Эстетическое воспитание дошкольников это по ФГОС в педагогике

Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

Понятие, что это такое

Эстетическое воспитание дошкольников – это систематический и целенаправленный процесс, направленный на формирование у ребенка художественного восприятия мира. Согласно этому понятию, дети должны научиться видеть красоту окружающей их природы. Помимо этого, они не только приобщаются к искусству, но и

Воспитание эстетики у детей включает множество понятий. Оно неразрывно связано с нравственным развитием. Поэтому образовательный процесс строят так, чтобы ребенок получал знания по всем областям, предусмотренным ФГОС. Например, можно сделать интегрированное занятие, состоящее из эстетического и нравственного воспитания.

Рекомендации для педагогов и воспитателей

Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Цели и задачи

В ходе осуществления педагогической деятельности воспитатели решают следующие задачи:

  • Помогают развить ребенку эстетическое восприятие.
  • Формируют представление об эстетике.
  • Развивают художественно-творческие способности.
  • Формируют эстетический вкус.

Целью этого обучения является приобщение ребенка к миру искусства. У него закладываются элементарные представления о его разновидностях. У детей формируются предпосылки ценностно-смыслового восприятия.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Значение

С первых дней жизни дети начинают познавать окружающий их мир. Малыши тянутся к ярким игрушкам, рассматривают цветные картинки. Искусство, пусть и самое простое, является источником радостных эмоций.

При этом дети оценивают все красивое. Они анализируют форму вещей, их звучание (музыкальные инструменты). Душевный отклик на все привлекательное происходит бессознательно. Поэтому в раннем дошкольном возрасте эстетическое воспитание тесно связано с сенсорной культурой.

Поскольку физические способности малыша еще ограничены, все предметы он изучает глазами и руками. Совокупность линий вещей, их красок, позволяет ребенку оценить привлекательность.

Особенностью эстетического воспитания является то, что ребенок испытывает радостные эмоции от встречи с красивым предметом. Он вызывает в детской душе гамму положительных переживаний. Это способствует лучшему развитию ребенка.

Педагогические основы

Педагог в ходе своей деятельности должен уметь побудить ребенка не только эмоционально отмечать предметы искусства, но и формировать собственное эстетическое представление о них. Благодаря этому, малыши учатся оценивать, у них появляются элементарные понятия о красивых предметах.

В дошкольном возрасте, наряду с эстетическим воспитанием, происходит формирование художественных навыков. Если у ребенка есть определенные задатки, то появляется большой шанс развить их в талант.


Эстетическое воспитание дошкольников должно быть разноплановым, чтобы вовремя выявить одаренного ребенка

Нельзя упустить одаренность. Если дети умеют не только формировать личные впечатления и выражать их, но и передавать физически (рисование, лепка), то это говорит о высшей стадии развития.

В своей работе педагог проводит большое количество практических занятий. Детское творчество в основном основано на подражании. Чем младше ребенок, тем сильнее он пытается повторить все за взрослым.

В старшем возрасте ребята уже проявляют инициативу. Например, они могут дополнить рисунок деталями, не предусмотренные планом. Такую самостоятельность нельзя подавлять.


С возрастом у детей появляется желание дополнить рисунок новыми деталями — это нужно поддерживать

В основе педагогической деятельности лежит не только приобщение ребенка к искусству. Прежде всего, дети сами по себе являются творцами. И когда в них просыпается желание создавать, его нужно поддержать. В старших группах детского сада художественные поделки становятся полнее и более выразительными.

Крупская Н. К. отмечала, что наряду с эстетическим чувством развивается творческое мышление. Это легко заметить, если понаблюдать за детьми. Наиболее развитые малыши могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. У них работает воображение, они сами распределяют роли, создают разнообразные ситуации.

Таким образом, педагог дает детям в ходе обучения много знаний. Сами же дошкольники комбинируют все воедино, оценивают увиденное и услышанное. Это в результате дает хороший результат: ребенок развит не только нравственно, но и понимает эстетику мира. Он умеет применить свои знания в практике.

Согласно ФГОС, обучение эстетичности должно проходить в тесном союзе с художественными навыками. Благодаря лепке и рисованию, ребенок выражает свои переживания и впечатления от увиденного. Детям предлагают массу вариантов реализовать себя. Цель таких мероприятий – вызвать желание творить.

