Эта вопрос будущего любой нации
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.
Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут.
Документы, необходимые при оформлении на работу
Для устройства подростка на работу требуется:
- документ, подтверждающий личность поступающего в организацию (общегражданский паспорт);
- подтверждение образования, получения определенной квалификации или справка о приостановлении обучения;
- книжка трудовая (при наличии);
- документ участника пенсионной системы (СНИЛС), кроме ситуации приема на первое место работы;
- подтверждение воинского учета (для мальчиков);
- разрешение родителя (попечителя), а также органов опеки на трудоустройство ребенка младше 16 лет;
- медицинская справка.
Порядок, определенный министерством здравоохранения и социального развития РФ (Приказ № 302, 12.04.2011), предусматривает обязательность медицинского осмотра подростков каждый год до наступления совершеннолетия.
Внимание! Медицинский осмотр гражданина производится за счет предприятия (ст. 69, 266 ТК РФ). В случае отсутствия у несовершеннолетнего сотрудника медицинской справки руководству организации грозит ответственность за административное нарушение (ст. 5 КоАП РФ).
Документация по охране труда в ДОУ
Помните, что все действия, направленные на соблюдение действующего трудового законодательства, важно задокументировать. Поэтому заведующий ДОУ должен обеспечить также наличие в учреждении следующих обязательных документов по ОТ:
- приказы и распоряжения о назначении лиц, ответственных за организацию тех или иных процессов по охране труда;
- инструкции по ОТ (для должностей и профессий; по видам работ; при эксплуатации оборудования);
- журналы по охране труда;
- положения (положение о СУОТ, положение об обучении по ОТ, положение о выдаче СИЗ, положение о расследовании НС т.д.);
- программы инструктажей;
- программы обучения по ОТ (для должностей и профессий; по видам работ);
- протоколы обучения работников учреждения по охране труда и удостоверения об обучении ответственных лиц;
- личные карточки выдачи СИЗ и выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств;
- перечни по охране труда;
- план мероприятий по ОТ на текущий год.
Более подробно об это можно прочесть в нашей статье Какие документы по охране труда должны быть в каждом ДОУ.
Методы трудового воспитания
Выделяют несколько групп методов:
- Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
- Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
- Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.
Средства трудового воспитания детей
Выбор методов зависит от цели и задач, индивидуальных особенностей отдельного ребенка, уровня трудовой готовности.
Законодательство об охране труда в ДОУ
Работа по ОТ в ДОУ должна осуществляться строго в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, к которым относятся:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
- Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
- Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
Ответственность за охрану труда в детском саду
В соответствии со ст. 212 ТК РФ ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда в ДОУ возлагается на заведующего. Понятно, что при большом количестве персонала в штате руководитель детского сада не всегда может найти время на выполнение этой работы. Поэтому он может делегировать часть вопросов по организации охраны труда на ответственных лиц. Для этого необходимо издать соответствующий приказ. Ответственными лицами, как правило, назначаются заместители заведующего (по АХР, АХЧ, УВР, ВМР) и специалист по охране труда.
Формы трудового воспитания
Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.
Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:
- Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
- Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
- Групповые (праздники, утренники, соревнования).
Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).
Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:
- работа в звеньях для выполнения работы;
- развитие трудовых традиций;
- смотры, выставки, конкурсы;
- отряды и трудовой десант;
- индивидуальные поручения.
Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.
Формы работы с дошкольниками
Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:
- Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
- Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
- Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.
Творчество также можно называть одной из форм формирования трудовых качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Организация трудовой деятельности дошкольников
Трудовые действия на протяжении дошкольного детства усложняются, преодолевая путь от освоения навыков самообслуживания до выполнения обязанностей по дому и ухода за растениями и домашними животными.
В 3-4 года даже самостоятельно почистить зубы или одеться на прогулку является трудом. С развитием ручной умелости навыки самообслуживания у детей автоматизируются и переходят из категории «работа» в обыденные действия. Трудовая деятельность дошкольника наполняется иными процессами с освоением орудий труда и достижением результатов.
