Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС


Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС
Значение, цели и задачи игры Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории: — младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными; — раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых; — дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил. В раннем возрасте — игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину Цели и задачи игры Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса: Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре; Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства; Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам; Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации. Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения» Напольная игра «Рыбалка» для детского сада своими руками Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа Музыкальные и ритмические игры для детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет

Развивающая игра в подготовительной группе детского сада

Игры с мячом для детей 5-6 лет дома с родителями

Развитие игровой деятельности в свете ФГОС

Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.

Учет особенностей участников игры.

Учет времени проведения игры.

В современной классификации игр выделяют игры с фиксированными, открытыми правилами, игры со скрытыми правилами.

Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:

1.Игра как культурная практика: свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.

2.Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.

Игровое обучение направляется комплексом мотивов ребенка:

Познавательный — интерес к материалу, новизне событий.

Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.

Процессуально— содержательный- побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.

Выделяют три типа мотивации:

1.Игровая

2. Мотивация в условиях помощи взрослому

3.Мотивация личной заинтересованности.

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке»,

ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме: 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. 2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. 3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь. 5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Статья «Организация игровой деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»

  • Журавлева Марина Владимировна, старший воспитатель
  • Преснякова Валентина Петровна, воспитатель

ГБОУ ООШ № 9 г.Новокуйбышевска структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса» 2022г.

Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, А.П. Усовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

  • в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…
  • в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…
  • для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Существует несколько классификаций игр.

Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой)

  • Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры: Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры: сюжетно – отобразительные; сюжетно – ролевые; режиссёрские; театрализованные;

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие: Сюжетно-дидактические; подвижные; музыкально-дидактические;

Досуговые игры: игры – развлечения; интеллектуальные; празднично – карнавальные; театрально – постановочные;

  • Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные

Требования к проведению игры:

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно — игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т.д.

Направления и задачи руководства игрой

Обогащение содержания игры

  1. Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов.
  2. Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.

Формирование предметных способов решения игровых задач

3. Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием.

4. Своевременно формировать игровые действия с предметами — заместителями.

5. Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами.

6. Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом.

7. Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы.

Развитие самостоятельности

8. Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач.

9. Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач.

Побуждение к взаимодействию в игре

10. Поощрять интерес к играм сверстников.

11. Приучать играть, не мешая друг другу.

К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает «политематизм». Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи.

Поскольку игровые способы отображения окружающего мира достаточно сформированы, то дети легко справляются с выбором наиболее приемлемых для конкретной игровой ситуации предметных и ролевых способов решения игровых задач.

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно — ролевой игры — ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», ФГОС ДО). По мере обогащения жизненного опыта развитие звуковой и интонационной культуры речи ролевые действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления детей об окружающем мире.

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Играющие стараются самостоятельно разрешать конфликты, возникающие по поводу игры.

Усложнение задач руководства игрой

Направления и задачи руководства игрой

Обогащения содержания игры

  1. Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи.
  2. Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми

Способы решения игровых задач

3. Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач.

4. Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли.

5. Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы

Взаимодействие в игре

6. Побуждать ставить игровые задачи сверстникам.

7. Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия.

8. Поддерживать длительное взаимодействие в игре

Самостоятельность

9. Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

10. Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

11. Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:

  • Непрерывная образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
  • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
  • Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности

Одним из основных принципов дошкольного образования (ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта — «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, подчеркивается:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте.

В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде определено что:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа: Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. На четвёртом году жизни ребёнку необходим развёрнутый центр сюжетно – ролевых игр с яркими особенностями атрибутов. В среднем – старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры (режиссёрская игра: мелкие игрушки, конструктор, макеты и т.д.), кроме того в предметно – развивающей среде должно учитываться формирование психологических образований в разные годы жизни.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО.

Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах а Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования — это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Следующая >

«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»

автор: Арутюнян Нонна Карлени

старший воспитатель МОУ Центр развития ребенка №2 Центрального района Волгограда

«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»

«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»

семинар-практикум

для воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда

Подготовили:

Арутюнян Нонна Карлени,

старший воспитатель МОУ Центра развития ребенка № 2

Волгоград

2021

Место проведения: МОУ Детский сад № 328 Центрального района Волгограда.

