Проект «Детская экономика»
Подготовительная группа детского сада
Содержание проекта
Название проекта: «Детская экономика».
Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели — с 15 по 29 января 2022 года).
По содержанию: социально-педагогический, информационный.
По характеру контактов: педагог – ребенок — родитель, в рамках ДОУ.
Участники: дети подготовительной группы №17, воспитатели, родители.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Актуальность:
В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.
Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.
Цели проекта: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
для детей:
- Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
- Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
- Способствовать формированию представлений взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»;
- Способствовать формированию знаний о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
- Способствовать формированию умения рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
- Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
- Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий;
- Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку;
- Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.
для педагогов:
- Создать условия для успешного освоения воспитанниками знаний о основах экономики, финансовой грамотности;
- Подготовить детей к итоговому мероприятию по финансовой грамотности «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста ДОУ.
для родителей:
- Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ;
- Формирование основ финансовой грамотности у детей на личном примере грамотного распределения своих финансовых возможностей с учетом потребностей и желаний на практике;
- Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.
Практическая значимость: формирование финансовой грамотности в ДОУ приближает дошкольников к реальной жизни, способствует развитию экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности (целеустремленность, честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и т.д.)
Новизна проекта:
Новизна проекта «Детская экономика» заключается в том, что финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Данная работа позволяет педагогам решить одновременно несколько задач дошкольного образования, а именно:
- воспитание и обучение детей;
- развитие всесторонне развитий личности;
- подготовка детей к самостоятельной социальной жизни, посредством формирования основ финансовой грамотности.
Работа по данному проекту осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В результате реализации проекта «Детская экономика» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о основах экономики, что является частью не только финансовой грамотности, но и эстетического и нравственного воспитания ребёнка.
Предполагаемые результаты:
- Дети приобрели первичный финансовый опыт, умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- Педагоги практически освоили первый опыт системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
- Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Этапы и сроки реализации проекта:
1 этап — Информационно-накопительный этап
(с 11 по 13 января 2022 года):
- Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста группы №17 о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (констатирующая диагностика);
- Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Изучение методической литературы, сбор материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные, сюжетно-ролевые игры, интерактивные пособия, познавательные фильмы и мультфильмы на тему проекта) необходимого для реализации цели проекта;
- Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на реализацию проекта;
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
- Привлечение родителей (законных представителей) к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.
2 этап — Организационно-практический этап
(с 14 по 20 января 2022 года):
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Совместное изготовление атрибутов и организация сюжетно-ролевых игр по теме проекта;
- Просмотр познавательных и мультипликационных фильмов для детей на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Консультации для родителей по теме проекта: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
- Проведение ООД и совместной деятельность по теме проекта.
3 этап – Презентационно-завершающий этап
(с 21 по 27 января 2022 года):
- Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста группы №17 о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (итоговая диагностика);
- Выставка продуктов детской деятельности;
- Создание и оформление коллективной творческой работы — книги группы №17 «Мои потребности и желания»;
- Проведение выступлений детей группы №17 на тему «Мои финансы»;
- Выставка «Копилки»;
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
- Пополнение РППС электронными пособиями (презентациями, интерактивными играми, познавательными фильмами, мультфильмами, аудио сказками) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Развлекательное мероприятие «В гостях и Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ.
Реализация проекта «Детская экономика» позволила сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о основах финансовой грамотности, воспитать у детей желание, стремление к пополнению, умножению, сохранению своего семейного бюджета.
Образовательные области: социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: активизировать познавательный интерес к основам экономики, финансовой грамотности (истории денег, способам их получения, сбережения, приумножения, распределения бюджета и т.д.).
Познание
Беседы: «Деньги и их роль в жизни», «Почему все взрослые работают?», «Что такое финансовая грамотность?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?», «Товар — цена», «потребности и желания», «Где живут деньги?», «Бюджет», « и т.д.
Познавательные фильмы для детей: «История денег. От куниц до бумажных», «Что такое бюджет и как его составлять», «Как устроены наличные деньги», «Как и зачем сберегать», «Виды доходов», «Виды и периодичность расходов», «Банковские карты», «Дом денег. Банки».
Проведение ООД и совместной деятельность с использованием интерактивных пособий на тему финансовой грамотности.
Чтение художественной литературы
Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Я. Маршак «Кошкин дом», К.И. Чуковский «Телефон», Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей», А. Романов «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и т.д.
Знакомство детей с пословицами, загадками, связанные с финансами.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Банк», «Почта», «Салон красоты» и т.д. (разыгрывание сюжетов, объединение нескольких сюжетов в один и т.д.)
Продуктивные виды деятельности:
ХЭР (художественное конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»;
ХЭР (пластелинография) «Монета»
ХЭР (рисование) «Купюра», «Потребность — желание»;
Физическое развитие
- Игры-соревнования «Желания — потребности», «Самый быстрый», «Пополни кошелек»;
- Игры-имитации «Изобрази профессию», «Кто что делает?»;
Взаимодействие с родителями
- Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Консультации: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
- Выставка «Копилка»;
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
- Фотовыставка «Мои личные финансы».
Показателями эффективности работы стало следующее:
Для детей:
- Сформированы знания детей о основах экономики, финансовой грамотности:
- Сформированы знания о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления, способах сбережения и приумножения;
- Сформированы знания о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
- Сформированы знания о взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»;
- Сформированы знания о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
- Сформированы знания о умении рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
- Приняли участие в развлекательно-познавательном мероприятии «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ, где дети группы №17 справились успешно с поставленными заданиями.
Для педагогов:
- Рост профессиональной компетентности педагогов;
- Обогащение методической базы на тему «Формирование финансовой грамотность у детей дошкольного возраста»;
- Закрепление осознанного отношения к своему собственному бюджету.
Для родителей:
- Информированность о финансовой грамотности;
- Проявление интереса к формированию основ экономики, финансовой грамотности совместно с детьми;
- Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.
Реализация проекта «Детская экономика» позволила сформировать и расширить представление детей группы №17 о основах экономики, финансовой грамотности.
Родители проявили интерес к формированию финансовой грамотности у дошкольников и отразили свои впечатления в совместной творческой деятельности.
Список литературы:
- А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), — Калининград, 2015.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников – Москва, 2022.
- О.А. Блохина Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» — Калининград – 2022.
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» — Калининград, 2022.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Конспект НОД по экономическому воспитанию в подготовительной группе «Что такое банк?»
3 слайд. Входим в зал банка.
Воспитатель: «В помещении банка,есть несколько залов: в одном зале стоят стойки, за ними сидят работники банка (операторы, к которым подходят посетители с талончиками. Здесь принимают сберегательные книжки, Вот такие (показываю книжку). Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь.
4 слайд. Переходим в другой зал, там, где оформляют кредит.
Воспитатель: -Посмотрите, что вы видите здесь?
Дети: -Здесь зал разделен на кабинки. Там стоят столы, за ними сидят работники банка. К ним подходят люди и садятся за эти столы.
Воспитатель: -Здесь работают консультанты. Когда у людей не хватает своих денег чтобы что-нибудь купить, например: квартиру, мебель, машину, они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг, т.е в кредит. Консультанты помогают людям оформлять документы, чтобы получить эти деньги. А люди потом частями этот долг возвращают.
Физминутка «Игрушки»
Мы игрушки бережем, (потираем плечи обеих рук)
В них играть не устаем. (крутим ладонями, при этом подушечки
больших пальцев соприкасаются друг с другом,
остальные широко расставлены)
Если что-то поломалось, (вскользь хлопаем правой о левую руку и наоборот)
То приклеим и пришьем. (кладут ладонь правой руки на левую и наоборот)
Глазки, ушки, лапки, хвост (показать на себе)
У зверюшек наших. (хлопать в ладоши в ритм)
И колеса, и мотор (обеими руками нарисовать в воздухе колеса, затем
покрутить мотор перед собой)
Для игрушек разных. (развести руками)
Что бы маме помогать, (потереть ладошки)
Нужно бережливым стать! (погрозить указательным пальчиком)
-Продолжаем нашу экскурсию. Ребята, как вы думаете, кто еще работает в банке?
5 слайд. Воспитатель: -Посмотрите, кроме банковских работников, в банке еще есть охранник. А зачем нужны в банке охранники, как вы думаете? Ответы детей.
Воспитатель: — Охранники охраняют банк, чтобы не зашли плохие люди и ничего не украли. Охранник – одна из древнейших профессий. Он осуществляет охрану помещений и территорий объектов. Охрану имущества.
6 слайда. Воспитатель: — А еще в банке работает инкассатор — сотрудник банка, в обязанности которого входит сбор и перевозка наличных денежных средств. Они так же наполняют банкоматы наличными деньгами.
На этом наша виртуальна экскурсия, в банк окончена.
Как вам ребята понравилось в банке? А кто-нибудь хотел бы работать в банке? Как вы думаете, легко ли работать в банке? Ответы детей.
4. Чтение ребенком (ранее разученного) стихотворения