармашки, веревочки, кружки, зажимы) обеспечивают динамичность занятий. Пособие представляет простор для деятельности педагогов, подходит для групповых и индивидуальных занятий. Задания сгруппированы по возрастам. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь.
Коврограф включает само игровое поле из ковролина (1,2 м х 1,2 м), на которое нанесена сетка. В комплекте идут специальные зажимы, чтобы коврик можно было не только расположить на полу, но и повесить на стену. Предлагаются пять разноцветных веревочек из контактной ленты, двадцать пять липучек, десять пустых разноцветных карточек, карточки с буквами и цифрами, десять картонных карточек с веселыми буквами и столько же с интересными цифрами-зверятами.
Как правильно играть
Занятия по методике Воскобовича должны проводиться только после предварительной подготовки. Взрослый должен сначала ознакомиться с методическими рекомендациями, а потом предлагать ребенку игру. Согласно отзывам, в процессе занятий дети обычно сосредоточены, предпочитают что-то делать руками и мало говорят. Поэтому во время занятий по методике Воскобовича в детском саду необходимо расспрашивать детей, что каждый делает, почему выбрал именно такую фигуру, можно просить придумать свою сюжет или пересказать сказочное задание.
При работе с игровыми материалами ребенок часто длительное время находится в одной и той же позе, но такая статичность не приносит пользы. Нужно учитывать возрастные особенности и вовремя отвлекать детей от длительного сидения, устраивать перерывы, выполнять разминку. Но при этом для игр требуется усидчивость, что не каждому по душе и по силам. Поэтому не нужно исключать индивидуальный подход и особенности детей. Каждые десять минут можно менять деятельность: выполнять задания, сделать короткий перерыв, затем вернуться к выполнению заданий.
Плюсы и минусы методики
Многие детские учреждения довольно успешно опробовали методику работы Воскобовича — это подтверждают многочисленные положительные отзывы. Все задания дети обычно выполняют с интересом и большим желанием. Не заставили себя ждать и положительные результаты применения в образовательном процессе авторских развивающих игр. К недостаткам методики Воскобовича можно назвать лишь тот факт, что пособия, игры и методические материалы необходимо приобретать в специализированных магазинах. Сделать авторские игры самостоятельно невозможно.
Результаты использования
Применение методики Воскобовича в детском саду (для начинающих это могут быть самые простые игры, а позже можно перейти к развивающей среде и сложным задачам) и дома способствует развитию внимательности, памяти, внимания, творческих способностей, мышления, наблюдательности, развивают интерес ребенка к познанию и исследовательской деятельности. Так, обеспечивается гармоничное развитие логического и эмоционально-образного начала, формируются начальные знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика.
Исследования, которые проводились в ДОУ, работающих по методике Воскобовича, показали, что в коллективах очень много ребят с высоким и очень высоким интеллектом (градация следующая: интеллект ниже среднего, средний, нормальный, высокий, очень высокий и превосходные). Отзывы родителей тоже положительные. Дети 5-6 лет умеют сравнивать и анализировать, концентрироваться на сложных мыслительных операциях и доводить дело до логического завершения. Трехлетки различают и называют цвета, знают геометрические фигуры, могут ориентироваться на плоскости, не имеют проблем со счетом и раньше начинают читать. Вопрос готовности к школе оказывает решенным. Дети, которые наигрались в дошкольном возрасте, идут в школу с удовольствием и учатся ради самого учения. Как правило, ребята делают это хорошо, мотивированно и с интересом.
Интеллект
Вторым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре дети добиваются какого-то «предметного» результата.
Не случайно много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. Как правило, развивают вербальный интеллект, то есть «приобретенный». Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате ребенок много знает, о многом слышал. Таких детей школьные учителя называют «натасканными». Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Нет гарантии, что эти дети будут в дальнейшем хорошо учиться. У них может быть плохо развит невербальный интеллект, то есть «врожденный». Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Психологи говорят, что развивать врожденный интеллект сложно. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие, в основном, невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным, психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, поэтому не провоцирует возникновение стрессовых состояний у детей и взрослых.