Тема: «Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности».

Форма мероприятия: семинар-практикум.

Цель: Цель семинара: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ожидаемый результат:

  • расширение и уточнение понятийного аппарата;
  • углубление знаний по содержанию ФГОС ДО;
  • практическое использование инновационных игровых технологий в работе с детьми.

Средства: опрос, практические упражнения, дидактическая игра, беседа, анкеты, рефлексия, интерактивная игра.

Форма работы: групповая, подгрупповая

Длительность мероприятия: до 90 минут

Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, раздаточный материал для выполнения практических упражнений: клей, карандаши, кисти, краски, ручки, маркеры, листы цветной бумаги, шнурочки, ножницы, тематические картинки; игры Воскобовича, авторские дидактические игры и пособия.

Демонстрационный материал:

Магнитная доска 1 – «Песочные часы » («Наши ожидания», и «Наши впечатления» — рефлексия)

Магнитная доска 2 – Опрос всех участников мероприятия «Характеристика игровых технологий»

Раздаточный материал: маркеры, ручки, доска с магнитами, бумага писчая, анкеты, дидактические игры, памятки.

\

План проведения мероприятия

24 марта в 10.00 в МОУ «Детский сад № 328 Центрального района Волгограда».

ВремяСодержаниеОтветственный
09.45 – 10.00 Регистрация участников городского семинара-практикума.
10.00 – 10.05Приветственное слово участникам семинара — практикума.
Введение в тему семинара – практикума.
Вишнякова
Елена Ивановна, старший методист Центрального районного отдела МОУ ЦРО
Теоретическая часть семинара – практикума.
10.05 – 10.20«Традиционные игровые технологии в образовательной деятельности», сообщение из опыта работы.Арутюнян
Нонна Карлени, старший воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда»
10.20 – 10.35«Роль современных игровых технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников», сообщение из опыта работы.Чиркова
Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада

№ 328

10.35 – 10.45«Использование онлайн тренажёра «Learning Apps» в дидактических играх дошкольников», сообщение из опыта работы.Комарова
Эльвира Николаевна, старший воспитатель;

Кривякина

Маргарита Алексеевна, учитель-логопед МОУ «Детский сад № 315 Центрального района Волгограда»

Практико – теоретическая часть семинара – практикума.
10.55 – 11.10«Организация и руководство сюжетно – ролевыми играми дошкольников», сообщение и видеофрагмент из опыта работы педагогов по организации сюжетно – ролевых игр с воспитан-никами старшего дошкольного возраста.Ракитина
Светлана Викторовна, старший воспитатель МОУ «Детский сад № 95 Центрального района Волгограда»
11.10 – 11.20«Применение игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста», практикум.Морозова
Татьяна Сергеевна, педагог-психолог МОУ Детского сада № 328
11.20 – 11.35«Использование игровых компьютерных технологий с целью развития представлений об окружающих природных объектах у детей младшего дошкольного возраста», сообщение и видеофрагмент из опыта работы педагогов.Данько
Анна Васильевна, старший воспитатель;

Лявина

Светлана Владимировна, воспитатель МОУ «Детский сад № 307 Центрального района Волгограда»

11.35 – 11.50«Работа с интерактивной доской в игровой деятельности дошкольников в процессе обучения ПДД», презентация опыта работы с демонстрацией видеофрагмента по организации работы педагогов с воспитанниками.Яковлева
Надежда Ивановна, старший воспитатель;

Богачёва

Юлия Михайловна, воспитатель МОУ «Детский сад № 100 Центрального района Волгограда»

11.50 – 12.00«Волшебный мир развивающих игр
В.В. Воскобовича», из опыта работы педагогов по использованию технологии в образовательной деятельности.
Савинкина
Татьяна Анатольевна, воспитатель МОУ Детского сада № 328
12.00 – 12.10«Авторский подход к разработке дидактических развивающих игр и пособий», презентация опыта работы педагогов по изготовлению авторских игр и пособий.Арутюнян
Нонна Карлени, старший воспитатель;

