Что такое ассоциативное мышление и почему его важно развивать у детей
Ассоциация – мысленная, тактильная или визуальная связь, когда при контакте с одним объектом вспоминаются другие образы, явления, ситуации. Следовательно, ассоциативное мышление – умение образно мыслить, находить аналогии. Это помогает понимать и запоминать информацию, генерировать идеи. Например, если пароль от банковской карты 1812, то в памяти сразу всплывают наполеоновские войны. Вспоминая их каждый раз при операциях в банкомате, человек будет набирать правильный код.
Чтобы ребенок рос интеллектуально развитым, его ассоциативное мышление необходимо регулярно стимулировать. Цель игры «Ассоциации» – приучение дошкольника при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения.
Выделяют 4 вида ассоциаций:
- по схожести – внешней, функциональной, структурной, смысловой (огонь-костер);
- по противоположности (горячий-холодный);
- по пространственно-временной связи (мясо-котлета);
- по причинно-следственной связи (сырость-простуда).
Игры на ассоциации.картотека по логопедии (старшая группа)
Детские игры «Ассоциации» для развития мышления и воображения
Игра «Ассоциации» – хороший способ развить мышление, словарный запас, память и воображение. Играть могут дети разных возрастных групп, в зависимости от этого задание можно усложнять и облегчать. Развитие ассоциативного мышления крайне важно для дошкольника, ведь оно влияет на общие интеллектуальные способности. Играть в ассоциации несложно и увлекательно, родители могут заниматься с ребенком в любое время
Что такое ассоциативное мышление и почему его важно развивать у детей
Ассоциация – мысленная, тактильная или визуальная связь, когда при контакте с одним объектом вспоминаются другие образы, явления, ситуации. Следовательно, ассоциативное мышление – умение образно мыслить, находить аналогии. Это помогает понимать и запоминать информацию, генерировать идеи. Например, если пароль от банковской карты 1812, то в памяти сразу всплывают наполеоновские войны. Вспоминая их каждый раз при операциях в банкомате, человек будет набирать правильный код.
Чтобы ребенок рос интеллектуально развитым, его ассоциативное мышление необходимо регулярно стимулировать. Цель игры «Ассоциации» – приучение дошкольника при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения.
Выделяют 4 вида ассоциаций:
- по схожести – внешней, функциональной, структурной, смысловой (огонь-костер);
- по противоположности (горячий-холодный);
- по пространственно-временной связи (мясо-котлета);
- по причинно-следственной связи (сырость-простуда).
Правила игры «Ассоциации»
Дидактическая игра «Ассоциации» существует во множестве вариаций. Она вызывает интерес у детей всех возрастных групп, в нее играют парами и большой компанией. Общий принцип простой: один игрок называет слово, картинку, предмет, или изображает задуманное мимикой. Остальные, разобравшись в полученной информации, придумывают ассоциации.
Уровень сложности варьируется в зависимости от возрастной категории детей и их общего интеллектуального развития. Для воспитанников младшей возрастной группы следует выбирать простые слова и изображения, строить из них короткие ассоциативные цепочки. Дошкольникам старшей группы и школьникам интересно играть в сложные игры, когда нужно формировать длинные цепочки.
Игры «Ассоциации» бывают:
- вербальные – цепочки формируются словами;
- образные – используются изображения, мимика, телодвижения;
- предметные – демонстрируются предметы.
Угадай по признакам
Ведущий произносит два прилагательных, характеризующих некое понятие или явление. Игроки пытаются угадать, о чем идет речь. Например, произнесенные слова – холодный и сладкий. Можно догадаться, что речь идет о мороженом.
Цепочка
Первый участник произносит слово. Следующий ребенок придумывает на это слово ассоциацию. И так все игроки поочередно. К примеру: небо – туча – дождь – земля – огород – овощи – урожай. Повторяться нельзя.
Ассоциация по схожести
Игра рекомендуется для работы со старшими дошкольниками и школьниками, у которых уже достаточно развит словарный запас.
