Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Энциклопедический словарь определяет термин мораль как синоним «нравственности» и реже «этики». Как «этика» в греческом, «мораль» в латинском, «нравственность» в немецком этимологически восходит к слову «мораль» (характер). Концептуальное различие между терминами «мораль» и «нравственность» было проведено Г.В.Ф. Гегелем в его «Философии права», где мораль представлена как последняя ступень развития объективного духа из абстрактного права и нравственности. Мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля утверждает себя как объективная воля, которая свободна не только в себе, но и для себя. Мораль — это сфера практической свободы, содержательная конкретность воли, которая возвышается над субъективным мнением и волей, это «законы и институты, которые существуют в нас и для нас» .
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет нравственность как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Следовательно, мораль — это внутреннее качество человека, нормы, правила поведения, которыми он руководствуется.
Моральные качества определяются как чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т.д. Моральные чувства подготавливают, корректируют поведение и деятельность человека в соответствии с принятыми правилами и требованиями, предполагают единство рационального и эмоционального, формируются под влиянием социальной среды, через усвоение общественно принятых норм и правил. Нравственные чувства регулируют отношения между людьми на основе оценки, осознания моральных ценностей. Они имеют широкий спектр выражений и участвуют во всех моральных реакциях и проявлениях человека.
Как уже упоминалось во введении, дошкольный возраст является наиболее синтетическим периодом для формирования нравственных качеств. Формирование нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания, понимаемого как ряд последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и нужного уровня нравственной воспитанности личности ребенка (Р.И. Деревянко, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.).
По мнению И.Ф. Харламова, формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения человека и их постоянное соблюдение.
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у молодого поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению В. С. Мухиной, основной функцией нравственного воспитания является формирование нравственного сознания молодого поколения, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни, формирование активной жизненной позиции каждого человека, привычки руководствоваться в своих действиях, поступках, отношениях чувствами общественного долга.
В современной науке нравственное воспитание считается одним из важнейших аспектов общего развития детей дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к поручениям, умение оценивать свои поступки и поступки других.
С.В. Петерина отмечает, что особенностью дошкольного возраста является повышенная уязвимость к социальным влияниям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного формирования личности.
В процессе общения со взрослыми возникает чувство привязанности и любви к ним, желание действовать в соответствии с их указаниями, делать им добро, воздерживаться от поступков, огорчающих близких. Ребенок испытывает волнение, видит огорчение или недовольство от своей шалости, озорства, радуется улыбке в ответ на его положительное действие, испытывает радость от одобрения близких людей.
Общая характеристика нравственного поведения дошкольника
Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Задача нравственного воспитания в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренним стимулом развития формирующейся личности.
Еще в дошкольном возрасте начинается формирование основ моральных качеств человека. Ребенок, развиваясь, постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. В разных видах деятельности у детей успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению, возникают такие чувства как дружба и товарищество.
В результате нравственного воспитания у человека появляется определенный набор нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Поэтому с самого начала у ребенка необходимо формировать нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие моральным нормам общества в котором живет ребенок.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Механизм и задачи, средства и методы нравственного воспитания
Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования нравственного качества ребенку необходимы знания, на основе которых у него будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Для того чтобы у ребенка появилось желание овладеть нравственными качествами, необходимо чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение в свою очередь позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Можно выделить следующий механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм проявляется всегда, при формировании как нравственного, так и безнравственного качества личности. Главная его особенность состоит в том, что каждый компонент этого механизма важен, не может быть заменен другим или совсем исключен. Следующей особенностью данного механизма является то, что его действие носит гибкий характер. Заключается это в том, что последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.
Задачи нравственного воспитания можно разделить на две группы.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие, так как это единый механизм. Эта группа задач носит постоянный, неизменный характер.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня наиболее востребованными качествами. Это связано с тем, что на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. на разных этапах развития существуют свои нравственные идеалы человека. Таким образом, эта группа задач имеет подвижный характер. На ее содержание оказывает влияние не только исторический этап развития общества, но и особенности возраста объекта воспитания и конкретные условия жизни.
По второй группе задачи нравственное воспитание дошкольников было сгруппированы в четыре смысловых блока:
- воспитание гуманных чувств и отношений;
- воспитание патриотизма;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание коллективизма.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания делятся на четыре группы.
- Художественные средства – это художественная литература, изобразительно искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства. Эта группа способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений, а также наиболее эффективна при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
- Природа – дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Это значимое средство для воспитания чувств и поведения.
