Дидактические игры на тему: «Геометрические фигуры»
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
для детей от 3 до 5 лет.
Описание игры. Дидактическая игра «Геометрическое лото» предназначена для воспитателей второй младшей и средней групп, а также для дошкольников от 3 до 5 лет. Игра может быть легко выполнена родителя и использоваться дома для обучения работать со схемами, развития у ребёнка логики, образного мышления, воспитания усидчивости и внимания. Состав игры: геометрические фигуры разных цветов и размеров, схемы предметов, животных.
Игра предназначена как для занятий с одним ребёнком, так и с 2-3 детьми. Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа. Ход игры: Начинать лучше с одной схемы. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру и наложит на схему. Игра содержит как простые, так и более сложные схемы, что позволяет научить дошкольника работать со схемами, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность. Пример работы со схемой. 1.Совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет что на ней изображено. 2.Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет и размер. 3.Подбор необходимых геометрических фигур и заполнение схемы. схема «Неваляшка»
Конечно же схемы к этой игре могут постоянно дополняться. А в старшем возрасте можно попробовать составлять с дошкольниками изображения без схем, самостоятельно, придумывая что-то своё. Что будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию полученных умений.
Ориентировка в пространстве
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
Взять лист бумаги и приготовить для работы картонные геометрические фигуры.
Поставь квадрат в правый верхний угол. Поставь круг в середину листа. Поставьте треугольник в левый нижний угол. Поставьте овал в левый верхний угол. Поставьте треугольник в правый нижний угол.
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой, Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)
Сколько на тарелке овальных пирожков, Столько же немедленно выполни прыжков. (5)
Прямоугольных сколько стаканов для гостей, Столько приседаний выполни скорей. (4)
На полке сколько круглых ваз. В ладоши хлопни столько раз. (1)
Сколько квадратных флагов повесили для нас, Столько поворотов выполни сейчас. (2)
Игра НАЗОВИ УЛИЦЫ ГОРОДА
Цель:
· обобщить знания детей об известных признаках: цвет, форма, размер;
· познакомить детей с новым видом деятельности – моделированием.
Оборудование:
· аппликация главного города;
· цветные фломастеры;
· таблички: «Цвет», «Форма», «Размер».
Педагог показывает главный город страны Геометрия, выполненный с помощью аппликации:
— Этот город ещё очень молодой. Все фигуры в этом городе расселились по улицам, но не успели дать им названия. Давайте им поможем. Интересно, как можно назвать первую улицу, идущую сверху вниз? — Треугольная. — Почему вы ее так назвали? — Потому что на ней живут только треугольники. — Чем же похожи все эти фигуры? — Формой. — Какая у них форма? — Треугольная. — Что же можно нарисовать на табличке этой улицы? — Треугольник. — Правильно!
Сверху на табличке педагог рисует треугольник. Та же самая работа проводится и для всех остальных улиц, идущих сверху вниз.
— А эту улицу как назовем? (Показывает верхнюю улицу, идущую слева направо.) — Красная. — Почему вы её так назвали? — Потому что все фигуры на этой улице красные. — Чем же похожи все эти фигуры? — Цветом. — Что нарисуем на табличке?
Дети в небольшом замешательстве, но потом соображают, что нужно нарисовать бесформенное пятно красного цвета. Аналогично разбираются и все оставшиеся улицы.
— А теперь скажите мне, какие все эти фигуры? (Показывает все маленькие фигуры.) — Маленькие. — А остальные? — Большие. — Чем же они отличаются? — Размером. — И так давайте ещё раз вспомним, по каким признакам отличаются все фигуры, живущие в этом городе. — По форме, цвету и размеру.
Вывешиваются три таблички, и дети пытаются сами объяснить, почему именно такие значки изображены на этих табличках:
Игры и игровые упражнения для развития геометрических представлений детей дошкольного возраста
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
средняя группа.
Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.
- В данных упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрические фигуры, выделять их из рисунка, абстрагируясь от несущественных признаков.
- В упражнениях осуществляется работа по совершенствованию числовых представлений.
- Сначала предлагаются простые рисунки, фигуры в которых не накладываются друг на друга. Затем задания и рисунки усложняются, при этом фигуры могут состоять из других фигур.
Упражнения.
- К акие фигуры использованы в рисунке?
- Сколько на рисунке кругов? Квадратов? Треугольников?
- Чем похожи и чем отличаются рисунки?
- Найди 9 треугольников: Найди 3 треугольника:
Н айди все треугольники и прямоугольники:
Сколько фигур на рисунке и какие:
Дидактические игры.
«Фотоаппараты»
Материал: карточки с изображениями геометрических фигур разного цвета, величины. Ход: дети берут в руки «фотоаппараты» (имитируют), воспитатель показывает на несколько секунд карточку с геометрической фигурой, дети её «фотографируют» (запоминают), а затем «проявляют плёнку» — зарисовывают или выкладывают такую же фигуру.
«Чего сколько?»
Игра аналогична. Дети должны рассказать, сколько и каких фигур на рисунке они увидели.
«Пирамидки»
Материал: набор пирамидок, их контурные изображения. Ход: — по предложенной контурной схеме найти пирамидку; — по пирамидке найти соответствующую контурную схему; — по предложенной контурной схеме сложить пирамидку; — по предложенной сложенной пирамидке нарисовать контурную схему.
«Разные дома»
Игра аналогична. Вместо пирамидок используются изображения домов разной конфигурации и их контурные изображения.
«Геометрическое лото»
Материал: на одного ребёнка 1-2 больших карты, разделенных на 4-6-9 частей, в одной их которых – геометрическая фигура; набор карточек с изображениями предметов простой формы. Х од: карты раздаются детям по 1-2, маленькие карточки у ведущего, который поднимает их по одной и спрашивает: «Кому это надо?». Дети сравнивают форму предметов с моделью геометрической фигуры и, если они совпадают, то кладут на свободную клеточку. Выигрывает тот, кто первым заполнит карту.
