Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников
Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании дошкольников
Старший воспитатель Д/с «Березка» р.п. Чишмы
Хайруллина Гульнара Ахкаметдиновна
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Как по своим результатам, так и по своей организации труд является общественным видом деятельности. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива, уметь согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. В детском коллективе складывается общественное мнение о поступках и поведении сверстников, о качестве выполненной работы, об отношении товарища к взрослым и детских взаимоотношениях. Процесс труда бывает в той или иной степени трудным, связанным с напряжением, усилиями, преодолением внешних и внутренних препятствий. Поэтому особенно высокие требования предъявляет труд к волевым качествам – умению подчинять действия определённой цели, сознательно их регулировать, преодолевать возникающие трудности.
Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы. При этом очень важно для воспитания у ребёнка положительного отношения к труду сделать его трудовую активность главным критерием оценки его личности (прежде всего активность в труде, который ребёнок выполняет по личному побуждению, самостоятельно, без контроля взрослого.
Поэтому задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста следующие:
- воспитывать предпосылки трудовой деятельности;
- формировать трудовые навыки;
- совершенствовать их, постепенно расширяя содержание трудовой деятельности детей;
- воспитывать важные личностные качества: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, проявлять настойчивость, умение включаться в труд по необходимости;
- учить устанавливать связь между началом выполнения задания и конечным результатом, разъяснять значимость труда, воспитывать бережное отношение к его результатам;
- формировать начало ответственного отношения к заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление к качественному его выполнению;
- формировать культуру труда: воспитывать элементарные навыки планирования и организации своей и общей работы, умение намечать её последовательность, распределять обязанности между участниками, готовить всё необходимое для работы, правильно пользоваться оборудованием, убирать всё на место после окончания трудового процесса;
- учить согласовывать действия с действиями товарищей, видеть необходимость в помощи, оказывать её по собственной инициативе.
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
«Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» (А. С. Макаренко). А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе», — считал В. А. Сухомлинский.
К. Д. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья.
По словам К. Д. Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. К. Д. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный…», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.
Разнообразные виды труда
неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Обычно взрослому человеку довольно легко удаётся вызвать у ребят старшего дошкольного возраста желание трудиться. Это объясняется стремлением детей к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.
Вместе с тем у детей наблюдается несоответствие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, неразвитость силы воли, самоконтроля — всё это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными трудиться и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения.
Поэтому при организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.
Содержание труда реализуется в разных формах организации
. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста.
В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отношения. Регулирование взаимоотношений осуществляется на основе уже усвоенных нравственных норм и правил. В совместной деятельности, разделённой на отдельные операции, дети оценивают действия каждого. Особое внимание дошкольников привлекает факт задержки выполняемой работы, случаи некачественного выполнения задания. Это требует корректировки действий отстающего, оказания ему помощи. Дети в раздражении могут обозвать товарища, предложить исключить его из общего дела и т. д. Следует помочь детям найти пути преодоления возникших трудностей, напомнить правила поведения в коллективе.
В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют, участие в домашнем труде имеет важное значение. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и другие полезные качества. Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребёнка как личность, — это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за животными и растениями. Уход за собственным домом развивает у ребёнка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление, а также развивает аккуратность и чистоплотность. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения. Большое значение для детей имеет трудовая деятельность вместе со взрослыми: малыши легче усваивают характер взаимоотношений и удовлетворяют свою потребность в общении. Полезна для нравственного воспитания совместная деятельность старших и младших по возрасту детей. Общаясь со старшими, маленькие дети учатся принимать помощь, их привлекает близость интересов. У старших детей успешнее формируются ответственность и добросовестность в выполнении трудовых заданий, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.
Интернет ресурсы
https://sad39soligorsk.schools.by/pages/rol-trudovoj-dejatelnosti-v-formirovanii-nravstvennyh-kachestv
«Смотры — конкурсы в детском саду»
«Смотры — конкурсы в детском саду».
Подготовила , старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 91 «Журавушка» г. Набережные Челны РТ
Каждый год, согласно годовому плану работы, в детском саду проводятся смотры-конкурсы в трех направлениях:
· для педагогов
· для воспитанников
· для родителей.
. Их цель — повысить мотивацию и заставить педагогов, детей и их родителей мобилизоваться за счет азарта, вызванного соревнованием.
Ко́нкурс (лат. concursus)
— соревнование, соискательство нескольких лиц, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.
Конкурсом
считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса.
Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» или «количественного исследования» (голосования).
В качественном
исследовании, конкурсные работы оцениваются назначенной группой специально уполномоченных лиц, способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсных работ, по определённым правилами конкурса критериям. Определение победителей осуществляется путём суммирования баллов, которые были даны конкурсным работам от каждого члена жюри, и выявление конкурсанта или конкурсантов, которые получили высочайшие оценки.
В количественном
исследовании, победители выбираются путём общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсным работам, пользуясь субъективными мотивами, а принять участие в голосовании может любой рядовой человек. Определение победителей становится возможным за счёт суммирования голосов, отданных конкурсным работам в период проведения исследования, и построения рейтинга всех конкурсных работ, где победителем считается конкурсант, получивший наибольшее количество голосов.
В основном конкурсы направлены на создание условий развития творческого потенциала педагогов, детей и их родителей.
Есть несколько конкурсов, которые мы проводим ежегодно, так как они направлены на создание условий для благоприятного пребывания детей в детском саду, пополнения развивающей среды в группе( «Лучшая развивающая среда»- проводится при подготовке к учебному году).
Тематика проводимых конкурсов разносторонняя, но есть и такие, которые являются одним из пунктов тематической проверки («Центр сюжетно-ролевых игр»- тематическая проверка «Создание условий для проведения сюжетно-ролевых игр»).
План проведения конкурсов 2009-2010 учебный год.
№ п/п | Содержание | Дата | Участники |
1. | «Лучшая развивающая среда» | сентябрь | Педагоги, родители |
2. | «Лучший спортивный уголок» | октябрь | Педагоги, родители |
3. | «Дидактические игры для всех» | ноябрь | Педагоги |
4. | «Лучшее оформление групповых комнат» | декабрь | Педагоги, родители, воспитанники |
5. | Смотр-конкурс зимних участков « Безопасная прогулка» | январь | Педагоги, родители |
6. | Конкурс валентинок | февраль | Родители, воспитанники |
6. | «Лучший скворечник» | март | Родители |
7. | Конкурс чтецов ко 65-летию Победы | апрель | Воспитанники |
8. | Конкурс « Группа года» | май | Педагоги, родители |
План проведения конкурсов 2010-2011 учебный год.
№ п/п | Содержание | Дата | Участники |
1. | «Лучшая развивающая среда» | сентябрь | Педагоги, родители |
2. | «Лучшее поздравления нашим воспитателям»» | октябрь | Родители, воспитанники |
3. | «Авторские дидактические игры по художественно – эстетическому развитию дошкольников» | ноябрь | Педагоги |
4. | «Лучшее оформление групповых комнат» | декабрь | Педагоги, родители, воспитанники |
«Парад снеговиков» | декабрь | Родители, воспитанники | |
5. | « Безопасная прогулка» | январь | Педагоги, родители |
6. | «Куклы народов Поволжья» | февраль | Педагоги |
6. | «Цветочный вальс » | март | Воспитанники |
7. | Конкурс рисунков, чтецов к 125 — летию рождения Г. Тукая | апрель | Воспитанники |
8. | Конкурс « Группа года» | май | Педагоги, родители |
План проведения конкурсов 2011-2012 учебный год.
№ п/п | Содержание | Дата | Участники |
1. | «Лучшая подготовка группы к учебному году» | сентябрь | Педагоги, родители |
2. | «Дети – цветы жизни» | сентябрь | Родители |
3. | «Осенние дары» | октябрь | Родители, воспитанники |
4. | «Портрет любимой мамы» | ноябрь | Воспитанники старших возрастных групп |
5. | «Папка – передвижка для родителей» | ноябрь | Педагоги |
6. | «Лучшее оформление групповых комнат» | декабрь | Педагоги, родители, воспитанники |
7. | «Ёлочка красавица…» | декабрь | Родители, воспитанники |
8. | « Безопасная прогулка» | январь | Педагоги, родители |
9. | «Подарок моему папе» | февраль | Воспитанники |
10. | «Центр сюжетно-ролевых игр» | февраль | Педагоги, родители |
11. | «Мамина копия » | март | Воспитанники |
12. | «Солнечный парад» | апрель | Воспитанники |
13. | «Водичка, водичка, умой мое личико» | апрель | Педагоги |
14. | «Вырасти цветок в группе» | май | Педагоги, родители, воспитанники |
15. | «Группа года» | май | Педагоги, родители |
Получить текст
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Список литературы: 1. detimami.ru/trudovoe-vospitanie-detej — Трудовое воспитание детей. Как привить трудолюбие. 2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с. 3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.
Следующая > |