Текст книги «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
Вера Васильевна Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
От автора
Цель этой книги – нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие, а задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа.
В книге представлено более 150 подробных конспектов занятий с дошкольниками всех возрастных групп, составленные на основе произведений русского фольклора. Они помогут воспитателю не в назидательной, а в занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к ее прошлому, любить друг друга и беречь родную природу.
Как появился город Мышкин? Как солдат Семен с французами воевал? Какими травами вылечить заболевшего воробушка? Как построить избушку для лисы? Можно ли сделать злую Бабу Ягу доброй старушкой, а ленивую Миликтрису Кирбитьевну научить трудиться? Всякий ли гость хозяевам в радость? И верно ли, что «добро не умрет, а зло пропадет»?
Об этом и многом другом расскажет вам и вашим воспитанникам эта книга.
В программе заложен годовой цикл занятий – по 36 для каждой возрастной группы детского сада, а также дополнительный – из 13 занятий творческой деятельностью детей подготовительной к школе группы. Занятия длятся от 20 до 30 мин. Хочется обратить внимание на дополнительный цикл занятий по художественному творчеству «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Он построен на едином сюжете и воспринимается детьми как одно целое. Занятия проводятся раз в неделю по 30 мин. Они достаточно объемны и предусматривают возможность довести их до конца в свободное время в течение недели. Такой подход избавляет от необходимости торопиться, приучает детей занимать трудом свой досуг. Иногда дети могут прийти в мастерскую просто для того, чтобы полюбоваться постепенно составляющимся макетом или помочь товарищу. Так поддерживается интерес к сюжету и к самой работе, что делает ее более радостной и созидательной. Плодами такой работы хочется считать не скопированную роспись, не особые успехи в рукоделии, а получение радости от труда, стремление создавать красоту, дарить ее окружающим, умение дружно трудиться, готовность прийти на помощь, ощущение, что усилия каждого – вклад в общее дело во имя добра.
Программа «Теплая избушка» апробирована в ДОУ 21 «Радуга» города Высоковска Московской области, создавалась в процессе практической работы с детьми. Приношу благодарность всем, кто поддерживал меня в этой работе, оказывал практическую помощь и во многом способствовал появлению этой программы. Отдельную благодарность хочется высказать моим дочерям, Надежде и Олесе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ГОД
Вторая младшая группа
Задачи воспитания.
Нравственное развитие
дошкольника осуществляется в неразрывной связи с
эстетическими
и
познавательными задачами.
Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках, мириться, учить ласковому отношению к животным поможет ознакомление с русскими народными песнями, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто
и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
Развивается устная речь ребенка, обогащается его словарь.
Занятие 1. Давайте знакомиться
Цель.
Знакомство с «избой» и ее обитателями. Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике.
Занятие 2. Коток-воркоток
Цель.
Знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта.
Занятие 3. Выйдет котя в огород – всполошится весь народ
Цель.
Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, со сказкой «Девочка Снегурочка» в пересказе В. Даля. Вовлечение детей в подвижные и дидактические народные игры.
Занятие 4. Как котик в гости ходил
Цель.
Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок». Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса».
Занятие 5. Ходит по двору петух
Цель.
Знакомство с прибаутками, песенками, игрой и сказкой о петушке. Вызвать желание помочь петушку.
Занятие 6. Трое маленьких котят
(Итоговое занятие-развлечение «Домашние животные»)
Цель.
Закрепить в памяти прибаутки, привлечь всех детей к играм, инсценировкам, пляскам.
Занятие 7. Золотой венок
Цель.
Знакомство с летними крестьянскими работами, со сказкой «Золотой венок», игрой с «волком» в «воротики», с загадками о природных явлениях, народной песней.
Занятие 8. Наша-то хозяюшка
Цель.
Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари, привлечь детей к посильной помощи, отметить желание помочь друг другу героев сказки «Репка».
Занятие 9. Для умелой руки все работы легки
Цель.
Положительная оценка трудолюбия и желания помочь в работе. Закрепление знаний о предметах домашнего обихода и умений пользоваться ими. Знакомство с русской пословицей и сказкой «Бабушка, внучка да курочка». Учить понимать юмор сказки. Повторение колыбельной.
Занятие 10. Что есть в печи – все на стол мечи
Цель.
Дать понятие о русском гостеприимстве, традиционных русских блюдах и посуде, о поведении за столом. Знакомство с пословицами и сказкой «Заюшкина избушка».
Занятие 11. Заинька в гостях
Цель.
