«ЛИСА И ЗАЙЦЫ»
Ребенок «лиса» стоит в сторонке. Остальные детки — «зайчики» выполняют движения по ходу слов. По лесной лужайке разбежались зайки, Вот какие зайки, зайки — побегайки!
(бегают, прыгают)
Сели зайчики в кружок, роют зайки корешок, Вот какие зайки, зайки — побегайки! (садятся и ручкой «копают»)
Вот бежит лисичка, рыжая лисичка Ищет, где же зайки, зайки — побегайки!
(детки замирают, выходит лиса и ищет
«зайку», который пошевелился).
«ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за воспитателем, дети повторяют движения и действия в соответствии с тестом.
С мамой в магазин ходили, шар воздушный там купили (идут по кругу)
Будем шарик надувать, будем с шариком играть. (идут назад, расширяя круг)
Шар воздушный, надувайся, шар воздушный, раздувайся (хлопают в ладоши)
Надувайся большой, да не лопайся!
(держатся за руки отходят еще немного назад)
Ой, лопнул!
(отпускают руки и присаживаются).
«В какие игры играют современные дошкольники».
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет.
Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет
чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит
этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.
Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он
знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует
действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать,
сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок
развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года,
когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами
реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет
собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время
являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так
называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты
действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на
себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими
игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)
деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой
игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра
– наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на
протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие
воображаемой ситуации.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых
сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и
больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой
для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок
начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,
игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов
и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает
вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,
сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей.
В игре он имеет возможность прожить то, что является для него
недоступным в жизни взрослых.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.
Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные
предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на
себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в
воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают
способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным
образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают
учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения,
строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает
огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые
потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с
игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков
вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она
освобождается от игры.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая
идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто
игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.
Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры
определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.
Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем
известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные
игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются
играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер
— в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная
задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют
высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют
его.
Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем
можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального
развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие
психические новообразования. В структуре психических функций
центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает
возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются
познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно
работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное
самосознание ребенка.
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя
роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его
отношение к действительности.
Современный ребенок, как и много лет назад стремится познать все новое. Нынешние дети достаточно развиты коммуникативно, в них реже наблюдается зажатость перед взрослыми, они более раскрепощенные. Наша современная жизнь богата примерами: начиная от кнопки на бытовой технике, рекламными роликами и плакатами на улице. Часто удивляешься, как ребенок, так быстро смог разобраться в том или ином техническом вопросе. Появление нового меняет отношение к окружающему миру и к людям. Современные дети достаточно проинформированы, они рассуждают на взрослые темы, делают неожиданные выводы. Современный ребенок активен, общителен, в тоже время заметно, что навык самообслуживания, снижается по сравнению с предыдущими поколениями. Жизнь диктует свои условия, ее ритм заметно ускоряется, она перенасыщена информацией. Мир вышел на другой уровень, создается много нового, а все старое теряется в годах. Изменились условия жизни.
Хотелось бы отметить, что изменились и игры. Раньше были кубики, мягкие игрушки, конструкторы, мозаики, куклы. Теперь их все чаще заменяют – компьютерные игры, мультфильмы в неограниченном количестве, планшеты, детские ноутбуки и др. Прогресс не стоит на месте все больше появляется новых гаджетов и современных игрушек.
В век, когда люди все чаще общаются по интернету и телефону, детям становится тяжелее адаптироваться к общению со сверстниками. Еще неограниченный доступ к информации может навредить ребенку, нарушив его детскую психику.
В наше время все меньше места остается традиционным играм, книгам, мультфильмам, национальным героям и персонажей. По собственному примеру, опросив детей, задав им вопрос кто их любимый герой из книг, дети называли героев современных мультфильмов, а это говорит о том, что они слабо знакомы со сказками, особенно русскими. Большинство родителей не читают детям, говорят о том, что их дети не любят книги, только мультфильмы.
Снижается роль ролевой игры, в жизни современных детей стала развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира (кукла и плачет, и ходит в туалет, и кушает и т.д.), и тем самым лишая, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует, тем самым препятствую полноценному развитию воображения. Многие родители, покупая игры, и игрушки не задумываются об этом.
Таким образом, очевидно, что сегодня изменения происходят в психологическом облике ребенка, причины которых в неправильном возрастной потребности ребенка организации его жизни, свидетельствует о ином характере.
В заключении хочу сказать. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Я думаю, залогом успеха родителей будет, индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.
«КРУГ — КУЖОЧЕК»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
«Круг-кружочек, аленький цветочек!
Раз, два, три – развернись – ка,
Оля, ты!»
Названный ребенок поворачивается спиной в круг, берется за руки. Дети продолжают произносить слова игры.
Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.
Подвижные игры в детском саду (5-7лет) |
«СВЕТОФОР»
Ведущий встает примерно за 3 метра от детей, спиной к ним. Он «светофор», дети
«машины». Ведущий называет любой цвет, например «синий». Игроки должны найти этот цвет у себя в одежде. Если такой цвет есть, то дети, показывая его ведущему проходят мимо, на другую сторону (в гараж). Если
такого цвета нет, то ребенок (или дети) по команде: «1,2,3 — беги», должен пробежать
мимо «светофора», чтобы тот его не задел
рукой. Тот, кого задел светофор» выходит из игры.
Шесть золотых правил
После усовершенствованных «Крестиков-ноликов» Алена стала придумывать следующие игры, и в процессе определила для себя семь важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:
- Игра — для малышей, а не для взрослых. Чтобы вызвать у детей интерес, не делайте игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой.
- Для детей — развлечение, для педагога — инструмент. Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление малышей.
- «Квадраты» — универсальное игровое поле. Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 24 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,4 на 2,8 метров, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу, а можно использовать уже готовый материал, например, баннерное полотно.
- Игра — это движение. Продумайте, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно.
- Правила — основа порядка. Подумайте и четко объясните детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей.
- Все хорошо в меру. Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю. Исключение — игровая активность во время утренней гимнастики: она — часть цикла упражнений и занимает всего несколько минут.
Алена придумала целую серию напольных игр, которые вошли в ее сборник «Напольные игры и задания для детей», и поделилась с нами пятью активностями, которые легко можно провести с малышами.