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Уроки традиционного и нетрадиционного рисования в детском саду

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Психологический аспект

В ходе обучения у детей формируется эстетический вкус. Он проявляется в оценке произведений искусства, при рассматривании живописных полотен. При этом восхищаться красотой мира можно и в быту. Дети видят эстетику в окружающих их предметах, одежде.

Эстетическое воспитание дошкольников — это долгий процесс, основная роль в котором отдается обучению. При этом педагог воздействует, прежде всего, на психологию ребенка. Детям читают книги (в каждой возрастной группе определенные произведения), дают слушать музыку.

Чтобы приобщиться к красоте художественного слова, читают книги таких авторов, как:

  • Чуковский К. И.
  • Маршак С. Я.
  • Михалков С. В.

Понять красоту музыки помогают произведения следующих композиторов:

  • Кабалевский Д. Б.
  • Чайковский П. И.

Все это воздействует на детей психологически. Для прослушивания произведений они не тратят физических сил. Работает только мозг. Если книги приносят ребятам удовольствие, то это формирует их эстетический вкус.

Художественно-эстетическое развитие и художественно-эстетическое воспитание дошкольников

Екатерина Чернышева

Художественно-эстетическое развитие и художественно-эстетическое воспитание дошкольников

«Художественно-эстетическое развитие»

и «
Художественно-эстетическое воспитание.
Прежде, чем говорить о понятии «художественно-эстетическое развитие»

, рассмотрим понятия
«эстетическое воспитание»
и
«художественное воспитание»
.

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой длительный процесс, цель которого состоит в развитии у детей способности восприятия красоты окружающего их мира, а также развитие находящихся в зачаточном состоянии творческих способностей. Начинается он практически с рождения. Эстетическое воспитание еще маленьких, по сути, детей дошкольного возраста — понятие довольно широкое. Оно включает в себя развитие отношения к миру, быту, природе, труду и к общественной жизни вообще.

В качестве его составной части выделяют художественное воспитание.

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства. Согласно классическим исследованиям, его основная цель – формирование культуры творческой личности, которая проявляет себя общественно и индивидуально и которая в процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира создает художественные ценности. Основная его задача – формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству, потребности в нем.

Понятие «эстетическое воспитание»

гораздо шире, оно затрагивает как
художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Существует различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание«. Рассмотрим некоторые из них.

Из словаря по эстетике: художественно-эстетическое воспитание — это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.

Н. Варкки даёт следующую формулировку: художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста –«целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».

Запорожец И. Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

По мнению Д. Б. Лихачева, художественно-эстетическое воспитание -целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Т. Н.Фокина считает: «Художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Из этих определений видно, что художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развивает умения творчески создавать продукты ручного творчества.

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Эти цели также отражает и особенность художественно- эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, Е. М. Торошилова и другие)

выделяют три ведущие задачи
художественно-эстетического воспитания:
— создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

— «формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (В. Г. Ражников)

.

— формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества. Результатом художественно-эстетического воспитания является художественно-эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева)

.

Важно развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Понятие «художественно-эстетическое развитие»

является более широким, чем понятие
«художественно-эстетическое воспитание»
, так как в
художественно-эстетическое развитии личности основная роль отводится художественно-эстетическому воспитанию — как целеустремлённой систематической деятельности по управлению процессом формирования личности в целом или отдельных его качеств. Но, как мы знаем, развитие также зависит от взаимодействия со средой и от биологического фактора. В то время, как художественно-эстетическое воспитание зависит от духовно-нравственных ценностей, которые приняты в семье, обществе, государстве, то есть зависит от среды, в которой воспитывается человек.
Как (с помощью чего)

осуществляется
художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

.

На художественно-эстетическое развитие влияет общение с прекрасным во всех его проявлениях.Прежде всего следует выделить:

— общение с прекрасным в природе;

— общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества);

— общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.

Эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Образовательная работа по художественно-эстетическому развитиюдетей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:

— взаимодействие педагогов и детей.

