Принципы эстетического воспитания — Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте


Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте

Эстетическое воспитание не является врожденным. Она начинает формироваться в раннем детстве в социальной среде. Активное и компетентное педагогическое руководство имеет решающее значение для формирования эстетической чувствительности. В процессе эстетического развития дети постепенно овладевают основами эстетической культуры, эстетического восприятия, представлений, понятий, интересов, суждений, потребностей, чувств, творчества и художественной деятельности. Динамика становления эстетической чувствительности и формирования эстетической культуры предполагает прохождение нескольких этапов, непосредственно связанных с особенностями развития ребенка в определенном возрасте.

Особенности раннего детского развития целесообразно рассматривать как пропедевтический период к эстетическому принятию окружающего мира. Этот этап начинается с формирования сенсорной чувствительности и последующей эмоциональной «реакции» на знакомство с наиболее яркими качествами и характеристиками предметов, которые окружают ребенка. С раннего детства он обращает внимание на все красивое, яркое, красочное и блестящее. Эстетическое восприятие окружающей среды имеет свои специфические особенности. Для ребенка наиболее важным является сенсорная форма вещей, а именно их форма, цвет, звук, запах. Поэтому эстетическое воспитание ребенка требует определенного уровня развития сенсорной культуры.

Ребенок воспринимает красоту как единство содержания и формы. Форма — это единство линий, звуков, цветов. Но эстетический ребенок может воспринимать только тогда, когда восприятие эмоционально окрашено, потому что эстетическая оценка тесно связана с чувствами и эмоциями. Эстетические чувства отличаются тем, что они сопровождаются встречей с прекрасным светом духовного возбуждения и бескорыстной радости. Таким образом, можно сделать вывод, что важным компонентом формирования эстетических чувств является эмоциональная реакция на воспринимаемый объект. Но полноценное формирование эстетических чувств не может происходить при абстрактном, «пассивном» восприятии действительности.

Важное значение для формирования и развития эстетических чувств имеет и занятие в дошкольном возрасте. В раннем возрасте формируются приемы подражания различным видам примитивных игр и художественной деятельности, развивается чувство удовлетворения не столько от совершения деятельности, сколько от достигнутого результата.

Развитие языка способствует усвоению названий гораздо большего количества опорных знаков, эстетических качеств через сравнение: грязный — чистый, маленький — большой, грустный — веселый, уродливый — красивый и т.д.

Необходимо обратить внимание на то, что в большинстве случаев дошкольники не могут разделить понятия «правильно» и «красиво», что является большим потенциалом для реализации как нравственных, так и эстетических воспитательных задач. В дошкольном возрасте эстетическое воспитание детей осуществляется родителями скорее «интуитивно», чем целенаправленно. Но в то же время эстетическое воспитание в семье играет важную роль в эстетическом развитии ребенка-дошкольника и формировании его личности, несмотря на то, что родители не обладают педагогическими и методическими навыками. В семье семейные традиции являются основой эстетического воспитания, осуществляя преемственность между поколениями, формирование эстетических ценностей, образцов для подражания и опыта. Поэтому также важно проводить разъяснительную и методическую работу с родителями дошкольников по эстетическому воспитанию.

В условиях дошкольного образовательного учреждения происходят последующие изменения в эстетическом развитии ребенка. Ребенок становится более восприимчивым к определенным элементам художественной формы, таким как цвет, ритм и рифма. Дети также начинают по-разному реагировать на саму работу. Их мотивация оценивать художественное произведение носит светский или субъективный характер. Дети младшего возраста обычно замечают отдельные черты явления, выражают свои мысли кратко и иногда используют очень конкретные оценки.

Эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………6

1.1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . …6

1.2. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста. . . .. . . 10

1.3. Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 12

ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ…………………………………………………………….16

2.1.Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………….16

2.2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….………………25

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие в духовной жизни человека. Эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония — это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни. Эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д. Особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше — с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

Темой моего исследования является «Эстетическое воспитание дошкольников». Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, уточнение чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука.

Цель исследования — определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

Объект исследования — эстетическое воспитание дошкольников.

Предмет исследования — формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников.
  2. Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников.
  3. Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

Можно предположить, что если разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, то можно получить следующие результаты:

  • повысить уровень эстетического развития старших дошкольников;
  • повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
  • получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в целом.

Методы исследования:

  • изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение за деятельностью дошкольников;
  • опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников средствами природы.

База исследования: дошкольное учреждение № 251 г. Минска.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Сущность эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро, Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В.Н. Шацкая в книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» пишет: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [16. c. 6]. В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [11 c. 451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [13 c. 51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т. Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [13 c.42]. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

  1. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.
  2. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  3. В-третьих — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Рукавицын М.М., считает: «Конечная цель эстетического воспитания — гармоничная личность, всесторонне развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [21.c. 142]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь. В дошкольном воспитании приобщают детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания: — рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании. — эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей — ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.

Задачи эстетического воспитания по программе «Пралеска» [25]:

  1. Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
  2. Воспитывать эстетику поведения.
  3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.

Основная эстетическая категория — это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.). На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки. В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: белорусской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.). Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры. Эстетическое воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности к эстетической деятельности. В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

  1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
  2. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  3. Развивать художественно-творческие способности детей.

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Работа по эстетическому воспитанию в детском дошкольном учреждении тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа эта предусматривает воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.Природа — один из важных факторов эстетического развития личности. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

1.2. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.

В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования. Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию, обостряют восприятие прекрасного.Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание трудиться.

Задачи эстетического воспитания дошкольников

Полноценное и гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, иерархия ценностей, нравственная оценка действительности и активная жизненная позиция определяют всесторонне развитую личность, нравственная составляющая которой зависит в первую очередь от эстетического воспитания. Воспитатель детского сада должен помочь детям перейти от восприятия прекрасного и эмоциональной реакции на объекты эстетических чувств к пониманию, к формированию эстетических понятий, мнений, идей, оценок, к формированию шкалы ценностных отношений. Эстетическое воспитание — это кропотливая работа воспитателя, которая должна проводиться ненавязчиво и систематически, чтобы научить детей эстетически воспринимать окружающий мир, переживать его, изменять, научить создавать общую систему эстетических норм и переживаний, которая должна стать основой эстетической культуры, необходимой для гармоничного развития личности дошкольника, как и все другие личностные качества.

Целью эстетического воспитания является развитие у детей способности видеть красоту окружающей их жизни и создавать, преобразовывать ее. Исходя из цели, задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы.

Развитие эстетического восприятия, художественно-эстетических навыков, деятельности основано на развитии в необходимое время сенсорных систем, работе различных анализаторов, способных обеспечить необходимую точность и тонкость различения.

При выполнении заданий эстетического воспитания у детей развиваются такие личностные качества, как инициативность, предвосхищение результатов, стремление к ним, способность мечтать. Поэтому первая группа заданий направлена на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающей действительности. В эту группу входят задания, способствующие развитию эстетического сознания и восприятия детей дошкольного возраста. Можно выделить следующие задачи:

  • Формирование и развитие сенсорного восприятия;
  • Развитие способности видеть, понимать и чувствовать эстетическую красоту природы, действий людей и искусства.
  • Ознакомление с системой эталонных качеств и признаков личности, с постепенным включением этих названий в активный словарь дошкольников;
  • Дать детям дошкольного возраста знания о красоте;
  • Становление эстетических знаний и суждений, идей и концепций, которые в свою очередь определяют эстетические вкусы и оценки, потребности и интересы;
  • Формирование и развитие эстетических эмоций и чувств у детей дошкольного возраста: Способность эмоционально реагировать на красивое и некрасивое, смешное и грустное и т.д.
  • Развитие художественного вкуса, желания и потребности изучать прекрасное.

Определенные задачи предусматривают их решение с помощью соответствующих средств и методов. Как считал А.С. Макаренко, методы — это средство воздействия на личность, способы, с помощью которых происходит целенаправленное педагогическое влияние на сознание и поведение учащихся. Для выполнения заданий первой группы целесообразно использовать такие методы, как наблюдение, демонстрация, пример взрослого, анализ.

Метод экспозиции фактически находится при первой встрече и знакомстве с предметом эстетической реальности. Педагог должен продумать объект демонстрации и организовать урок так, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что они видят или слышат. При реализации этой группы методов воспитатель должен уметь выразить свое чувство, свое отношение, он должен уметь выражать свои чувства по-разному, например, выразительность при чтении поэтического произведения, искреннее восхищение красивой вещью или искреннее разочарование от небрежности в одежде. Способность взрослого ярко выражать свои чувства и эмоции является активным методом воздействия на дошкольника, поскольку основана на подражании детству.

Принципы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с принципами современной педагогики. Соответственно, эстетическое воспитание, его формы, методы и средства должны соответствовать главной цели — воспитанию всесторонне развитой, активной, социально заинтересованной личности, обладающей не только зачатками эстетического суждения и чувства, но и высокой степенью эстетической культуры.

Удобно подчеркнуть основные принципы, лежащие в основе современных концепций эстетического воспитания.

1) Принцип непрерывности

Прежде всего, это принцип преемственности культурных компонентов эстетического воспитания дошкольников. Этот принцип предполагает неразрывную связь народной эстетической культуры, современного искусства и лучших традиций прошлого с основными принципами эстетического воспитания.

2) Принцип научности

Принцип научности в эстетическом воспитании должен основываться на четком видении, анализе достигнутого, предсказуемых результатах и прямой связи с целями, значимыми для общества. Этот принцип подразумевает приобретение молодым поколением строго научных знаний в соответствии с особенностями современного искусства и этапом его развития.

3) Принцип систематичности и программности

Рассматриваемый принцип предполагает последовательность и единообразие в получении знаний, навыков и эстетического воспитания в соответствии с возрастным уровнем развития и использованием содержания, форм и методов обучения.

4) Принцип сложности

Принцип комплексности эстетического воспитания должен быть связан с гармоничным, целостным развитием личности, которое должно осуществляться в двух направлениях. Во-первых, эстетическое развитие влияет на формирование личности ребенка и развитие определенных аспектов личности, качеств и способностей. Во-вторых, само формирование личности ребенка дошкольного возраста оказывает существенное влияние на его систему ценностей, взглядов, норм и идей, которые в то же время обладают эстетическими свойствами.

5) Принцип единства

Принцип единства обучения и развития творческого потенциала дошкольников предполагает тесную взаимосвязь между обучением и формированием самостоятельного художественного творчества детей. Эти процессы не рассматриваются отдельно, так как креативность формируется в процессе приобретения знаний, умений и навыков в образовании, а образование приносит большие результаты, когда рассматриваются творческие способности.

Взаимодействие творческого и учебного компонентов меняется в зависимости от учебной задачи: чем меньше освоен предмет, тем проще творческий элемент; чем лучше освоен предмет, тем шире поле его сочетания с творческими задачами.

Основным способом эстетического развития ребенка дошкольного возраста является развитие его творчества и самостоятельной художественной деятельности. Все рассмотренные принципы тесно связаны между собой и определяют направление и планирование педагогического процесса.

Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева Г.Б. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Educatio. – 2015. – № 7 (14)-1. – С. 59– 60.

2. Арсенина Е. Н. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы» (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

  • Волгоград: Учитель, 2013.

3. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. —М., 2013. — 25 с.

4. Бочарова, Н.Б. Взаимодействие семьи и детского сада в формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2014. — 27 с.

5. Бутенко Н. В. Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ . 2012. № 8. С.29-39.

6. Бутенко Н. В., Никитина Е. Ю. Педагогические принципы художественно-эстетического развития детей в период детства, отражающие идеи дошкольного образования // МНКО . 2013. № 2 (39).

С.15-19.

7. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант).

– М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.

8. Гаранина, Н.К. Роль семьи в приобщении дошкольников к народной культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. — 2014. — № 8. — С. 110— 115.