- Собственная деятельность детей – игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе отводится общению, как виду деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
- Атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть доброжелательной, а может быть жестокой и безнравственной. Обстановка, которая окружает ребенка, становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания, влияя на формирование определенных нравственных чувств.
Некоторые авторы выделяют и специфические средства,
соответствующие разным направлениям воспитания детей, например, соответствующие средствам трудового и нравственно-трудового воспитания».
Выбор средств воспитания зависит от возраста объекта воспитания, от уровня его общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.
Средство нравственного воспитания становится более эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Однако можно остановиться на классификации В.И. Логиновой, основанной на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включающей следующие методы:
- Стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрения, наказания, требования);
- Формирования нравственного поведения (приучения, упражнения, руководство деятельностью);
- Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Все методы дают эффективный результат только лишь при соблюдении определенных условий:
- Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его права.
- Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
- Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства.
- Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
- Методы воспитания следует применять тактично.
- При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
- Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
- Применение методов нравственного воспитания требует терпимости и терпения.
- Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
- Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Нравственное воспитание ребенка непосредственно связано с его социальным развитием. Эти два процесса тесно переплетены друг с другом.
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения.
Формы организации социально-нравственного воспитания:
— организация совместной деятельности взрослых и детей
— организация самостоятельной деятельности детей
«Результаты социально-нравственного воспитания:
— социальные и нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворение стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам;
— социально-нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общения, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь;
— социально-нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.
— социально-нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны».
Таким образом, можно выделить следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
— формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
— накопление знаний и формирование нравственных представлений (может идти параллельно с первым этапом).
— переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
— претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
Мотив как регулятор поведения ребенка
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают в себя формирование у ребенка нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Чувства наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, они побуждают детей к активным действиям. У дошкольников они отличаются искренностью, неустойчивостью, непосредственностью.
В дошкольном возрасте происходит накапливание первого опыта нравственного поведения, формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений, навыки самостоятельности и т.п. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки.
Призывая детей поступать определенным образом, взрослый должен разъяснять целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснения должны проводиться на примерах, которые помогают ребенку постепенно осознавать принятые в обществе моральные понятия. Необходимо чтобы дети понимали суть моральных понятий и могли соотносить с ними свои и чужие конкретные поступки. В ходе этого у детей формируются общие представления о том, как следует поступать в том или ином случае. Сформированные нравственные представления служат основой для развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.
Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. Если рассматривать проблему нравственного поведения с точки зрения мотивации, то дети дошкольного возраста действуют по нравственному мотиву не потому, что они сознательно могут управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы. Это происходит из-за того, что ребенок стремится соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых.
Дошкольный возраст является переходным от внешнего, формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения.
Мотивационная направленность поведения личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований, то есть отражает доминанту, становящуюся вектором поведения. Положительная направленность мотивов поведения проявляется в доброжелательности как эмоциональном выражении отношения ребенка к окружающим, как проявлении отношения ребенка к собственным поступкам.
Для того чтобы моральные знания ребенка превратились в его убеждения, а, следовательно, в мотивы его поведения, необходима постоянная практика общественного поведения ребенка, где он на деле учится поступать в соответствии с интересами других людей и в интересах всего коллектива, для достижения общественно значимых целей. В ходе такой практики общественного поведения у ребенка формируются нравственные чувства и привычки, являющиеся основой для усвоения нравственных норм и правил.
Нравственные переживания могу стать мотивами поступков только в том случае, если человек имеет необходимый опыт нравственного поведения, условия для упражнения в нравственных поступках.
Формирование нравственных поступков и нравственных привычек это и есть воспитание нравственного поведения у дошкольников.
Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Нравственная привычка – это потребность в совершении нравственного поступка. Для формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы дети при необходимости способны были проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Для того чтобы у ребенка вырабатывалось устойчивое привычное нравственное поведение необходима правильная организация всей системы воспитательных воздействий.
Правильное представление о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе должны стать для ребенка образцом для подражания. Необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения.
Таким образом, одной из важных задач нравственного воспитания дошкольника является воспитание у него общественно ценных мотивов поведения.
Нравственные нормы и нравственные правила
Нравственное правило и нравственная норма употребляемые в литературе как синонимы, в педагогике разводятся.
Правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Правило может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету и имеет частный и более узкий смысл. Правила навязываются ребенку взрослым, и не могут быть понятными и осознанными детьми дошкольного возраста, так считал Ж. Пиаже. Однако он все же выделял три стадии осознания детьми правил.