Попугаева

Лариса Валерьевна, воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда»

12.10 – 12.20«Система оценки ECERS-R: организация игрового пространства дошкольной образовательной организации в контексте взаимодействия педагогов и детей», мини-лекция с элементами обсуждения.Буланова
Людмила Владимировна, специалист кафедры дошкольного и начального общего образования

ГАУ ДПО «ВГАПО»

Групповая работа.
12.20 – 12.40Творческая мастерская «Каша из топора».
Изготовление и презентация развивающих игр и пособий.
Арутюнян
Нонна Карленовна, старший воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда»;

Чиркова

Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада

№ 328

12.40 – 12.50Рефлексия с использованием методики «Песочные часы».Чиркова
Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада

№ 328

12.50 – 13.00Обмен мнениями.
Подведение итогов городского семинара-практикума.
Вишнякова
Елена Ивановна, старший методист Центрального районного отдела МОУ ЦРО
Кофе – тайм.

Ход мероприятия:

Перед началом семинара каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются по подгруппам (четыре группы).

Приветственное слово:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас на нашем семинарском занятии. Сегодня мы поговорим об игровых технологиях как форме организации образовательной деятельности с детьми. И мы: старший воспитатель Центра развития ребенка № 2 Арутюнян Нонна Кареновна и старший воспитатель Детского сада № 328 Чиркова Оксана Викторовна представим вашему вниманию как теоретическую, так и практическую сторону данного вопроса. Также хочется отметить, что сегодня мы постараемся рассказать об опыте работы коллег Центрального района по данному направлению.

Оксана Викторовна:

Уважаемые коллеги! У вас на столах находятся желтые кружочки, которые символизирует песчинку на наших песочных часах, мы предлагаем вам написать свои ожидания от участия в семинаре. (Блиц – опрос – человек 6-7 озвучивают свои ожидания. Затем представитель каждой группы наклеивают на верхнюю часть песочных часов кружочки).

Ожидания могут быть следующими:

  • получить новую информацию;
  • узнать об опыте коллег;
  • углубить знания по ФГОС ДО;
  • удостовериться, что я на правильном пути.

Когда одного ученого спросили: «Что вы будете делать, если начнется конец света?», — он ответил: «Играть». Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно, азартно играет на биржах, аукционах, стадионах, сценах. Но, к сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Замечена еще одна тенденция: играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все чаще проявляются примитивные игровые формы. Именно поэтому мы сегодня остановились на игровых технологиях как основной форме организации детской деятельности.

Нонна Кареновна:

Мы уверены, что все вы знаете понятие таких терминов как «педагогическая технология», «современные игровые технологии ДО», «методика обучения», «методы обучения».

Сегодня мы их еще раз рассмотрим и увидим чем отличается педагогическая технология чем она отличается от метода и методики, какие существуют игровые технологии в дошкольном образовании и в чем их суть.

Что такое метод?»

(метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания — взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания).

— Вопрос воспитателям: «Что такое методика?» (методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте).

— Таким образом, схематически соотношение методов и методики можно выразить следующим образом (Приложение 1).

Оксана Викторовна:

вопрос воспитателям: «А что же такое педагогическая технология?» (Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).

В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?

Попробуем выразить соотношения метода, методики и технологии схематически (Приложение 2).

Существенными признаками педагогической технологии являются (Приложение 3):

  • Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
  • Четкая логика и последовательность правил;
  • Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
  • Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
  • Подробная детализация, жесткий алгоритм;
  • Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.

Сущностью технологии является методика.