9. Горина Л. В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования // Современная наука: теоретические и прикладные аспекты развития / гл. ред. И. В. Романова. — Чебоксары: INet, 2014. — Вып. 1. — С. 61-64.

10. Горина Любовь Вячеславовна, Колесниченко Юлия Юрьевна Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вестник БГУ . 2015. № 1. С.105-109.

11. Денисова, О. П. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О. П. Денисова. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 240 с.

12. Дьяченко, Л.Ю. Формирование основ этнокультуры у старших дошкольников в музыкально-фольклорной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2014. — 24 с.

13. Жукова, Г.Е. Формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2014. — 23 с.

14. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, С. Обухова. Особенности социально‐коммуникативного и художественно‐эстетического развития дошкольников в программно‐методическом комплексе «Наш дом – Южный Урал»\\ Дошкольное воспитание. — 2015. — № 12. — С. 66-68.

15. Золотухина А. А., Сатвалдыева О. А., Литвинова О. В. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие») // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 44-46.

16. Зябкина, В.В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Курск, 2012. — 23 с.

17. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 315 с.

18. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 347 с.

19. Комарова, Т. С., Савенков, А. И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Проспект, 2010. – 233 .

20. Комарова, Т. С., Филлипс, О. Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Академия, 2010. – 231 с.

21. Конкевич С. В. Музыкальные инструменты. — СПб.: Детство — Пресс, 2011.

22. Кудрявцев В. Т. О развивающем потенциале изобразительной деятельности. — М.: Цветной мир, 2008. — № 2. — С. 3-4.

23. Куликова, О.Л. Формирование коммуникативных умений у детей 5— 7 лет в музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Ярославль, 2013. — 22 с.

24. Курчавая Т. Е. Использование нетрадиционных техник в рисовании.- СПб, 2013.

25. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Для занятий с детьми 4-7 лет. Ручной труд в детском саду и дома.- М.: Мозаика — Синтез, 2010.

26. Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина. — М.: Эксимо, 2014.

27. Лесовская С. А. Зверушки из пластилина. — М.: Эксимо, 2014.

28. Литвинова О. В. Художественное развитие дошкольников и младших школьников в условиях предметно-пространственной среды города [Текст]

/ О. В. Литвинова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары,

1. нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].

– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6).

– С. 498– 499.

29. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. — М.: Цветной мир, 2014.

30. Лыкова, И.А. Эстетическая коммуникация: целевые ориентиры, задачи, содержание, репертуар //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. — 2014. — № 8. — С. 34— 42.

31. Макеева, Т. Психологические тесты: диагностика развития дошкольников [Текст]

/ Т. Макеева. – М.: Феникс, 2010. – 125 с.

32. Межецкая, О.В. Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2013. — 21 с.

33. Михайлова, М.В. Развитие художественно-образного мышления детей 6— 7 лет средствами музыкально-драматической деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2010. — 23 с.

34. Ногина, О.А. Музыкально-интонационной развитие детей раннего возраста : автореф. дис. … канд. пед.наук. — Челябинск, 2012. — 24 с.

35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 334 с.

36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Минобр-науки России от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс].

  • URL: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения: 22.03.2015).

37. Халикова Е. А., Колебошина Н. В. Формирование опыта духовно- нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря.- Волгоград: Учитель, 2013.

38. Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра четырех-пяти лет: особенности организации // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 10. – С. 48– 55.

39. Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст]

/ Т. А. Чичканова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары,

3. дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].

– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7).

– С. 59– 61.

40. Чурашов А. Г. Партисипативный подход к художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии // МНКО . 2013. № 3 (40).

С.33-35.

41. Чурашов А. Г. Педагогическая модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами хореографии // Вестник ЧГПУ . 2012. № 8. С.184-195.

42. Шайдурова Н. В. Народные промыслы: картотека предметных картинок. — СПб.: Детство — Пресс, 2011.

Похожие работы

Педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
Педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности 3
Педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности 2
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе исслед
Педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе исслед
индивидуальный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками
Развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками
Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством К.И.Чуковского
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]