Продолжение разговора о гостеприимстве. Вызвать ласковое отношение к маленькому гостю. Знакомство с русскими прибаутками и загадками о зайке, сказкой «Заяц-хваста». Вызвать ироничное отношение к хвастовству. Показать, как рубят капусту.
Занятие 12. Покатился колобок
Цель.
Воспитание дружелюбия. Используя сюжет знакомой сказки, повторить народные игры, загадки, прибаутки.
Занятие 13. Здравствуй, гостья зима
Цель.
Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать детей к их осмыслению.
Знакомство с детской зимней деревенской одеждой и традиционными зимними забавами. После просмотра сказки оценить поведение лисы (жадничает, ворует, обманывает, насмехается над обиженным), сравнить с отношением детей к голодному волку на прошлом занятии, когда они покормили волка пирожками.
Занятие 14. Кто в теремочке живет, играет да поет?
Цель.
Знакомство со сказкой «Теремок», отгадывание загадок о животных. Игра на ложках, дощечках, стиральной доске, трещотке.
Занятие 15. Мы из сказки
Цель.
Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.
Занятие 16. Звери у елки
Цель.
Создание радостного предновогоднего настроения с помощью веселых народных игр и хороводов. Отгадывание загадок о животных, просмотр диафильма по знакомой сказке.
Занятие 17. В гостях у матрешек
Цель.
Знакомство с матрешкой, женским народным костюмом. Напоминание об обычае хождения в гости с гостинцами. Вспомнить, как называются некоторые предметы домашней утвари, для чего они предназначены.
Занятие 18. Рождество встречаем, пляшем и играем
Цель.
Рассказать детям о Рождестве Христовом. Создать праздничное настроение.
Занятие 19. Матрешечки-круглешечки
Цель.
Знакомство с частушками. Пляска в русских сарафанах. Учить коллективно работать в мастерской. Обратить внимание детей на то, что работой можно приносить кому-то радость.
Занятие 20. Кто у нас хороший?
Цель.
Знакомство с русским костюмом мальчика, с хороводом «Ходит Ваня». Вовлекать детей в инсценирование песенок и прибауток, не требуя от них качества, но радуясь активности.
Занятие 21. Товару много всякого
Цель.
Сообщить простейшие сведения о ярмарке. Знакомство с народной песней «Где был, Иванушка?» Повторение названий предметов посуды. Создание веселого настроения с помощью прибауток, инсценировок и игры в карусель.
Занятие 22. Дудку куплю – плясать пойду
Цель.
Развитие темы «Ярмарка». Подчеркнуть веселый характер Петрушки, традиционного русского ярмарочного персонажа. Игра на шумовых инструментах, повторение их названий.
Занятие 23. Как по воду ходили
Цель.
Знакомство с колодцем и рукомойником. Сказку «Мороз Иванович» рассказать в простом варианте, используя куклы и предметы по содержанию сказки. Напомнить, что хорошая работа приносит радость.
Занятие 24. Аленку купаем, песню напеваем
Цель.
Воспитание ласкового, заботливого отношения к маленькому ребенку. Знакомство с песенками, пестушками и потешками на тему «Купание». Привлечение детей к помощи по хозяйству. Знакомство со сказкой «Липунюшка».
Занятие 25. Заботимся сами о бабушке, маме
Цель.
Продолжение темы заботливого отношения к людям. Показать необходимость такой заботы. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» и иллюстрациями к ней.
Занятие 26. Ладушки-ладушки
Цель.
Знакомство с народными пальчиковыми играми, новыми потешками и повторение известных игр. Ознакомление с театром теней.
Занятие 27. Птички-птички, к нам летите
Цель.
Знакомство с традицией зазывать весну, птиц, с закличкой как формой русского фольклора. Отгадывание загадок о птицах, знакомство с прибауткой «Две тетери», вызвать интерес к народной игре «Гуси и волк», вызывая у детей эмоциональный отклик на происходящие в ней события. Для создания радостного настроения использовать костюмированное театральное представление и подарки.
Занятие 28. Солнечный зайчик
Цель.
Знакомство с русской народной сказкой «Солнечный зайчик». Отметить пользу взаимовыручки и радость, которую приносят доброта и дружба. Повторение знакомого хоровода.
Занятие 29. Солнце припекло – одеяло утекло
Цель.
Знакомство со сказкой «Снегурочка». Повторение загадок и пословиц о снеге. Радостно встретить смену времен года.
Занятие 30. Дождь и радуга
Цель.
Знакомство с народной календарной сказкой «Мужик и дождь», новыми закличками, загадками о дожде и радуге. Поощрять желание дружной работой помочь медвежонку.