— взаимодействия с семьями.

— сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды.

Одним из важнейших компонентов системы работы по художественно-эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса. В детском саду взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитиюосуществляется через следующие формы работы:

— непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы). Современные формы организации занятий разнообразны и проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных, музыкальных, словесных произведений искусства. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей)

. Это включение
художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование «на пленэре»
и т. д.)

— совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой является проекты художественно-эстетической направленности. За основу можно взять темы предложенные детьми, а так же и предусмотренные образовательной программой. Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсия (в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т. д)

. При этом надо помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально-образное созерцание
воспринимаемого (подлинные объекты в их первозданном состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).
— самостоятельная детская деятельность (игры и упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; дизайнерская деятельность, направленная на изменение пространства группы и «игровых уголков»

, составление разнообразных коллекций, инсценировки, продуктивная деятельность, деятельность по интересам и т. д.).

Работа с детьми по художественно-эстетическому развитиюведется по следующим направлениям:

-приобщение к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности (активизация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических оценок, предпочтений, желания познавать искусство; развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, развитие изобразительной деятельности, активизация творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности).

-музыкальное воспитание (развитие общей музыкальной культуры, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями, развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения, переживания).

-литературное развитие (как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности).

Важно помнить, что в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной)

должен присутствовать как
воспроизводящий (репродуктивный)
фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т. к. ребенок не научится творить, не научившись
воспроизводить.
Содержание художественно-эстетического развития детей представлено в разделах комплексных программ, парциальных программах и технологиях.Современные программы ориентированы на идеи интегративного подхода: соединение разных видов искусств (музыка, слово, театр, изобразительное искусство)

в
художественное целое.
Однако никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. При этом важно помнить, что эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметно-развивающей среды, которая должна инициировать деятельность ребенка, направить его к творчеству.

Методы работы с детьми

В ходе своей деятельности педагог приобщает детей к миру эстетики посредством ознакомления. Подойдут как предметы быта, так и произведения искусства. Большой силой воздействия обладают вещи, окружающие ребенка.

Это важно учитывать и создавать для детей гармоничное пространство. Оно должно быть оформлено в едином стиле, декорировано привлекательными вещами. Сенсорно ребенок оценивает окружающий мир, и каждая деталь откладывается в его сознании и памяти.

Поэтому педагог, как и родители, должен правильно подобрать интерьер, где каждая вещь имеет собственное место.

Оформление детского сада (комнаты)

Эстетическое воспитание начинается с приобщения ребенка к окружающему миру прекрасного. Привлекательную среду создают взрослые. При этом руководствоваться необходимо не только чувством прекрасного, но и требованиями к сохранению здоровья и безопасности ребенка.

Принципы создания эстетической обстановки:

  • Красота предметов должна сочетаться с их простотой и чистотой.
  • Обстановка должна сохранять практичность и целесообразность.
  • Зрительный контакт ребенка должен улавливать каждую деталь интерьера. Этому способствуют контрасты. Например, светлый подоконник украшают яркими вазонами с цветами (необязательно живые растения – это могут быть и поделки).
  • Детали обстановки образуют единый ансамбль.

В первую очередь при эстетическом оформлении комнаты уделяют предметам изобразительного искусства: картинам, поделкам. Детям должны нравиться изображения. Таким образом, у них появляется эмоциональная отзывчивость. На основании ФГОС, в подготовительной, средней и старшей группе должны присутствовать полотна с пейзажами.

Например:

  • «Золотая осень», Левитан.
  • «Грачи прилетели», Саврасов.
  • «Сирень», Кончаловский.

На одну комнату выбирают не более 3 произведений. Можно использовать 1, но большое. Самый простой способ обучения детей прекрасному – это проведение эстетических перемен в помещении.

Например, устраивают месяц, посвященный какому-нибудь художнику. Выбирают наиболее его яркие произведения и вывешивают в группе. Таким образом, получится регулярно менять пространство, попутно знакомя детей с полотнами.


Украшение детсада к Новому году также воспитывает чувство прекрасного

Ребят приобщают к красивому. Для этого их просят помочь в оформлении группы. Организовывают выставки, украшают помещение к праздникам. Например, к Новому году вырезают снежинки, раскрашивают шишки, а затем наряжают елку. Таким образом, детей окружают красивыми вещами.

Постепенно учат беречь предметы, следить за чистотой и ценить каждую деталь. Воспитатель ненавязчиво обращает внимание детей на порядок, просит выполнить элементарные трудовые задания. В конце обучения ребята уже самостоятельно поддерживают чистоту.

Специально организованная деятельность

Согласно ФГОС, с сентября по май включительно в дошкольных учреждениях проходит обучение. Педагоги при составлении плана работы с детьми трудятся над художественно-эстетическим воспитанием.


Экскурсии в музей или на выставку — еще один метод эстетического воспитания детей

Для этого в неделю выделяют несколько занятий, посвященных развитию именно этой области. Рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений – у педагога в копилке есть множество вариантов, как приобщить ребенка к миру прекрасного.

В условиях дошкольного учреждения используют наглядно-демонстрационные материалы. В старших группах воспитатели могут организовывать экскурсии. Например, посещать с детьми музеи, выставки.

Каждое занятие строят в соответствии с возрастом детей. Для этого руководствуются принципами ФГОС. По стандарту дают нагрузку, не увеличивают и не уменьшают продолжительность занятий.

Нерегламентированная деятельность

В свободное от занятий время педагог может организовать деятельность, не предусмотренную планом. В качестве дополнительных инструментов воздействия используют беседы, прогулки, общение. Если свободного времени много, то организовывают посиделки с созданием простых поделок.


Создание дымковских игрушек в детском саду должно сопровождаться рассказом об истории этих поделок

Важно заинтересовать детей, побудить их к творчеству. Например, перед созданием поделок можно прочитать об истории дымковских игрушек, показать несколько экземпляров в качестве примера. После этого приступить к работе.

Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.

Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.

Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства

Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.

Малыши должны быть развиты

Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:

  • Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
  • Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
  • Архитектура — создание зданий и сооружений.
  • Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
  • Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.

Дети любят картины

Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:

  • карандаши;
  • гелиевые ручки;
  • тушь и перо;
  • краски гуашь;
  • акварель;
  • масло;
  • акрил;
  • пастель масляная и сухая;
  • уголь;
  • сангина;
  • фломастеры;
  • бумага;
  • глина;
  • пластилин;
  • мрамор;
  • металлы;
  • стекло;
  • гипс и многие другие.

Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка

Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:

  • Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
  • Помощь в развитии фантазии дошкольника.
  • Свобода в использовании материалов для творчества.
  • Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
  • Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).

Малыши любят оформлять территорию садика

Эстетическое воспитание в условиях детского сада

Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:

  • видеть прекрасное вокруг;
  • понимать и ценить искусство;
  • тянуться к красоте.

Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.

Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.

Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.

Уроки рисования на тему «Наша армия родная» в детском саду

Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:

  • насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
  • росу на траве;
  • первые пожелтевшие листья;
  • красные гроздья рябины;
  • ранний приход зимы.

Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.

Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию

Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).

Вид: практическое занятие.

Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.

Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.

Продолжительность: один академический час.

Ход:

  • «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
  • «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
  • «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
  • «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
  • «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
  • «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
  • «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
  • «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
  • «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!

Коллективное развитие приоритетнее

Примеры занятий с дошкольниками

Эстетическое воспитание дошкольников – это организованный педагогом или родителями процесс. Используют не только теоретическую основу, но и практическую. С детьми занимаются чтением художественной литературы, рассматривают картинки, а также создают предметы искусства.

Интегрированное занятие «Сказочная птица»

Изначально детей знакомят с произведением о сказочном пернатом. Можно использовать художественную литературу о Жар-Птице. Ребятам читают сказки, демонстрируют картинки с описанием волшебного существа.


Интегрированное занятие «Сказочная птица» (аппликация)


Интегрированное занятие «Сказочная птица» (пластилин)

После этого беседуют с детьми. Просят дать описание птицы. Детям, сложно идущим на контакт, задают наводящие вопросы. Например, «Какого цвета у нее перья?». После того как дети оценили привлекательность персонажа, им предлагают сделать свою Жар-Птицу.

В зависимости от возраста детей им раздают краски или карандаши. Можно использовать пластилин. После того как материал роздан, предоставляют ребятам поработать воображением и сделать собственную поделку.

Аппликация «Украшаем посуду»

Это занятие способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует у него чувство прекрасного. В ходе деятельности вырабатывается усидчивость, проявляется аккуратность.

Воспитатель заранее подготавливает раздаточный материал:

  • Шаблоны кружек, тарелок – на выбор.
  • Вырезает узоры или орнамент.
  • Подбирает демонстрационный материал.

Это занятие можно приобщить к циклу о народном творчестве. Перед практикой детям рассказывают о том, как в старину было принято расписывать посуду. Какое значение придавали узорам. В качестве примера показывают фотографии народного творчества.

После теории приступают к практике. Раздают каждому ребенку по предмету посуды и предлагают украсить его, руководствуясь личным вкусом.


Занятие «Украшаем посуду» может быть выполнено также с пластилином

Обращают внимание детей на аккуратность, лаконичность деталей, подобранную цветовую гамму. Можно немного поправлять ребенка в ходе работы, предлагать ему подходящие по цвету детали. В конце занятия устраивают любование созданными творениями.

Поделка к 8 марта «Букет для мамы»

Это занятие подойдет как творческий мастер-класс, так и возможность сделать поделку к определенному празднику. Для проведения мероприятия понадобится предварительная подготовка. Необходимо подобрать материал, из которого дети будут создавать букеты. Это могут быть пуговицы, лоскутки ткани, цветная бумага, ленты.

Самый простой способ сделать букет:

  • Использовать вырезки цветной бумаги.
  • Подготовить красивые шаблоны.

Для работы педагог вырезает из бумаги красивые цветы. На чистом листе обязательно делают очертания растений, чтобы ребенок видел, куда наклеивать заготовку. Перед началом практической деятельности воспитатель рассказывает детям теоретические основы. После этого раздает материал.

Желательно сделать пальчиковую гимнастику, а затем приступить к созданию поделки.

Создаем натюрморт

Предварительно детей знакомят с таким видом искусства в живописи как натюрморт.

Демонстрируют полотна выдающихся художников:

  • «Рябинка», Машков И. И.
  • «Васильки», Левитан И. И.
  • «Ваза с фруктами», Пикассо П.

Предварительно воспитатель подготавливает шаблоны с пустой вазой для фруктов. После того как дети ознакомились с натюрмортами, педагог демонстрирует им пустой лист. Он рассказывает, что в изображении не хватает фруктов, из-за этого натюрморт не получается.

Дети должны дорисовать в шаблон с вазой фрукты. Используют карандаши, краски или восковые мелки.

Средства

Рассмотрим те средства, которые родители могут использовать, чтобы приобщить малыша к миру прекрасного. Их довольно много:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись);
  • драматургия;
  • архитектура;
  • литература;
  • музыка;
  • телевидение;
  • природа;
  • СМИ.

Поскольку научить ребенка замечать и ценить красоту весьма непросто, следует использовать все доступные средства.

Оформление комнаты

Для самых маленьких важно создать гармоничную обстановку в помещении:

  1. Устроить в комнате малыша гармонию и уют.
  2. Предпочтительно использовать светлые тона в оформлении.
  3. Пространство должно не только эргономичным, но продуманным.

В комнате следует красиво расставить игрушки, повесить интересные репродукции, обязательно соблюдать чистоту и порядок. Помогут добиться поставленной цели и цветущие растения, размещенные в гармоничной композиции, и оформленный аквариум с рыбками. Все элементы декора должны сочетаться между собой, образуя единый ансамбль.

Для детей младшего дошкольного возраста можно выбрать картину с изображением животного, знакомого сказочного персонажа, «вкусный» натюрморт. Более старшим малышам по вкусу придется пейзаж, поэтому лучше использовать репродукции Саврасова, Серова, Шишкина, Левитана. Чтобы ребенок не утратил интерес, картины следует периодически менять, при этом рассказывая ребенку информацию о самой работе и ее авторе.

Кроме того, детскую можно оформить и предметами народного промысла, дымковскими игрушками, поделками «под хохлому». Конечно, расставлять на столе юного проказника дорогие коллекционные предметы не стоит, но что-то недорогое из керамики может стать достойным украшением.

Природа

Родителям с раннего возраста нужно внушать ребенку, что деревья и цветы, закат и рассвет, облака на небе и волны в реке – это красиво, нужно научить наслаждаться этой прелестью. Для этого следует знакомить малышей с доступными им произведениями о природе, проводить время на свежем воздухе, беседовать, отвечать на вопросы, показывать собственный пример.

Искусство

Для эстетического воспитания детей можно использовать очень многое. Так, в любом городе есть красивые улицы, архитектурные постройки, музеи, проводятся выставки. Дошкольники с удовольствием узнают что-то новое, посещая подобные места. Гуляя по городу, можно познакомить ребенка с основными достопримечательностями, уделив внимание их изысканности, гармоничности.

Если в городе нет музеев, познакомить малыша с произведениями искусства помогут репродукции, виртуальные экскурсии, посмотреть которые можно через интернет. Необходимо включать для крох выдающиеся музыкальные произведения, беседовать по прослушанному, узнавать, какие мысли и эмоции вызвала музыка Бетховена или Моцарта, Чайковского и Рахманинова.

И, конечно, не стоит забывать о литературных произведениях. Дошкольники могут понять сказки Пушкина, особенно если рассмотреть с ними качественные цветные иллюстрации. Также следует познакомить их со стихами Маршака, Барто, рассказами Пришвина и Жидкова.

Родителям важно помнить – не каждый малыш станет художником или музыкантом, но уметь чувствовать прекрасное, получать от этого особое удовольствие должен любой. Поэтому следует не просто просить малыша что-то нарисовать или сделать поделку, аппликацию, но и обращать внимание на уже созданные объекты духовной ценности.

Труд

Выполняя задачи эстетического воспитания малышей, следует познакомить их и с пользой трудовой деятельности, рассказать о том, что существует большое количество профессий, каждая из которых важна.

Работа с родителями

Эстетическое, как и художественное воспитание дошкольников – это сложный процесс, требующий взаимодействия родителей и педагогов. Если у них различные методы воздействия или законные представители не уделяют этой области образования достаточно внимания, то ребенок не получит необходимые знания.

Часто родители не понимают, как привить детям эстетический вкус. Педагог должен помочь им понять суть образовательного процесса. Для этого можно провести консультации или мастер-классы.

Творческие задания

В дошкольных учреждениях часто проводят различные конкурсы. Например, необходимо сделать скворечник или смастерить поделку из природного материала. Для этого педагог общается родителями, объясняет цели и задачи этого мероприятия.

Важно донести до взрослых, что любую вещь они должны сделать вместе с детьми. Это будет способствовать не только улучшению климата в семье, но и разовьет творческие способности ребенка.

Принципы организации конкурса:

  • Педагог разрабатывает план. В него входит продолжительность мероприятия, система оценок, требования к работам.
  • Грамотно составляет инструкцию, которой должны следовать родители.

Нельзя принуждать никого к участию. Инициативу должны проявить сами родители и дети. Чтобы участвовало как можно больше семей, педагог должен заинтересовать изначально детей. Например, на прогулке воспитатель рассказывает им о птицах, какие у них домики.

После этого в группе показывает примеры скворечников. Затем рассказывает, что каждый сможет смастерить такой домик сам. Заинтересованные дети уговаривают родителей участвовать в конкурсе.

Мастер-классы

Не у всех взрослых развиты творческие способности. Поэтому воспитатель хотя бы раз в месяц проводит мастер-класс по созданию какой-нибудь поделки. Это может быть куколка из лоскутков, интересный рисунок, поделка из подручных материалов.

Тему воспитатель выбирает самостоятельно, учитывая возраст детей. Это необходимо для того, чтобы полученный опыт родители внедряли в образование ребенка дома.

Консультации

Консультирование о необходимости эстетического воспитания должно проходить регулярно. С целью повышения разностороннего развития педагоги знакомят родителей с проводимыми в их населенном пункте выставками, концертами, мероприятиями.

Например, если в местном музее проходит выставка народного творчества, то можно сделать яркую афишу и повесить ее на дверях группы. На информационном листе указывают место проведения, часы работы и иные необходимые детали.

Необходимо объяснить родителям, что обучение не должно заканчиваться после ухода из сада домой. Консультации проводят на разные темы. С приходом осени помогают родителям научить детей видеть прекрасное в природе. Например, идя домой можно собрать букет из желтых листьев,

Специфика воспитания в семье

Мы уже отметили, что не стоит полагаться исключительно на ДОУ, доверив воспитателям эстетическое развитие крохи. Родителям также важно приложить к этому определенные усилия. Обратим внимание на следующие моменты:

  • Родители должны всегда аккуратно и опрятно выглядеть, вести себя уважительно по отношению друг к другу, поскольку очень многое ребенок берет именно от них.
  • Важно читать малышу хорошую литературу, сказки и стишки, обязательно побеседовать по содержанию прочитанного. Эта форма работы также способствует и обогащению словарного запаса малыша.
  • Вместе с ребенком можно порисовать, сделать аппликацию или поделку. Чтобы малышу не стало скучно, можно использовать различные художественные техники, рисовать гуашью, акварелью, цветными мелками, фломастерами.
  • Значение имеет и эстетика быта. Если в квартире грязно и не убрано, ни о каком стремлении к совершенству не может быть и речи. Поэтому нужно со вкусом и любовью оформить детскую комнату.
  • Формирование музыкального вкуса начинается с прослушивания потешек, колыбельных, детских песенок.

Особую важность имеют беседы, которые помогут ребенку получить ответы на возникающие у него вопросы, научиться отличать прекрасное от отвратительного, возвышенное и гармоничное от низменного и хаотичного.

Обозначим важнейшие условия для развития детского творчества:

  • Непринужденная обстановка. Не стоит давить на малыша и заставлять его рисовать или лепить, это только уничтожит у него стремление к созданию собственных произведений.
  • Активное использование игровых форм работы.
  • Похвала должна звучать постоянно, ребенку важно понимать, что мама довольна им, гордится его стараниями. А ругать не следует, в отдельных случаях можно слегка пожурить.

Только в этом случае можно будет добиться положительных результатов – стремления к собственным занятиям творчеством и уважение к чужим произведениям.

Советы родителям

Эстетическое воспитание дошкольников – это длительный процесс. Он точно описан в федеральном стандарте. ФГОС можно использовать не только педагогам, но и родителям при воспитании детей. Согласно ему, эстетическое обучение начинается с рождения ребенка.

Оно происходит по следующему плану:

Возраст ребенкаДействия родителей
Младенческий (до 1 года)Дают исследовать различные предметы, поощряют познавательные действия малыша. Регулярно читают детские стихотворения, поют песни.
Ранний дошкольный возраст (от 1 года до 3 лет)Дают ознакомиться детям с динамическими игрушками. Приобщают их к самостоятельному изучению предметов искусства. Побуждают к рассматриванию, и оцениваю картинок.
С 3 лет до 8Вводят сюжетно-ролевые игры, проводят исследовательско-познавательную деятельность. Предметы окружающего мира изучают, оценивают. Музыкальные произведения не только слушают, но и учатся понимать их смысл, реагировать на веселую или грустную мелодию.

Родители должны приобщать детей к прекрасному постоянно. Например, на прогулке можно обратить внимание ребенка на красивый цветок или яркое оперение птицы. Любуются движениями кошки, рассматривают плывущие облака.

Вне стен сада эстетическое воспитание не должно заканчиваться. Необходимо приучать ребенка к чистоте. Важно, чтобы он убирал за собой игрушки, ведь порядок и есть красота.

Стоит отметить, если эстетические вкусы ребенка отличаются от его родителей, их не пытаются переделать. Важно поддерживать малыша. Когда для него синий или черный цвет любимый – не нужно заставлять рисовать его красным. С возрастом эти предпочтения могут поменяться.

Эстетическое воспитание дошкольников во многом зависит от родителей ребенка. Это не только приобщение к миру искусства, но и регулярные совместные творческие посиделки. Если ребенок умеет не только оценивать, но и создавать предметы искусства, то это говорит о высшей точке развития эстетического вкуса.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]