Опыт моей работы «Современные инновационные технологии работы с родителями в ДОО»
Сарицкая Наталья
Опыт моей работы «Современные инновационные технологии работы с родителями в ДОО»
От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка.
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На организацию процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие изменения в государственной и общественной жизнедеятельности заметно влияет на перемены в воспитании детей, однако не все перемены полезны и эффективны. Поэтому в настоящее время заметно возрос интерес к проблемам воспитания.
Не так давно был популярен тезис: «Образовательные учреждения призваны заниматься лишь обучением детей, а воспитание должно проходить в семье, общественных организациях». Теперь приходиться восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, воссоздавать в них воспитательные связи и отношения между педагогами, учащимися и родителями.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах развития личности играет процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Родители и педагоги прекрасно осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих учащихся.
Несомненно, родители обладают обширным влиянием на процесс формирования личности ребенка. В семье закладываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Оно (семейное воспитание)
имеет широкий временной диапазон – продолжается всю жизнь человека. Однако воспитательные возможности семьи находятся в прямой зависимости от присутствующего в ней психологического и духовно-нравственного климата, устойчивости и стабильности отношений
родителей. Современнаясемья утратила свою исконную функцию: передачу подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, понимание самого процесса воспитания как предоставление ребенку не только телесной, но и духовной пищи. Не всегда семья может благотворно влиять на развитие и становление личности ребенка, она таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательного воздействия. Многие родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда дает позитивные результаты.
Современный педагог должен хорошо представлять особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Все это позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Учитывая эти факторы, педагог должен тщательно выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей среды. Взаимодействие педагога с родителями ребенка направлено на создание воспитательной среды, установлению партнерских отношений, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов педагога, ребенка и родителей.
Несомненно, надо учитывать высокую степень значимости родителей при построении воспитательной работы с детьми,но следует учитывать и негативные факторы семейного воспитания:
— бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию ребенка;
— неадекватное воздействие факторов материального порядка: приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей;
— авторитаризм либо крайний либерализм;
— отсутствие психологического климата в семье;
— безграмотность в психолого-педагогическом отношении: отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания.
Только совместные усилия педагога и родителей могут привести к положительным результатам в процессе воспитания.
Совместная деятельность педагогов, родителей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща. Такое взаимодействие предполагает единство требований и организацию совместной деятельности по развитию и воспитанию ребенка.
Одной из важных форм установления контактов педагогов и родителей учащихся является родительское собрание. Его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий образовательного учреждения и семьи (родителей)
в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Работа с родителями в образовательном учреждении не должна носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без системы.
Введение.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Проблема усугубляется тем, что в нашей стране десятилетиями родители стремились к карьерному росту, а ответственность за воспитание ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного образовательного учреждения, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения
Основная мысль.
Взаимосвязь семьи и детского сада — один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОО.
Моя работас семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:
— параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,
— взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,
— организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.
Цель моей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:
• Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
• Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
• Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение)
.
• Повышение уровня компетентности родителей.
Работа с дошкольниками.
Разработаны и реализованы проекты «Давайте познакомимся»
,
«Семейные традиции»
,
«Пейте дети молоко будете здоровы»
. В ходе реализации проекта
«Пейте дети молоко будете здоровы»
.
Разработано и проведено анкетирование детей и родителей, для того, чтобы выяснить любят ли они молоко, как часто его употребляют и т. д. С детьми мы проводили эксперименты с молоком, развлечения тематические, дидактические игры. Оформили фотовыставку «Мы исследователи»
. В результате проекта
родители оценили необходимость, значимость и пользу молока для маленьких детей, а у большинства детей сформирована потребность в употреблении молока и его пользе. Пополнилась картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр по данной теме. Оформлена фотовыставка «Мы исследователи»
. По проектам
«Давайте познакомимся»
, и
«Семейные традиции»родители активно включились в работу и представили фото-презентации своего генеалогического дерева.
Работа с родителями.
Для себя я разработала некий критерий, который позволил мне оценить активность родителей и их включенность в педагогический процесс.Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителейкак участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же»
.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы:
• презентация образовательной деятельности ДОУ;
• фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
• информационные буклеты;
• организация «Дней открытых дверей.»
• совместное проведение досугов;
• групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;
• «День Портфолио»
— оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;
• тематические досуги «Моя семья»
,
«Новогодний калейдоскоп»
,
«Защитники Отечества»
, «Путешествие в музей
• вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек);
• оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья»
,
«От простуды босиком»
;
• совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность»
.
• театрализованные представления для детей с участием родителей «Живая шляпа.»
,
«Приключения Почемучки»
.
Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада.Для этого:
• Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду.
• Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
• Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
• Призываю к участию родителейв методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.
В нашей группе были организованы «Дни добрых дел»
, когда
родители помогали ремонтировать игрушки, мебель или книги, изготавливали дидактический материал для игр, убирали на участке листья или снег, делали косметический ремонт группы, занимались озеленением и оформлением участка летом. Совместно с родителями я создавала предметно – развивающую среду в нашей группе.
В своей профессиональной деятельности я пользовалась примерным кодексом общения с родителями:
• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
• Всегда улыбаться родителям и детям.
• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Работа с педагогами.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Оказание помощи педагогам взаимодействии с радетелями осуществляю через организацию психолого – педагогического просвещения педагогов. Воспитателям требуется педагогическая, психологическая помощь в решении проблем «Воспитатель – родитель»
.Для этого провожу для педагогов :
— презентации;
— открытые занятия с привлечением родителей;
— педагогические беседы за круглым столом;
— семинары;
Мониторинг результатов работы:
Использую в работе диагностические методики, адресованные воспитателям, родителями детям. Эти методики помогут определить, эффективна ли работа по педагогическим технологиям социализации в дошкольной организации, на сколько педагоги понимают задачи и как решают их, как оценивают свою работу, как выстраивают общением с воспитанниками и взаимодействия с их родителями; довольны ли родителя организацией воспитательного процесса в детском саду, участвуют ли в жизни ДОО, которую посещает их ребенок. Какие методы его воспитания используют дома, понимают ли родителя своего ребенка; интересно ли ребенку в детском саду, комфортно ли ему в своей семье и т. д.
Для воспитателей:
Анкета «Готовность к инновации»
Анкета «Саморегуляция поведения дошкольников»
Анкета «Результаты года в ДОО»
Для детей:
Беседа «Мой детский сад»
Наблюдение «Сформированность социальных навыков у детей»
Диагностическое задание «Рисунок семьи»
Для родителей:
Анкета «Родитель о детском саде»
Анкета «Родители о самостоятельности детей»
Анкета «Итоги года. Родители»
Заключение.
Всей своей работой я старалась доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по–своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Список литературы.
1. Н. П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребенка в ДОО»
2. Кемпбелл. Р. «Как по – настоящему любить своего ребенка»
3. Еремеева В. Д. «Мальчики и девочки два разных мира»
4. Григорьева А. А., Сметанина В. И. «Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада»
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Старший воспитатель МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район Е.С. Симоненко
Проблема заболевания коронавирусом «COVID-19» стала самой актуальной на сегодняшний день не только в нашей стране, вызов был брошен всему миру!
Перед педагогическим коллективом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 29 города Ейска муниципального образования Ейский район стал вопрос: «Как успешно завершить 2019-2020 учебный год?», «Как организовать работу с родителями воспитанников?»
Однако благодаря развитию информационно — коммуникативных технологий в области образования мы нашли ответы, на эти вопросы, применяя дистанционные образовательные технологии.
Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.
Цель дистанционного обучения – получение качественного дошкольного образования детьми дошкольного возраста в период самоизоляции, детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые препятствуют возможности регулярно посещать детский сад (находящихся в санатории, дома, в медицинских учреждениях), временно находящихся в другом от основного места проживания месте (длительная командировка родителей, законных представителей), участие в спортивных соревнованиях и др.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
- Обеспечить психолого — педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в период «самоизоляции».
В нашем случае работа с воспитанниками детского сада велась на расстоянии.
На сайте детского сада, https: //mdou29yeisk. ucoz. net/
был создан раздел: «Чем занять ребенка дома», в данном разделе мы размещали информацию для родителей и файлы с различными видами деятельности по указанной лексической теме.
Например: в подготовительной к школе группе с 25. 05. по 29. 05. 2020 г. согласно комплексно-тематического планирования реализовалась тема: «Школа. Школьные принадлежности», вниманию родителей был представлен конспект занятия по развитию речи по теме: «Школьные принадлежности», конспект представлен не просто текстом, а переработан для родителей таким образом, чтобы родители с разным уровнем образования смогли позаниматься со своим ребенком.
Например, в конспекте жирным шрифтом указаны рекомендации родителям: «Начать занятие Вы можете с загадывания загадки» соответственно далее предлагаются варианты загадок, далее предлагают задать детям вопросы, далее представлен простой комплекс дыхательной гимнастики, для закрепления материала педагог предлагает родителям провести игру: «Что лежит в рюкзаке?» и Д/и «Нелепицы» где предлагают ребенку исправить предложения например: «Букварь читает Колю».
Шагая в ногу со временем, мы создали аккаунт в приложении «Инстаграмм», https: //instagram. com/mbdou29eyisk? igshid=18f6unnmsdaki для обмена фотографиями, просмотра видеозаписей организации детских игровых образовательных ситуаций (Музыкальная минутка с муз руководителем Кортушовой Екатериной Игоревной, Лепка «Зайка» для воспитанников старшей группы воспитатель Шпак Анна Владимировна,) родители очень активно включились в работу в сети, принимали участие в акции «Окна Победы», охват родителей составил 98 подписчиков.
Далее нами был создан аккаунт еще в одной популярной социальной сети «ВКонтакте», https: //vk. com/club192181047
где также размещалась информация для родителей обо всех мероприятиях, проводимых в дистанционном режиме, 25 июня 2020 воспитанники ДОУ приняли участие в челлендже «Я не езжу по пешеходному переходу потому что…».
Общение с родителями было организовано по средством не менее популярного мессенджера «WhatsApp», учитель-логопед Богомолова Наталия Александровна при помощи видеозвонков проводила логопедические занятия в режиме онлайн с детьми старшего дошкольного возраста.
Взаимодействие педагогического коллектива осуществлялась при помощи платформы «ZOOM», так в конце мая было проведено плановое заседание педагогического совета № 4.
В заключении хотелось бы сказать, что работая с родителями с применением дистанционных технологий, всю информацию в период самоизоляции мы старались донести до их сведения в доступной форме, нацелить их на осознанное, внимательное отношение к своим детям, проявить себя понимающими родителями, вдохновить на новые, интересные дела со своими детьми, объяснить, что родитель – это партнёр в игре, друг и союзник в мире ребенка.
Таким образом, в условиях использования современного оборудования и доступных дистанционных технологий стало возможно не только ознакомление ребенка с содержательной стороной образовательной программы, его воспитание и образование непосредственно по месту нахождения (пребывания, но и оказание профессиональной психолого – педагогической консультативной помощи родителям, самостоятельно занимающимся образованием детей).
Следующая > |