Перспективное планирование по национально-региональному компоненту в старшей группе
Филиал МБОУ СОШ с.Белянка «Д/с «Ласточка» с.Белянка
Перспективное планирование по национально-региональному компоненту
в старшей группе
Подготовила воспитатель: Рамазанова А.Ф.
2020-2021 уч. год
Сентябрь
Неделя 1
.
Беседа «Мой Башкортостан».
Цель:
Знакомить детей с названием республики, легендой о происхождении слова «башкорт», продолжать знакомить детей с государственными символами РБ: флагом, гербом и гимном. Знакомить с картой Башкортостана, показывать его границы, рассказывать о ближайших его соседях. Развивать интерес детей к родному селу, воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду и родному городу.
Неделя 2
.
Прослушивание песен о родном крае. «Баяс»
Цель:
Познакомить с народными песнями башкирского народа. Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился.
Неделя 3.
Башкирская народная игра «Медведь и пчелы»
Цель
: Познакомить детей с играми башкирского народа. Воспитывать желание играть в башкирские народные игры. Развивать ловкость, выносливость, смелость.
Неделя 4.
Чтение рассказа М. Буракаевой «Бабушка – солнышко».
Цель:
Показать детям, что бабушка и дедушка – это члены большой семьи, в такой семье вместе живут три поколения.
Октябрь
Неделя 1.
Дидактическая игра «Собери лепестки курая»
Цель:
Изучать, расширять и закреплять знания о курае , тренировать зрительное внимание и память, переключаемость внимания и умение логически мыслить. Закреплять умение самостоятельно рассуждать по картинке. Развивать пространственную ориентацию.
Неделя 2.
Беседа на тему «Салават Юлаев»
Цель:
продолжать знакомить детей с национальным героем нашей республики. Воспитывать чувство привязанности и любви к нашей родине.
Неделя 3.
Заучивание стихотворения С.Муллабаевой «Белый барашек»
Цель:
Знакомить с народным фольклором. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Расширять словарный запас. Вызвать желание запомнить и прочитать наизусть
Неделя 4.
Разучивание подвижных игр «Стрелок»
Цель:
Познакомить детей с играми башкирского народа. Воспитывать желание играть в башкирские народные игры. Развивать ловкость, выносливость, смелость.
Ноябрь
Неделя1.
Беседа о родном городе «Родная моя Уфа»
Цель:
Уточнить знания о родном городе; систематизировать знания детей о достопримечательностях , об улицах своего города, людях разных национальностях, живущих в родном городе, природе родного края.
Неделя 2.
Конструирование «Улица города».
Цель:
Побуждать интерес к конструированию, знакомить с названием своей улицы. Дать понятие о том, что каждая улица города имеет своё название, дать понятие «адрес».
Неделя 3.
Рассматривание картины Нестерова М.В. «Осенний пейзаж».
Цель:
Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте. Продолжать знакомить с признаками зимы.
Неделя 4.
Лото «Мой город Уфа»
Цель:
Изучать, расширять и закреплять знания про город Октябрьский, тренировать зрительное, слуховое внимание и память, переключаемость внимания и умение логически мыслить, тренировать умение работать в группе, закреплять умение самостоятельно рассуждать по картинке, отрабатывать слова со сложной слоговой структурой. Развивать пространственную ориентацию
Декабрь
Неделя 1.
«Семь чудес Башкортостана»
- Памятник Салавату Юлаеву;
- Курай;
- Эпос «Урал-батыр»
;
- Пещера Шульган-Таш;
- Башкирский мед;
- Гора Янгантау;
- Красноусольские минеральные источники.
Цель:
Игра знакомит детей с чудесами Башкортостана, развивает и формирует основы национального самосознания и любовь к родному краю. Развивает психические процессы, связную речь, умение самостоятельно делать выводы и обобщать. Развивает навыки сотрудничества.
Неделя 2.
Прогулка по ул. Гагарина, на которой стоит детский сад.
Цель:
Воспитывать потребность в познании окружающих условий. Полюбоваться красотой природы, созданной жителями.
Неделя 3.
«Юрта» башкирская народная игра
.
Цель:
Развивать умение ориентироваться в пространстве. Познакомить детей с играми башкирского народа. Воспитывать желание играть в башкирские народные игры. Развивать ловкость, выносливость, смелость.
Неделя 4.
Чтение стихотворения М.Гали «Курай»,
А.Игебаевой «Курай»
Цель:
Знакомить с народным фольклором. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Расширять словарный запас.
Январь
Неделя 2.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель:
Вызвать интерес к народным играм, играть дружно не зависимо от национальности. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Неделя 3.
Рассматривание картины Ахметшина Р.Ф. «Уральская зима»
Цель:
Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте. Продолжать знакомить детей с признаками зимы.
Неделя 4.
Знакомство с символикой Башкортостана (герб, гимн, флаг)
Цель:
Познакомить детей с символикой Башкортостана, вызвать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Февраль
Неделя 1.
«Предметы быта, жилище башкир
«
Цель:
Познакомить с особенностями жизни башкир в прошлом, познакомить со значением слова «юрта», «аласык — плетеный летний домик»
Неделя 2.
«Столица Родины моей», «Уфа – столица Башкортостана»
Цель:
Расширить и закрепить представление воспитанников о столице Башкортостана — Рассматривание альбома «Уфа». Расширить представления воспитанников о достопримечательностях столицы
Неделя 3.
Башкирская народная игра «Липкие пеньки»
Цель:
Вызвать интерес к народным играм, играть дружно не зависимо от национальности. Развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Неделя 4
.
Дидактическая игра «Башкирское лото».
Цель:
знакомить детей с башкирскими традициями, закреплять названия музыкальных инструментов, одежды. Развивать логическое мышление, память.
Март
Неделя 1.
«Историческое прошлое Башкортостана» (история заселения, жизнь и быт башкир)
Цель:
Познакомить детей с историческим прошлым Башкортостана. Развивать познавательный интерес.
Неделя 2.
Разрезные картинки «Башкирский национальный костюм»
Цель:
Познакомить, рассмотреть башкирский национальный костюм. Продолжать знакомить детей с башкирским узором. Развивать логическое мышление, память.
Неделя 3.
Чтение башкирской народной сказки «Щедрый заяц».
Цель:
Познакомить с произведением, беседа по ней, прививать любовь к чтению. Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Неделя 4
.
«Кухонная утварь башкир
«
Цель:
Закрепить представление о национальной башкирской кухонной утвари башкирского народа, дать понятие, что существует и современная посуда.
Апрель
Неделя 1
«Башкирский национальный костюм»
Цель:
Закрепить названия башкирской одежды Продолжать знакомить с элементами башкирского орнамента. Развивать познавательный интерес.
Неделя 2
.
«Башкирские национальные блюда»
Цель:
Уточнить, расширить знания о национальных блюдах. Продолжать учить составлять описательные рассказы по образцу воспитателя. Продолжать знакомить с блюдами башкир
Неделя 3.
Чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой
.
Цель
: Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Неделя 4
.
«Головные уборы»
Цель:
Познакомить с женской головной повязкой -хараус. Познакомить с мужскими головными уборами — тюбетейка, шапки из меха . Закрепить названия башкирской одежды. Продолжать знакомить с элементами башкирского орнамента
Май
Неделя1.
«Герои Башкортостана»
Цель:
Воспитывать уважение, благодарность ветеранам ВОВ. Формировать знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Формировать умение уважительно относиться к подвигу наших солдат.
Неделя 2.
Башкирская народная игра «Палка-кидалка»
Цель:
Развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку.
Неделя 3
.
Рассматривание картины Саитова Э.М. «После грозы»
Цель:
Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте. Продолжать знакомить с признаками весны.
Неделя 4.
Беседа «Что я могу рассказать о своей малой родине»
Цель:
Выявить уровень знаний. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.
Картотека игр — бесед с региональным компонентомкартотека
Картотека игр — бесед с региональным компонентом
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, поселок, улицу.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу в поселке ……», ребёнок отвечает и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .
«Наша страна».Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал:. иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы.
«Малая Родина ».Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего поселка, памятниках и достопримечательностяхМатериал: иллюстраций, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы.
«Расскажи о своей семье»Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Найти флаг Челябинской области»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных флагов
Ход игры : среди предложенных флагов найти нужный
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам).
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает рассказать ребенка, что изображено.
«Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главой .
Материал: портрет
Ход игры: Воспитатель показывает портрет , называет кто изображен.
«Наш поселок».
Цель: Закрепить знания детей о своем поселке, об зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада
Материал: фотографии и иллюстрации
Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем поселке, об зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля — планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем — как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
«Узнай по описанию кто это »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают
«У кого какой домик »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах
«Красная книга »
Цель: знакомить с « Красной книгой». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности
Материал : иллюстрации «Красная книга»
Ход игры: Воспитатель показывает
картинку с изображением редких животных и растений.
«Из чего построен дом»
Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека , умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Материал: Изображение разных жилищ человека
Ход игры: стекло- стеклянный,
Камень-каменный…..
«Жилое – Нежилое»
Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.
Материал : картинки и иллюстрации с изображением разных строений
Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение
Дом — жилой, магазин –нежилой…..
«Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова .знакомить с разными именами .
Ход игры: Сергей – Серёженька, Оля-Оленька,….
« Я люблю… »
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности
Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры Дети одевают куклу в национальную одежду
«Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун — чугунный, дерево- деревянный……
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к казахским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .
Материал : картинки с изображением транспорта
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить
предложение
«Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
«Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .
Материал : картинки животного мира
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«Кому что нужно для работы?»
Цель: Формировать умение логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей.Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры Повару — поварешка.
«Кто что делает?»
Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Материал : карточки с изображением людей разных профессий.Ход игры : Повар — варит, жарит и т. д.
« Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Л.М. Бухалина, воспитатель, МБДОУ д/с№85 Белгородская область, г. Белгород
Реализация регионального компонента является важнейшей частью содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает такое своеобразие культуры, истории, природы, которое соответствует тому или иному региону и вместе с тем подтверждает принадлежность к общероссийской культуре, истории и природе. Таким образом, региональный компонент в дошкольном образовании способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. [3]
В дошкольном возрасте большое значение для умственного развития, нравственного, патриотического и эстетического воспитания дошкольников отводится ведущему виду детской деятельности – игре. Именно дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную активность[2].
Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, использование дидактических игр с региональным компонентом направлено на реализацию определенных задач:
- формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;
- приобщение к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи;
- формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Белгородскую область и Россию;
- приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми; воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России[1].
При организации воспитательно-образовательной работы с детьми по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края учебно-развивающая игра выступает как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В связи этим игра должна быть доступной для понимания детей дошкольного возраста, самостоятельно контролировать правильность выполнения задания, так как игра позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно руководящую, позицию в воспитании[4].
Для того чтобы дети лучше усваивали краеведческий материал, особенно тот, который касается других районов Белгородской области, т. е то чего они видели воочию, следует эмоционально окрасить этот материал. Использовать легенды, интересные факты истории, повысить их активность во время игры, максимально использовать взаимодействие с различными персонажами, предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), необходимо уточнять знания через активные формы и методы работы.
Приобщая маленьких детей к миру культуры родного края, педагоги решают проблему воспитания и развития подрастающего поколения в новых условиях, прививают им лучшие качества маленького гражданина. Понятно, что и сами педагоги, и родители, как неотъемлемая часть образовательного процесса с интересом и вниманием относятся к культуре прошлого: традициям, старинным праздникам, предметам материальной культуры, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству[4].
Дидактические игры с региональным компонентом:
«Что герб района нам расскажет?» геральдическое лото — посередине большой карты размером А4, разделённой на 6 полей, одно поле занято гербом района, на маленьких карточках изображены достопримечательности, значимые события, места, памятники данного района).
«Район-герб» по типу «парочки». Игра состоит из 21 карточки с изображением гербов белгородских районов и 21 карточки с фотографией достопримечательности того или иного района (можно использовать карточки из игры «Что герб района нам расскажет?»). Цель игры найти пару фотография – герб. Игра может проводиться за столом или в движении. В движении играет парное количество игроков и ведущий раздает такое количество карточек, чтобы получились пары «Герб-район», т.е. не весь набор, а по количеству участников.
Как вариант можно играть в эту игру по типу «мемори». Карточки перемешиваются в середине стола. По очереди, раскрывая пары картинок дети запоминают их расположение и составляют правильные пары. Начинать следует с 5-7 пар, постепенно доводя до 21.
«Фиксики в Белгороде» по типу «ходилки». Игра состоит из поля, на котором нарисована карта Белгорода с достопримечательностями: торговый центр, театр им. Щепкина, кукольный театр, хлебозавод, хладокомбинат, детский сад и т.д. На карте кружочками отмечен путь от аэропорта к детскому саду №85. В игре присутствует игральный кубик и фишки, на которых изображены Фиксики. Можно использовать фигурки из шоколадных яиц, тогда в путешествие по Белгороду можно отправить любого любимого героя. Карточки с заданиями. Цель игры быстрее добраться от «старта» к «финишу», выполняя интересные задания. Например, на остановке «Театр им Щепкина» выразительно прочитать стихотворение, а на остановке «Зоопарк» назвать пять животных, встречающихся в белгородском зоопарке, на остановке хлебокомбинат «Золотой колос» — пять видов хлебобулочных изделий и т.д.
«Собери кубик» дидактическая игра по типу разрезных картинок представляет собой набор из 12 деревянных или пластмассовых кубиков на шесть граней которых нанесено изображение герба города Белгорода и пять его достопримечательностей, включая узнаваемую фотографию двора детского сада.
«Собери герб из элементов», геральдические поля и набор из геральдических элементов, из которых дети составляют герб того или иного района. Такая игра может быть использована в интеллектуальных играх краеведческой направленности с соревновательным элементом, можно с закрытыми глазами или на скорость.
«Я знаю пять растений Белгородского края…» дидактическая игра с мячом. Отбивая мяч одной рукой, ребенок называет выбранные названия. Таким образом, можно называть названия улиц, памятники, виды мороженного или хлебобулочных изделий, названия конфет фабрики «Славянка» или молочной продукции и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми…// Современный детский сад. – 2011. – №5. – С. 38.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
- Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Брыткова, Я.Н. Колесникова, В.В. Лепетюха. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
Следующая > |