Первая стадия – правило ребенком еще не осознается, но формально применяется.
Вторая стадия – правило применяется ребенком в его неизменной форме и нарушать его нельзя.
Третий вариант – правило рассматривается как закон, и изменить его можно только с общего согласия.
Нравственная норма же носит более обобщенный характер, характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется все теми же правилами.
Нравственные нормы закрепляют социальный способ поведения дошкольника.
Нравственные нормы, которые уже знакомы ребенку, не сразу начинают руководить поведением самого ребенка. Вначале он выполняет их только по требованию взрослого или под его контролем, при этом может их легко нарушать. Сами эти нарушения ребенок не замечает и не дает отрицательной оценки в свой адрес, а только отрицательно оценивает подобное поведение в целом.
Затем, усвоив нормы, ребенок начинает контролировать поведение своих сверстников, т.к. ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Часто ребенок правильно оценивает выполнение нравственных норм сверстником и ошибается в оценке себя. У ребенка появляются высказывания в сторону взрослого, в которых он сообщает о нарушениях правил кем- то из детей, и в этом случае ребенок желает утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая его поведение со своим, прислушиваясь к оценке своих поступков со стороны взрослых, ребенок подходит к формированию реальной самооценки.
В старшем дошкольном возрасте нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Ребенок переходит от стихийной нравственности к сознательной. Необходимость в контроле со стороны взрослого отпадает, поведение ребенка становится нравственным даже в случае отсутствия взрослого.
Пример взрослого играет важную роль в обучении ребенка следовать нравственным нормам, принятым в обществе. Норма, которую взрослый только проговаривает, но сам не соблюдается, никогда не станет влиять на поведение ребенка. Это приводит к тому, что ребенок начинает понимать, что нравственные нормы можно безнаказанно нарушать или вообще не соблюдать. В поведении ребенка можно наблюдать два варианта, когда он нарушает нравственные нормы. Первый вариант – норма нарушается неосознанно, ребенок действует под влиянием ситуативных желаний. Второй вариант – сознательное нарушение норм, когда ребенок осознает противоречие между своим поведением и социально одобряемом образцом поведения. Здесь следует говорить о проступках. Повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку.
Также в дошкольном возрасте огромную роль на поведение ребенка оказывает оценка взрослым его поступков. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием. С помощью положительной оценки взрослый фиксирует правильный способ поведения, с помощью отрицательной – разрушает негативный способ. При этом оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям:
— быть объективной и в то же время тактичной;
— быть ориентированной на собственное поведение ребенка;
— быть дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности ребенка;
— быть систематичной, а не даваться от случая к случаю;
— включать в себя сочетание вербальных и невербальных способов воздействия.
Развитие моральных суждений и оценок необходимое, но недостаточное условие для нравственного развития. Главное — создать условия, когда норма морали начнет регулировать поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. В этом случае норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую функцию. Сознание ребенка переходит на процесс выполнения нормы, и он следует ей ради нее самой, потому-что не может поступить иначе.
Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, и ребенок решает самостоятельно, как ему поступить. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, ребенок в итоге получает удовлетворение от своего поступка. Постепенно такое поведение становится привычкой и у ребенка появляется потребность соблюдать норму поведения.
Культура поведения и нравственность
Понятие нравственное поведение тесно связано с таким понятием как культура поведения.
Культура поведения – это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе.
Культура поведения – это принятые в обществе устойчивые формы поведения в быту, общении, различных видах деятельности, соответствующие нравственными нормами и правилами.
Задача нравственного воспитания дошкольника в том, чтобы заложить в нем основы культуры поведения, в ходе чего сформировать устойчивые нравственные привычки культурного отношения ребенка к себе и окружающим людям.
В понятие культура поведения входят такие понятия как:
— бытовая культура,
— культура общения,
— поведенческая культура,
— культура деятельности.
Бытовая культура включает гигиеническую культуру ребенка, соблюдение правил здорового образа жизни, культуру обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными вещами.
Необходимость соблюдения элементарных правил чистоплотности продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. К концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы устойчивые привычки культуры бытового поведения.
Культура общения проявляется в умении организовать коммуникативную деятельность, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства способствуют установлению нравственных взаимоотношений и взаимопонимания между коммуникантами. Формируясь на основе традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе, культура общения позволяет быстрее найти человеку понимание и поддержку социальной среды, в которой он живет. Формировать положительный опыт общения детей необходимо с раннего возраста, так как его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. Культура общения является необходимым условием нравственного развития личности и важнейшей составной частью общей поведенческой культуры.
Культура деятельности предполагает соблюдение детьми элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, соблюдение норм сотрудничества, ответственности, организованности. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх и т.д. Показателем культуры деятельности у ребенка является умение и желание трудиться, тяга к интересному, содержательному, появление волевого усилия для достижения цели.
Таким образом, в основе культурного поведения ребенка лежат нравственные привычки, представления о добре и зле, справедливости, потребность вести себя достойно. Как указывалось выше, средствами воспитания поведения ребенка являются нравственное просвещение, личный пример взрослых, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения отрицательных поступков, поощрения и наказания. В первую очередь основы нравственности закладываются в семье.
В дошкольной педагогике культура поведения трактуется как система умений, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства служат становлению нравственных взаимоотношений между детьми.
Педагогические условия воспитания культуры поведения:
- речевая и поведенческая культура взрослых;
- продуманная, рациональная организация образа жизни ребенка;
- разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая потребности дошкольников в общении и деятельности;
- взаимодействие педагогов и родителей дошкольников;
- проектирование содержательной жизни детей, «событийного сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний.
Необходимым условием воспитания культуры поведения является обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка: его эмоциональные проявления, общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, личные черты поведения.
В воспитании у детей навыков и привычек культурного поведения необходимо соблюдать принцип единства и целостности задач, методов и средств нравственного воспитания. Необходимо сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат социально-ценные, нравственные побуждения.
В процессе воспитания культуры общения у дошкольников необходимо влиять на все стороны коммуникативного процесса: его содержание, способы речевого и практического взаимодействия и соответствующие нравственные представления дошкольников о нормах правилах поведения и общения, нравственных качествах и поступках людей.
Культура поведения ребенка должна быть основана на доброжелательности, уважении, вежливости, стремлении к достижению взаимопонимания с окружающими людьми. В ходе воспитания культуры поведения необходимо, чтобы требования к поведению ребенка были сформулированы взрослым в простой и понятной дошкольнику форме, эти правила формулируются не в общей форме, а конкретно, с указанием на действие, которое ребенку необходимо выполнить в тех или иных обстоятельствах, оно должно быть обращено лично к ребенку.
На протяжении дошкольного возраста правила культуры поведения усложняются и их объем увеличивается. Постепенно они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка, но и весь образ его жизни с позиции нравственно-культурных требований. В конце старшего дошкольного возраста дети не только знают много правил, но и способны понять, почему их необходимо выполнять. Дети переживают чувство удовлетворения, если взрослые одобряют их поведение и связывают умение следовать правилам культуры с растущей самостоятельностью и взрослением. Постепенно осознавая ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно это становится нормой их поведения.
Таким образом, дошкольное нравственное воспитание ребенка должно сочетаться с предельным уважением к его личностным достоинствам. При формировании нравственного поведения, взрослые должны учитывать уже имеющийся у ребенка нравственный опыт. Формирование основ нравственного поведения ребенка не должно сопровождаться подавлением его инициативы, индивидуальности.
Присматриваясь к миру взрослых, ребенок начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми. Постигая мир человеческих отношений, он открывает законы, по которым строится взаимодействия людей, то есть нормы поведения. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводит к развитию у дошкольника способности руководствоваться в своих поступках усвоенными нравственными нормами. В результате у него возникают внутренние этические мотивы, которые определяют его поведение.
Особенности нравственных качеств детей дошкольного возраста
- Человечность означает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, сочувствие. Поэтому показателем сформированности личностного качества является характер отношения к людям, природе, к самому себе. В основе человечности ребенка-дошкольника лежит способность понимать другого, переносить опыт другого на себя. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается в раннем детстве. Систематическая работа, направленная на воспитание у дошкольников гуманного отношения к людям и окружающей природе, ведет к формированию у них гуманизма как нравственного качества. Другими словами, гуманизм — это качественная характеристика личности. В то же время развитие гуманистических чувств и установок — сложный и противоречивый процесс. Способность сопереживать, сочувствовать, радоваться, не завидовать, искренне и охотно делать добро развивается особенно в дошкольном возрасте.
- Коллективизм — это нравственное качество детей дошкольного возраста, основанное на формировании положительных, доброжелательных, коллективных отношений. Главная и единственная функция детского коллектива — воспитательная: дети вовлекаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. Для формирования коллективных отношений появление такого явления, как дружба, имеет существенное значение. Дружба как самая тесная связь между детьми ускоряет процесс эффективного восприятия социальных отношений. Взаимная поддержка и отзывчивость — неотъемлемые черты коллективных отношений. Взаимоотношения детей определяются моральными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает вхождение ребенка в мир себе подобных, в мир людей.
