Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.
Как их можно использовать?
Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.
Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.
Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.
Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Татьяна57
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.
Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.
1.Чтение рассказа. Лебеди. Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом: — Что там? А дедушка ответил: — Слышишь, лебеди трубят? Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила: — А что же, у лебедей труба есть? Дедушка засмеялся и ответил: — Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь? Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала: — Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут? — Нет, они не сядут, — задумчиво сказал дедушка. — Они улетают в тёплые края. А лебеди летели всё дальше. 2.Беседа. — О ком этот рассказ? — К чему прислушивался дедушка? — Почему Таня заулыбалась на слова дедушки? — Что значит «лебеди трубят»? — Кого увидела в небе Таня? — Чего очень хотелось Тане? — А что ответил ей дедушка? 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.
1.Беседа по картине. — Какое время года изображено на картине? — По каким признакам вы догадались, что это зима? — Где собрались дети? — Подумайте, кто построил горку? — А кто из детей только что пришёл на горку? — Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили? — Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам? — Как закончилась эта история? — Дайте название картине. 2.Образец рассказа. Общая горка. Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал: — Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил! А Наташа улыбнулась и сказала: — Катайся, Вова! Это горка общая. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин. — Какой праздник приближается? — Как вы можете это доказать? — Чем заняты ребята? — Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся? — Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек? — Они работают с удовольствием или нет? — Какие получились у них украшения? — Куда они повесили свои игрушки? — Как дети проводили праздник? — Во что они были одеты? — Какой сюрприз ждал их в конце праздника? 2.Составление рассказа. Новый год на пороге. Приближался любимый детский праздник — Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила: — Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки! Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась. Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками. 3.Пересказ рассказа. Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинам.
img src=/font
1.Беседа. — Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом? — А если человека нет рядом, то что мы делаем? — Что можно отнести к средствам связи? — Что можно отправить по почте? — Как раньше доставляли почту? — Как работал телеграф? — Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение? — Что для этого используют люди? — А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки? — Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки? 2.Составление рассказа. Как мы общаемся? Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту. Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон. В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».
1.Беседа. — Кого вы видите на картине? — Назовите растения, которые находятся в живом уголке. — Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему? — Кто сегодня трудится в живом уголке? — Чем заняты Катя и Оля? — Какие листья у фикуса? — Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они? — Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он? — Какие птицы живут в живом уголке? — Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи? — Как ребята выполняют свою работу? — Почему им нравится ухаживать за животными и растениями? 2.Составление рассказа по картине. В живом уголке. В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок. Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин. — Какое время года изображено на картинке? — Что вы можете сказать о погоде? — Какой стоит снеговик? — Кто пробегал мимо снеговика? — Что он заметил? — Что решил сделать зайка? — Почему ему не удалось достать морковку? — Что он задумал потом? — Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему? — Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой? — Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке? — Что происходит со снеговиком? — Как светит солнышко на третьей картинке? — На что похож снеговик? — Какое настроение у зайчика? Почему? 2.Составление рассказа. Заяц и морковка. Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять. Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку. Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика. Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел. 3.Пересказ рассказа. Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. 1.Чтение сказки. 2.Беседа. — О ком эта сказка? — Чем занимались целый день мышата? — Как можно назвать мышат, какие они? А петушок? — Что нашёл петушок? — Что предложили сделать мышата? — Кто обмолотил колосок? — Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал? — Какую ещё работу выполнял петушок? — А что в это время делали Круть и Верть? — Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы? — Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка? — Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола? 3.Пересказ сказки. Составление рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин.
1.Беседа. — Кого вы видите на картинге? — Какие игрушки вы видите на картине? — Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками? — Какое настроение у мамы? Чем она недовольна? — Когда это могло случиться? — Как вы думаете, куда ходила мама? — Кто оставался дома один? Что дети обещали маме? — Чем занималась Катя? А Вова? — А чьи бусы рассыпаны на полу? — Как вы думаете, мама разрешила брать бусы? — А кто их взял? — Почему бусы оказались разорванными? — Что почувствовали дети, когда вернулась мама? 2.Составление рассказа. Одни дома. Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками. Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать. Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Граница Родины — на замке» по серии сюжетных картин.
1.Беседа. — Кого вы видите на первой картинке? — Куда они направляются? — Что заметил пограничник? — Кому он показал следы? — К кому привели следы? — Что в руках у нарушителя? — Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой? — Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него? — Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они? — Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина? 2.Составление рассказа. Граница Родины — на замке. Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг — пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам. Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя. Пусть каждый знает, что граница нашей Родины — на замке. 3.Пересказ рассказа.
Развивающие материалы по теме
Детский сад
Картинки по разным темам
Занятие
Тема. Развитие связной речи
Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование:
магнитная доска(наборное полотно); сюжетная картинка «Лето» и предметные картинки: Маша, дом, клумба, куры, петух, корова, котенок; карточка с восклицательным знаком.
Примечание. Педагоги должны дополнить комплект картинок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обозначать предложения, отражающие оценку событий, отношение к происходящему. Например: Маше нравится отдыхать у бабушки. «Какая красивая рыбка.» — подумала Маша. До свидания! и т.п.
Ход занятия
Педагог, прикреплял к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой, читает текст:
— Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами — клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки.
Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.
Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.
Примечание. При возникновении затруднений, ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание предложения.
После успешного пересказа можно перевернуть все картинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.
Примечание. Обратите внимание — в текстах будут встречаться предложения с однородными членами. В этом случае в одном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок. В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.
Обучение дошкольников работе с серией картинок
На данном этапе последовательность обучения следующая:
- выкладывание картинки в одну линию слева направо;
- нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
- определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
- определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
- выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
- установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
- составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.