Картотека настольно-печатных игр для детей 3-4 лет

Материал на конкурс «Методика игры»

Настольные игры

Авторы: Дерунова Елена и Сяина Яна, воспитатели группы «Почемучки» ГБДОУ № 16 Московского района Санкт-Петербурга.

Игровая задача определяет игровые действия и является задачей самого ребенка. В процессе игры внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий.

Цель: развитие сосредоточенности, логического мышления, внимания, способности к анализу ситуации, сообразительности, мелкой моторики рук.

Задачи: — закрепить представления о героях Фиолетового Леса, геометрических фигурах, используемых в играх; научить различать и сравнивать их между собой и правильно называть; — обогащать и развивать словарный запас детей; — вызывать желание играть в коллективе; — развивать внимание, зрительную память, наблюдательность.

Образовательные задачи в игре: — активизация и актуализация словаря к игре; — расширение и уточнение словаря по теме игра-домино, игра-лото — игра, правила, очередность в игре, игроки, базар, ход игры, очки, цвет; — совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, образование и употребление прилагательных в сравнительной степени); — совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложно-подчиненных предложений);

Развивающие задачи: — развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Воспитательные задачи: — формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, умение играть по правилам, не нарушая их, а договариваясь друг с другом. Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физкультурная.

Предварительная работа: знакомство с персонажами-героями «Сказочного лабиринта игры»; обсуждение их образа, характера, истории их жизни в Фиолетовом Лесу; придумывание сказочных историй про них; вспоминание сказочных ситуаций из различных игр технологии.

Домино «Сказочные герои»

Возраст детей: 3-5 лет.

Материал: карточки с рисунками героев Фиолетового Леса – 200 штук. карточки с рисунками половинок героев – 400 штук. Они разобраны более мелкими партиями.

Инструкции к игре:

1. Игра домино в обычном варианте: карточки раздаются детям по 6- 10 штук. Выбирают водящего любым способом. Дети ходят друг за другом, выставляя свои карточки на поле. При необходимости берут дополнительные карточки в «базаре». Выигрывает тот, у кого у первого закончатся карточки и их не будет в «базаре».

2. Разложить карточки друг за другом, не повторяя рисунок героя, а ставя каждый раз другой – Гео, Ворон, Лопушок, Всюсь, Долька, Гусеница Фифа и так далее. Посчитать, какая длинная получилась дорожка, если не повторять рисунки героев.

3. Построить столбики картинок, где в первом столбике первая картинка Малыш Гео. Второй столбик первая картинка – Ворон Метр. Третий столбик первая картинка – Лопушок . И так далее. При этом в первом ряду в каждом столбике ставить одинаковых героев. Например, в первом ряду у всех стоит Мишик, во втором ряду – китенок Тимошка, в третьем – Незримка Всюсь. Посчитать сколько столбиков получилось, сколько рядов в каждом столбике.

4. Задания детям – заселить домик в 5 этажей и 5 подъездов, чтобы жители не повторялись. Малыш Гео пошел в гости к своим друзьям – в первом подъезде он шел на 2 этажа наверх – к кому он пришел в гости?, по 3 этажу он пошел на 2 квартиры вправо – к кому он пришел?, оттуда он шел на …любое направление. Малыш пришел в среднюю квартиру на среднем этаже — у кого он был в гостях?. Куда он теперь может пойти (направление движения и количество этажей или квартир) – игра «Муха».

5. Выстроить таблицу из домино – 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 и т.д., чтобы рисунки героев не повторялись. Спрашиваем у детей – кто где стоит, кто с кем дружит, кто над кем, под кем, кто соседи справа, слева, стоит между кем. Различные варианты вопросов на ориентирование на плоскости.

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого. Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости. Подведение итогов — 1–2 минуты

На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Автор Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи Название Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото» Возраст детей, группа 3–4 года, младшая Описание игры «Что за форма»

Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов». Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её. Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>

Описание игры «Лото»

Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи. Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник. «Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду — в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте». Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается. Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Игры «Лото – Разноцветные гномы»

Материал: карточки большого поля, отличающиеся по цвету – герои-гномы : красный Кохле, оранжевый Охле, желтый – Желе, зеленый – Зеле, голубой – Геле, синий – Селе, фиолетовый – Фи, белый –Беляш, серый – Серж, черный – Черныш.

Разрезные картинки – гномы, геометрические фигуры, детали игр — 10 цветов.

1 вариант: все поля и рисунки на картинках одного размера.

Поле из 4 частей. В центре – цветной гном, сверху — круг, квадрат; снизу – треугольник, прямоугольник – когда положишь все фигуры на большое поле – рисунка гнома не видно.

Поле из 6 частей. Первый ряд – лепесток, гном, круг; второй ряд – флажок, квадрат, круг.

2 вариант: Размеры полей и карточек – большой, средний, маленький. Поставить карточки на поле в зависимости от размера рисунка и поля.

3 вариант: размер всех трех полей большой. Рисунки на них – большие, средние, маленькие.

Поле из 9 частей. Первый столбик – лепесток, флажок, черепашка; второй столбик – Ежик Единичка, красный гном Кохле, единица из палочек «Прозрачной цифры»; третий столбик – круг, треугольник, квадрат.

Объяснения: – лепесток напротив круга – потому что их форма одинаковая – круг; Флажок напротив треугольника – потому что вырез на флажке треугольной формы; Черепашка напротив квадрата – потому что ее форма, ножки, голова похожи на квадрат. Ежик Единичка и цифра 1 вместе с красным гномом Кохле – потому что красный цвет первый в радуге. Заяц Двойка и цифра 2 – вместе с оранжевым гномом Охле – потому что оранжевый цвет второй в радуге и так далее.

Инструкция к игре:

1. Заполнить все части большого поля картинками, соответствующего цвета и размера. Могут играть много человек, может 1 ребенок брать сам карточки и ставить на соответствующие места.

2. Заполнить ведущему большие поля картинками – с ошибками – не соответствует размер, цвет, фигура. Ребенок ищет, где ошибка.

3. Разложить все карточки с рисунками на стол (сначала с лото одного типа, потом большее количество картинок). Задание на классификацию – собрать и разложить друг за другом на столе всех гномов, красных, светлых, ярких, темных; все красные (синие, желтые, зеленые) карточки; все круги, квадраты, флажки; все не круглые, не синие, не большие; все цифры, все зверята-цифрята; построить башенку из картинок – внизу – большие картинки, выше – средние, еще выше – маленькие.

4. Перемена размера. Разложить к маленькому гному – большие картинки, к среднему – маленькие, к большому – средние.

5. Перемена цвета. Разложить к красному гному – синие карточки, к черному – серые, к желтому – белые. Собрать на одном поле все разноцветные рисунки.

6. Перемена свойств – цвет, размер, форма. Собрать на одном поле все рисунки, неповторяющиеся по цвету, размеру, изображению.

7. Составить поезд из вагончиков – каждый вагончик отличается от предыдущего одним из свойств (изображение, цвет, размер).

8. Все перестановки четко проговариваются ребенком, почему именно этот рисунок ты поставил — изменение свойств.

9. Два ряда клеток – по 6 (или меньше-больше) на каждом ряду. На первом ряду стоят – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, серый гномы. На втором ряду лежат геометрические формы такого же цвета, но в другом порядке и одна клетка пустая. Гномы гуляли и потеряли свои сумочки, нашли и перепутали. Давайте им поможем взять свои сумочки, своего цвета. Переставлять фигуры можно только на свободную клетку. Гномы ждут, пока мы им поможем. Сначала выставляется фигура на пустую клетку нужного цвета, как у верхнего гнома – это получилась первая пара – на сколько клеток и в какую сторону мы её переставили? Потом опять на пустую клетку ставим фигуру соответствующего цвета как у верхнего гнома. Таким образом, все гномы поучают свои цветные сумочки.

Виды самодельных настольных игр

В нашем едином информационном пространстве нет разницы, кто является производителем настольных игр. Одна и та же развивайка может быть популярна как в странах Европы, так и в Америке или Австралии. Виды развлечений разнообразны, многие классификации тесно связаны между собой. Например, экономическая теория оказывается не только логической игрой, но и захватывающим приключением, а популярные ходилки – это не что иное, как тщательно продуманная стратегия.

Совместные занятия сплачивают семью, можно в это время попутно обсудить планы и проблемыФОТО: market.yandex.ru

Существует несколько классификаций настольных игр, которые подойдут для самых разных компаний и возрастов:

  • для малышей, их основная задача – развитие и обучение, они учат ребёнка запоминать названия геометрических фигур, форм и размеров;
  • филлеры или карточные настольные игры – увлекательные занятия по несложным правилам, которые понятны как взрослым, так и детям;
  • логические настольные занятия направлены на развитие мышления, построение взаимосвязанной цепочки разной степени сложности;
  • ходилки – сказочные персонажи, перемещающиеся последовательно. Тематика может быть разной, например, ужастики, красочные приключения;
  • файтинги – в них прослеживается прямой конфликт. Игра выполняется на поле или без него, здесь участвуют карточки с различными командами;
  • настольные занятия для дружеских вечеринок специально разрабатываются для нескольких участников;
  • большие стратегические задания предназначены для тех, у кого много времени;
  • варгеймы – военно-тактические битвы с огромным количеством миниатюр, достаточно сложными правилами и обязательным полем.

Выбрав тематику, возраст и количество участников, можно приступать к её изготовлению своими руками.

Стратегические битвы для взрослых могут быть рассчитаны на проведение нескольких турниров в течение долгого времениФОТО: tdko.su

Лото «Времена года»

«Зима» — голубой фон; цифры – 12 (декабрь) — Ежик Единичка и Зайка Двойка, 1 (январь) – Ежик Единичка, 2 (февраль) – Зайка Двойка; гномы Белыш, Геле, Селе, Черныш, Фи – цвета зимы; на картинке дети играют в снежки, строят снежную крепость, одеты в зимнюю одежду.

«Весна» — светло-зеленый фон; цифры – 3 (март) – Летучая Мышь Тройка, 4 (апрель) – Мышка Четверка, 5(май) – Пес Пятерка; гномы – Кохле, Охле, Желе, Геле, Зеле – цвета весны; на картинке дети собираются сажать дерево, девочка рвет цветы; тает снеговик; течет ручей; цветут деревья; к скворечнику летит птичка; дети одеты в весеннюю одежду.

«Лето» — светло-зеленый фон; цифры – 6 (июнь) – Кот Шестерка, 7 (июль) — Крокодил Семерка, 8 (август) — Обезьяна Восьмерка; гномы – Кохле, Охле, Зеле, Геле, Селе – цвета лета; дети купаются в озере, собирают цветы; мальчик ловит рыбу, девочка ловит бабочек.

«Осень» — оранжевый фон; цифры – 9 (сентябрь) — Лиса Девятка, 10 (октябрь) – Ежик Единичка и Магнолик, 11 (ноябрь) – Ежик Единичка и Ежик Единичка; гномы — Кохле, Охле, Желе, Серж, Черныш – цвета осени; на картинке дети спрятались под зонтом от дождя и идут по лужам, туча закрыла солнце, ежик несет грибы, птицы улетают, деревья желтые, оранжевые, листья падают, грибы растут.

На игровых полях изображен один и тот же пейзаж Фиолетового Леса, в разное время года и с разными героями. На разрезных картинках найти рисунки, подходящие каждому времени года.

Игровое поле «Зима» — зимний лес в снегу и сугробах, домик, Ворон Метр, волшебник Незримка Всюсь, галчонок Карчик.

Игровое поле «Весна» — на рисунке нарисована природа весеннего периода, елка зеленая, тает снег, бегут ручьи, расцвели подснежники; фигурки Малыша Гео, Мишика, девочки Дольки, Луча Владыки, Карчик сидит на крыше дома.

Игровое поле « Лето» — летний зеленый лес, все деревья в листве; на двух висят Золотые плоды; расцвели ромашки, колокольчики, летают бабочки; фигурки Кота Филимона Коттерфильда, Краб Крабыча, Гусеницы Фифы, Пчелки жужи, китенка Тимоши, Гуся Капитана, трех Лягушат.

Игровое поле «Осень» — осенний пожелтевший лес; Лопушко, Слоники Ляп-Ляп и Лип-Лип, Околесик, Крутик По, Паук Юк, Ворон Метр сидит на крыше домика.

Пазлы

Цель ребенка — собрать картинку правильно.

Задачи: — цель разрезных картинок – научить ребенка составлять целое из нескольких частей; соотносить образы частей рисунков с целостным образом реальных героев; — в процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь; — развивается логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, крупная и мелкая моторика, координация движений, творческое воображение, усидчивость, сосредоточенность; — способствовать развитию умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; — воспитывать терпение, желание самостоятельно собрать картинку до конца.

Инструкция: Предлагается из набора картинок собрать одно целое изображение. Ребенок должен рассказать, кто изображен и что он знает про нарисованных героев. Дать детям все картинки от всех пазлов – задание на классификацию, анализ, обобщение – разбери на группы.

Разноцветные гномы

Зверята-цифрята

Волшебники.

Летающие

Плавающие

Жители Фиолетового леса

Советы по выбору

Настольная игра обычно воспринимается как довольно неплохой подарок, но (как и любой другой товар) она может быть выбрана как удачно, так и неуместно

Поскольку дарят ее для того, чтобы ребенок получал полезные навыки по собственному желанию, а не когда его заставляют, очень важно, чтобы игра понравилась малышу, чтобы он заинтересовался ею и стал играть регулярно

Есть несколько простых советов, касающихся того, как добиться поставленной цели:

Для ребенка игра – это праздник. Даже если она заставляет его крепко призадуматься, он сам пока получает удовольствие не от процесса решения сложной проблемы, как в шахматах, а от антуража. По этой причине настольная игра для маленького ребенка должна быть яркой и красивой, а также предполагать определенную легенду, напоминающую интересную сказку.

«Кто где живет?»