Занятие 31. Гуляй, да дела не забывай
Цель.
Продолжение темы помощи старшим, воспитание уважительного отношения к окружающим, умения мириться и раскаиваться в плохих поступках. Знакомство с народной плясовой «На зеленом лугу».
Занятие 32. Пасха красная
Цель.
Веселая встреча Пасхи. Знакомство с народными пасхальными играми и песнями. Изготовление подарка родным.
Занятие 33. Месяц май – сколько хочешь, гуляй!
Цель.
Организация «сказочной» прогулки, повторение знакомых закличек, игр, песенок. Знакомство с песней о березке. Инсценировка сказки с привлечением детей постарше, участие в ней всех детей. Упоминание о св. Георгии (Егории Храбром) и о народных обычаях и поверьях, связанных с ним.
Занятие 34. Уж как я ль мою коровушку люблю
Цель.
Знакомство с крестьянскими домашними животными и связанными с ними произведениями народного фольклора и обычаями. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца».
Занятие 35. Козынька-козочок, острый рожок
Цель.
Продолжать знакомство с домашними животными в крестьянском хозяйстве (
коза
) и с соответствующими произведениями русского фольклора. Учить заботливому отношению к домашним животным. Знакомство с трудом кузнеца, чтобы детям легче было понять слова «кузнец» и «сковал» в сказке «Волк и семеро козлят». Отметить, что добро всегда побеждает, а обманывать и быть злым – плохо.
Занятие 36. Как без дудки – вот беда – ходят ноги не туда
Цель.
Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, познакомить с новыми прибаутками, повторить знакомые песню и танец, создать у детей веселое настроение игрой на шумовых инструментах и предметах домашней утвари, напомнить их название и назначение.
Средняя группа
Задачи воспитания.
Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них; воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года; дружно и слаженно заниматься общей работой, чувствовать успешность совместного труда; продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках; продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней; расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода. Таковы основные
направления нравственного воспитания
дошкольников этой возрастной группы в единении с
эстетическими и познавательными задачами.
Занятие 1. Травушка-муравушка
Цель.
Беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд».
Занятие 2. Заскочил козлик в огород
Цель.
Воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла».
Занятие 3. Веселые гости
Цель.
Учить понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок».
Занятие 4. Хозяйкины помощники
Цель.
Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку.
Занятие 5. В гостях у матрешек
Цель.
Напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей». Совместное чаепитие.
Занятие 6. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат
Цель.
Знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь».
Занятие 7. Гость на гость – хозяйке радость
Цель.
Развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».
Занятие 8. Мишуткина сказка.
Цель.
Напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.
Занятие 9. Три медведя будут рады
Цель.
Учить исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком. Роспись бумажной тарелочки – учить пользоваться квачиками разного размера.
Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил
Цель.
Учить отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.
Занятие 11. Нынче ярмарка у нас!
Цель.
Отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров.
Занятие 12. Курица-красавица
Цель.
Беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари.
Занятие 13. Одеяло для медведя
Цель.
Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Учить получать радость от бескорыстной помощи.
Занятие 14. Про зайца
Цель.
Обобщение известного детям фольклора о зайце. Учить детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение.
Занятие 15. Аннушкины песенки
Цель.
Продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской.
Занятие 16. Зима-проказница
Цель.
На основе текстов К. Ушинского и сказки «Проказы Старухи-Зимы» провести беседу о русской зиме, обратить внимание детей на то, как живут в эту трудную пору люди и животные. Напомнить о необходимости заботиться о птицах и домашних животных, жалеть их. Знакомство со сказкой «Берестяная коробочка» и подвижной игрой «Два Мороза».
Занятие 17. Как Мороз в деревню ходил
Цель.
Помочь детям почувствовать поэзию русской народной сказки «Как Мороз в деревню ходил». Напомнить о наступающем Рождестве и деревенских обычаях его празднования. Знакомство со сказкой «Как волк лису обманул».
Занятие 18. Веселый праздник – Рождество
Цель.
Продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями. Знакомство с рождественской сказкой и игрой «Снежок».
Занятие 19. Перепутки ради шутки
Цель.
В игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».
Занятие 20. Скалка, помоги испечь пироги
Цель.
Познакомить детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.
Занятие 21. Привередница
Цель.
Поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель».
Занятие 22. Платок – посередочке цветок
Цель.
Познакомить детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие художественного вкуса.
Занятие 23. Не в свои сани не садись
Цель.
Рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».
Занятие 24. Тень-тень-потетень, веселимся целый день
Цель.
Весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.