«Геометрическое домино»
Материал: наборы карточек, разделённых на две части (по типу домино), на которых изображены геометрические фигуры (в младшем возрасте одинакового цвета и величины). Ход: как при игре в обычном домино. Рядом кладут одинаковые фигуры (по форме, или цвету, или величине, или по 2-3 признакам сходства сразу). В старших группах усложнение: рядом класть фигуры, например, одинаковой формы, но разного цвета.
«Найди такую же фигуру»
Материал: у детей и у воспитателя наборы геометрических фигур разного цвета и величины в зависимости от возрастной группы, у детей фишки. Ход: воспитатель показывает геометрическую фигуру (поднимает модель или стрелкой показывает ее на «геометрических часах»). Ребёнок должен поставить фишку на такую же фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет все фигуры и правильно их назовёт.
«Загадочные контуры», «Чей это след?», «Чья это тень?», «Неправильные тени»
Материалы: контурные изображения предметов, реальные изображения предметов. Варианты заданий: — угадать, что нарисовано на картинке (контуры могут переплетаться); — угадать, какому предмету принадлежит «мокрый след»; — угадать, кто какую тень может отбросить; — угадать, правильно ли нарисованы тени от предметов?
« Узнай по части», «Дорисуй», «Сложи картинку», «На что похоже?», «Какая игрушка?», «Камушки на берегу», «Что в мешочке у Деда Мороза?»
Какая фигура спряталась?
На что похоже?
Дорисуй!
Что в мешочке у Деда Мороза? Камушки на берегу
«Белый лист», «Заплатки», «Разбитая витрина», «Что Петя выпилил, а что нарисовал?»
Во всех этих играх необходимо одну фигуру (форму) закрыть другой такой же формы (чтобы получилось полное совпадение). В результате получается белый лист (темные фигуры закрываются белыми), штаны с заплатками вместо дыр, стёкла, вставленные вместо выбитых. В последнем случае надо определить, какой формы части выпилены, а какие нет, т.е. дорисованы.
«Подбери ключик к замочку», «Подбери гайку».
Материал: замочки (болты) с отверстиями определённой формы и набор ключиков (гаек) с контурами такой же формы. З адача: собрать пары – кто быстрее?
«Найди свой домик», «Машины и гаражи»
Материал: наборы больших геометрических фигур для «домиков» или «гаражей», наборы геометрических фигур для «жильцов» или «рулей». Ход: по сигналу воспитателя дети свободно перемещаются по площадке (группе), изображая жильцов (птичек и т.п.) или машины. По другому сигналу – занимают «домики» («гаражи») в соответствии с теми фигурами, которые у них в руках.
«Найди пару», «Парные картинки», «Соедини пары»
Материал: наборы геометрических фигур или таблицы с геометрическими фигурами. Ход: дети заполняют пустые «окошки» в таблицах, на карточках, или кладут такую же геометрическую фигуру рядом, или соединяют линиями (со средней группы можно на скорость).
? |
«Чудесный мешочек»
Материал: мешочек, наборы геометрических фигур или предметов. Варианты заданий: — узнать на ощупь фигуру или предмет; — найти такой же, как в мешочке, предмет или фигуру; — найти все треугольники и т.д.
«Сосчитай, сколько и каких фигур», «Найди все треугольники, круги…», «Какие фигуры видишь?»
На листах бумаги рисуются разные геометрические фигуры, которые могут пересекаться, прятаться друг за друга, за линиями, штрихами. Задача: найти все фигуры, которые спрятались, показать и назвать их.
«Наденем треугольные очки»
Материал: модели очков разной формы (типа пенсне). Ход: дети «надевают» очки и «видят» сквозь них только те предметы, которые имеют такую же как очки форму. Можно за каждую находку выдавать жетончик. Выигрывает тот, кто найдёт больше предметов.
«Составь парус»
Материал: изображения кораблей, у которых паруса обозначены только контуром различных геометрических фигур разной величины, набор геометрических фигур, соответствующих по форме «парусам». Х од: каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее «поднять паруса» — накрыть контуры моделями фигур.
Л огические упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чего не хватает?»
? | ? |
Старший дошкольный возраст
«Составь парус»
Материал: изображения кораблей, у которых паруса обозначены только контуром различных геометрических фигур разной величины, набор геометрических фигур, соответствующих по форме «парусам». Х од: каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее «поднять паруса» — накрыть контуры моделями фигур.
Л огические упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чего не хватает?»
? | ? |
Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования.
- В данных упражнениях развивается умение анализировать образец на основе выделения составных частей, умение синтезировать части в целостный образ.
- Упражнения на конструирование без образца развивают память, воображение, навыки прогнозирования и планирования.
- Задания на преобразования способствуют развитию вариативности мышления.
1 подгруппа.
Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся геометрическими фигурами, путём перегибания, разрезания, линиями.
- Разделить квадрат на два прямоугольника, два треугольника, четыре квадрата, четыре треугольника, четыре прямоугольника.
- Разделить фигуру одной линией на три треугольника, два треугольника, один треугольник и один четырехугольник, два треугольника и шестиугольник, пятиугольник и треугольник:
- П ровести в каждой фигуре отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат:
- Как из треугольника шестиугольник?
- Разделить квадрат на четыре части так, чтобы из них можно было сложить треугольник.
2 подгруппа.
Упражнения на составление геометрических фигур из частей.
- Головоломки типа «ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «СФИНКС», «ПЕНТАМИНО» и др.
- Складывание геометрических фигур из палочек, например, из 5 палочек сложить два треугольника.