Возраст детей – от 2-3 лет – легкие задания с 2-3 условиями, 4-7 лет – задания более сложные.

Задачи игры:

— развитие словесно-логического мышления — отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках, с помощью которого устанавливаются отношения некоторого вида предметов к другому виду предметов; — с помощью словесно-логического мышления можно формировать умение рассуждать, делать выводы из этих суждений; — развивать умение сопоставлять несколько суждений; формировать и совершенствовать умения делать выводы, планировать решение задач, анализировать условия задач; — развивать у детей внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, концентрацию внимания. Материалы и оборудование: фигурки героев Фиолетового Леса; детали игр «Фонарики», «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Чудо-соты».

Предварительная работа: игры детей с развивающими играми, составление различных моделей, по образцу, по описанию, по собственному замыслу; обсуждение из каких деталей состоит каждая модель предмета, каким может быть тот или иной образ предмета; какими могут быть различные дома, из чего их можно построить, кто может в нем жить (Слон Ляп-Ляп или Гусеница Фифа) и почему.

Игровая ситуация:

Жителям Фиолетовом Лесу надоело жить в своих домиках и они решили поменяться домами. Так они менялись несколько раз и совсем запутались, где же чей домик. — Ребята, давайте поможем нашим друзьям вернуться в свой родной дом.

1 вариант. Берутся любые 2 героя (например, Малыш Гео и Ворон Метр) и любые 2 простые геометрические фигуры из игры «Фонарики» — домики из квадрата и треугольника – красный и синий. Воспитатель спрашивает детей: — Малыш Гео живет в синем домике. Где живет Ворон? (в красном домике); — маленький и большой домики. Малыш живет в большом доме, где живет Ворон? (в маленьком домике); — домики, построенные из деталей любой игры — «чудо-головоломок» – дома одинаковые по форме (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал) и размеру (большие или маленькие), но разные крыши и окна. Выбор из двух вариантов – крыша — маленькая или большая, полукруглая или треугольная, окна – два разных варианта из «Чудо-сот», «Чудо-крестиков 1, 2, 3».

Различные варианты заданий с использованием геометрических фигур разного размера, цвета, отделки (окна, крыши).

2 вариант.

Берутся 3 героя (Пчелка Жужа, Мишик, Гусеница Фифа) и 3 разных дома. Для домов выбираются разные геометрических фигуры, различные по форме и размеру: должны быть 2 разные формы и 2 размера – большой квадрат, маленький квадрат, большой треугольник.

Условие: Мишик живет в большом домике, Жужа живет в треугольнике. Где кто живет? Размышления: Мишик живет в большом доме – значит, это могут быть или большой квадрат или большой треугольник. Но, так как Жужа живет в треугольнике, то Мишик может жить только в большом квадрате. Остался маленький квадрат для Фифы.

Условия могут включать в себя отрицание – не квадрат, не большой.

Дома те же. Жужа живет не в квадрате — значит, в треугольнике. Фифа живет не в большом домике – значит, в маленьком квадрате. Мишик живет в большом квадрате.

Вариант 3.

Берутся 3 дома: 1-й и 2-й — одинаковые по форме, 3-й — другой по форме; или 2-й и 3-й — одинаковые по отделке (крыша, окна, дверь, труба на крыше), 1-й – отличается от них по отделке дома.

Условие. 1-й дом – квадрат с одиночным окном, 2-й дом – квадрат с двойным окном, 3-й – прямоугольник с одиночным окном. Мишик живет в квадратном доме; Жужа живет в квадратном доме; Жужа живет в доме с двойным окном.

Ответ. Мишик — в 1-м доме, Жужа – во 2-м, Фифа – в 3-м доме. Рисунки – различные варианты 3 домиков

Вариант 4.

Рассматриваются 4 героя и 4 дома для них. Варианты домов составляются из деталей игр.

Сподручные материалы

Можно узнать ваше мнение? Друзья, вы предпочитаете какой материал для поделок?

Наверное, выскажу всеобщее точку зрения, что это тот, с которым в домашних условиях вам самим легче, или интереснее что-то творить.

И еще один момент озвучу. Порой я не беру новый или ценный материал. В ход идет даже бросовый. То, что по случайности хранится, или в ожидании, что я смогу из него что-то полезное сделать. Например, пробки от пластмассовых бутылок или от вина, старая шахматная доска, фигуры которой растерялись, пуговки, камешки и т.д.

Ну вот, когда все мы собрали: понимание, что нам предстоит с ребятишками сконструировать, для чего и каких целей. Выяснили, какие материалы мы сможем использовать. Не забыли и хорошее настроение. Теперь осталось приняться за дело.

«Перестановки»

Возраст детей – от 3-4 лет – легкие задания на 3-4 клеточках «Коврографа Ларчика», 4-7 лет – задания на 4-10 клеточках «Коврографа Ларчика».

Задачи игры: — формировать и совершенствовать умение обследовать условия задач, умение планировать решение задач, умение сознательно решать задачи до конца; — развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания, зрительное восприятие; — развивать способность ориентироваться на плоскости – влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх — Павлин, вправо вниз — Пони, влево вверх — Лев, влево вниз – Лань; — развивать навыки счета – количество шагов по клеточкам, вычитать из большего меньшее число.

Материалы и оборудование: «Коврограф Ларчик», карточки цифр любого варианта (цифрята-зверята, цифры из игры «Прозрачная цифра», «Домино», набора цифр на ковролине).

Ход игры.

Вариант 1. Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. На «Коврографе Ларчик» в первом ряду, в каждой клеточке сверху располагаются цифры от 1 до 10 по порядку. Одной из цифр нет — 1, 2, 3, 4, 5, 6, …, 8, 9, 10. (нет 7).

На втором ряду цифры от 1 до 10 располагаются в произвольном порядке. Нет цифры той же, что и в первом ряду. 2, 5, 6, 1, 3, …., 10, 4, 8,9.(нет 7).

Задание: переставить цифры во втором ряду так, чтобы они стояли так же, как и в первом, по порядку возрастания.

Условие: ставить цифру можно только на пустое место.

Игровая ситуация: одинаковые цифры (цифрята-зверята) гуляли парами по дорожкам Ковровой Поляны, но один из них хотел побаловаться и убежал от друга, и потом заблудился. Давайте, ребята, поможем ему найти и догнать своего друга.

Вопросы к детям:

— соседи чисел на первом ряду; кто за каким числом стоит; кто перед каким-то числом; кто стоит между двумя числами; кто стоит после какого-то числа; кто стоит пятый (любой) от конца. — кто стоит на первом месте во втором ряду; кто 2-й, 3-й, 4-й и т.д; кто стоит перед 5, после 4, за 7, между 4-6 и т.д. — какая цифра справа сверху от 6 на втором ряду; слева снизу от 5 в первом ряду; любой вопрос по ориентированию — Лев, Павлин, Пони, Лань; — какой цифры не хватает в первом ряду? – 7; — какое место пустое во втором ряду? – 6 клеточка; — на каком месте стоит цифра, которую нужно сюда поставить? – цифра 6 стоит в 3 клеточке; — какую цифру мы можем поставить на свое место? – 6; — как это сделать? – передвинуть 6 на 3 клеточки вправо; — как проверить, правильно ли мы сделали? – 6-3=3 шага вправо; — какую следующую цифру мы можем поставить на свое место? Какая клеточка пустая? – цифру 3 поставить на 3 клеточку; — где сейчас стоит цифра 3? – на 5 клеточке; — как мы должны её передвинуть? — влево на 2 клеточки; — как проверить? – 5-3=2 шага влево; — какая клеточка стала пустая и какую цифру мы можем туда поставить? – в 5 клеточку можно поставить цифру 5; — где сейчас стоит 5? Как ее переставить на свое место? – цифра 5 стоит во второй клетке, переставить на 3 клетки вправо; — как проверить? – 5-2=3 шага вправо; — что будем делать дальше? – пустая 2 клетка, в нее поставить цифру 2, сейчас она стоит в 1 клетке, передвинуть ее на 1 шаг вправо, проверить 2-1=1 шаг вправо; — что делаем дальше? – пустая клетка 1, цифра 1 стоит в 4 клеточке, ее надо переставить на 3 шага влево, проверить 4-1=3 шага влево; — следующие действия? – пустая клетка 4, цифра 4 стоит в 8 клетке, ее надо переставить на 4 шага влево, проверить 8-4=4 шага влево; — что дальше? – пустая клетка 8, цифра 8 стоит в 9 клетке, нужно ее переставить на 1 шага влево, проверить 9-8=1 шага влево; — дальше? – пустая клетка 9, цифра 9 стоит в 10 клетке, надо ее передвинуть на 1 шаг вправо, проверка 10-9=1 шаг вправо; — и какая цифра последняя стоит не на своем месте? – цифра 10, она стоит в седьмой клеточке, нужно ее передвинуть вправо на 3 шага, проверка 10-7=3 шага вправо; — теперь все цифры на своих местах, в первом и втором ряду одинаково? – да; — какой цифры не хватает в обоих рядах? — 7.

Вариант 2. Начиная с 3 лет.

На «Коврографе Ларчик» в трех клеточках на первом ряду расположены две любые фигуры (могут быть: изображения геометрических фигур, предметов, букв, цифр, людей, героев «Фиолетового Леса», животных, транспорта – на любую тему, изучаемую в данный момент в группе).

Во втором ряду, под ними, в трех клеточках, расположены эти же две фигуры в другом порядке (например, в 1 ряду – квадрат, пустая клетка, круг; во 2 ряду – пустая клетка, круг, квадрат).

Задание: переставить фигуры во втором ряду так, чтобы они стояли в том же порядке, как и в первом ряду.

Условие: ставить фигуру можно только на пустое место.

Дети могут переставлять фигуры сами на «Коврографе Ларчик» по очереди; воспитатель побуждает детей проговаривать необходимые действия: какая клеточка свободная, что туда нужно поставить, где стоит нужная фигура, как можно поставить фигуру — на сколько клеточек вправо-влево её нужно передвинуть.

Для детей, успешно выполняющих разные варианты заданий, упражнений, задействуют в игре большее количество клеточек – 4, 5, 6 и до 10.

Вся группа детей на своих «Миниларчиках» выполняет ту же работу, что и на «Коврографе Ларчик». Можно сначала попросить детей самостоятельно переставить фигуры на своих ковриках. Потом проверить, как получилось, на Коврографе, каждый раз ребенок должен проговаривать свои действия – какая клеточка пустая, какую фигуру нужно туда поставить, где находится эта фигура, как ее переставить на пустую клеточку.

Варианты решения задач могут быть у каждого ребенка разные, в зависимости от расстановки фигур. Когда дети справляются с легкими заданиями на 3-х клеточках, увеличиваем количество клеточек от 4 до 10.

Картотека настольно-печатных игр для детей 3-4 лет

НП — №1

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ»

Цель:

познакомить с основными геометрическими фигурами и телами; научить запоминать и названия и научить видеть геометрические формы в окружающих предметах.

Ход игры:

1 вариант:
«Третий лишний».
Отобрать три элемента игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Предложить ребенку соединить подходящие элементы в одну карточку, попросить ребенка назвать признак общий для формы предмета и геометрической фигуры. Начинать необходимо с простеших фигур, сначала плоских (точка, линии, угол, круг), а затем объемных.

2 вариант:
«Общее вместе» (младший, средний возраст)
Разложите на поверхности стола половинки карточек с изображениями геометрических фигур и тел лицевой стороной вверх. Предложите ребенку выбрать те из них, на которых изображены фигуры, имеющие общий признак. Например, все плоские, или все объемные, или все четырехугольники и так далее.

3 вариант:
Игра «Играем сами»
(2 и более участников). Все половинки карточек с изображениями геометрических фигур перемешивают и кладут в центре игрального стола лицевой стороной вниз. Элементы с изображениями предметов и роки поровну делят между собой. Право первого хода определяет жребий или считалка. Игрок, получивший ход, берет со стола один из элементов, называет геометрическую фигуру, на нем изображенную, и оставляет ее у себя, если у него есть второй элемент карточки. Проверкой служит замок, разный у каждой пары элементов. Если подходящей половинки нет. Элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым нашел подходящие половинки для всех своих карточек.

НП № 2

«УЮТНЫЙ ДОМИК»

Цель:

познакомить детей с различными предметами, которые окружают его в обычной жизни дома, научить классифицировать их по общим признакам;

В состав игры

входит 30 карточек. На 25 из них изображены различные предметы. 5 карточек являются обобщающими, каждая из них определяет свою группу предметов: одежда, обувь, посуда, мебель, игрушки.

Ход игры:

1 вариант.

Предложить детям разложить карточки по группам.

2 вариант.

Предложить соединить карточки в цепочки, при этом обобщающая карточка станет паровозиком в такой цепочке. Карточки соединяются друг с другом пазловыми замками. У каждой группы свой замок. И если карточки подобрать неверно, цепочка не построится. Это позволяет ребенку самому контролировать правильность выполнения задания.

3 вариант.

Предложить ребенку разложить карточки в соответствие с цветом изображенных картинок. В этой игре карточки между собой не соединяются.

4 вариант.

Карточки можно использовать в игре «Найди лишний предмет».

5 вариант.

«Лото».

Необходимо несколько игроков. Выбирается ведущий. Остальные дети выбирают карточку на которой изображена картинка обувь, одежда и пр.. Остальные карточки переворачиваются картинкой вниз и перемешиваются или складываются в Чудесный мешочек.

Ведущий достаёт по одной карточке и показывает её игрокам. Выигрывает игрок, который первым соберет все карточки комплекта и построит свою цепочку.

НП № 3

«ЦВЕТА»

Цель:

научить ребенка различать основные цвета и оттенки, находить на рисунках определенные цвета и их сочетания.

Игра состоит

из 20 картонных карточек, разрубленных на 2 элемента по технологии (пазл). На одних половинках изображены предметы (растения, животные, игрушки), окрашенные в три различных цвета. На других половинках – три карандаша соответствующих цветов. Всего 40 элементов.

Ход игры:

1 вариант. «Общий цвет»

Разложить на столе половинки карточек с изображениями карандашей (или, наоборот, половинки с картинками) лицевой стороной вверх. Попросите ребенка выбрать все изображения, имеющие, например, красный цвет. Потом синий, желтый и т.д. усложнить задание можно, предложив ребенку выбрать изображение, имеющие сначала два, а затем и три заданных цвета.

2 вариант.
«Третий лишний»
Отберите три элемента игры так, чтобы два из них составляли пару. Предложите ребенку соединить подходящие по цветам элементы. Проверкой будет служить замок (место соединения элементов), объединяющих элементы каждой карточки.

Усложнение

: сравнить сначала элементы без общих цветов, затем с одним. И, наконец, с двумя общими цветами.

3 вариант.

«Играем сами» (2 и более участников)

Воспитатель перемешивает карточки и кладут в центре игрального стола лицевой стороной вниз. Элементы с изображениями разноцветных карандашей раздают поровну игрокам. Право первого хода определяет жребий или считалка. Игрок, получивший ход, берет один из элементов игры со стола и оставляет его у себя, если у него есть второй элемент карточки. Проверкой служит замок. Если подходящей половинки нет, элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым нашел подходящие половинки для всех своих карточек

Усложнение:

Возможен и другой вариант игры, когда игроки делят между собой половинки с картинками, а на столе оставляют изображения цветных карандашей.

НП № 4

«ЧТО К ЧЕМУ?»

Цель:

способствовать развитию зрительной памяти, внимания, речи, логического мышления, формировать способности различать и группировать предметы по определённым признакам; развивать внимание, мышление, память, речь;

Игра состоит:

из карточек, состоящих из двух элементов с пазловым замком – 18 шт.;

Ход игры:

1 вариант: «Третий лишний»

— найти и соединить в пару подходящие по смыслу элементы.

2 вариант:
«Строим ряд»
— найти предложенные ведущим элементы, расположить в ряд по общему признаку.

3 вариант:
«Что общего?»
— найти подходящие половинки для всех своих элементов с заданным признаком.

4 вариант:
«Что лишнее?»
— догадаться по какому признаку собраны элементы и определить лишний.

5 вариант:
«Играем в прятки»
— найти подходящие половинки для всех своих элементов.

НП № 5

«ЧЕЙ ДОМИК?»

Цель:

Углублять и расширять знания о различных видах животных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищах. Умение соотносить изображение живого существа с его местом обитания, правильно называя его. Развивать воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук.

Ход игры:

1 вариант: «Третий лишний»

— найти и соединить в пару подходящие по смыслу элементы.

2 вариант: «Что общего?»

— найти подходящие половинки для всех своих элементов с заданным признаком.

3 вариант: «Играем в прятки»

— найти подходящие половинки для всех своих элементов.

4 вариант: «Запомни и узнай»

— составить наибольшее количество карточек, не допустив ошибок.

НП № 6

«РАССКАЖИ СКАЗКУ»

Цель:

формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.

Игра состоит:

В комплект входят 6 больших карт, с картинкой, обозначающей сказку и 48 маленьких карточек. Каждая сказка проиллюстрирована 8 маленькими карточками.

Ход игры:

Варианты игры:

1 вариант:

Дети рассказывают сказку, используя игровые картинки;

2 вариант:

Дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности;

3 вариант:

Разложить карточки, намеренно перепутав их последовательность, а ребенок должен восстановить правильный ход сюжета.
4 вариант:
Разложить карточки, пропустив одну или несколько, попросив ребенка сказать, чего не хватает.

5 вариант:

Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа-слева от персонажа», «Далеко-близко».

6 вариант: «Лото»

Играют от 2 до 6 человек. Игроки берут себе большие карты, а ведущий показывает маленькие карточки. Тот, кому подходит эта карточка говорит: «Мне нужна эта карточка, потому что я собираю сказку «Колобок». Побеждает тот, кто первым и правильно заполнит большую карточку.

7 вариант: «Четвертый лишний».

Педагог выкладывает 2 карточки из одной сказки и одну из другой. Пусть малыш скажет, какая лишняя и назовет сказки.

НП № 7 «ПАРОВОЗИК ДЛЯ ЗВЕРЯТ»

Цель:

Способствовать развитию мышления, восприятия внимания; знакомить с животными, местами их обитания, образом жизни; учить самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать.

Игра состоит

из 25 карточек с изображением различных животных и птиц. Всех животных можно разделить на 5 групп в зависимости от места их обитания: — деревня: корова, петух, баран, козел, собака — лес: заяц, лиса, волк, лось, филин — джунгли: попугай, бегемот, крокодил, тигр, слон — пустыня: верблюд, змея, черепаха, ящерица, страус — север: белый медведь, морж, северный олень, пингвин (хотя, на наш взгляд, пингвины живут в Южном полушарии), тупик (для тех, кто не знает, поясним, это птичка) Для каждой группы есть своя обобщающая карточка.

Ход игры:

1вариант:

«Назови животное» подходит для самых маленьких. Ребенку предлагается найти карточку с определенным животным, среди нескольких карточек.

2 вариант:
«Кто где живет»
Детям предлагается оставить логические поезда, где паровозиками будут обобщающие карточки, а вагончиками — карточки с изображениями животных. Все карточки имеют пазловые замки для соединения. Причем замки сделаны так, что соединить между собой удастся только карточки из одной группы. Если карточки объединены в группу неверно, цепочка не составится.

3 вариант: «Виды животных».

Научит ребенка классифицировать животных по другим признакам. Дикие и домашние,
травоядные и хищные, птицы, пресмыкающиеся (старший дошкольный возраст).
В этой игре обобщающие карточки не используются и карточки между собой не скрепляются. Проверить правильность своих рассуждений ребенок сможет по цвету фона карточек.

НП № 8 «КТО БОЛЬШЕ, КТО МЕНЬШЕ?»

Цель:

научить ребенка классифицировать предметы, объединять их в группы, выстраивать убывающие или возрастающие цепочки по различным признакам; формировать пространственные представления, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Ход игры:

1вариант:
«Объедини в группы».
Цель игры: собрать все карточки, относящиеся в одной группе (все большие и все маленькие);.

2вариант: «Кто больше?».

Воспитатель предлагает детям собрать логическую цепочку из карточек, относящихся к одной группе в порядке возрастания (маленький-средний-большой предмет);

3вариант: «Кто меньше?».

Воспитатель предлагает детям собрать логическую цепочку из карточек, относящихся к одной группе в порядке убывания (маленький-средний-большой предмет);

НП № 9

«
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
(изучаем домашних животных)

Цель:

познакомить ребенка с обычными домашними животными: лошадью, собакой, кошкой, коровой, козой, овцой; расширить словарный запас, развивать связную речь, внимание, память, усидчивость

Ход игры:

1вариант:

Педагог рассматривает с детьми круглые карточки. Называет изображенных на них детенышей. Как они разговаривают? Рассказать, что у них тоже есть мамы и папы.
2вариант: «Мама потерялась»
Выбрать картинку с изображением детеныша и найти ему родителей, назвать их. У котёнка мама – кошка.

3вариант:
«Кто где живёт, кто чем питается».
4 вариант: «Лото» (для детей 5-7 лет)

2-3 игрока и ведущий. Один из играющих должен собрать детенышей, другой — мам, третий – пап, четвертый пищу, пятый – способы организации в группы. Ведущий перемешивает все карточки и показывает по одной. Тот, кому нужна данная карточка, объясняет свой выбор и забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее правильно соберет все 6 карточек.

5 вариант:
«Составь рассказ» для детей 5-7 лет)
Детям, которые уже хорошо говорят можно дать задание сочинить про животных сказку. Можно только про животных одного вида, а можно, используя любые карточки. Если детей несколько, можно устроить
конкурс сказок.
6вариант: «Четвертый лишний»:

Воспитатель выкладывает четыре карточки, одна из которых чем-то отличается от трех других. Ребенок должен сказать какая и объяснить свой выбор. Например, три карточки с коровами и одна с лошадью, или три карточки с папами и одна с мамой. Можно давать более сложные задания, имеющие два ответа: стадо коров, бык, корова, лошадь – лишняя лошадь или лишнее стадо, поскольку на других карточках по одному животному.

7вариант: «Что изменилось»

Педагог выкладывает несколько карточек, попросите ребенка их запомнить в течение 10-15 секунд, затем перемешайте и предложите малышу выложить те же карточки в том же порядке.

8 вариант:
«Кого не стало?»
Водящий выкладывает несколько карточек, ребенок запоминает, затем закрывает глаза, а педагог тем временем педагог меняет карточки местами, убрать или добавить карточку, или заменить одну. Ребенок должен определить, что изменилось. Усложнять задания можно увеличивая число карточек или число изменений.

НП №10 «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель:

познакомить ребенка с изменениями, происходящими в природе и в жизни людей в разное время года.

Игра состоит

из 4 больших обобщающих карточки: Зима, Весна, Лето и Осень и 48 маленьких карточек. К каждому времени года относится 12 маленьких карточек. Эти 12 карточек в свою очередь разбиваются на 3 группы: растения, животные, поведение человека в соответствующее время года. На каждой большой карточке помещено 3 изображения, соответствующие данному времени года: растение, животное и человек. Под каждым из этих изображений можно собрать цепочку из 4 маленьких карточек, относящихся к данной группе. Карточки соединяются между собой по принципу пазла, при этом у каждой группы свой замок, так что ребенок сам может проверить правильность своих рассуждений.

Ход игры:

1 вариант:
«Собираем цепочку» (3-5 лет)
Ребенку предлагается собрать одну цепочку из заранее подготовленных взрослым карточек.

2 вариант:
«Круглый год.»
Предлагается собрать все цепочки, правильно присоединив маленькие карточки к большим

3 вариант:
«Давай меняться!»
В этой игре используются только маленькие карточки. В ходе игры нужно собирать комплекты карточек одной серии

4 вариант:
«Что на картинке».
Ребенку предлагается описать картинку. Эта игра на развитие речи ребенка, активизацию его словарного запаса.

НП №12

«ЛОГИЧЕСКИЕ ПАРЫ»

Цель:

развивать у детей логическое мышление, фантазию, сообразительность.

Игра состоит

из 16 листов с цветными картинками. На каждом листе по 6 рисунков.
Ход игры:
Предложить детям найти логическую пару по любому признаку (цвет, форма, оба предмета съедобные и т.п.) и объяснить, почему именно эта карточка является парой предыдущей.

НП №13
«СЛОЖИ УЗОР»
Цель: развивать пространственное и логическое мышление, воображение, сообразительность; закреплять навыки счета, классификации;

способствовать развитию цветоощущение, умения анлизировать, синтезировать и комбинировать; воспитывать внимание, точность, усидчивость, целеустремленность.

Игра состоит

из 16 одинаковых деревянных кубиков. Ребро кубика — 3 см. Все грани кубика раскрашены по-разному. Четыре грани одноцветные: белая, красная, синяя, желтая. Две — двухцветные: белая с красным и синяя с желтым.

Ход игры:

предлагается составлять из кубиков разноцветные узоры различной сложности. Варианты узоров приведены в книжечке — описании. Всего приведено около 70 узоров. Чтобы в игру мог играть маленький ребенок, можно посоветовать переносить узор на большой лист в масштабе 1:1. В таком случае ребенок может составлять узор, накладывая кубики на изображение. Более старшие дети учатся составлять узоры по маленькой схеме. Надо заметить, что на рисунках в заданиях не приведено разбиение узоров на квадраты. Т.е. ребенок сам должен проанализировать рисунок и решить, из каких кубиков нужно составить узор. И, наконец, кубики предоставляют ребенку огромное поле для фантазии, ведь количество узоров, которое можно придумать самому ничем не ограничено.

НП №14
«ФИГУРЫ»
Цель:

познакомить детей с основными геометрическими фигурами, учить определять форму предметов, развивать воображение, математические способности и мелкую моторику рук.

Ход игры:

1 вариант:
«Найди похожую фигуру»
Цель:

найти предметы той же формы, что и образец.

Педагог раскладывает на столе 2 группы карточек с изображением геометрических фигур и предметов и предлагает детям поселить предметы по домикам. Повторить название геометрических фигур, Предложить детям собрать все предметы, которые похожи на круг – они будут жить в одном домике. Если выбор сделан правильно, то «замки» карточек легко соединятся. Затем предлагает ребенку собрать вместе все треугольные, квадратные, прямоугольные предметы.

2 вариант:
«Вспоминаем предметы»
Педагог показывает карточку в качестве образца. Детям предлагается вспомнить как можно больше предметов такой же формы. Участники по очереди называют по одному варианту. Победителем становится тот, чей ответ будет последним.

НП №15
«НАЙДИ ПОЛОВИНКУ»
Цель:

способствовать развитию зрительного восприятия, мелкой моторики рук и координации движений;

учить детей складывать их двух частей целое изображение, знакомить с предметами окружающего мира, которые встречаются в окружающей действительности;

Ход игры:

1 вариант:

Предложить ребенку картинку половинку спросить, что на ней нарисовано. Если игра проводится первый раз, то воспитатель показывает, как надо сложить недостающую половинку чтобы получилось целое изображение. Затем можно предложить ребенку самостоятельно сложить целое изображение из двух половинок.

2 вариант: «Кто больше»

Предложить 2-3 игрокам посоревноваться, кто больше соберёт картинок-половинок.