Своеобразие трудовой деятельности младших дошкольников
Понятно, что 3-летний малыш настойчиво будет требовать допустить его до теста на кухне, чтобы «помогать» лепить пирожки. Но его интерес иссякнет в ответ на предложение навести порядок в игровом уголке своей комнаты.
Главная причина в отсутствии новизны, а следовательно, увлекательности процесса. К ней добавляются и другие, не менее важные причины. Малыш может просто не понимать, как наводить этот самый порядок…
В младшем дошкольном возрасте для приобщения ребенка к посильному для него труду важно давать конкретные и понятные инструкции. «Сложи кубики в коробку, поставь коробку на полку», «Складывай в ящик носочки» — услышав подобные руководства, малыш поймет, чего от него хотят в данный момент, а также постепенно сформирует последовательность наведения порядка.
Четкая инструкция – обязательный элемент формирования трудовых навыков дошкольника.
Только усвоив правила, позволяющие организовать свою работу, дошкольник сможет в дальнейшем самостоятельно инициировать и довести до конца повседневные трудовые дела.
Труд в старшем дошкольном возрасте
Старшие дошкольники приобщаются к труду не ради участия. Хотя бывают и такие случаи, когда 6-7-летними детьми управляет исключительно любопытство: «Как ты это крутишь? Дай и я попробую». «Я тоже хочу копать» — ребенок берется за лопату, но через несколько попыток теряет желание заниматься делом, довольно тяжелым физически.
Однако в большинстве случаев в занятиях дошкольников прослеживаются все компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, собственно действия, контроль и оценка. То есть, ребенок видит цель для приложения своих усилий, выбирает средства, как он может получить результат, выполняет действия и интересуется итогом своего труда.
Например, 5-летняя Маша сообщает, что она хочет подмести комнату, «чтобы было чисто». Худо-бедно поупражнявшись с веником, она собирает мусор в совочек и тут же спрашивает, хорошо ли она подмела. Хотя девочка рассчитывает исключительно на похвалу за свои старания, ее интересует достижение цели.
Освоение компонентов трудовой деятельности благоприятствует развитию личностных качеств дошкольника. Прослеживается прямое влияние на формирование следующих качеств:
- трудолюбие
- ответственность
- самостоятельность
- настойчивость
- критичность
Старшие дошкольники более объективно оценивают свою работу. Они замечают, в отличие от младших детей, грубые недочеты и стараются их исправить. Но им важно, как оценивает качество их трудовых действий взрослый, поэтому обращаются с соответствующими вопросами.
Благодаря развитию речи дети в старшем дошкольном возрасте хорошо воспринимают словесные инструкции, как выполнить определенное дело. Взрослые помогут ребенку, если вместе обсудят последовательность шагов, которые приведут к нужному результату.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ
Решение задач трудового воспитания осуществляется при соблюдении ряда условий: систематическое включение каждого ребенка в труд, учет нагрузки на ребенка, учет индивидуальных предпочтений ребенка в сочетании с принципом обязательности труда, подбор оборудования для труда, создание в группе трудовой атмосферы.
6.1. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ТРУД
Систематическое включение ребенка в труд обеспечивает формирование привычки, а потом и потребности трудиться. Ребенок привыкает к данного рода деятельности, совершенствует трудовые действия и уже все чаще выполняет их автоматически или более уверенно.
Становясь привычными, трудовые действия превращаются в умения и навыки, а ребенок — становится более самостоятельным, независимым от взрослого, смелее берется за освоение новых дел.
Участие детей в труде достигается разными способами: в процессе выполнения поручений, обязанностей дежурного по занятиям, по уголку природы. Конечно, труд по самообслуживанию требует от ребенка постоянных трудовых усилий. Важно систематически включать в режим жизни ребенка организованный воспитателем ручной, бытовой труд в разных формах. Так создаются естественные условия для включения каждого ребенка в разные виды труда и , формы его организации.
Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, воспитателю следует планировать эту работу, заранее намечать кому из детей какое дать поручение, как выстроить очередность в дежурствах и т.д., еженедельно планировать в группе или на участке общий, совместный или коллективный труд.
6.2. УЧЕТНАГРУЗКИНА РЕБЕНКА
Труд детей, конечно же, не подменяет труда взрослых. Ребенок участвует в труде взрослых, выполняет какую-то доступную ему часть работы.
Воспитатель, организуя труд детей, оценивает его не столько по объему выполненного, сколько по отношению к труду, проявлению ответственности, добросовестности, умению доводить дело до конца.
В труде ребенок сталкивается с нагрузкой. Это естественно, так как сущность труда — усилие, нагрузка, напряжение. Недостаточная нагрузка делает труд чрезмерно легким, не требующим приложения усилий. Ребенок привыкает трудиться без усилий и поэтому в последующем не хочет принимать такие трудовые задания, которые требуют приложения усилий.
Вместе £ тем отрицательно сказывается и чрезмерная нагрузка. Перегрузка вызывает переутомление и появление отрицательного отношения к труду.
Дети по-разному относятся к нагрузкам. Так, малыши, которые пока еще не могут определить заранее степень нагрузки, могут взять на себя очень большую нагрузку, но выполнить ее, конечно, не могут. С. Н. Теплюк проводила исследование по приучению детей раннего возраста к труду. Одной из задач было определение допустимой нагрузки. Исследователь проводила такой эксперимент: детям предлагалось перенести песок в песочницу. Они должны были сами выбрать ведерко, насыпать в него песок и отнести. Как правило, все дети в возрасте от 2,5 до 3 лет брали самое большое ведро, насыпали в него песок до верху и старались нести. Не получалось. Брать маленькое ведро они отказывались (они же уже «большие»!). Тогда исследователь предложила детям такие же большие ведра, но другие. Дети насыпали в них песок до верху, не обращая внимание, что до верху насыпалось значительно быстрее, чем раньше, и с небольшим усилием выполняли задание. Они были счастливы. В чем дело? В том, что во второй раз им предложили ведра с двойным дном и песка вошло значительно меньше, но «Я-сам» ребенка не было ущемлено. Постепенно, по мере овладения навыком и с увеличением возраста и физической силы детей ведро становилось более «вместительным», второе дно уменьшалось, а ребенок мог носить песок, уверенный в своих силах, но без перегрузки.
В наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка при уборке детьми снега или вскапывании земли на огороде. Очень важно научить детей этому труду. Воспитатель должен показать, сколько снега можно брать на лопату, как высоко ее поднимать, как забрасывать снег на обочину дорожки или как сгребать снег к одному месту. Взрослый всегда находится рядом с детьми и следит за выполнением таких условий, чтобы дети трудились с доступной их возрасту нагрузкой. Взрослый должен помнить, что сгребать с детьми можно лишь свежевыпавший снег.
Есть правила и по вскапыванию земли. И с ними следует прежде ознакомить детей: дети вскапывают только рыхлую землю, правильно берут лопату, копают не глубоко, переворачивают лопату с землей, не поднимая ее высоко.
Воспитатель следит за темпом работы: темп может быть как слишком медленным, так и слишком интенсивным. И то и другое плохо. Умеренный темп продлевает работоспособность детей, задерживает утомление. Важно учитывать особенности детей и руководить процессом выполнения задания. При организации совместного, коллективного труда, можно допускать смену характера работы через 5 — 8 минут: сначала один ребенок мыл игрушки, а другой их вытирал, а потом дети поменялись обязанностями. Усталость не наступила и интерес к трудовым действиям повысился.
6.3. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТРУДА
Прежде всего, следует помнить, что оборудование для труда и игрушки, изображающие трудовое оборудование — это разные вещи, с разным назначением. Объединять их может только цвет — яркий, привлекательный для ребенка. Оборудование для труда (лопатки, грабли, метла, лейки и др.) должно соответствовать росту ребенка, но быть таким, чтобы ребенок мог выполнить трудовое, а не игровое действие, т. е., например, не как-будто бы вскопал землю, а вскопал ее так, как необходимо для последующего использования в . посадке растений.
Оборудования для труда должно быть достаточно по количеству на всех детей группы, чтобы воспитатель мог организовать общий труд, дав детям разные трудовые поручения, но одновременно. Если же детям приходится ждать, когда освободится оборудование, то у них постепенно пропадает интерес к труду и говорить о трудовом воспитании уже не приходится.
Важно продумать, как и где расположить оборудование для труда. Оно должно быть всегда в одном и том же месте, о котором дети знают и в которое они всегда размещают оборудование после труда. Это может быть полка, шкаф, специально отведенное место и т.д., но всегда одно и то же. Инвентарь должен быть чистым, всегда готовым к тому, чтобы дети могли использовать его в труде. Поэтому детей сразу нужно приучать протирать инвентарь после его использования. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду, важно, чтобы дети знали, где оно лежит, и могли самостоятельно его брать при необходимости.
6.4. СОЗДАНИЕ В ГРУППЕ ТРУДОВОЙ АТМОСФЕРЫ
Одним из важных условий трудового воспитания является создание и поддержание в группе трудовой атмосферы. Необходимость в труде возникает постоянно: убрать игрушки после игры, полить комнатные растения, убрать вещи в шкаф после прогулки, поставить стульчики на место и т.д. Детей приучают замечать неполадки и исправлять их самостоятельно. Воспитатель постоянно показывает детям пример такого отношения к окружающей среде. Это не значит, что он сам исправляет неполадки, он делает это вместе с детьми, дает им поручения, обращает их внимание на результат, приучая детей к порядку, который они сами вместе с воспитателем поддерживают в группе.
Воспитатель обязательно подчеркивает, как хорошо, когда в группе чисто, все вещи после их использования лежат на месте.Как приятно жить в такой группе! Очень важно вести подобную работу с родителями, привлекая их к тому, чтобы дети и дома небросали свои вещи, помогали родителям в уборке квартиры. Такая совместная работа взрослых будет способствовать закреплению у детей привычки жить в аккуратной, красивой среде и для этого трудиться.
Такая трудовая атмосфера не должна быть тягостной для детей, не должна ограничивать их желание играть, рисовать, заниматься любой другой интересной для них деятельностью, она должна быть естественной для ребенка и восприниматься как необходимость. Дети должны испытывать радость от труда, поэтому, когда организуется общий труд, можно включать тихую, приятную для детей музыку. Когда ребенок выполняет индивидуальные поручения, он должен испытывать чувство ответственности и важности от порученного ему дела, когда дети дежурят, они делают это с чувством радости, так как выполняют приятную и нужную работу для товарищей. Хорошо, если воспитатель в процессе организации труда не забывает вспомнить пословицу, поговорку, которой подбодрит ребенка («Терпенье и труд все перетрут!», «Труден день до вечера, когда делать нечего!»).
Привыкая с детства жить в хорошей трудовой атмосфере, ребенок не будет воспринимать трудовые действия как тяжелую нежелательную обязанность, а приучит себя выполнять трудовые обязанности легко и с понимаем их необходимости.
6.5. ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА И СВОБОДЫ В ВЫБОРЕ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Важным условием организации труда является стимулирование детей к проявлению творчества. Конечно, труд — это обязательная деятельность, основанная часто на точном выполнении трудовых действий. Но в то же время трудиться интересней, если можешь привнести в эти действия что-то свое, что-то улучшить, рационализировать, если использовать элементы экспериментирования, если решать трудовую задачу с помощью умственного труда.
Так, воспитатель предлагает детям в процессе дежурства по занятиям самим решить, как дежурные будут раскладывать карандаши — каждому ребенку сразу весь набор, или один дежурный разложит всем красные карандаши, а другой — зеленые. При этом дети сами определяют, как они именно сегодня будут работать. Это вызывает у них интерес, создает своеобразную игровую ситуацию, дети выполняют задание с удовольствием. Воспитатель наблюдает за детьми, а потом, после окончания дежурства, может побеседовать с дежурными на тему, какая форма выполнения задания им показалась более рациональной, быстрой. Пусть дети сами проанализируют избранный метод и примут решение.
Воспитатель просит детей разложить в игрушечном уголке игрушки так, чтобы всем детям было удобно брать игрушки. Делать это можно по-разному: можно традиционно, а можно и поменять что-то местами. Даже если избранный детьми вариант не очень правилен с позиции воспитателя, не нужно сразу говорить об этом детям, они сами сделают нужный вывод позже.
Предлагая детям совместную работу по уборке помещения, им предоставляют возможность самим определить, какие материалы потребуются для работы, где их взять, кто возьмет, решить, с чего начать работу и т. д.
Такая свобода выбора создает у детей ощущение доверия к ним, а также они приобретают практику разнообразного выполнения одной и той же работы, что делает выполнение более привлекательным, самостоятельным и ответственным.
В содержание любого детского труда можно вносить ситуации для проявления творчества, выдумки, принятия собственных решений. Важно только обсуждать с детьми их действия, просить их объяснять причину избранного решения, анализировать результаты и эффективность способов выполнения задания. Такое выполнение трудовых заданий и их последующее обсуждение делают труд осмысленным, самостоятельным и приносящим ребенку радость.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Объясните, как влияют на эффективность решения задач трудового воспитания условия организации труда детей.
2. Как связаны между собой учет нагрузки на ребенка и выбор оборудования для труда?
3. Какие особенности возраста детей важно учитывать при создании условий для проявления творчества и свободы в выборе трудовых действий?
4. Какие еще условия организации труда детей вы могли бы предложить?
Инструктажи
В детском саду в обязательном порядке должны проводиться инструктажи по ОТ (ст. 212 ТК РФ). Руководителю учреждения запрещено допускать к выполнению должностных обязанностей работников, их не прошедших.
Виды инструктажей, порядок и требования, предъявляемые к организации их проведения работодателем, установлены постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Рассмотрим основные виды инструктажей по ОТ.
Вид инструктажа | Кому проводится | В каких случаях проводится | Кем проводится |
Вводный инструктаж | Всем работникам. | При приеме на работу. | Заведующий / специалист по охране труда. |
Первичный инструктаж | Всем работникам. Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г. | При приеме на работу. | Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом. |
Повторный инструктаж | Всем работникам. Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г. | Регулярно, не реже 1 раза в 6 месяцев или не реже 1 раза в 3 месяца, если работы связаны с повышенной опасностью и данное требование устанавливается отраслевыми правилами по охране труда. | Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом. |
Внеплановый инструктаж | Список работников определяется приказом руководителя организации. | По требованию надзорных органов. После возникновения аварийной ситуации или несчастного случая; При запуске нового оборудования. При вступлении в силу новых требований по охране труда. После длительного производственного простоя. | Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом. |
Целевой инструктаж | Список работников определяется приказом руководителя организации. | При выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями. При ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. При выполнении работ по наряду-допуску. При проведении в организации массовых мероприятий, экскурсий. | Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом. |
Для чего нужны инструктажи? Прежде всего, чтобы предотвратить возникновение опасных ситуаций и травматизма при исполнении трудовых обязанностей. Сотрудники детского сада должны знать свои зоны ответственности, а в случае возникновения опасной ситуации должны помочь воспитателям предотвратить травмирование порученных им маленьких детей.
Все инструктажи завершаются устной проверкой приобретенных работниками знаний.