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называет объект. А игрок должен, просив мяч обратно, сказать, на что этот объект внешне похож. Ребенок, который не смог назвать ничего похожего, выбывает. Победителем становится последний оставшийся в круге игрок.
Вот примеры для игры:
- змея – веревка;
- лампа – груша;
- лед – стекло;
- сугробы – одеяло;
- гора – верблюжий горб;
- стрекоза – вертолет;
- кочан капусты – голова;
- одуванчик – солнце;
- облако – вата;
- лужа – зеркало;
- еж – кактус;
- пуговица – пятачок свиньи;
Слова из слова
Ведущий загадывает длинное слово, разбивает его на слоги. А игроки должны из каждого слога составить отдельное слово, прибавив к нему часть спереди, сзади или обеих сторон
Например, загадано слово «переводчик»:
- «пе» – печь;
- «ре» – река;
- «вод» – вода;
- «чик» – ключик.
Противоположности
Ведущий называет прилагательное, а дети должны вспомнить обратное по значению слово:
- темный – светлый;
- солнечный – пасмурный;
- свежий – тухлый;
- веселый – грустный;
- молчащий – говорящий;
- далекий – близкий;
- мягкий – жесткий.
Правила игры «Ассоциации»
Дидактическая игра «Ассоциации» существует во множестве вариаций. Она вызывает интерес у детей всех возрастных групп, в нее играют парами и большой компанией. Общий принцип простой: один игрок называет слово, картинку, предмет, или изображает задуманное мимикой. Остальные, разобравшись в полученной информации, придумывают ассоциации.
Уровень сложности варьируется в зависимости от возрастной категории детей и их общего интеллектуального развития. Для воспитанников младшей возрастной группы следует выбирать простые слова и изображения, строить из них короткие ассоциативные цепочки. Дошкольникам старшей группы и школьникам интересно играть в сложные игры, когда нужно формировать длинные цепочки.
Игры «Ассоциации» бывают:
- вербальные – цепочки формируются словами;
- образные – используются изображения, мимика, телодвижения;
- предметные – демонстрируются предметы.
Дидактическая игра для дошкольников «Ассоциации».
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Дата | Время | Ф.И. несовершеннолетнего (- ней) |
Дидактическая игра «Ассоциации»
Цель: познакомить с понятием «ассоциация», развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, воспитывать доброжелательное отношение к другим и уверенность в себе.
Беседа «Ассоциации»
Цель: познакомить с понятием «ассоциация».
Наш мир полон красок, предметов и существ. Все они разные, и одновременно у них найдется что-то общее.
Если присмотреться к окружающему миру, можно увидеть, что одни вещи напоминают другие. Например, электрическая лампочка похожа на грушу (показ картинок), солнце — мячик, слон — пылесос, подушка — облачко.
Сходство и сравнение между собой предметов называется ассоциацией.
Дидактическая игра «Ассоциации» (лото)
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Игра в лото «Ассоциации»
Работа в тетради
Упражнение «Ассоциации»
Цель: развивать воображение и фантазию детей, стимулировать вариативность мышления.
На середине листа ставится точка, воспитанник закрывает глаза и свободно водит карандашом по листу под музыку. Затем глаза открывает и смотрит, на что похоже нарисованное, и дорисовывает или просто раскрашивает картинку разными цветами, чтобы получился орнамент.
Поведение ребенка на занятии____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы___________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Воспитатель_________________ _____________________
(Подпись) (И.О.Ф)
Игра в ассоциации слова
Воспитатель рисует на доске сердцевину цветка, пишет в ней основное слово. А дети придумывают к нему ассоциации – это лепестки. Например: курорт – море, пляж, лежак, солнце, яхта, отдых, отель. Задача игроков – пририсовать как можно больше лепестков, чтобы цветок получился красивым.
Ассоциация по схожести
Игра рекомендуется для работы со старшими дошкольниками и школьниками, у которых уже достаточно развит словарный запас.
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называет объект. А игрок должен, просив мяч обратно, сказать, на что этот объект внешне похож. Ребенок, который не смог назвать ничего похожего, выбывает. Победителем становится последний оставшийся в круге игрок.
Вот примеры для игры:
- змея – веревка;
- лампа – груша;
- лед – стекло;
- сугробы – одеяло;
- гора – верблюжий горб;
- стрекоза – вертолет;
- кочан капусты – голова;
- одуванчик – солнце;
- облако – вата;
- лужа – зеркало;
- еж – кактус;
- пуговица – пятачок свиньи;
- петушиный гребень – расческа;
- арбуз – мяч.
Игры на образное и ассоциативное мышление
«Ассоциация»
Цель: игра на образное и ассоциативное мышление, рассчитанная на старший школьный возраст, развивает логическое мышление. Вид деятельности: умственная. Количество участников: 10-15 участников. Необходимое снаряжение: не требует использования снаряжения.
Описание игры: ведущий выходит из комнаты (удаляется от группы играющих) для того, чтобы игроки смогли загадать одного участника из круга участников. Когда ведущий возвращается, он задает кругу вопросы (можно один вопрос всему кругу, можно задавать вопрос каждому игроку), например: «С какой кухонной мебелью он у тебя ассоциируется?», «С каким цветком?», «С каким животным?» и т.д. Получив достаточное количество ответов, ведущий делает свой выбор. Если выбор правильный, то угаданный игрок занимает место ведущего, если же ведущий не угадывает с первого раза, то ему предоставляется еще две попытки. Если он и тогда не угадает, то он выполняет одно желание участников игры (прокукарекать под столом, сделать круг почета вокруг чего-либо и т.д.)
«Ассоциация» (вариант)
Цель: игра на образное и ассоциативное мышление, рассчитанная на старший школьный возраст, развивает логическое мышление. Вид деятельности: умственная. Количество участников: 4 участника. Время проведения: не ограничено. Необходимое снаряжение: не требует использования снаряжения.
Описание игры: участники игры садятся друг напротив друга (крест на крест), чтобы получились две команды по два участника. Члены каждой команды сидят друг напротив друга. Один из игроков задумывает слово, которое шепчет на ухо своему соседу, то есть члену противоположной команды. Теперь это слово знают по одному члену каждой команды. Член команды которому сказали слово, начинает игру. Он должен сказать слово (только не однокоренное слово в именительном падеже без предлога), с которым, по его мнению, у напарника должно ассоциироваться задуманное слово. Если напарник не отгадал задуманное слово, то очередь переходит к игроку, загадавшему слово. Кроме одного своего нового слова, он может использовать уже сказанные слова (опять же не однокоренные слова в именительном падеже, без предлогов), выстраивая тем самым логическую цепочку. Игра проходит до тех пор, пока задуманное слово не будет названым. Следующим новое слово загадывает игрок, которому в предыдущий раз загадывали.
«Как Ваши дела?»
Цель: вспомнить правила этикета, развивает ловкость, сноровку. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: не ограничено. Необходимое снаряжение: не требует использования снаряжения.
Описание игры: игроки стоят в кругу лицом к центру. Один из игроков, хозяин, идет по внешней стороне круга, за спинами и выбирает другого игрока (гостя), похлопав его по плечу. Хозяин пожимает руку гостю, называет себя и очень заботливо спрашивает: «Как Ваши дела?». Гость называет свое имя и очень вежливо отвечает на его вопрос: «Прекрасно, благодарю Вас», но хозяин, очевидно, очень плохо слышит, поэтому переспрашивает: «Как Ваши дела?». На что гость опять повторяет свой ответ. Но хозяин не успокаивается и спрашивает вновь. Гость с трудом сдерживая раздражение и отбросив все приличия, громко повторяет свой ответ. Тут начинается действие. Хозяин бежит по кругу в том же направлении, что и в начале, а гость бежит в обратную сторону. Каждому из них надо прийти к месту гостя первыми. Когда их пути пересекутся, они должны остановиться, пожать друг другу руки и трижды повторить свой диалог от начала и до конца. Тот, кто проиграет в гонках, будет хозяином в следующем круге.
«Караоке по-русски»
Цель: развивает артистические способности, помогает раскрепоститься каждому участнику игры. Вид деятельности: физическая, умственная. Количество участников: не ограничено. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: плеер, наушники.
Описание игры: из группы участников выбирается один (по желанию). Он будет эстрадной звездой и будет исполнять песню. Ему включают плеер на самую большую громкость, чтобы он не мог сам слышать свой голос. Исполнители неизбежно будут орать и подвывать как сумасшедшие, а публике нужно будет время, чтобы перестать смеяться между выступлениями «певцов». После концерта можно будет раздать небольшие призы всем, а главный приз вручить самому лучшему по мнению жюри.
«Контакт»
Цель: развивает словарный запас, умение правильно ставить вопросы, выявление интеллектуального лидера. Вид деятельности: умственная. Количество участников: не ограничено. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.
Описание игры: ведущий загадывает слово (имя существительное) и называет играющим первую букву. Их задача – отгадать это слово, задавая вопросы ведущему, косвенно спрашивая о значении задуманного слова. Если ведущий не знает, про какое слово его спрашивают, и находится еще один играющий, который знает это слово и может одновременно со спрашивающим назвать его (в этом случае он говорит «контакт»), то ведущий говорит вторую букву своего слова. Так до тех пор, пока слово не будет угадано. Например: загадано слово на букву «Д». Ведущего спрашивают: «Это не то, что немецкое и летает?» Ведущий: «Это не дирижабль». «Это не то, что идет на изготовление дверей?» «Это не дерево». «Это не руководитель хора?». Ведущий: «Не знаю такого слова». Играющие вдвоем: «Дирижер». Ведущий: «Вторая буква Е». И так далее.
«Эко-паутинка»
Цель: зко-игра, дающая возможность показать участникам зависимость различных биологических структур друг от друга и их влияние друг на друга. Вид деятельности: умственная. Необходимое снаряжение: клубок ниток. Количество участников: 10-12 участников. Время проведения: 15-20 минут.
Описание игры: все участники игры становятся в круг. У ведущего в руках клубок ниток. Он начинает игру и говорит первое слово, например: «Земля». Оставляя себе кончик нитки в руках, он кидает сам клубок любому игроку, тот в ответ говорит: «Дерево» (так как оно растет на земле) и кидает клубок следующему игроку, не забыв оставить у себя в руке нитку. Все следующие участники друг другу передают клубок, называя следующие производные от земли: дерево, трава, (на дереве) белочка, орехи (у белочки), семена (из орехов) и т.д. После того, как высказался последний игрок, ведущий акцентирует внимание участников на паутинку, которая образовалась в центре круга и предлагает подумать, что будет с придуманной нами историей, если какая-то связь нарушится.
«Гонки на столе»
Цель: развивает воображение, дает возможность игрокам почувствовать себя настоящими водителями спортивных машин. Вид деятельности: физическая и умственная. Необходимое снаряжение: бумага формат А-4, фломастеры, столы. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 40-50 минут.
Описание игры: игроки получают бумагу и фломастеры. Им предлагают включить воображение и нарисовать гоночный автомобиль своей мечты. Машина должна быть практически плоской, как бы вид с высоты птичьего полета. Машине дают номер и имя. Очень важно, чтобы перед и задняя часть машины отличались. После этого начинаются соревнования. Одновременно соревнуются по одному представителю от каждой команды. На столе обозначаются старт и финиш. Владельцы «машин» несильно дуют на заднюю часть машины, чтобы она плавно шла по столу. Дисквалифицируются те машины, которые упали со стола или начали крутиться на одном месте. Можно устраивать гонки на время или между собой.
«Вытяни»
Цель: позволяет, проявив свои физические возможности, сплотить коллектив или же разрядить обстановку, отдохнуть. Вид деятельности: физическая. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 10-15 минут.
Описание игры: все участники мужского пола становятся в круг как можно теснее и обхватывают друг друга руками. Участницы всеми возможными способами пытаются вытянуть участников из круга, последние же пытаются устоять. Побеждает последний участник, устоявший в круге. Участники не должны отталкивать участниц – только держаться друг за друга и пытаться устоять
«Дождь»
Цель: зко-игра – имитация шума дождя, развивает воображение, внимание, быстроту реакции. Вид деятельности: умственная, физическая. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения. Количество участников: 7-15 участников. Время проведения: 5-7 минут.
Описание игры: все садятся в круг лицом к центру, закрывают глаза и замирают на миг, чтобы успокоиться и слышать звук, который придет от соседа справа. Все сидят с закрытыми глазами в полной тишине до тех пор, пока ведущий не начнет тереть свои ладони одна об другую. К ведущему присоединяется сосед слева, потом еще один участников слева, и так до конца круга, и тогда все услышат шум моросящего дождя. Когда ведущий услышит шум от соседа справа, он начинает щелкать пальцами. Один за другим все заменяют шум моросящего дождя на щелканье пальцами, и мелкий дождик превращается в непрерывный стук капель. Дальше все вслед за ведущим переключаются на хлопанье в ладоши – дождь усиливается. Когда ведущий начинает хлопать себя по бедрам, наш сильный дождь переходит в ливень. А когда в следующем круге все топают ногами, небеса разверзаются и грохочет гром. А теперь все действия повторяются, но в обратном порядке по той же схеме до тех пор, пока не восстановится тишина. А теперь все пробуют открыть глаза – быть может сейчас выглянет солнышко?
«Проявление снимков»
Цель: развивает артистические способности, память, позволяет быть более сдруженному коллективу. Вид деятельности: умственная, физическая. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения. Количество участников: не ограничено, но приблизительно равное количество в каждой команде. Время проведения: не ограничено.
Описание игры: заранее подготовив «позу», группа «фотографируется». Другая группа, которая может «проявить» снимок, то есть правильно повторить их позу, получает балл. Если никто правильно не «проявит» снимка, балл получает позирующая группа. После того, как несколько групп «сфотографировались», подсчитывают очки. Выигрывает та команда, у которой больше баллов.
«Настроения»
Цель: развивает фантазию, воображение, снимает напряжение после долгой сидячей работы. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 10-15 мин. Необходимое снаряжение: не требуется.
Описание игры: Участники ходят по аудитории или площадке. Ведущий просит их почувствовать свое тело, какие его части бодрствуют, какие еще спят, что устало больше, а что меньше. После этого каждый участник должен попробовать выразить свое настроение в походке. (15 сек.) Важно не обращать внимание на других участников группы и проводить все в полном молчании. После этого дается несколько установок на настроения которые должны походкой изобразить участники. Например: усталый обессиленный человек, совершенно счастливый человек, очень пугливый, лунатик во сне, нечистый на руку и т.д. Каждый вид походки лучше не затягивать более 15-20 сек.
«Воздушный шар»
Цель: командная, развитие логики, ораторского искусства, способности выбирать приоритеты и отстаивать свою точку зрения. Вид деятельности: умственная. Необходимое снаряжение: бумага, ручки или фломастеры. Количество участников: не ограничено. Время проведения: до 2 часов.
Описание игры: Все участники делятся на равные команды от 5 до 9 человек в каждой. Ведущий дает задание. Каждая команда должна написать 10 проблем по теме, выбранной ведущим (экология, демократия, права детей и т.д.). Время на написание проблем -10-15 минут. Каждая команда зачитывает список написанных проблем. Затем ведущий рассказывает о том, что где-то в далекой-далекой стране живет волшебник, который может решить все эти проблемы. Но он о них не знает. Добраться к волшебнику можно только на воздушном шаре. Каждая команда получает шар, все члены команды садятся в корзину шара и грузят в нее мешки с проблемами (1 мешок- 1 проблема). Во время полета каждую команду подстерегают всевозможные неприятности (испортилась горелка шара, попали в циклон, птицы поклевали обшивку и т.д.). При каждой неприятности команда в короткий срок должна решить – какую из проблем они смогут решить сами, без помощи волшебника, какая из них не является самой важной. После того, как проблема будет выброшена, шар может двигаться дальше. Команды должны не просто выбросить проблему, но и обосновать свой выбор. Время на принятие решения минимально – до 2 минут. В конце игры у каждой из команд остается по 1-2 проблеме, которые, по их мнению, являются действительно самыми важными. Ведущий должен следить за тем, чтобы мнение всех игроков команды учитывалось при принятии решения. После игры можно провести обсуждение хода игры и ее результатов.
«Пересадка сердца»
Цель: командная игра, развивает логическое мышление, ораторское искусство, пополняет словарный запас, воспитывает чувство сопричастности и участия. Вид деятельности: умственная. Необходимое снаряжение: бумага для записей, ручки или фломастеры, распечатка условий игры. Количество участников: не ограничено. Время проведения: до 2 часов.
Описание игры: Все участники делятся на команды по 7-9 человек в каждой. Количество участников игры в каждой команде может меняться в зависимости от общего количества игроков, в связи с тем, что команд должно быть не меньше трех. Каждой команде ведущий выдает список пациентов (список у всех команд одинаковый), которым требуется срочная операция по пересадке сердца. Проблема в том, что донорское сердце одно. Каждая из команд выбирает одного пациента, которому операция, по их мнению, необходима больше всего. Список состоит из пяти пациентов, разных по социальному статусу, значимости для страны и общества (например: премьер-министр, Нобелевский лауреат, простой рабочий, олимпийский чемпион, многодетная мать и т.д.) Команды должны прийти к консенсусу в выборе пациента и аргументировать свой выбор. Главное условие – остальные пациенты умрут. Время на обсуждение – 30-40 минут. Правильного решения эта проблема не имеет. Любая человеческая жизнь бесценна. После игры можно провести обсуждение хода игры и ее результатов.
Игра с карточками на ассоциации
Воспитатель показывает детям картинку, изображающую какой-либо объект. Игроки должны сказать, на что он внешне похож. Например, солнце – одуванчик, лампочка, колесо, мяч, апельсин. Пусть дети постараются вспомнить как можно больше сходств.
Противоположности
Ведущий называет прилагательное, а дети должны вспомнить обратное по значению слово:
- темный – светлый;
- солнечный – пасмурный;
- свежий – тухлый;
- веселый – грустный;
- молчащий – говорящий;
- далекий – близкий;
- мягкий – жесткий.
Недостающее слово
Ведущий говорит 2 слова, а игроки должны добавить по смыслу третье, чтобы получилась цепочка. Например:
- грядки, прополка (тяпка);
- елка, украшение (шарики);
- поэт, рифма (стихотворение);
- утро, еда (завтрак).
У детей с нарушениями речевого или умственного развития могут быть проблемы с формированием смысловой цепочки. В этом случае второе существительное следует заменить глаголом. Например, «грядки, полоть, тяпка». Ребенок должен сообразить, что грядки полют тяпкой.
Игра «Ассоциации» для детей с картинками
Игра еще называется «Крокодил», она самая популярная из представленных. В нее с интересом играют даже старшеклассники.
Игроки должны разделиться на 2 команды. Каждая группа участников выбирает ведущего, берет себе пачку карточек с изображениями. Команды по очереди показывают картинки ведущему соперников так, чтобы его группа не увидела изображение. Ведущий старается показать своей команде, что увидел на карточке соперников, используя мимику и телодвижения. При этом он должен соблюдать правила:
- не произносить ни звука;
- с самого начала показывать именно загаданный объект, а не близкие к нему понятия, при составлении которых можно догадаться, о чем речь;
- не указывать пальцем или кивком головы на окружающие объекты, имеющие отношение к изображению, даже косвенное.
Задача команды ведущего – угадать, что он им показывает. Желательно не размышлять молча, а сразу называть один за другим приходящие в голову слова. Так выше вероятность быстро найти верный ответ, потому что команда-победительница определяется по скорости угадывания.
«Дидактические игры для развития тактильных ощущений»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад 98
«Дидактические игры для развития тактильных ощущений»
Опыт работы воспитателя
Корольковой Светланы Дмитриевны
2016 год
«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».
В. И. Сухомлинский
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности».В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с тактильным восприятием. Для этого использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
1. «Тактильные крышечки».
Цель:
развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
Материал:
крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы) Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
а).«Найди пару»
Цель:
находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры:
предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение:
искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.
б).»Найди не похожие крышечки»
Цель:
найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры:
предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые — гладкие, колючие – мягкие и т. д.
в).»Угадай на что (кого) похоже»
Эта игра для детей 5-7 лет Цель:
находить ассоциации тактильным ощущениям. Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий — лягушка.
2. «Лабиринт»
Цель
: активизация движений большого и указательного пальцев.
Материал
: лабиринт — два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т.п.).
Ход игры
: педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.
3. «Сухой дождь»
Цель:
развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.
Материал:
дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.
Ход игры
: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.
Дождик, дождик веселей, Капай, капай не жалей, Брызни в поле пуще ~ Станет травка гуще. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!
Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.
4. «Угадай, из чего сделан предмет»
Цель:
определение фактуры материала при прикосновении.
Материал:
набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).
Ход игры
: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.
5. «Определи на ощупь»
Цел
ь: определение отличий знакомых предметов на ощупь;
сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Материал
непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
Ход игры
: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.
6.Догадайся, что за предмет
Цель
: определение знакомых предметов на ощупь.
Материал
: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).
Ход игры
: на столе находится набор предметов, накрытых салфеткой. Педагог просит ребенка ощупать предметы через салфетку, определить и назвать их.
7.«Чудесный мешочек»
Цель
: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал
: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Ход игры
: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
8. «Узнай фигуру»
Цель:
нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Материал
: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
Ход игры
: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.
9. «Кто быстрее»
Цель:
нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.
Материа
л: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).
Ход игры
: игра проводится в парах. У каждого участника — непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами. Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет.
10
.
«Бусы»
Цель
: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материал
: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры
: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности
11. «Почтовый ящик»
Цель:
различение геометрических форм на ощупь;
умение пользоваться методом проб.
Материал:
экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.
Ход игры
: на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.
12. «Платочек для куклы»
Цель:
определение фактуры материала на ощупь.
Материал
: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Ход игры
: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.
13. «Сухой бассейн»
Цель:
закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам .Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал:
емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры
: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили. Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.
Варианты игр.
1). «Найди на ощупь».
Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.
2). «Найди и разложи».
Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)
14. «Узнай предмет по контуру»
Цель
: определение предмета по контуру.
Материал
: лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).
Ход игры
: ребенок закрывает глаза. Педагог дает ему в руки вырезанную из картона фигурку и спрашивает, что это за предмет. После ответа фигурка убирается, ребенок открывает глаза и рисует ее по памяти. Затем ребенка просят сравнить его рисунок с контуром и обвести фигурку карандашом.
16. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»
Цель
: определение фактуры материала на ощупь.
Материал:
набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).
Ход игры:
на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
17. «Соедини коробки»
Цель:
нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Материал
: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).
Ход игры
: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.
18. «Разложи по размеру»
Цель
: определение размера наполнителей на ощупь.
Материал
е: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п
Ход игры
: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.
19. «Собери матрешку»
Цель:
определение величины знакомых игрушек на ощупь.
Материал
: две матрешки-вкладыши.
Ход игры
: игра проводится в парах. У каждого участника — разобранная матрешка. Игроки с закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.
20. «Золушка»
Цель
: различение мелких предметов на ощупь.
Материал
: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).
Ход игры
: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником — мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.
Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.
21. «Пирожки»
Цель
: развитие осязательных ощущений руки.
Материал
: пирожок — две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).
Ход игры
: педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке.
Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.
23. «Гладкая – шершавая»
Цель
: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Материал
: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.
Ход игры
: на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.
24. «Холодно — тепло – горячо»
Цель:
определение температуры воды на ощупь.
Материал
: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).
Ход игры
: на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):
называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);
ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала — той же или другой рукой;
ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих — той же или другой рукой;
опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.
Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.
25. «Сенсорная тропа для ног»
Цель:
развитие тактильной чувствительности ступней ног.
Материал
: сенсорная тропа — дорожка из ковролина , на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.
Ход игры
: педагог предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.