- Патриотизм и гражданственность еще не полностью сформированы в дошкольном возрасте, а только заложены их основы. Поэтому воспитание начал патриотизма и гражданственности является одной из важнейших частей нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к родине связано с чувством любви к родине. Эти чувства связаны с общей основой — привязанностью и чувством безопасности. Таким образом, если мы воспитываем в детях чувство привязанности как таковой и чувство привязанности к дому, то при соответствующей педагогической работе это в конечном итоге будет дополнено чувством любви и привязанности к своей стране.
- Ценностное отношение к труду — это осознание важности трудовой деятельности в жизни человека. Отличительной особенностью ценностного отношения к труду является то, что это нравственное качество дошкольника, которое интегрирует такие моральные качества, как терпимость, эмпатия и услужливость. Отношение к труду у дошкольников включает в себя уважение к другим.
- Диалогичность — готовность дошкольника взаимодействовать с другими людьми, слушать и понимать их.
Кроме того, в большинстве исследований самыми важными моральными качествами считаются доброта, вежливость, чуткость, тактичность, скромность, услужливость, общительность, дисциплинированность.
В результате систематического формирования нравственных качеств личности дошкольников их отношения с другими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность управлять своими действиями и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и отношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, дисциплина, ответственность и самоконтроль, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные и дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это, как правило, свидетельствует об успешном нравственном развитии и составляет необходимую морально-волевую готовность к школьному обучению.
Средства и методы нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч).
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство — деятельность как таковая — необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера,в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова — в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания.
Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку). В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).
И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание. Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, — на активизации механизма нравственного воспитания, — но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы.
Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста
В последние десятилетия сфера коммуникации в целом привлекает внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы его протекания и изменения стали объектом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Ю.Л. Коломинский, В.С. Мухина).
Проблема общения дошкольников со сверстниками, то есть роль и функции общения со сверстниками в жизни и психическом развитии ребенка, становится все более актуальной.
Рассмотрим некоторые сведения о жизненно важной функции общения, которые можно найти в отечественной и зарубежной литературе. Б. Спок, указывая на важность общения со сверстниками, советует родителям облегчить контакты между детьми: «Систематически учить детей обмениваться игрушками и делиться угощениями, при любой возможности приводить ребенка в компанию других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребенка, считает автор, следует водить туда, где есть дети».
Согласно идее Ж. Пиаже, общение со сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка, который способствует разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только разделяя взгляды сверстников ребенка — сначала других детей, а по мере взросления ребенка — взрослых — подлинная логика и мораль могут заменить эгоцентризм, присущий всем детям, как в их взаимодействии с другими людьми, так и в их мышлении (Piaget, 1965).
С.Л. Рубинштейн, напротив, предупреждал, что любовь к ближнему, «с которым ладишь», легко может превратиться в «расширенный эгоизм», а «эгоизм» в двойном смысле — это … отстраненность от всех людей. Вполне вероятно, что общение с другими людьми позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка и произвести изменения в его психике.
Г.А. Цукерман считает, что общение со сверстниками способствует развитию критичности мнений, слов и действий, их независимости от суждений и желаний других. В.С. Мухина, отмечая многократное влияние общения со сверстниками на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые формируется общественное мнение и появляется феномен комфорта. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».
А.Н. Леонтьев отмечал, что в первые 7 лет жизни у детей последовательно формируются четыре формы общения со взрослыми: интуитивно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-когнитивная и внеситуативно-личностная. Подход к анализу общения дошкольников со сверстниками может быть основан на теоретическом положении о том, что природа обеих сфер общения дошкольников одинакова. Общение ребенка со взрослым и сверстником — это варианты одной и той же коммуникативной деятельности. Главное, что объединяет обе сферы, — это субъект деятельности, которым в обоих случаях является другой человек, коммуникативный партнер ребенка. Следовательно, общение со сверстником для дошкольника — это коммуникативная деятельность, сходная по своей сути с общением со взрослым, и для ее анализа можно применить схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми.
Таким образом, потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников на третьем году жизни, она формируется на основе ранее функционировавших потребностей и формируется в реальном взаимодействии детей.
М.И. Лысина и Л.Н. Галигузова отмечают, что после выявления коммуникативных навыков ребенка речь идет не о развитии коммуникативной потребности в целом, а о качественном преобразовании содержания потребности ребенка в общении.