Дидактические игры по ПДД в старшей группе
Дошкольники старшей группы уже знают правила поведения на улице, нужно лишь обобщить знания. В процессе игр дети развивают память, речевые навыки, наблюдательность, у них улучшается пространственная ориентация. Важно развить у старших дошкольников дисциплинированность, стремление выполнять правила дорожного движения в повседневности.
Жезл знаний
Игра обобщает знания дошкольников о правильном поведении пешеходов. Педагог разбивает воспитанников на 2 команды. Для занятия необходимо взять игрушечный жезл регулировщика, либо сделать его самостоятельно.
Ведущий поочередно дает игрокам разных команд жезл. Игрок, получивший предмет, должен вспомнить правило безопасного поведения пешеходов. Повторяться нельзя. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.
Примеры ответов:
- пешеход должен идти по тротуару;
- при переходе через улицу нужно посмотреть в левую сторону, затем в правую;
- при отсутствии тротуара допустимо идти по обочине навстречу движущимся машинам;
- переход через улицу разрешен при зеленом свете светофора;
- нельзя играть на дороге и в непосредственной близости от нее;
- нельзя перебегать дорогу при приближении транспорта.
Безопасные улицы
Цель дидактической игры по ПДД – формирование представления о правильном пешем и колесном перемещении по городским улицам, закрепление знаний о регулировочных знаках.
Настольная игра предназначена для 2-3 игроков. Для нее нужно подготовить игровое поле со схематичным изображением городских улиц, фигурками людей, дорожными знаками, автомобилями, светофорами. Готовую настольную игру можно купить, а можно найти в интернете, распечатать.
Педагог распределяет по полю знаки, обозначения. Игроки разбирают фигурки людей и машин. Персонажи и транспортные средства могут быть абсолютно разные. Можно придумывать любые сценарии. Например, школьник возвращается после уроков домой, или грузовик везет продукты в магазин.
Игроки по очереди бросают игральный кубик, чтобы передвигать персонажей по улице. Если это пешеход, то его сдвигают на столько ячеек, сколько точек выпало на кубике. Если велосипедист, количество «шагов» умножают на 2. Если автомобилист, умножают на 3. Движущийся на транспорте игрок может принимать пассажиров, оставлять машину на стоянке. В последнем случае он становится пешеходом. При попадании кубика на подземный переход игрок может сразу, одним ходом, перебраться на противоположную сторону улицы. А при попадании на участок, отмеченный как опасный, приходится пропустить ход.
Угадай знак
Игра улучшает зрительное и слуховое восприятие, учит дошкольников вспоминать визуальную форму дорожного знака при словесном упоминании. Для игры нужно подготовить лото с изображениями разных знаков, а также чистые листы бумаги, размером соответствующие картинкам.
В игре участвуют 3-6 детей. Педагог раскладывает перед каждым лото, раздает бумагу. Затем зачитывает загадку или отрывок стихотворения, касающийся определенного дорожного знака. Задача игроков – понять, о каком знаке говорится, найти его на лото, накрыть листом бумаги. Побеждает тот, кто правильно и быстрее соперников закроет все картинки.
Водитель
Игра закрепляет знания ПДД, улучшает мыслительную способность и умение ориентироваться в пространстве. Нужно подготовить несколько вариантов игровых полей, изображающих улицы с инфраструктурой и регулировочными знаками. Важно, чтобы поля позволяли обыгрывать разные ситуации на дороге. Также необходима маленькая игрушечная машинка.
Педагог дает воспитаннику задание, состоящее из ряда действий. Например, «съезди в поликлинику, затем заправься бензином на автостанции, на пути домой купи продуктов в магазине». Задача в игре – выполнить все сказанное так, чтобы не нарушить правила дорожного движения. Путь начинается с изображения гаража или стоянки, там же должен закончиться.
Моя улица
Очень интересны дидактические игры по ПДД своими руками, педагог может сделать макет улицы с детьми. Для детсадовцев старшей группы это необычайно увлекательное занятие. Хорошо, если макет представляет собой реальную улицу, на которой находится детский сад. Обязательны все светофоры, «зебры», регулировочные знаки, растительность. Также нужны фигурки автотранспорта и пешеходов.
На первом этапе игры дети рассматривают сделанный макет, отвечают на вопросы воспитателя, показывая пальцем, что имеют в виду или ставя персонажей на определенное место. Какие это вопросы:
- какие здания находятся на улице;
- движение здесь одностороннее или двустороннее, сколько полос на дороге;
- есть ли на улице перекресток, как его правильно переходить;
- где находятся пешеходные переходы, как они обозначаются;
- где ходят пешеходы, где ездят автомобили, можно ли выходить на проезжую часть;
- как регулируется движение, где стоят светофоры;
- ходит ли по улице общественный транспорт, для чего он нужен, где находятся остановки;
- что означают дорожные знаки, которые есть на улице.
На втором этапе игры педагог просит воспитанников по очереди «поездить» и «походить» по улице, соблюдая правила безопасного движения. Дети, не ошибившиеся при выполнении задания, получают приз.
Досуг на тему правил дорожного движения
Любые развлечения, творческие занятия, игры на свежем воздухе, в группе или в спортзале, чтение, прогулка – всюду найдется возможность упомянуть о дорожной безопасности. Например, создавая светофор своими руками, ребенок, скорее всего, прочно запомнит расположение его цветов. Педагогу важно «нарастить» конкретную информацию: как быть пешеходу, когда «зеленый» вдруг замигал? Чем отличается светофор для машин от пешеходного? Полезны активные игры на внимательность и ориентацию в пространстве: дошкольник должен накрепко запомнить, где лево и право.
Обратите внимание! Любое из перечисленных занятий может усилить появление действующего сотрудника Госавтоинспекции. Проведение занятий в ДОУ – одна из форм профилактической работы инспекторов. Стоит наладить с ними взаимодействие, в том числе приглашать на родительские собрания.
Дидактические игры по ПДД в средней группе
В средней группе важно закрепить правила безопасного передвижения по улице. Детей нужно познакомить с основными дорожными знаками и их значениями, привить правильное поведение на дороге.
Правильно или неправильно
Педагог раскладывает на игровом поле, изображающем улицу, фигурки персонажей и транспортных средств. Задача детей – рассказать, правильно или неправильно действует каждый персонаж, и почему. Если неправильно, игроки должны исправить действия.
Транспорт
Для игры необходимо распечатать изображения транспорта. Педагог зачитывает загадки либо отрывки стихов про конкретное транспортное средство, а дети должны догадаться, о чем идет речь. Кто первым назовет правильный транспорт, тот получает его изображение. Победителем становится игрок, собравший наибольшее количество картинок.
Что относится к пассажиру?
Ведущий называет ряд слов, а игроки должны хлопать в ладоши тогда, когда слово относится к пассажирскому транспорту и пассажирам. Например: трамвай, билет, прогулка, отдых, остановка, поездка, танцы, сиденье, самолет, плавание, кондуктор.
Правила дорожного движения
Дидактическая игра «Правила дорожного движения» закрепляет знания дошкольников о том, как должны вести себя автомобилисты и пешеходы по отношению друг к другу, какие знаки и обозначения учитывать. Нужно подготовить картонные листы. К одной стороне каждого картона приклеить картинки, изображающие разные ситуации на дороге, к другой – словесное описание.
Дети разглядывают картинки, пытаются объяснить нарисованную ситуацию: правильно ли поступают участники дорожного движения с учетом дорожных знаков, обозначений и сигналов светофора. Далее ведущий зачитывает написанное на листах, чтобы игроки поняли, правильно ли они ответили.
Ответь правильно
Для игры нужно сделать фишки. Педагог разделяет игроков на 2 команды. Каждой группе по очереди задает вопросы, вручает фишку за верный ответ. Выигрывает команда, собравшая большее количество фишек. Вот вопросы для игры:
- Где идут пешеходы? – по тротуару;
- Как правильно себя вести в общественном транспорте? – тихо, спокойно;
- Где должны играть дети? – во дворе;
- Какими цветами загорается светофор? – красным (стой), желтым (жди), зеленым (иди);
- Когда пешеходу горит зеленый свет, какой горит водителю? – красный;
- Как называется человек, идущий пешком? – пешеход;
- Где останавливается общественный транспорт? – на остановке;
- Можно ли маленькому ребенку одному переходить дорогу? – нет, нужно со взрослым;
- Где разрешено переходить дорогу? – на светофоре, по пешеходному и подземному переходу;
- Как правильно обходить автобус? – сзади, когда он отъедет;
- Какой существует транспорт? – пассажирский, личный, наземный, подземный, морской, воздушный.
Что нам говорит регулировщик?
Для игры требуются 3 карточки, изображающие регулировщика, который жестикулирует соответственно светофорным сигналам. А также 3 кружка: красный, желтый, зеленый. Задача игрока – подобрать к изображению регулировщика правильный цвет светофора.
Работать легче, имея хорошую картотеку
Грамотно составленные картотеки очень облегчают работу воспитателя и сослужат добрую службу при итоговой аттестации. Работники ДОУ ведут их по различным направлениям, в том числе по обучению Правилам дорожного движения. При подготовке необходимо следовать ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту). В каждой беседе из картотеки расписана цель занятия – чему именно должны научиться дети, какие навыки получить или развить. Следуя подробному конспекту, педагог произносит подготовленные слова и подводит детей к необходимым выводам.
Качественный и разнообразный инвентарь сделает занятия по ПДД нагляднее и интереснее
Дидактические игры по ПДД в младшей группе
Малыши должны разбираться в названиях и предназначении транспорта, светофорных сигналах, основных дорожных знаках.
Найди лишнее слово
Воспитатель называет 4 слова, а дети должны сказать, какое из них лишнее по смыслу. Примеры:
- трамвай, сарай, трактор, скорая помощь;
- качели, экскаватор, троллейбус, грузовик;
- лодка, катер, автобус, яхта;
- самокат, ролики, велосипед, автомобиль.
Ремонт светофора
Для игры необходимо контурное изображение светофора и 3 круга, соответствующих по размеру его «глазам»: красный, желтый, зеленый. Педагог объясняет воспитанникам, что сломанное устройство нужно отремонтировать. Дети кладут на светофор круги в правильной последовательности, рассказывают, о чем сигналит каждый цвет.
Собери знак
Для игры нужно распечатать и разрезать на несколько частей изображения дорожных знаков, знакомых дошкольникам младшей группы. Также необходимо сделать копии картинок, на которые игроки будут ориентироваться при складывании разрезанных изображений. Если ребенок быстро складывает картинки, можно предложить ему выполнить задание без образца.
Стой или поезжай
Для игры педагог подготавливает 2 сигнальных карточки – красную и зеленую. Раздает детям сделанные из картона рули. Воспитатель объясняет, что, когда он демонстрирует зеленую карточку, игроки должны двигаться, как бы управляя машиной. Когда зеленая карточка сменится красной, нужно затормозить.
Бежим через дорогу
У ведущего 3 карточки, соответствующие светофорным сигналам. Когда поднята зеленая, дети бегают по игровому помещению, когда желтая – прыгают или пританцовывают на месте, а при демонстрации красной стоят неподвижно. Ошибившиеся выбывают. Побеждает последний оставшийся игрок.
Гараж
В углу игровой площадки кладут хулахупы – это будут стоящие в гараже автомобили. Их должно быть на 4-8 штук меньше, чем игроков. Воспитатель включает музыку, дети танцуют. Когда музыка прерывается, игроки бросаются к «гаражу», становятся в хулахупы по одному. Кто не успел, выбывает.
Эффективные виды занятий
Для обучения дошкольников «дорожной грамоте» в ДОУ с успехом используют следующие разновидности занятий:
- беседы;
- открытые занятия;
- разнообразный досуг на тему ПДД.
Дорожные знаки
Беседы о дорожной безопасности
В подготовительных группах плодотворно проходят беседы по тематике ПДД. Дети учатся делать выводы, исходя из собственного опыта, выражать свою позицию, подбирая аргументы, а значит, вспоминая то, чему он уже научился на занятиях. Беседа в целом подталкивает его лексическое, коммуникативное развитие. В то же время она требует минимум подготовки. В 25 минут должно уместиться:
- Вступление от педагога, которое привлечет детей и настроит их на конкретную тему.
- Основная часть, где рассуждения детей должны составлять около трех четвертей всего времени.
- Формулирование выводов, которые под руководством воспитателя делают сами дети.
Формальным поводом для беседы может быть любое, даже вымышленное событие. Например, воспитатель якобы видел, как мальчик неправильно перешел дорогу и его чуть не задавили.
Обратите внимание! Удобно проводить беседу после просмотра подходящего по смыслу мультфильма или чтения рассказа. Можно обсуждать рисунок или смоделировать ситуацию из игрушечных машинок и кукол, и т. д.
Открытые занятия в подготовительной группе
Это событие для дошкольников, почти праздник. Оно может включать активные тематические игры, просмотр мультфильмов, элементы представления, квеста, викторины, беседы с настоящим автоинспектором и пр. Цель – добиться максимальной наглядности, вовлечь детей в события и помочь полному запоминанию важных правил. Неплохо начинать открытое занятие с появления любимых детьми сказочных персонажей, которым по сюжету нужна помощь в освоении ПДД.
Прогулка
На такие мероприятия в качестве пассивных зрителей нередко приглашают малышей из средней и старшей группы.
Дидактические игры для детей старшей группы
Дидактические игры по ПДД в подготовительной группе
Дошкольники подготовительной группы готовятся к школе, они уже знают о правилах поведения на улице и в транспорте, разбираются в дорожных знаках и разметке. Нужно только закрепить эти знания. Также важно уделить внимание речевому и умственному развитию дошкольников.
Найди знак
Детям демонстрируют картинки лото, изображающие разные ситуации, но без дорожных знаков. Задача игроков – найти среди отдельно подготовленных знаков подходящий, положить на картинку там, где он должен быть в реальности.
Я – пассажир
Педагог демонстрирует воспитанникам карточки, изображающие разные ситуации в общественном транспорте. Игроки по очереди берут картинки, рассказывают, что видят: правильно или нет поступают персонажи, если нет, то объясняют, как бы поступили они.
Назови знаки
Играет пара. Игроки поочередно называют известные им дорожные знаки. Побеждает тот, кто вспомнит больше.
Перекрестки
Педагог знакомит воспитанников с видами перекрестков, демонстрирует соответствующие картинки, рассказывает, как правильно их переходить. Дети должны узнать, что перекрестки бывают регулируемыми и нерегулируемыми, а по конфигурации крестообразными, Т-образными, Y-образными, с круговым движением.
О важности тематического планирования
Невозможно добиться хоть сколько-нибудь значимого результата без комплексного подхода, лучший способ учесть многочисленные детали – подготовить добротный календарный план. В ДОУ он составляется на учебный год (с сентября по май включительно) и содержит весь спектр мероприятий (беседы, игры, викторины, экскурсии, работа с родителями…). Чем подробнее, тем лучше.
Удобны варианты, где каждый месяц посвящен широкой проблеме, каждая неделя предполагает изучение некой важной составляющей этой проблемы, и на каждый день запланировано подходящее мероприятие, призванное раскрыть определенный её аспект. Естественно, необходимо учитывать время года. Зимой актуально заострить внимание на запрете кататься с горы в сторону дороги, рассказать о светотражающих элементах, объяснить принцип увеличения тормозного пути авто на льду. Ближе к лету уместно систематизировать знания детей о правилах, касающихся управления велосипедом.
Важно! Педагог должен сам знать, уважать и соблюдать ПДД, не допускать ошибок в терминологии, не пользоваться устаревшим материалом. В противном случае он может научить детей неправильным, опасным действиям, либо спровоцировать пренебрежительное отношение к нормам безопасности.
При грамотном подходе педагог может заложить в своих воспитанниках основы культуры участия в дорожном движении, осторожность и понимание того, как не попасть в беду на дороге.