Теория и методика развития игровой деятельности дошкольника — Методы игровой деятельности


Методы игровой деятельности

В настоящее время в научной литературе по теории игровой деятельности практически не описаны методы игровой деятельности.

Рассмотрим методы, разработанные А. М. Новиковым и Д. A. Новиков в «Методологии» (2007) предложил классификацию методов. Авторы выделяют теоретические и эмпирические методы из совокупности методов игровой деятельности. И внутри этих групп: Метод-операции и метод-действия.

Теоретические метод-операции рассматриваются как мыслительные операции: Анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и т.д. С одной стороны, они формируются в детском возрасте, в том числе в процессе игровой деятельности, с другой стороны, игровая деятельность осуществляется с их помощью. Помимо операций логического мышления к операциям теоретического метода игровой деятельности можно также отнести (возможно, условно) воображение как мыслительный процесс создания новых представлений и образов с его специфическими формами фантазии (создание неправдоподобных, парадоксальных образов и представлений) и мечты (как создание образов желаемого).

Теоретико-методологическое действие, такое как анализ эпистемологических систем, теорий в функции метода и т.д., практически не реализуется в игровой деятельности, за исключением, возможно, таких сложных игр, как шахматы.

Эмпирические методы включают, прежде всего, наблюдение и эксперимент. Эксперимент в данном случае рассматривается авторами не в научном смысле, как строгая процедура научного исследования, а как синоним опыта, как попытка что-то реализовать, внести какие-то изменения во внешнюю среду. Наблюдение и эксперимент в этом смысле являются двумя сторонами одной медали. Наблюдение — это как поиск ответа на вопрос «что происходит?». Экспериментирование — это «что будет, если сделать то-то и то-то?». Ребенок ломает игрушечные конструкции и игрушки — это, по мнению авторов, является естественным проявлением исследовательского рефлекса, направленного на познание свойств предметов. Детские шалости старших детей — взорвать что-то, поджечь, дать пощечину и т.д. — также эксперименты, свойственные этому возрасту. Наконец, соревновательные игры: кто сильнее? кто быстрее? кто умнее? — это тоже эксперименты в виде тестов. Даже когда человек играет один, например, раскладывает пасьянс, это тоже испытание для самого себя — «получится у меня или не получится?».

Упражнения также рассматриваются как метод игровой деятельности. Как известно, тренировка основана на многократном повторении определенных движений и действий для формирования и совершенствования навыков и умений. Ребенок готов многократно повторять приятное игровое занятие, совершенствовать свои навыки и закреплять достигнутый успех. Когда действие становится привычкой, ежедневной рутиной, ребенок теряет к нему интерес — действие освоено и закреплено.

Конструирование в игровой деятельности — это создание разнообразных конструкций. Сначала — это «куличики» из песка, «строительство» домов, пирамид из кирпичиков, затем игры со всевозможными строительными блоками, а позже — создание моделей самолетов, кораблей и т.д.

Метод примера используется практически во всех коллективных играх, связанных с выполнением определенных действий. Так, в качестве примера могут служить: пример действий, демонстрируемых лидером; поведение взрослых и сверстников; образы героев из книг и фильмов, людей разных профессий и т.д.

Имитация (подражание кому-то или чему-то, попытка воспроизвести что-то в точности). С младенчества ребенок подражает взрослым во всем — мимике, походке, произношении слов и т.д. Позже подражание перерастает в роль в детских ролевых играх. Имитация часто используется как метод в театральных играх, спектаклях, драме, пантомиме и т.д.

История развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогике

Идея использования технологий в образовательном процессе возникла в начале XX века. Понятие педагогической технологии осмысливали такие ученые, как В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ф.П. Фрадкин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др. понимается и осознается, причем настолько, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ему определение: «Это определение принципов и разработка методов оптимизации образовательного процесса через анализ факторов, повышающих педагогическую эффективность, через разработку и применение методик и материалов, а также через оценку используемых методов». Современное понимание образовательной технологии, основано на том, что она является введением в педагогику системного образа мышления и является вариацией процесса обучения.

Анализ, проведенный исследователями, свидетельствует о том, что педагогическое явление, которое сегодня называется «педагогическая технология», было предметом дискуссий и научных споров на протяжении многих веков. По мнению ученых, ни один выдающийся педагог не смог избежать этой проблемы.

Еще Демокрит (460-371 гг. до н.э.) утверждал, что лучше добиться добродетели внутренним побуждением и убеждением, чем назиданием, законом и принуждением. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96) писал: «Обучение должно доставлять ему (ученику) удовольствие…».

В современной интерпретации взгляды древних авторов звучат так: оба они говорят об отношении к ребенку в процессе его воспитания и обучения, причем Квинтилиан указывает на необходимость для детей испытывать успех в своей деятельности как на важнейший фактор дальнейшего развития личности. При этом формы воздействия выбираются таким образом, чтобы пробудить в ребенке желание совершенствоваться.

Итальянский философ-утопист Т. Кампанелла в своей книге «Город Солнца» применяет идею ненасилия в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее на примере технологического дизайна физической среды. Французский гуманист Монти (1533-1592) говорил: «Желательно, чтобы он умел не только увлечь своим рассказом, но и выслушать своего ученика». Он достигает наивысшего уровня технологического обобщения при описании «общения с другими», подчеркивая в своей рекомендации следующее:

  • не выставлять себя на показ;
  • воздерживаться от использования знаний;
  • избегать высокомерия и т.д.

Принимая тезис о том, что основой образования должно быть «умелое распределение времени, предметов и методов», Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе потока и сохраняющую доминирующее положение в современном обществе (Коменский Я.А. «Великая дидактика»).

Формирование педагогической технологии в отечественной педагогике рассматривалось как суть продолжающегося изучения изменения педагогической технологии на рубеже XX-XXI веков. К.Д. Ушинский (1824-1870), основатель научной педагогики в России, при разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают природу человека, то есть взял за основу антропологический подход к личности. Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т.Шацкий (1878-1934), изучавший влияние среды на воспитанника, расширил понятие педагогической технологии, показав закономерные результаты ее воздействия как на личность, так и на коллектив.

Некоторые исследователи истории становления и образования понятия «педагогическая технология» (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.) доказали, что термин «технология» в отечественной педагогике впервые был использован в 20-х годах XVIII века.

В 30-е годы XX века в педагогической науке и практике сложилась уникальная ситуация, которая характеризовалась творческим поиском. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, подчеркивающие необязательный характер этих программ, что открывало простор для педагогического творчества учителей. Были предложены проекты по преобразованию средних школ в технические колледжи.

Состояние игровой деятельности современных дошкольников

Особенности игры современных дошкольников были изучены в работе Е. О. Смирновой и О. В. Гударева «Игра и добровольность у современных дошкольников». Опираясь на уровни, выделенные Д.Б. Элькониным, авторы попытались оценить содержание игры современных детей трех возрастных групп: средней (с 4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной (с 6-7 лет). В специально отведенное время небольшой группе детей (четыре-пять человек) предлагалось сыграть в любую игру в знакомой комнате детского сада. Тип игровой деятельности каждого ребенка был соотнесен с одним из уровней игры и квалифицирован как роль в действии, роль в рассказе и роль в отношениях.

Результаты наблюдений показали, что большинство современных детей в возрасте 4-6 лет сводили игру к простым, незамысловатым действиям и отдельным репликам, обращенным к партнеру. Высшая стадия развития игры, когда ролевые отношения четко выражены и поведение ребенка связано с партнерами (игровые отношения), наступает только у некоторых детей после 5 лет.

Следующий вопрос, который исследовался в данной работе: как влияет снижение уровня игры на формирование одного из важнейших новообразований дошкольного возраста — произвольности.

В качестве доказательства ведущей роли игры в формировании произвольности часто приводят работу 3. Мануйленко (1948) [2]. В данной работе показателем волевого поведения являлось время сохранения позы неподвижности, демонстрируемой в игре (при выполнении роли охранника) и вне игры (по просьбе взрослого). Результаты показали, что в период расцвета ролевых игр (возраст 4-5 лет) время на поддержание позы в игре более чем в три раза превышало тот же показатель в неигровой ситуации. В возрасте 6-7 лет эти показатели сближаются из-за быстрого роста неигровых волевых качеств, а время поддержания позы в игровой и неигровой ситуациях практически сопоставимо.

В данном произведении игровая роль выступает как внешнее средство, устанавливающее зону следующего развития, которая затем «вращается», интернализируется. Таким образом, произвольность трансформируется в личную способность, не зависящую от текущей ситуации.

Описанные выше эксперименты проводились в середине прошлого века, когда количество и качество игровой деятельности было гораздо выше. Существуют ли эти модели и сегодня? Чтобы ответить на эти вопросы, был проведен эксперимент, в котором использовалась методика 3. В. Мануйленко. Для того чтобы приблизить сюжет игры к современным условиям, детям предлагалась не роль охранника, а роль «охранника, защищающего банк от мошенников». Суть ролевой игры не изменилась, а содержание роли стало более понятным. В остальном ситуация эксперимента, исследуемые возрасты, наблюдаемые показатели и их обработка в точности повторяли исследования Мануйленко.

Однако данные дошкольников 21 века кардинально отличались от результатов детей середины прошлого века. На рис. 1.3 показана динамика волевого поведения в игре и вне игры у дошкольников двух поколений. Представленный график наглядно демонстрирует ряд существенных различий в стадии развития и динамике волевого поведения.

Во-первых, у современных дошкольников значительно ниже абсолютные показатели волевого поведения. Даже в подготовительной группе наши дети не могут удерживать позу более 3 мин, в то время как их сверстники прошлого поколения могли удерживать позу неподвижности в среднем 12 мин. Эти различия явно указывают на снижение способности к самоконтролю и управлению собственным поведением.

Характеристика музыкально-игровой деятельности детей

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Он рассматривается в дошкольной педагогике как один из основных методов воспитания, обучения и как одна из форм организации детской деятельности.

Раскрывая понятие «ведущая деятельность» и подчеркивая значение игры в развитии ребенка, А.Н. Леонтьев писал: «Ведущей деятельностью мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят важнейшие изменения в психике ребенка и в рамках которой развиваются психологические процессы, подготавливающие переход ребенка на новую, более высокую ступень его развития.»В данном контексте мы называем ее «ведущей деятельностью».

В психологии и педагогике существует множество взглядов на игру, теорий, как зарубежных (В. Вундт, В. Штерн, Дж. Дьюи, К. Бюллер, Ж. Пиаже и др.), так и собственных (Л. С. Выготский, Р. Запорожец, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьев, Ф.С. Левин-Ширина, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин и другие).

Некоторые игры насчитывают тысячи лет (например, игра «классики»). Игра разнообразна не только по своему содержанию, но и по своим формам и источникам.

Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, формирующую, обучающую, развивающую, познавательную, рекреативную, коммуникативную, организационную, ценностно-ориентирующую и др.

В игре ребенок закрепляет свой опыт познания мира и его изменений, осуществляется всестороннее развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, творческое. Есть игры, направленные на усвоение моральных норм и правил поведения, социализацию дошкольников — приобретение жизненного и социального опыта взрослых, воспитание трудовых навыков, физическое, эстетическое, духовное развитие, развитие речи.

Одни игры направлены на развитие умений и навыков детей любого вида деятельности, другие — определенных личностных качеств (коммуникабельность, настойчивость, воля, самостоятельность, активность), развитие навыков (общих или специфических).

Игра рассматривалась в педагогике как средство приобретения, закрепления и углубления знаний, как метод обучения дошкольников, подчеркивалось ее развивающее значение (Е.И. Тихеева, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.).

Существуют исследования, раскрывающие роль игры в развитии волевого поведения (А. В. Запорожец, 3. В. Мануйленко и др.), обусловленную ориентацией ребенка на образец действия, содержащийся в предполагаемой роли (т. е. скрытым контролем).

Среди различных видов игр выделяют дидактические игры. Независимо от типа, дидактическая игра имеет определенную структуру. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать обучающую (и воспитывающую) задачу, игровые действия детей и правила игры1.

Проведение дидактических игр включает ознакомление с содержанием, объяснение хода игры и ее правил, демонстрацию игровых действий, повторение игры в различных вариантах с постепенным их усложнением.

По типу используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольные игры с давлением и словесные игры.

Проводится различие между играми в классе и в самостоятельной деятельности детей.

Р. Р.И. Жуковская выявила влияние дидактических игр на занятиях на самостоятельную игру детей, в которой ролевые действия показывали варианты поведения, раскрывали взаимоотношения между людьми[4].

Психологи и педагоги подчеркивают развивающую ценность ролевой игры как высшей формы, содержащей огромный творческий потенциал.

В игре, подчеркивает А.Н. Леонтьев, присутствуют реальные действия ребенка (игровая роль), но в воображаемых ситуациях. Игровые действия стимулируют воображение. Игры с воображаемой ситуацией в своем развитии превращаются в повествовательные ролевые игры с правилами, в ходе которых все более четко имитируются человеческие отношения, социальные отношения между людьми.

А. Леонтьев также рассматривает развитие игр-драматизаций и определяет их как «доэстетическую» деятельность, в которой присутствует творческий подход, а также мотив воздействия на других людей.

Д. Б. Эльконин подчеркивает родство игры с искусством, которое заставляет людей переживать различные аспекты человеческой жизни, интерпретировать их в образной форме. Отмечается роль игры в развитии восприятия, памяти, мышления, воображения, способностей ребенка. В игре ребенок преобразует предметы, а его воображение может отталкиваться от окружающей действительности.

Сущность игровых методов обучения

Игровые методы имеют преимущество перед иными методами обучения, так как они интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание. В основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают положительные эмоции, способствующие созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения. Использование игровых методов в обучении значительно снижает затраты нервной энергии и волевые усилия.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В процессе исследования использования игровых методов обучения было установлено, что данные методы способствуют усилению умственной и моторной активности учащихся. Моторная активность оказывает положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы восприятия протекают намного быстрее и точнее.

Игровые методы обучения имеют ряд характерных признаков:

  1. Учебный материал или учебное действие приобретает условный план, который переносится в игровой сценарий.
  2. Игровой метод требует вхождения в процесс игры всех участников обучения, то есть в игре участвуют и учащиеся, и педагог, что способствует оказанию прямого обучающегося воздействия на детей посредством замечаний, указаний, направлений, порицаний, подсказок и т.д.

Игровые методы весьма разнообразны. Их разнообразие зависит от вида игры, используемого педагогом. Несмотря на то, какая игра используется, метод имеет две основные педагогические функции:

  1. Совершенствование и закрепление знаний. В процессе игры ребенку приходится использовать полученные ранее знания, при необходимости трансформировать, преобразовывать их, учиться оперировать своими знаниями и умения. Все это оказывает положительное влияние на расширение и углубление знаний учащихся.
  2. Успешное усвоение новых знаний и умений различной сложности и содержания. В процессе игры чаще всего с целью усвоения новых знаний педагогом используются различные воображаемые ситуации в развернутом виде, с использованием игрового оборудования и соответствующими игровыми действиями и ролями. Например, с целью совершенствования и расширения знаний о декоративно-прикладном искусстве могут быть проведены игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое» и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Игровые методы обучения 410 ₽ Реферат Игровые методы обучения 250 ₽ Контрольная работа Игровые методы обучения 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Подбор вида игр для использования игровых методов в обучении зависит от возраста учащихся, их психологического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей. Учет данных критериев поможет педагогу подобрать действительно эффективные игры, которые помогут усилить педагогическое воздействие на учащихся и получить высокий результат обучения.

Таким образом, роль игровых методов обучения в педагогическом процессе достаточно велика. Эффективность данных методов зависит от профессиональных умений педагога, его понимания функций педагогических игр и их значения в воспитании и обучении детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]