НП №16
«УМНЫЕ МАШИНКИ»
Цель:

способствовать развитию мышления, восприятия, внимания; знакомить с разными видами транспорта; закреплять представление об основных цветах; учить самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, анализировать. Развивать мелкую моторику;

Игра состоит:

Комплект карточек с изображением:

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ: ракета, самолет, вертолет, воздушный шар, истребитель;

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ: пароход, подводная лодка, парусник, катер, лодка;

ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНС! ЮРТ: автобус, троллейбус, трамвай, поезд, такси;

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ: экскаватор, подъемный кран, трактор, каток, бетономешалка;

МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: пожарная, милицейская, «скорая помощь», автомобиль МЧС, грузовик;

Ход игры:

1 вариант:
«Назови машину»
В игре участвуют 1-4 человека.

Педагог раскладывает перед ребенком карточки 3-4 картинки. Попросить найти карточку, например, с автобусом. если он справился. Помогите, если возникли затруднения.

Спросить, для чего нужен данный вид транспорта, Какого он цвета? Что есть у автобуса?

2 вариант:
«Виды машин»
Педагог раскладывает карточки перед ребенком изображением вверх. Отдельно положите пять карточек с сюжетными рисунками. Предложите малышу найти изображение какого-либо вида транспорта, например, лодки. Где ее можно увидеть? К какой из пяти обобщающих карточек ее можно присоединить? Проверить правильность своего выбора ребенок может по цвету фона. Если выбор сделан правильно, замки совпадут, все карточки образуют единую цепочку.

Усложнение:

собрать следующие цепочки: водный транспорт, воздушный транспорт, пассажирский транспорт, строительные и специальные машины.

Как называются машины, которые летают по небу? Какие виды наземного транспорта он знает (специальные, легковые, грузовые и т. п.)? Как можно назвать трамвай, троллейбус и автобус (городской пассажирский транспорт)?

3 вариант:
«Цвет машин».
Предложить ребёнку собрать вместе все машины одного цвета и выложить их в цепочку (обращать внимание на замки не надо).

Дидактические игры по ПДД

Цель: — закрепление знаний детей о различных видах транспорта (легковом, грузовом, пассажирском); знаках дорожного движения;

Задачи: Обучающие: 1. Формировать представления детей о различных видах транспорта. 2. Закреплять знания о сенсорных эталонах цвета. 3. Упражнять в различении предметов по форме и величине. 4. Ознакомление детей с графическим изображением букв алфавита. 5. Расширение словарного запаса. 6. Подготовка ребёнка к чтению; выучить буквы, научиться читать по слогам; запомнить последовательность букв алфавита; 7. Запомнить эмблемы и названия машин. 8. Закреплять знания о знаках дорожного движения.

Развивающие: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Развивать наглядно-образное мышление. 3. Развивать способность объединять предметы на основании определенных признаков (классификация).

Воспитательные: 1. Стимулировать у детей способность договариваться друг с другом о предстоящей совместной деятельности 2. Воспитывать интерес к правилам поведения на дороге.

«Найди машине свой гараж»

Материал: 14 гаражей — 7 основных цветов, на определенном цвете своя марка автомобиля; Силуэты машин разного цвета и эмблемой марки автомобиля.

Методическое руководство:

Игровое задание: Найти каждому транспортному средству свой гараж.

Правила игры: Ребенок берет машинку, необходимо назвать марку автомобиля и определить его цвет, а затем подобрать соответствующий гараж.

Ход игры:

Воспитатель: Вариант первый Посмотри-ка что случилось, все машинки заблудились. Машинкам скорей ты помоги, и в нужный гараж их отвези. Воспитатель: Вариант второй Здесь не простые, а цветные гаражи. Машинку нужного цвета возьми И в нужный гараж ты ее отвези. (дети подбирают машинку соответственно цвету гаража) Воспитатель: Вариант третий И так, внимательно ты посмотри Чем отличаются здесь гаражи? Большой и маленький гараж Ответ, конечно же, мне дашь. Машинку нужного размера подбери, И в нужный гараж ты ее отвези. (дети подбирают машинку соответственно величине гаража) Воспитатель: Вариант четвертый Малыш, теперь ты посмотри Такие разные здесь гаражи. В каждом своя машинка живет, Смотри на картинку и смело вперед! (дети подбирают машинку соответственно форме). Следует отметить, что яркие силуэты машин привлекают внимание детей. Они с удовольствием отправляют машинки в гараж, называя их, определяя марку автомобиля и цвет. Как игровые карты, так и силуэты машин достаточно практичные и прочные, что позволяет воспитателю не беспокоиться о безопасности малышей и поломке игры. Игра может быть использована для групповых занятий с детьми. Но особо хороша игра для индивидуальных занятий с детьми.

Интересные для всех

На что стоит обратить внимание:

  • возраст крохи;
  • интересы;
  • возможности.

Почему это важно? Потому что для одних это будут увлекательные и развивающие проекты, а для других – примитивные, как пройденный материал, что не понравится никому и чего допускать никак нельзя. Ребята, а вы знаете, что интересно лично вашему карапузу? Учитывать хорошо бы и детские потребности

Кто-то без ума от паровозиков, другим зайчики и мартышки нужны. А третьих нужно в игре научить считать или проверить по пдд, насколько они знают правила, чтобы мы оставались спокойными, когда они самостоятельно куда-то уходят

Ребята, а вы знаете, что интересно лично вашему карапузу? Учитывать хорошо бы и детские потребности. Кто-то без ума от паровозиков, другим зайчики и мартышки нужны. А третьих нужно в игре научить считать или проверить по пдд, насколько они знают правила, чтобы мы оставались спокойными, когда они самостоятельно куда-то уходят.

Мы гордимся своими детками! Их способности – повод для нашего маленького хвастовства. А настольные игры стратегии, сделанные своими руками, – это способ раскрыть потенциал малыша и развить его.

«Автомобильная азбука»

Алфавит незаметно и естественно войдёт в жизнь каждого ребёнка, начинающего знакомиться с письменной речью. Заинтересованность — главный принцип, заложенный в основу данной настольной игры. Ведь в наше время очень сложно детей чем — то удивить! С помощью игры, можно помочь ребенку подготовиться к обучению в школе или сделать первые школьные шаги легкими, закрепляя полученные знания дома, в игре, развить воображение, находчивость. «От узнавания к действию»- так можно обозначить весь спектр действий ребенка с игровым материалом. Чтобы избежать многих школьных трудностей, необходимо как можно раньше научить ребенка слышать, узнавать и различать звуки родного языка.

Материал: — 4 игровых дорожки с изображением букв; — картонные карточки букв и эмблем автомобилей. — фишки и кубики.

Цели игры: — Ознакомление детей с графическим изображением букв алфавита. — Расширение словарного запаса. — Подготовка ребёнка к чтению. — Выучить буквы, научиться читать по слогам; — Запомнить последовательность букв алфавита; — Запомнить эмблемы и названия машин. — Развитие связной речи, памяти и внимания, воображения и находчивости.

Правила игры:

Первый вариант: Изучаем буквы и эмблемы машин. Перед началом дети совместно с воспитателем (родителями) знакомятся с основными правилами, рассматривают игровые дорожки и изучают их. Затем рядом с полем следует разложить игровые карточки картинками вверх (буква и эмблема марки автомобиля). Из предложенных карточек выбираем карточку с буквой и накладываем её на игровую дорожку, соответственно букве (или эмблему).

Второй вариант: Участник бросает кубик, отсчитав нужный ход, ставит свою фишку (или машинку) на выбранную букву, затем выбирает подходящую карточку с эмблемой марки автомобиля или букву. Ответив неправильно, ребёнок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым пройдёт весь маршрут. Выставив машинки на старт, соперники, поочерёдно бросают два кубика (один обычный, другой в цвете светофора), и, в зависимости от показаний светофора, перемещаются по дороге. Зелёный свет, по традиции, разрешает движение, жёлтый – предписывает перебросить кубик, красный – пропуск хода.

Третий вариант: Найди пару. Из предложенных карточек, нужно подобрать пару. В помощь детям карточки с буквой и эмблемой машины одинаковы. Например: Н – Ниссан, О – Опель, А – Ауди.

Четвертый вариант: Составь слово. Составлять слова можно разными способами: • Из одних только букв; — (СОН) • Из одних только эмблем машин; — (Сузуки, Опель, Ниссан) • Смешанный – (вверху буквы, внизу марки автомобилей)

Игрушки своими руками для детей младшего школьного возраста

Для детей этого возраста так же нужны игрушки развивающиеся. Здесь очень хорошо подходят различные настольные игры. Опять-таки, в магазинах продается их очень много, но здесь есть один нюанс. Во-первых они дорогие и есть вероятность, что купив игрушку. Ею ребенок воспользуется всего пару раз, а потом забросит ее. Поэтому лучше смастерить своими руками, тем более что идею вы можете придумать сами.

Один из довольно простых и стандартных вариантов – «крестики-нолики». Конечно, бумажный вариант с ручкой и листочком не требует вообще никаких затрат. Но, согласитесь, что изготовленная своими руками такая игрушка может стать даже подарком. А для ее изготовления понадобится лист фанеры или картона, который красим и делим на квадраты и круглые фишки, так же картонные. На одних рисуем крестик, на других нолик.

Можно приспособить для этих целей и пробки, и плоские пуговицы. Игрушка получится интересной, ее можно даже взять с собой на дачу или в поездку.

Как вариант, вместо фишек с крестиками и ноликами можно смастерить, например, пчелок и божьих коровок.

Для полезного времяпрепровождения с детьми в поездках кроме игры в крестики и нолики можно сделать переносные шашки. Для этого берем пустую коробку из-под ДВД-диска. Внутри крепим лист или из картона, или любого другого материала под шахматную доску. Далее берем одинакового размера плоские пуговицы двух цветов. Цвет можно подбирать любой, не обязательно черные и белые.

Получилось со вкусом и оригинально. С такой игрой не стыдно перекинуться и парой «партиек» с чужими людьми.

Если вам дома захотелось поиграть в такие шашки, но хочется иметь поле побольше, что ж, берем большой лист картона, раскрашиваем его в черно-белую клетку, берем пробки от пластиковых бутылок двух цветов и играем.

Следующий вид творческой игры прост в своем исполнении донельзя. Нам понадобится доска, даже подойдет кухонная, булавки и цветные резинки. На доску накалываем в правильном порядке булавки. В результате получим так называемый геоборд. При помощи резинок на такой доске можно строить различные геометрические фигуры.

Если проявить фантазию, то можно не только делать квадраты и треугольники, но и даже «рисовать» что-то. Получается довольно интересно, а главное, занятно.

В далеком 20 веке популярной была игра пинбол. На поле были размечены ячейки с цифрами. Шарик при помощи пружинки выстреливался на поле и занимал определенную ячейку. Кто больше наберет очков, тот и победил. Такой пинбол можно сделать и самому, используя картон и пробки от пластиковых бутылок.

О настольных играх типа футбол-хоккей уже говорили, здесь хочу привести еще один интересный вариант магнитного футбола. Берем крышку от коробки из-под обуви, на бортиках противоположных концов вырезаем отверстия-ворота. По углам делаем ножки из пластиковых трубочек или все из того же картона. Затем вырезаем два небольших кружочка и приклеиваем к ним по круглому магнитику. Отрезаем две длинные узкие полоски, к которым так же приклеиваем по магнитику. Футбольное поле расчерчиваем. Игра готова.

Когда вы поднесете картонные полоски с магнитами под такие же магнитные кружочки и будете двигать полоски, то кружочки на поле так же будут двигаться. Теперь кладем на поле шарик и толкаем его таким образом в ворота противника.

«Дорожный алфавит»

Инструкция: — закрыть все поля большой карты соответствующими картинками со знаками дорожного движения; — назвать букву большого поля и что обозначает соответствующий знак дорожного движения; — игра на ориентирование на плоскости: какая буква (знак) стоит на 1 ряду в 3 клетке, на 5 ряду в 5 клетке, под буквой Б, над буквой О, справа от буквы Л, между П и С, и так далее; — игра «Муха» — машина ехала по городу – от Автомобильной заправки она поехала к Жилым домам – как? 2 клетки направо и 1 клетку вниз; дальше она поехала по Круговому движению на парковку – как? 1 клетка вниз и 1 клетка налево, вниз на 1 клетку; — какие знаки нарисованы красным цветом – почему? – запрещающие. Какие знаки нарисованы синим цветом – почему? – информационные. Найди круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные знаки и расскажи, где они расположены; — какие буквы нарисованы красным цветом, какие синим, какие зеленым? Где они расположены; — игра-ходилка: старт на букве А, бросаем кубик по очереди, ходим и называем букву и знак на который попала фишка (маленькая машинка). Договориться в каком направлении будем ходить на нижних рядах (как змейка – зигзагом или всегда начиная с первой слева клетки). При попадании на красную букву нужно пропустить ход. Кто не знает название знака или букву – или пропускает ход или возвращается назад, на предыдущую клетку.

«Автомобильная азбука» и «Учим алфавит»

Инструкция: — все карточки с рисунками машин разложить на большом поле игры, называя буквы и марку машины; — какого цвета буквы, какого цвета машины; где расположены; — найди похожие машины по форме; — в «Автомобильной азбуке» — ориентирование на плоскости – где расположены – под…, над…, между…, слева-справа,; игра «Муха» — перемещение вниз-вверх-вправо-влево на определенное количество клеток; — в «Учим алфавит» — ориентирование на плоскости – где расположены, по отношению к другим картинкам;

«Эмблемы и марки машин»

Материал: большое поле, на котором изображены эмблемы и названия машин на английском и русском языке.

Инструкция: — разложить маленькие карточки с эмблемами машин на большое поле на соответствующее место; назвать при этом марку машины, если получится – описать как она выглядит (круг, овал, с буквами, со стрелочками и пр.); — игра-ходилка: бросаем кубик и ходим от определенной клеточки по договоренности с ряда на ряд, называем марку машины; — задания на ориентирование на плоскости: где расположены, внизу-вверху-справа-слева, под, над, между, слева, справа от конкретной модели; — описать какого цвета эмблемы и что на них изображено; — найти по памяти модели машин из игры «Автомобильная азбука» и «Учим алфавит» и объединить их с эмблемами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]