Занятие 25. Приди, весна, с радостью
Цель.
Всем вместе порадоваться приходу весны. Назвать новые загадки, заклички, песни, «величание», игры. Рассказать народное поверье о том, что птица кулик замыкает зиму.
Занятие 26. Весна зиму поборола
Цель.
Учить замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. Коллективная работа «Солнышко» – обучение слаженно и дружно трудиться.
Занятие 27. Медвежонок проснулся
Цель.
Познакомить с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге.
Занятие 28. Помоги нам, Петя, разбудить медведя
Цель.
Познакомить с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке.
Занятие 29. Хочешь есть калачи – не лежи на печи
Цель.
Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками.
Занятие 30. Выше города плетень
Цель.
Учить мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры.
Занятие 31. Кораблик
Цель.
Учить проявлять заботу о попавших в беду. Познакомить со сказкой «Чувилюшка» и инсценировкой по мотивам народной сказки «Кораблик», поиграть в знакомые народные игры.
Занятие 32. Пасхальная забава
Цель.
Знакомство с пасхальными обычаями и играми. Изготовление двупланного панно. Учить дружно работать и играть.
Занятие 33. Жар-птица с березой не сравнится
Цель.
Воспитывать любовь к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как
светец, лучина, банный веник.
Занятие 34. Дождик вымочит, а солнышко высушит
Цель.
Знакомство с фольклором о природных явлениях. Учить заботиться о деревце. Выразительно и эмоционально рассказывая «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке», добиваться осуждения детьми зла и стремления к торжеству добра.
Занятие 35. Сказка своими руками
Цель.
Продолжение темы любви к родной природе. Совместное со взрослыми рисование квачиками на тему сказки «Волшебное блюдечко».
Занятие 36. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!
Цель.
Занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Проект «Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Духовный человек мыслит своими мыслями, а чувствует чужими чувствами… . (Л. Н. Толстой)
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно — нравственной сфере создания человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, а значит и ответственного. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируется такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, стремление к добродетели, совестливость и справедливость. Формирование нравственных и этнических ценностей родной культуры с раннего детства – это самый единственный, а потому и самый верный способ воспитания нравственности духовности.
В содержание духовно-нравственного воспитания входят: • События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края. • Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий). • Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение. • Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны. Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка. Задачи образования: • Познавательные:
1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств. 2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку. 3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. 4. Познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян. 5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. 6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины) . 7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)
• Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа. 2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым. 3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
• Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные способности детей; 2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную) ; 3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое; 4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое; 5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик) Дидактические средства: • Традиции, обряды народных праздников и быта россиян; • Былины, сказки, пословицы (фольклор) ; • Народные игрушки; • Предметы быта; • Предметы декоративно-прикладного искусства; • Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории; • Фотографии; • Репродукции, иллюстрации;; • Схемы, модели, символы (геральдика) ; • Видео, аудио продукция.
Методы работы с детьми: 1. Наглядные: показ наглядно – демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения, проведение дидактических игр, просмотр видео материалов. 2. Словестные: Сообщение материала педагогом, чтение, литературных произведений, Загадывание загадок, разучивание стихов. 3. Практические: Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности. Формы работы с родителями: • Диагностического характера: 1. Анкетирование. 2. « За круглым столом». • Информационно – методического характера: 1. Информационные стенды. 2. Тематические родительские собрания. 3. Индивидуальные консультации и беседы. 4. Открытые показы. 5. Изготовление папок – передвижек. • Культурно – массового характера: 1. Праздники и развлечения. 2. Выставки народно – прикладного творчества. С педагогами и сотрудниками ДОУ: 1. консультации; 2. педсоветы, семинары-практикумы; 3. экскурсии в Храм; 4. беседы, беседы-диспуты; 5. подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми; 6. анкетирование и тестирование; 7. подготовка и проведение занятий-утренников. На утренниках угощение традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Нужно отметить, что во время воспитательно — образовательного процесса педагоги имеют прекрасную возможность формировать, и направлять нравственную составляющую детского характера. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Мамин день», «Сороки», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица) . Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта. Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя. Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника. В заключении хочется отметить: данная концепция работы духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет: • Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка. • Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания. • Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла
Рекомендуем посмотреть:
Конспект беседы в старшей группе о благотворительности и милосердии Проект «Лондон». Английский в детском саду Краткосрочный Новогодний проект для детей 5-7 лет. Санта Клаус и его друзья Краткосрочный информационно-познавательный проект «О лыжах» для детей старшей группы
Похожие статьи:
Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников