Планы индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с ОНРметодическая разработка по логопедии на тему


Индивидуальный план по коррекции ОНР 2 уровня

План по коррекции общего недоразвития речи II уровня

Составил: учитель-логопед Онопченко А.С.

План составлен для _______________________________________

В основе создания этого план использованы современныеми коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

  • Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.–М.: Просвещение,2009;
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991;
  • Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать лексико-грамматические средства языка и связную речь.

Задачи:

  • развитие понимания речи;
  • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
  • развитие произносительной стороны речи;
  • развитие самостоятельной фразовой речи.

Характеристика речи детей с ОНР II уровня речевого развития.

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать» — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мóга ку́каф» — много кукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «лёт бади́ка» — льет водичку, «тáсин петакóк» — красный петушок и т. д.В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т а тóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.

Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, плечо, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш, «аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» — холодильник.

Формы логопедического воздействия – индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические.

Направления реализации плана:

  • Логопедическая диагностика.
  • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
  • Работа с воспитателями.

Формы работы с воспитателями:

  • Индивидуальные консультации.
  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

План рассчитан на индивидуальные занятия с ребенком. Занятия проходит 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1.Активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2.Подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3.Постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

4. Развитию лексико-грамматических средств языка( развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения).

5.Развитию связной речи (обучение ребенка самостоятельному высказыванию, выработка умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание).

Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др.; развитие понимания речи; активизация ре-чевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие самостоятельной фразовой речи.

На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать изученные звуки;
  • находить в предложении слова с заданным звуком;
  • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • использовать в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

Распределение лексических тем по месяцам:

Сентябрь: «Осень».

Октябрь: «Наше тело» «Овощи», «Фрукты», «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда».

Ноябрь: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда».

Декабрь: «Посуда», «Новогодний праздник», «Домашние животные», «Зима», «Зимние забавы».

Январь: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Дикие животные зимой», «Домашние птицы».

Февраль: «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Продукты питания», «Наша армия», «Семья», «Ранняя весна».

Март: «Ранняя весна», «Мамин праздник», «Весна», «Транспорт», «Первые весенние цветы», «Комнатные растения».

Апрель: «Комнатные растения», «Дикие животные весной», «Игрушки», «Аквариумные рыбки», «Насекомые».

Май: «Правила дорожного движения»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]