- Составление фигур из других геометрических фигур: треугольник из 2 треугольников, из 6 треугольников; прямоугольник из 2 треугольников, из 2 прямоугольников, из 2 квадратов, из 4 треугольников, их 3 прямоугольников и т.д.
- Какие фигуры можно составить из 4 квадратов? 2 треугольников? 2 треугольников и одного квадрата?
- Из каких фигур можно составить прямоугольник?
- Д остроить прямоугольник:
3 подгруппа.
Упражнения на преобразование геометрических фигур по заданному условию.
- Упражнения с палочками на преобразования: убрать или переложить определенное количество палочек, чтобы получилась заданная фигура или изображение.
- Квадрат разрезан на 4 треугольника по диагоналям. Необходимо переложить части так, чтобы получилось два одинаковых квадрата, один треугольник, два квадрата – один внутри другого.
«Разрезные картинки», «Мозаика», «Сложи чайник»
Для этих игр и соревнований подойдут любые картинки, доступные восприятию детей, разрезанные на 2-10 частей. Задача: сложить картинку, малышам можно предложить образец.
«Раздели и сложи».
П редлагается изображение, мысленно которое надо разделить на две части (мысленно провести линию) и мысленно сложить из них квадрат.
III
группа.Упражнения, направленные на развитие умениявыделять элементы и свойства геометрических фигур.
- Упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур.
- Способствуют пониманию связей между количеством элементов фигур и их названием.
- Помогают выявить некоторые существенные свойства геометрических фигур.
- Как называется фигура, у которой 5 углов? 6? 7? 8?
- Начерти фигуру с самым маленьким количеством углов (с самым большим количеством углов).
- Сколько разных фигур с 4 углами можно нарисовать?
- Сколько палочек потребуется, чтобы сложить пятиугольник?
- Игра «Узнай меня»: «У меня нет углов, но я не круг», «Я четырёхугольник, но не все стороны равны».
- Можно ли построить треугольник с одним прямым углом? А с двумя? С тремя? (то же про четырёхугольник).
- Н айди все треугольники:
- Дай имя каждой фигуре.
- Обведи стороны, вершины разными цветами.
Дидактические игры.
«Обведи точно»
Р ебёнку предлагается нарисовать какую-либо геометрическую фигуру по клеточкам, например, прямоугольник со сторонами 6 и 3 клетки. Затем поставить другой карандаш в левую верхнюю вершину, закрыть глаза и постараться обвести фигуру другим цветом точно по контуру.
«Фигура в фигуре».
Р ебёнок под диктовку рисует фигуры друг в друге (4-7), затем закрывает их листом или переворачивает и восстанавливает картинку по памяти.
«Стрельба по мишени»
Материал: набор геометрических фигур, которые можно закрепить на стене (круги, овалы, разные виды многоугольников), на прогулке их можно нарисовать на стене; мячик — «снежок». Ход: играют дети парами или командами, по очереди бросая мячик по мишеням – геометрическим фигурам. Побеждает тот, кто за определенное количество бросков наберёт большее количество очков. Количество очков за один бросок зависит от количества углов в геометрической фигуре, например, попадание в пятиугольник приносит игроку 5 очков. Если игрок попал в фигуру без углов (круг, овал), то с него снимается 2-5 очков (в зависимости от установленного правила).
«Найди то, что я скажу», «Найди по описанию»
Материал: разные геометрические фигуры (в зависимости от возрастной группы). Ход: воспитатель называет признаки геометрических фигур, а дети их находят в наборе. Например: «Найдите фигуру большую, красного цвета, у которой 4 угла и стороны все разной длины. Как она называется?». В старшем возрасте детям предлагается самим загадывать подобного рода загадки.
IV
группа.Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур.
- В играх и упражнениях развивается умение выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости: слева, перед, между, внутри, пересекаются.
- Сначала дети анализируют готовый вариант расположения геометрических фигур.
- Затем дети самостоятельно располагают геометрические фигуры по заданию, по представлению.
Упражнения.
- Сколько треугольников внутри круга? Вне круга? Сколько треугольников пересекают круг?
- Начерти треугольник, квадрат и круг так, чтобы квадрат был внутри треугольника, а круг – вне треугольника (справа, слева).
- Какие фигуры находятся внутри другой фигуры? За границей? Пересекаются?
- Начерти круг и квадрат так, чтобы круг был частью квадрата; квадрат частью круга; чтобы они не имели общих точек.
- Какая фигура может получиться при пересечении треугольника и прямоугольника?
- Начерти два треугольника так, чтобы их пересечением была точка (отрезок, треугольник, четырёхугольник).
- Нарисуй по описанию: «Стоял большой белый дом. Крыша у него была треугольная, коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелёными, а маленькое окошко на крыше – желтое, круглое. Дверь у него была квадратная, коричневая».
Дидактические игры.
«Что изменилось в расположении фигур?»
«Инопланетяне»
Материал: изображения планет разной формы, наборы таких же геометрических фигур разного цвета и размера. Ход: на загадочных планетах, которые имеют форму геометрических фигур, живут забавные инопланетяне. Части их тела имеют такую же форму, как и форма их планет. Какие существа могут жить на планетах? Дети составляют на скорость (оригинальность) фигурки инопланетян.
«Украсим варежки», «Украсим шарфик», «Коврик», «Орнамент», «Украсим салфетку»
С помощью набора геометрических фигур разной формы, цвета, размера дети создают узоры по образцу, продолжают начатый воспитателем узор, придумывают свои узоры.
«Зрительный диктант»
Материал: наборы геометрических фигур, пустые карточки, карточки с геометрическими фигурами. Ход: дети получают пустые карточки наборы геометрически фигур. Воспитатель показывает курточку с геометрическим узором, который дети выкладывают у себя на пустых карточках. Варианты: дети выкладывают узор по образцу; детям показывают узор несколько секунд, а затем они восстанавливают его по памяти.
V
группа.Упражнения, направленные на развитие интеллектуальныхопераций и логического мышления.
- В этих упражнениях дети учатся осуществлять элементарный анализ, сравнение, обобщение, классификацию по свойствам и отношениям между геометрическими фигурами.
Упражнения.
- Чем похожи фигуры и чем они отличаются?
И ? И ? И ?
- И змени форму фигуры; форму и цвет; цвет и размер (игра «Фабрика»).
- Продолжи ряд: следующая фигура должна быть:
- Т акого же цвета, но другой формы
- Т акой же формы, но другого цвета
- Д ругой формы и другого размера
- Раздели фигуры на группы: что к чему подходит.
- К ак разделили фигуры на группы?
- Ч ем отличаются группы фигур?
- Н айди лишнюю фигуру.
- Н айди ошибку в ряду фигур:
- Чего не хватает?
? | ? |
Игра ОТГАДАЙ ФИГУРУ ПО ЗАГАДКЕ
Цель:
· развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.
1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.
Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.
2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).
Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме — пятиугольная, по цвету — зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.
Дидактическая игра «Занимательные фигуры».
Полифункциональная дидактическая игра «Занимательные фигуры» для старшего дошкольного возраста.
Задачи, которые помогает решить данное пособие: формировать представления о цвете, о геометрических фигурах, о размере, о счёте до 10, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание, сообразительность, мелкую моторику, речь. Пособие можно использовать, как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой, которая помогает при обучении детей с 4 до 7лет.
Варианты использования игры.
«Геометрическое лото».
Этот материал может быть полезен для работы над развитием логического мышления у детей. Материал может быть использован для закрепления знаний о геометрических фигурах, для закрепления знаний о признаках фигур, о выделении одного из признаков фигуры, таких как цвет, форма, величина.
Цель: Развивать логическое мышление у детей, представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, многоугольнике, овале. Формировать умение выделять основные признаки фигур: цвет, форма, величина. Формировать умение составлять последовательность из геометрических фигур. Учить высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Продолжать формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос. Развивать речь детей: умение логично и понятно высказывать суждение, обосновывать свой выбор. Воспитывать интерес к математике.
В игру играет 2 – 4 человека. Воспитатель объясняет правила игры, показывает детям варианты выкладывания последовательностей из игровых фигур. На первых порах детям обязательно нужна помощь воспитателя, который может помочь разобраться в правилах игры, объяснить, если ребёнок затрудняется в выделении признаков фигур.
Есть два варианта правил игры:
1 вариант:
Фигуры перемешиваются и прячут в мешочек. Первый играющий берёт из мешочка любую фигуру и кладет ее на стол. Предположим, что это маленький жёлтый квадрат. Следующий игрок берёт другую фигуру и смотрит, если у фигуры, хотя бы один из признаков (цвет, форма или величина), совпадающий с предыдущей геометрической фигурой. Т.е. если вторая фигура какой – нибудь квадрат (например синий квадрат) какая – либо жёлтая геометрическая фигура (например жёлтый круг) или любая маленькая фигура (например синий треугольник), то она выкладывается за предыдущей (как в домино). Если же ни один из признаков (цвет, форма, величина) не совпадает с предыдущей фигурой, то игрок забирает фигуру себе. Фигуры берут все игроки по очереди. Дети должны объяснить, почему они остановили свой выбор на данной фигуре и по возможности дать полный ответ. Выигрывает тот, у кого в результате окажется меньше набранных фигур.
Игра ЗАСЕЛИ ФИГУРУ НА СВОЙ ЭТАЖ
Цель:
· совершенствование умения выполнять анализ и синтез.
Оборудование:
· аппликация дома,
· мешочек с некоторыми фигурами из набора.
Перед игрой необходимо внимательно посмотреть на дом и выяснить, каким образом поселились фигуры. Какие фигуры живут на первом этаже, на втором и на третьем? На первом этаже поселились красные фигуры, на втором – треугольные, а на третьем – маленькие. Задача детей заселить в дом фигуру, которую они вытягивают из мешочка.
Перед тем как её заселить, ребёнок должен рассказать, на каком этаже может жить его фигура и почему. Например, если ребёнок вытягивает маленький красный квадрат, то у него должен получиться такой рассказ: «Моя фигура может жить на третьем этаже, потому что она маленькая, и на первом, потому что она красная».
Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДОМИНО
Цель:
· научить находить похожую фигуру по любому признаку.
Раздаточный материал:
· карточки со всеми цветными геометрическими фигурами (24 шт.).
1 вариант — дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей — выкладывать по очереди свои карточки, называя, чем похожа его фигура на последнюю. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.
2 вариант – признак, по которому дети должны выставить свою фигуру только один, и он всё время меняется. Например, сначала нужно выложить фигуру, похожую цветом. Следующий игрок должен выложить фигуру, похожую формой, следующий — размером и опять цветом, формой и размером.
Игровое упражнение НАПИШИ ПИСЬМО-ИНСТРУКЦИЮ
Цель:
· познакомить детей с элементом действия моделирования – кодированием признаков геометрических фигур.
Оборудование:
· аппликация домика,
· листы с таблицей по количеству детей.
— Ребята, сегодня мы с вами будем писать письмо-инструкцию для детей другой группы. Что такое письмо, вы знаете, а что такое инструкция? Это такое письмо, в котором рассказывается, как нужно правильно что-то собрать или сделать. Сегодня мы с вами напишем инструкцию – как сделать вот такую аппликацию.
Дети рассказывают, какие фигуры и в каком порядке необходимо наклеить.
— Нам осталось все это записать. Но, проблема состоит в том, что дети этой группы не умеют читать, поэтому письмо это мы зашифруем с помощью таблицы.
Педагог работает на доске, а дети – на листочках.
— Скажите, что должны учитывать дети, прежде чем вырезать эти фигуры? (Цвет, форму и размер.) Тогда давайте договоримся, что в первом столбике мы будем указывать цвет, а чтобы не забыть, нарисуем значок. Во втором столбике мы будем указывать форму, нарисуем значок для формы, а в третьей колонке будем указывать размер — нарисуем значок размера. Все маленькое мы будем обозначать маленьким домиком, а все большое – большим.
— Давайте по порядку зашифруем все фигуры, которые нужно вырезать и наклеить.
Дети вместе с педагогом зашифровывают все фигуры, кроме последней. Последнюю фигуру дети зашифровывают самостоятельно. В результате у детей получается вот такое письмо-инструкция.
Дети данного возраста более внимательно рассматривают предметы, определяют такие их отличительные черты, как размер, цвет и, конечно, форма. Но такие умения нуждаются в постоянной тренировке.
Занятия и дидактические игры, направленные на формирование понятий о форме предметов, следует проводить еженедельно, постепенно усложняя задания и тем самым совершенствуя навыки детей.
Воспитателю нельзя забывать о том, что ребята будут легче усваивать материал, если под рукой окажутся яркие и красивые игрушки. Они помогут не только сосредоточить внимание, но и разовьют желание играть с ними, а это так важно в младшем дошкольном возрасте.
К 4–5 годам представления детей об основных геометрических фигурах намного шире, поэтому можно их знакомить с такими предметами, как ромб, трапеция. При этом пока можно не говорить название фигуры, а просто выявлять ее отличительные черты.
В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребята будут способны самостоятельно сравнивать предметы, находить среди них похожие фигуры.
Удивительные круги
Цель игры:
познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как круг, повторить названия основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете, обучить складыванию целого из имеющихся деталей под рукой (например, снеговика).
Оборудование:
кружки, вырезанные из бумаги, разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие).
Возраст
: 3 года.
Когда дети сосредоточатся на занятии, их следует спросить, что они увидели у себя на столах, как называется эта фигура. Если ребята знакомы с кругом, то сразу дадут правильный ответ, но если нет, то необходимо им объяснить.
Затем руководитель проверяет, насколько хорошо малыши помнят названия цветов. Когда дети готовы к игре, можно рассказать правила игры, которые заключаются в том, чтобы быстро сказать, как называется определенная фигура, какого она размера и цвета.
Малыш, который дал наиболее полный и правильный ответ, становится водящим, выбирает следующую фигуру определенного цвета и просит остальных ребят найти подобную на своем столе и поднять над головой, затем подробно описать ее свойства.
Таким образом, водящие постоянно меняются, а у воспитателя есть время, чтобы проследить за каждым малышом.
В конце игры можно попросить ребят самостоятельно собрать снеговика, используя при этом только 3 кружочка разного размера. Глазки, носик и ротик можно нарисовать карандашом.
Ход игры:
воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе, но сначала необходимо занять свои места за столиками и внимательно рассмотреть приготовленный материал.
Разноцветные квадраты
Цель игры:
познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как квадрат, повторить названия основных цветов и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, наблюдательность.
Оборудование:
картонные квадраты разного цвета (красные, белые, синие, желтые и зеленые), разного размера (большие, средние и маленькие); несколько кругов, выполненных из того же материала; квадрат-образец размером 30 х 30 см.
Возраст
: 3 года.
Ход игры:
руководитель предлагает детям выслушать правила игры, с помощью которой они научатся правильно определять квадраты и находить их среди других фигур.
Для этого воспитатель показывает ребятам большой квадрат-образец и просит внимательно рассмотреть и рассказать, что же особенного в данной фигуре. Если дети не увидели, что стороны этой фигуры одинаковые, то об этом нужно обязательно сказать, так как это главная отличительная черта квадрата.
Когда ребята усвоят данный материал, можно попросить их распределить все фигуры, имеющиеся на их столах, на категории. В одну сторону положить красные квадраты, в другую – синие, в третью – зеленые. Когда работа будет выполнена, воспитатель должен проверить ее и похвалить каждого ребенка.
Можно дать задание распределить имеющиеся квадраты на группы в зависимости от их размера. Здесь у детей тоже получится 3 категории.
К концу игры ребята, как правило, очень хорошо усваивают название и форму квадрата, поэтому можно провести небольшую проверку: попросить малышей перемешать между собой квадраты и круги, а затем за короткое время разложить круги отдельно, а квадраты отдельно.
Волшебные прямоугольники
Цель игры:
познакомить ребят с прямоугольником, повторить названия основных цветов (красного, синего и желтого) и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, наблюдательность. Развивать речь детей и умение строить сложные предложения.
Оборудование:
прямоугольники, вырезанные из картона, разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие) для каждого ребенка; круги и квадраты для сравнения; большой прямоугольник 20 х 40 см для образца.
Возраст
: 3 года.
Ход игры:
у детей на столах лежат наборы прямоугольников разного размера и цвета. Воспитатель предлагает ребятам внимательно рассмотреть их и сказать, на какую фигуру, изученную ранее, прямоугольники больше похожи – на круг или квадрат (дети говорят, что на квадрат).
Следующим этапом дети сравнивают прямоугольники по размеру и говорят, что из них можно построить большую пирамидку. Можно предложить сделать это задание самостоятельно, но сначала руководитель объясняет, что внизу должен находиться самый большой прямоугольник, затем – поменьше и на самом верху – самый маленький.
Когда ребята научатся выделять прямоугольники из предложенных фигур, можно предложить им сыграть в игру, правила которой заключаются в том, чтобы хлопнуть в ладоши, когда будет показан прямоугольник, и сидеть тихо, если это любая другая фигура.
Воспитатель по очереди показывают детям разные фигуры, а они в свою очередь хлопают или не реагируют на нее в зависимости от того, что было показано.
Треугольники, или крыши
Цель игры:
познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как треугольник, повторить названия основных цветов (красный, синий и желтый), а также размеров предметов, развить память, наблюдательность, мелкую моторику пальцев.
Оборудование:
картонные треугольники разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие); набор кубиков разной формы для строительства домика, игрушка (слоненок).
Возраст
: 3 года.
Ход игры:
руководитель собирает ребят вместе и предлагает помочь слоненку построить домик. Для этого необходимо выложить стены, не забыть про окошечко и дверь. Затем воспитатель интересуется, чего не хватает в построенном домике, на что дети отвечают: «Нет крыши». Теперь следует поинтересоваться у ребят, какой формы должна быть крыша – круглая или треугольная. Когда малыши ответят на вопрос, можно попросить их выбрать необходимый кубик из набора и достроить дом. Так дети приходят к выводу, что треугольник похож на крышу дома, что помогает лучше запомнить особенность фигуры.
После этого необходимо закрепить знания ребят о новой для них форме предмета – треугольной. Для этого следует предложить сыграть вместе. Правила игры следующие: руководитель показывает фигуру любой формы (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник), а ребята находят в своих наборах такую же и говорят ее название. Если воспитатель показывает треугольник, то его нужно поместить отдельно от остальных. Таким образом, у ребят получается две группы предметов: треугольники и все остальные.
Если ребята хорошо усвоили разницу между треугольником и, например, прямоугольником, то можно попросить их самостоятельно найти отличия, которые заключаются прежде всего в количестве сторон и углов в фигуре.
Собери домик
Цель игры:
развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете, обучить плетению различными нитями, развивать речь детей, обучить различению таких фигур, как треугольник, квадрат и прямоугольник.
Оборудование:
картонные пластины размером 20 х 30 см с проделанными отверстиями на расстоянии 2–3 см друг от друга, детали для сбора домика (квадрат, окошечко, большой треугольник), толстые нити для плетения, образец сбора домика для каждого малыша.
Возраст
: 3–4 года.
Ход игры:
воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть образец, который показывает он всем, и те предметы, которые приготовлены на столах.
Следующим этапом руководитель предлагает выбрать из предложенных только те детали, которые понадобятся для сбора домика (треугольник, квадрат, прямоугольник). Далее необходимо взять толстую нить, наложить квадрат на дощечку таким образом, чтобы отверстия в деталях совпадали. Теперь ребята аккуратно пришивают деталь. Затем таким же образом прикрепляется крыша и окошечко.
Изготовление домика подобным образом не только развивает мелкую моторику детской руки, но и помогает стать более внимательными, научиться сосредотачиваться на предмете довольно длительное время.
Назови фигуру
Цель игры:
развивать воображение, память, внимание, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическоге мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Оборудование:
большой лист с нарисованными кошками, выполненными из разных геометрических фигур: головы – круги, носы – треугольники, глаза – овалы, рот – прямоугольник и т. д. Можно изобразить несколько кошек, выполненных по-разному.
Возраст
: 4–5 лет.
Ход игры:
воспитатель показывает ребятам плакат и просит внимательно рассмотреть рисунки, затем сказать, что на них изображено. Не смотря на то, что животные выполнены по-разному, дети говорят, что это кошки, так как у них своеобразные ушки-треугольники, которые бывают только у этих животных.
Затем руководитель говорит малышам, что нужно назвать те фигуры, из которых состоят кошечки, и сравнить предложенные рисунки между собой. Когда дети выполнят поставленные задачи, можно попросить их нарисовать на доске мелом любое другое животное, используя при этом только прямоугольники, квадраты, круги и треугольники. Данное задание довольно сложное, поэтому малышам потребуется помощь воспитателя.
Сделай сам!
Цель игры:
развивать у дошкольников воображение, речь, желание пользоваться уже имеющимися знаниями, закреплять навыки счета до 10, умение играть в коллективе сверстников, развивать самостоятельность при сборе различных геометрических фигур.
Оборудование:
10 счетных палочек для каждого ребенка, образцы сбора квадрата, прямоугольника, треугольника, пятиугольника и трапеции или ромба.
Возраст
: 5–6 лет.
Ход игры:
воспитатель собирает ребят и предлагает сыграть вместе в игру, которая потребует от них сосредоточенности и наблюдательности. Сначала дети внимательно разглядывают образцы сбора из счетных палочек квадрата, прямоугольника и треугольника (если группа детей достаточно развита, то можно предложить им самостоятельно собрать трапецию или пятиугольник).
Затем дети обращают внимание, сколько требуется палочек, чтобы собрать различные фигуры, и начинают самостоятельно делать квадраты. После того как воспитатель проверит и оценит все работы, можно приступать к выполнению прямоугольника или ромба.
Таким образом, ребята в течение одного занятия не только собирают геометрические фигуры из имеющегося материала, но и лучше усваивают их отличительные свойства.
Подобную игру можно организовать немного иначе. Сначала следует разделить ребят на 2 команды и придумать каждой название, которое было бы связано с темой игры. Далее воспитатель предлагает группам детей задания, которые могут быть следующими:
1) сложите из 10 имеющихся палочек как можно больше фигур;
2) какую фигуру можно сделать из 5 счетных палочек? Соберите ее;
3) как разделить квадрат при помощи 1 палочки на 2 треугольника?
4) попробуйте собрать 2 квадрата, используя для этого всего 7 счетных палочек;
5) другие задания.
Найди все треугольники
Цель игры:
продолжить ознакомление детей с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник, закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом), вызвать у ребят желание играть вместе, развивать мышление, память, внимание, речь.
Оборудование:
равносторонний треугольник с длиной сторон 30–40 см, начерченный на ватмане или вырезанный из плотного картона. Особенность его состоит в том, что он разделен тремя толстыми линиями, выходящими из углов треугольника; по 2–3 небольших треугольника для каждого малыша.
Возраст
: 5–6 лет.
Ход игры:
руководитель предлагает ребятам рассмотреть подготовленную фигуру и сказать ее название. Затем воспитатель обращает особое внимание ребят на то, что данный треугольник разделен тремя линиями на части. Необходимо сказать, какие фигуры при этом получились.
Если ребятам трудно увидеть эти треугольники, то их можно раскрасить в разные цвета, что поможет сосчитать количество полученных фигур. Когда дети выполнят задание, можно попросить их самостоятельно сложить из 2–3 треугольников новую фигуру (это может быть треугольник, квадрат и прямоугольник).
Отгадай предмет
Цель игры:
развивать воображение, память, внимание, умение играть в коллективе сверстников, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическоге мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Оборудование:
несколько знакомых детям игрушек, мешочек, в который будут сложены подготовленные предметы.
Возраст
: 6–7 лет.
Ход игры:
руководитель предлагает детям сыграть в разведчиков, но для этого нужно выбрать водящего. Затем можно объяснить правила игры, которые заключаются в том, чтобы отгадать предмет на ощупь.
Воспитатель вносит в группу мешочек с игрушками, которые дети уже видели раньше и хорошо с ними знакомы. Затем водящий опускает руку в узелок и выбирает одну из игрушек, но не вынимает ее, а пытается определить на ощупь.
Если малыш отгадал, что за предмет находится в мешочке, то вынимает ее и получает шанс отгадать еще одну игрушку, но не более двух раз подряд. Затем ход переходит другому участнику. В случае, если малыш не смог отгадать с первого раза, воспитатель начинает подробно описывать все свойства предмета, а остальные участники пытаются отгадать, что именно там лежит.
Если данная игра окажется довольно простой для малышей, то ее можно немного усложнить, сложив в мешочек игрушки, которые малыши видели только несколько раз. Если и это окажется им по силу, то воспитатель может, не показывая предмета, подробно о нем рассказывать, а дети при этом задают наводящие вопросы. Побеждает ребенок, который быстрее всех догадался, о чем идет речь.
Какой фигуры не хватает
Цель игры:
развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, повторить названия цветов и их оттенков, развивать речи детей.
Оборудование:
лист ватмана, разделенный на 12 равных прямоугольников таким образом, чтобы по горизонтали находилось по 4 клетки, а по вертикали – по 3; 12 небольших карточек – прямоугольников, квадратов, кругов и треугольников разных цветов.
Возраст
: 6–7 лет.
Ход игры:
руководитель предлагает ребятам внимательно рассмотреть фигуры, которые лежат на столах и сказать их название и цвет.
Затем воспитатель при помощи детей заполняет пустые клетки таблицы. Для этого руководитель просит одного из детей поднять любую свободную фигуру и поместить ее в свободную ячейку. Когда карточки закончатся, дети внимательно разглядывают получившееся полотно и запоминают, в каком порядке расположены предметы.
После этого руководитель просит ребят закрыть глаза на несколько секунд. В это время воспитатель убирает одну из карточек, затем предлагает детям восстановить порядок фигур. Если ребята не могут вспомнить, какая фигура и какого цвета находилась в ячейке, то они могут вычислить ее, ведь всех фигур было поровну и все они были разного цвета.
Чтобы проверить наблюдательность малышей, можно поместить в ячейки 2 одинаковые карточки, пока ребята закрывают глаза, а затем попросить найти их. В игре побеждают самые быстрые, наблюдательные и ловкие ребята.
Найди лишнее
Цель игры:
научить детей группировать предметы по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.
Оборудование:
различные геометрические фигуры для вывешивания на магнитную доску – квадраты разного размера, прямоугольники, четырехугольники и пятиугольники разной формы, треугольники равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, круги, овалы и др.
Возраст
: 6–7 лет.
Ход игры:
руководитель размещает на магнитной доске подготовленные геометрические фигуры по одной и просит ребят сказать, как они называются. Затем воспитатель размещает несколько фигур в ряд (например, квадрат, четырехугольник, ромбы и треугольник), а затем спрашивает, что здесь лишнее. Если ребята затрудняются ответить, то руководитель может предложить сосчитать количество сторон и углов у предложенных фигур.
Следующим этапом воспитатель раскладывает геометрические фигуры в другом порядке (например, среди разных по форме треугольников помещает круг или овал) и предлагает детям определить, что там лишнее и почему. Можно предложить и другие комбинации фигур:
1) круги, овалы разных размеров и квадрат;
2) четырехугольники, и треугольник, пятиугольники;
3) прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция и треугольник;
4) другие варианты.
Подобная игра может проводиться не только с геометрическими фигурами, но и с различными предметами, имеющими разные свойства.
Игровое упражнение СРАВНИ ДВЕ ФИГУРЫ
Цель:
· подвести детей к необходимости выделения основания сравнения при сравнении двух фигур;
· познакомить детей с алгоритмом действия сравнения.
Оборудование:
· карточки с признаками геометрических фигур,
· набор цветных фигур по количеству детей.
— Ребята, как-то неделю назад, между двумя мальчиками возник спор. Один мальчик говорил, что эти две фигуры одинаковые, а другой — разные. (Показывает два круга, отличающиеся по цвету.) Как вы думаете, кто из них прав? — Прав и тот и другой, так как по форме и размеру они одинаковые, а по цвету они разные. — Так от чего же будет зависеть правильность ответа? … Наверное, от того, по какому признаку мы будем их сравнивать? Сейчас я вам покажу ещё две фигуры. Скажите, чем эти фигуры похожи и чем отличаются? (Карточки с признаками фигур висят на доске.)
Работа с набором цветных фигур:
— Покажите две фигуры, которые похожи только цветом; только формой; только размером. — Покажите две самые непохожие фигуры. — Выберите из набора две любые фигуры и составьте про них рассказ, то есть расскажите, чем они отличаются и чем похожи.
Дидактическая игра по геометрии для детей младшей группы ДОУ
Дидактическая игра для младших дошкольников «Подарки»
Описание: Данная игра предназначена для закрепления и обобщения знаний о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Цель:систематизация знаний о пройденных геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, сердце) Задачи: — Учить детей дифференцировать формы предметов, правильно называть — Развивать умение соотносить форму и предметы, похожие по форме — Закрепить представления об основных геометрических фигурах, цветах — Способствовать развитию моторики — Расширять активный и пассивный словарь учащихся — Закрепить навыки пересчета предметов( счет в пределах 6) — Формировать терпение, старание и аккуратность в работе Необходимые материалы: распечатка коробок и предметов различной формы, прищепки
Данную игру можно использовать как элемент праздничных занятий(новый год, 8 марта, 23 февраля) или различных игровых сюжетов(день рождения куклы , мишки), а также на итоговых занятиях по закреплению и обобщению знаний о пройденных геометрических фигурах. Ход игры: Учитель:Ребята, у нашей куклы Маши сегодня день рождения. А нам с вами нужно приготовить для неё подарки и красиво их упаковать. Посмотрите, какие у нас есть коробочки (Поочередно демонстрируем детям коробки различной формы, поясняем) Эта коробка-круглая, эта — квадратная, а эта — треугольная. Пока в коробках пусто, и нам с вами надо красиво и правильно разложить подарки. В каждую коробочку будем класть предметы такой же формы (демонстрируем первую картинку ) Это мячик. Мячик круглый-положим в такую же коробку. А это — кубик. На какую фигурку похож, в какую коробку положим?(далее по одной показываем картинки, просим назвать предмет и его форму, стараемся активизировать в речи прилагательные-яблоко круглое, пирамидка треугольная, коврик квадратный)
Количество коробок-форм и картинок подбираем в зависимости от возраста и знаний учащихся. Можно играть как фронтально(учащиеся собирают картинки-подарки в коробку одной формы) так и индивидуально (у всех учащихся разные формы и разные картинки). После того, как все картинки собраны, закрываем коробку при помощи прищепки(можно искать такого же цвета, как и коробка).
Окончание игры может быть различным — можно попросить детей вспомнить и назвать какие предметы лежали в коробке(после ответов детей открываем коробки и проверяем) Можно пересчитать в какой коробке сколько подарков, сравнить каких больше, каких меньше. А можно провести игру-инсценировку, например-поздравляем друга друга с Новым годом. Учащихся делим на пары, раздаем коробки с подарками. Каждый «открывает» свою коробку, проговаривая простое поздравление, например- «Дорогой Саша! Поздравляю тебя с Новым годом и хочу тебе подарить воздушный шарик и часы». Второй учащийся благодарит, открывает свой подарок и так же рассказывает, что будет дарить другу. Вот примеры некоторых картинок, а если Вас заинтересовала данная игра — с удовольствием поделюсь полным архивом.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для младшей группы ДОУ Дидактические игры для детей 2 младшей группы Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Кто что ест» Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей 3-5 лет
Похожие статьи:
Дидактические игры с природным материалом для детей младшей – средней группы в детском саду
Дидактические игры в младшей группе. Картотека
Дидактические игры по окружающему миру во второй младшей группе
Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры по математике в младшей – средней группе
Игра ДОРОЖКА ИЗ ФИГУР
Цель:
· совершенствование действия сравнения.
Раздаточный материал:
· островки из картона,
· модели трёх героев,
· наборы цветных геометрических фигур по количеству детей.
Игра проходит на ковре. Ковер – это большое болото. Задача детей — помочь трём любым героям перебраться через это болото. Посреди болота есть островки. Дети, выкладывая дорожку между островками из цветных геометрических фигур, помогают каждому герою в отдельности.
Для первого героя нужно выложить дорожку так, чтобы соседние фигуры обязательно отличались цветом. Перед тем как герой пройдёт по дорожке, идёт проверка правильности выложенной дорожки педагогом или одним из детей. Для второго героя соседние фигуры должны отличаться цветом и формой, а для третьего – цветом, формой и размером.
Игра УЗНАЙ ФИГУРУ
Цель:
· совершенствование действия анализ и синтез;
· формирование понятия об отрицании некоторого признака.
Раздаточный материал:
· набор цветных геометрических фигур,
· три карточки (с одной стороны – плюс, с другой – минус).
— Для начала необходимо запомнить первый вопрос. Является ли фигура кругом?
Чтобы дети не забыли вопрос на доске рисуется круг. Какой может быть ответ? «Да» или «нет».
— Ответ «да» вы будете показывать карточкой со знаком «+», а ответ «нет» — со знаком «-». Сейчас я вам покажу фигуру, а вы ответите на данный вопрос с помощью карточки. — А теперь наоборот, я буду сам отвечать на данный вопрос, а вы — показывать фигуру, которая подходит для этого ответа.
На доске педагог рисует «плюс», а затем «минус».
— Теперь игра усложняется вторым вопросом. Является ли фигура красной? (На доске рисуется красное пятно.) И сейчас вам нужно будет отвечать сразу на два вопроса — двумя карточками, выкладывая их на парте.
Принцип игры тот же: сначала детям показывается фигура, они в свою очередь отвечают на два вопроса с помощью карточек, затем педагог рисует коды разных ответов (+-; ++; +-; —), а дети показывают нужную фигуру.
Затем игра усложняется третьим вопросом: «Является ли фигура большой?»
Возможные коды: (+++) (++-) (+—) (+-+) (—) (-+-).
Ход игры.
Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.
Игра «Найди предмет такой же формы»
У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т. д.
Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
Игра «Угадай, что спрятали»
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
Дидактическая игра «Только одно свойство»
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.