Примерные темы самообразования воспитателей
2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.
3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.
9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
12.Игра как средство общения дошкольников.
13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.
17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
20. Обогащение социального опыта дошкольников.
21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.
23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
27.Правила дорожного движения для дошкольников.
28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).
32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.
34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
35.Развитие мелкой моторики дошкольников.
36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.
38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
40. Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников.
41.Развитие сенсорных способностей дошкольников.
42.Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
45.Речевое развитие дошкольников
46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
47.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
48.Роль загадки в развитии дошкольника.
49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
51. Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие»
.- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Речевое развитие»
.- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Современные подходы к реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.
53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.
55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
56.Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.
60.Формирование основ педагогического мастерства.
61.Формирование патриотических чувств у дошкольников.
62.Формирование речи детей в игровой деятельности.
63.Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
64.Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
65.Экологическое воспитание детей в детском саду.
66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.
67.Деятельностный подход в воспитании дошкольников
68. Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника
69.Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию.
Самообразование
– это специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.
Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности.
В науке определены три уровня самообразовательной деятельности:
- адаптивный;
- проблемно-поисковый;
- инновационный.
Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий и вместе с тем отличается качественными изменениями.
- Первый уровень,
адаптивный,
характерен для начинающего воспитателя. Его целью является адаптация к профессии. - Второй,
проблемно-поисковыйуровень
– качественно новый этап самообразовательной деятельности. Именно на этом этапе могут быть найдены эффективные приемы работы, оригинальные методики. - Третий,
инновационныйуровень
предполагает высокую степень развития соответствующих умений. На этом этапе педагог создает социально-значимый продукт деятельности, обладающий практической новизной.
Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток.
Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки цели, но и труда, настойчивости в ее реализации.
Цель самообразования педагога ДОУ:
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;
- углубление знаний по разным методикам;
- повышение общекультурного уровня педагога;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой.
Основными направлениями
в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью анкеты.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
- Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
- Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно и над этим работают методические службы в образовательных учреждениях.
Необходимо создать такие условия, которые помогут педагогам «включиться» в процесс самообразования.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая помощь необходима воспитателю:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.
Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице (НА СЛАЙДЕ)
Этапы самообразования:
1.Выбор темы (
включает в себя
):
Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования, и составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать.
2.Планирование работы по теме самообразования
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы и сроки отчёта по данной теме.
3.Теоретическое изучение проблемы
В течение учебного года педагогом ДОУ, по своему плану самообразования, ведется работа по выбранной теме:
- знакомство с предметом изучения, накопление материала;
- изучение необходимой научно-методической литературы;
- изучение передового педагогического опыта;
- участие в ГМО для обогащения опыта работы;
- при необходимости организуется прохождение курсов повышения квалификации;
- участие в семинарах, консультациях, выступление с докладом об опыте работы на педагогическом совете;
- ведение отчетной документации.
4.Практическая деятельность
(применение знаний, навыков и умений на практике):
- мониторинг по выбранной теме в начале и конце учебного года;
- анализ условий, необходимых для реализации изучаемой темы;
- разработка и проведение образовательных ситуаций, бесед, праздников и развлечений;
- организация выставок детских работ;
- организация кружковой деятельности;
- реализация творческих проектов в группе;
- изготовление пособий и атрибутов, картотек и т. д.;
- создание современной предметно-развивающей среды в группе;
5.Подведение итогов самообразования.
В конце учебного года педагог анализирует свою деятельность.
Формой отчета могут быть: выступление с докладом, проведение открытых просмотров в ДОУ, презентация созданной развивающей среды, продукта деятельности, педагогических наработок, публикация статей, обобщение опыта работы.
Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практике дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило 3 года.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования
педагога на некотором этапе работы, ведь самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно:
- разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения и воспитания детей;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых просмотров НОД по собственным, новаторским технологиям;
- проведение семинаров, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме;
- повышение престижа образовательного учреждения.
В конце работы над темой педагог проводит самоанализ
и пишет
отчет
.
На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.
В методическом кабинете ДОУ создаются выставки: «Советуем поучиться у коллег», «Помощь в организации самообразования».
Самообразование не должно сводиться к написанию докладов и оформлению красочных папок.
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.
6
Самообразование «Формирование основ педагогического мастерства»
********
Самообразование «Формирование основ педагогического мастерства»
План самообразования
«Формирование основ педагогического мастерства»
«Мастер»
(в переводе с лат. – начальник, учитель)
– это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.
«Мастерство»
(высокий уровень профессионализма)
– это комплекс качеств личности, обеспечивающий высокий уровень профессиональной
педагогической деятельности.
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратится к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта.
Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:
— личностные качества педагога;
— профессиональная педагогическая техника.
Компоненты педагогической техники:
1. Умение педагога управлять своим поведением; владение мимикой, пантомимой, эмоции, настроением; техники речи.
2. Умение воздействовать на личность и коллектив.
Один из основных путей совершенствования личности воспитателя – самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить «дремлющие силы»
, необходимо систематическая и постоянная работа над собой. Это важная задача любого
педагога.
Цель: повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
— повысить общекультурный уровень
— ознакомится с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания
— изучить новые программы и педагогические технологий.
Предполагаемый результат: оценка педагогических ценностей, формирование педагогического мастерства, желание улучшить педагогический процесс.
Форма самообразования: индивидуальная
Форма отчета: отчет по теме самообразованию.
План работы на 2016-2017 год.
Раздел плана Срока Форма работы Практические выходы
Изучение методической работы на тему Сентябрь – май — «Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: педагогический подход»
Дружилов С. А. ,2005
— «Человек как предмет познания»
Ананьева Б. Г., 2001
— «Психология профессии»
, Зеер Э. Ф., 2003
— «Педагогический артистизм»
, О. С. Будатов, 2001
— «Контроль и оценка»
, Н. Ф. Ефреева, 2012 Оценка, анализ принятия опыта
Методическая работа по самообразованию Сентябрь – май — участие в методических объединениях на муниципальном уровне
— участие в конкурсах профессионального мастерства Доклады, беседа, консультации, анализ.
Работа с родителями Сентябрь – май — разработка плана работы с родителями на год
— подготовка и проведение собрания «Здоровье детей – забота общая»
Планы работы, беседы с родителями, консультации, рекомендации.
Работа с детьми Сентябрь — май — самоанализ педагогической деятельности
— поиск эффективных методов работы во время совместной работы с ребенком
— подготовка и реализация проекта «Путешествие в мир профессий»
НОД, игры, беседа,викторины, выставки, экскурсии, досуги, развлечения
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Программа по самообразованию «Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Программа по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Воспитателя: Колпаковой Е.И. 2022 – 2022 уч. г. Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и…
Самообразование воспитателя подготовительной группы «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Самообразование воспитателя подготовительной группы на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем…
Как выбрать тему для самообразования?
Основных критериев всего два:
- требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
- работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).
Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.
Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое.