Речь каждого человека состоит из звуков. От того насколько правильно произносятся буквы зависит развитие ребенка. Если кроха до 5 – 6 лет допускает ошибки в воспроизведении фонем необходимо обратиться за помощью к специалисту.
В последнее время среди детей все чаще встречается неправильное произношение буквы Д. Чтобы устранить дефект следует проводить постановку и автоматизацию звуков «Д» и «Дь».
Виды отклонений
Характеристика дефектов произношения:
Согласный звонкий
Оглушение.
звук «Д» на разных позициях в словах переходит в
парную
глухую
согласную
«Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».- Открытая гнусавость. Замена звука
«Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости. - Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.
Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей
группы
дошкольников
:
- Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
- С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки
перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.) - Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.
Такие простые задачи используются в подготовительных группах
для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.
Причины нарушения произношения
Возникновению неправильного воспроизведения мягкого и твердого
«Д» сопутствуют:
- отсутствие правильной артикуляции
органов речи; - недоразвитость фонематического слуха (ребенок не отличает звуки между собой);
- повторение ошибок за окружающими;
- слабая двигательная активность нижней челюсти и остальных органов речевого аппарата (возникает при дизартрии).
Не пропустите: Самые легкие способы постановки звука Ч
На заметку: дизартрия – это нарушения иннервации органов речи. Отклонение появляется вследствие поражения ЦНС.
Установить точный диагноз и причину возникновения возможно после логопедического
обследования. После сбора подробного анамнеза
логопед
назначает коррекционные
задания
. Некоторые занятия следует проводить в домашних условиях.
Правильная артикуляция для звука Д и Дь
При воспроизведении звука «Д» речевой аппарат принимает положение:
Губы полностью нейтральны. Постановка зависит от последующей гласной фонемы. Расстояние между губами и резцами около 5 мм.- Кончик языка делает упор в верхнюю челюсть. Может касаться альвеол за верхними зубами.
- Мягкая часть неба опускается.
- Гортань вибрирует.
- Голосовые складки сомкнуты. Присутствие голосового оформления.
Артикуляция мягкого «Дь» отличается от твердого только положением языка. Его кончик опускается за нижние резцы.
Важно: Проводить занятия направленные на постановку фонемы следует после освоения ребенком простых гласных и согласных звуков (а, у, о, и, э, ы) и (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).
Рекомендации по постановке звуков при различных речевых нарушениях
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Постановка звуков при ФФНР осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звука в период его вызывания.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации акустически близких звуков.
С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.
Нарушение слуха.
При нарушенном слухе наблюдается дефект озвончения. Если озвончение нарушено полностью, работа начинается со щелевых звуков, при том с наиболее простого из них по артикуляции – [В]. После него переходят к звукам [З] и [Ж], а затем уже к взрывным в последовательности: [Б], [Д], [Г].
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из соноров – [М], [Н], [Л], [Р] (мммба, нннба). В начале логопед фиксирует внимание ребёнка на чёткости правильного произношения в целом, т.е. чёткости и правильности произносимых звуков и правильном ударении, потом занимается постановкой звуков (чаще С, Ш, Ж, Р, Б, Д, Г) и их автоматизацией в словаре ребёнка. Главное в работе со слабослышащими детьми – зрительный и тактильный контроль.
Заикание.
Коррекционная работа над звукопроизношением ведётся параллельно с коррекцией заикания. Вызывание звуков начинается с наиболее лёгких и сохранных. Особое значение имеет подробный анализ дефекта. Процесс работы над звуками сходен с работой при дизартрии. Способы и методы постановки звуков при заикании используются как при дислалии.
Дизартрия.
Коррекционная работа при дизартрии носит комплексный характер и включает работу над:
- нормализацией тонуса мышц;
- усилением перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений;
- выработкой условных связей между движением, голосом и дыханием.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа, при необходимости применяется рефлексзапрещающая позиция.
Работа над звуками при дизартрии имеет свои особенности:
- Не обязательно сразу добиваться полной чистоты звука, шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками.
- Необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным .
- Последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок и структурой дефекта.
- В первую очередь для коррекции отбираются фонемы с наиболее простой артикуляцией или более сохранные в произношении. На практике часто бывает, что более сложные по артикуляции звуки оказываются менее нарушенными.
- Перед вызыванием звуков необходимо добиться различения фонемы на слух. Так же ребёнок должен научиться улавливать разницу между своим произношением и нормальным звуком. В процессе работы необходимо установить межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Наиболее распространённым является метод фонетической локализации. Когда логопед языку и губам ребёнка пассивно придаёт необходимую позицию для того или иного звука. Многие упражнения проводятся без зрительного контроля, привлекая внимание ребёнка к проприоцептивным ощущениям. Особое внимание следует уделять произношению гласных звуков, способствующих активизации мягкого нёба и движению челюсти.
Алалия (ОНР).
Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом.
Логопедическая работа над звукопроизношением тесно связана с развитием словаря детей. При расширении словаря или при работе над фразой в речи детей появляются отдельные звуки. На начальном этапе необходима работа по уточнению гласных звуков и произносимых согласных.
При постановке и закреплении большое значение имеет последовательность усвоения звуков в определённой позиции в слове. Наиболее удачно происходит закрепление звука в конце слова, затем в начале слова, звук в положении между двумя гласными, звук в стечении перед согласным, звук в стечении после согласного.
Работа над звуками при алалии или ОНР ведётся поэтапно:
- выработка орального образа произносимого звука;
- выработка кинестетических ощущений речедвигательного анализатора.
Упражнения, направленные на компенсацию апраксических расстройств.
- Выработка дифференцированных движений языка и губ.
- Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъёма кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба.
- Выработка дифференцированных движений губ и языка при различных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации).
- Выработка сознательных дифференцированных движений языка(кончика и спинки) для образования фрикации.
- Выработка дифференцированных движений губ и языка для образования небно-язычной и губно-губной фрикации.
В качестве вспомогательного приёма при моторной алалии служит раннее обучение грамоте, а при сенсорной – ещё и повторение прослушанной фразы, элементы чтения с губ. Отсутствие у ребёнка некоторых звуков не является серьёзным препятствием для запоминания букв и овладения техникой звукослияния. У ребёнка постепенно вырабатывается связь фонемы, графемы и артикулемы.
Афазия.
При афферентной моторной афазии вызов звуков начинается с имитации губных и переднеязычных, а также контрастных гласных фонем А и У. Логопед вызывает звуки по подражанию, а затем присоединяет звуки м и в.
При работе над звукопроизношением при афазии следует учесть ряд особенностей:
- нельзя вызывать звуки одной артикуляторной группы;
- звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня и т.д.).
Взаимосвязь двух процессов – становления слоговой структуры слова и произношения звуков, входящих в слово, вызывает произнесение нового трудного звука.
Ринолалия.
Планирование работы по коррекции произношения при ринолалии рекомендуется в следующей последовательности:
- Гласные А, Э, О, У, Ы. Согласные П, Ф, В, Т, К, Х, С, Г, Л, Б и их мягкие варианты.
- Звуки: И, Д, З, Ш, Р.
- Звуки: Ж, Ч, Ц.
В процессе постановки фонем необходимо привлекать зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперёд, степенью напряжения органов артикуляции.
Особое значение уделяется умению ощущать направленный выдох. К постановке звуков приступают только после того, как будет сформировано правильное речевое дыхание. Вызывание и автоматизация звука происходит на очень спокойном выдохе с концентрацией внимания не на звуке, а на правильном выдохе. Механический способ зажима носа следует выполнять одним пальцем, при этом прижимать крыло носа к лицу, а не носовой перегородке.
Учитывая степень активизации мягкого нёба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные в последовательности: Ф, С, Ш, Щ, Х.
Начинают со звука [Ф], так как он наиболее лёгкий, доступный по артикуляции. Ребёнка просят поставить нижнюю губу к верхним зубам и выдохнуть через середину ротовой полости. Включив голос, получим звук [В]. Взрывные звуки в работе более сложны из-за их кратковременности, поэтому постановка проводится позже. Для получения звука [П] можно предложить ребёнку сильно выдохнуть при плотно сжатых губах, в это время указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу.
Звук [Т] может быть вызван от межзубного произнесения звука [П] или [С].
Правдина О.В. рекомендует ставить звуки, как гласные, так и согласные, сначала без голоса. Называние звука, а также фиксация его буквой допускаются после безошибочных произнесений его шёпотом.
Произношение гласных формируется на твёрдой атаке, громко, без крика и напряжения («в маску»). Отработка гласных А, Э, О, Ы, У подготавливает артикуляционный аппарат к постановке твёрдых согласных, а звука [И] – мягких.
Исправление задненёбных звуков невозможно при узком, готическом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба. В подобных случаях не следует тормозить глоточную артикуляцию звука, так как она незначительно отличается от нормального звучания. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится на первых порах пользоваться звуками-аналогами.
При наличии проторного [Р] ставим [Ш] от шепотной формы []Р при сближенных зубах и округленных губах. Если ребёнку даётся легче нижняя артикуляция [Ш], то вводим её в речь.
При постановке звуков Поваляева М.А. рекомендует использовать механическую помощь в крайних случаях, так как механическая помощь затрудняет введение звука в речь. Важно учесть, что вызывание звука через межзубную артикуляцию затягивает темп работы. При ринолалии не рекомендуется произносить согласные звуки протяжно, утрированно, поскольку усиливаются напряжение, выдох и удлиняется время смычки.
Упражнения для постановки
Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.
Артикуляционная гимнастика
Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание
:
- Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
- Губы и щеки:
- губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
- губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
- надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.
3. Язык:
Упражнение «Грибок»
- «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
- «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
- «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.
Не пропустите: Самые простые и эффективные способы постановки звука Р и Рь
4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.
Совет: чтобы крохе не наскучило выполнение одинаковых упражнений можно использовать занятия, прописанные для логопедов. Многие варианты присутствуют в открытом доступе интернета.
Дыхательная гимнастика
Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс
). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:
- Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
- Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
- Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.
Важно: методика имеет множество противопоказаний, поэтому перед выполнением следует проконсультироваться у педиатра.
Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.
Артикуляционная гимнастика
Специалисты предлагают логопедическими приемами развивать речевое дыхание (так как Т образуется на взрывном выдохе), тренировать мышцы ротовой полости в игровой форме:
- «Чей одуванчик раньше улетит?» — летом на даче ребята срывают одуванчики, стараются за 3-4 раза сдуть все пушинки.
- «Воздушные шарики» — дуют на шарики, не давая им опуститься на пол.
- «Улыбка» — смыкают зубы, широко растягивают губы, 5 секунд держат улыбку.
- «Наказать язычок» — кладут язык на нижнюю губу, верхней стучат по нему: па-па-па.
- «Лопатка» — улыбаются, высовывают язык, расслабляют, кладут на нижнюю губу, держат 5 секунд.
- «Часы тик-так» — быстро двигают кончиком влево-вправо по верхней губе.
- «Чистим зубки» — улыбаются. Языком слева направо и обратно «обходят» все зубы.
- «Трубочка» — максимально вытягивают язык, напрягают его. Стараются свернуть трубочкой, держат 5 секунд.
- «Качели» — слегка рот приоткрывают, поочередно тянут язык к носу, подбородку, пытаясь их достать.
- «Горка» — сначала сильно прижимают к нижним резцам передний край, затем широкую часть (при этом он выгибается). Фиксируют положение на 5 секунд.
Постановка
Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:
. Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
Подражание- Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.
Не пропустите: Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?
Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания
. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.
Важно: при выполнении упражнений указать на отличительные характеристики фонемы «Д» от «Т». Особенностью звука «Д» является вибрация голосовых складок. Чтобы малыш почувствовал разницу его руку кладут на гортань взрослого, произносящего по очереди буквы.
Ставим звуки [К], [Г], [Х]
Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:
- губы должны принять положение следующего гласного звука;
- зубы не смыкать нельзя;
- кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
- боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
- задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
- мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
- голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
- во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.
Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.
Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.
Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».
Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.
Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».
Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.