— Таким образом, отличиями метода, методики и технологии являются (Приложение 4):

  • Метод – это совокупность приемов; методика – это совокупность методов; технология – это оптимальный комплекс методов и средств;

 Методика и технология отличаются исходным объектом: для методики – это «усредненный» ребенок, для технологии – детальная информация об исходном состоянии каждого ребенка;

  • Методика и технология отличаются степенью проработки, детализации: методика – общее направление деятельности (например, методика обучения грамоте), а технология – это подробный маршрут с четко указанным инструментарием (например, технология проблемного обучения);
  • Методика и технология отличаются по содержанию: методика – это ядро, сущность технологии, ее внутреннее содержание, а технология – инструментарий вокруг ядра (методики), который может изменяться, ускоряя процессы, но сущность остается прежней. (например, методика обучения грамоте – это сущность, а комплекс наиболее эффективных приемов, оптимальный алгоритм и т.п. в совокупности с методикой – это технология);
  • Методика и технология отличаются результатом: исход методики трудно предугадать, т.к. он зависит от многих факторов (в том числе и от личностных качеств педагога); технология дает гарантированное получение запланированного результата, на ее применение меньшее влияние оказывают субъективные факторы по причине подробной регламентации деятельности.

Нонна Кареновна:

«Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» (Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Технология рождается из опыта и в последующем может стать основой для создания программы).

Схематически место программы дошкольного образования можно отобразить (Приложение 5).

Надеемся, что вы с нами согласитесь, что игровая технология – это развитие. Образно мы постарались представить ее в виде айсберга (обращаем внимание на изображение айсберга, на поверхности незначительная часть, а под водой большая). Не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что профессиональное мастерство и опыт по реализации игровых технологий похоже на айсберг?

Однако, организация и руководство игровой деятельностью является для нас проблемой, а любая проблема содержит видимую и невидимую стороны Видимая сторона: недооценивание значений игры, замена игры другим видом деятельности, ускорение темпов развития ребенка, выполнение социального заказа – подготовить ребенка к школе. Но при решении любой проблемы важно не замыкаться только на видимой части, важно подумать, как избежать опасности столкновению с подводной частью.

У вас на столах разложены конверты с готовыми фразами, Вам нужно из этих фраз сформулировать трудности, которые наиболее часто встречаются в процессе реализации проблемы (опрос согласны ли вы с этими утверждениями).

Подводная часть: 1. незнание методики проведения игры, 2 неумение взрослых играть, 3. Отсутствие разнообразия в тематике игр, 4. Трудности в организации игровой среды.

Оксана Викторовна: в связи с этим мы обозначили проблему: Что такое и как использовать игровые технологии.

Еще раз вспомним, что же подразумевает понятие «игровые педагогические технологии

»?

ИПТ — обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Рассмотрим традиционные игровые технологии — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Дидактические игры

Нонна Кареновна:

все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов:

  • Игровой замысел
    – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры.
  • Дидактическая (обучающая) задача –
    основной компонент.
  • Игровые действия
    – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
  • Игровые правила –
    обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
  • Результат —
    который является финалом игры, придает игре законченность.
  • Оборудование

Игровой замысел

– первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или
дидактическая задача
. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия

– основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Каждая дидактическая игра имеет правила

, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Оксана Викторовна:
проведение дидактических игр включает:
При проведении дидактических игр важно не только

— ознакомление детей с содержанием игры;

— объяснение хода правил игры;

— показ игровых действий;

— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

Но и результат игры, который подразумевает действия детей и подведение итогов данного действия. Уважаемы, коллеги, мы думаем, что вы с нами согласитесь, что дидактическая игра – лучший друг воспитателя, ее можно использовать:

-на занятиях;

— в самостоятельной деятельности детей:

— как составной частью занятия;

— основной формой организации учебного процесса.

Сюжетно – ролевые игры

Нонна Кареновна: сейчас мы вам напомнить компоненты сюжетно-ролевой игры:

— Сюжет;

Содержание –

то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

Роли —

которые исполняют дети в процессе игры;

Игровые действия,

с помощью которых дети реализуют роли; игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. Отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. (фото сюжетно-ролевой игры).

Надо помнить, что отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является творчество детей (каждый ребенок в сюжетно-ролевой игре проживает свою роль). Таким образом, дети в сюжетно-ролевой игре рас определяют роли, договариваются о сюжете, а результативностью данных игр – социальный опыт детей.

Оксана Викторовна:

длительность сюжетной игры:

— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). ФОТО

(на слайде сопоставить сюжетно и дид. игры)

Подвижные игры

Подвижные игры

– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Отличительной особенностью является четкое соблюдение правил игры. Целью любых подвижных игр является развитие как физических так и психических процессов.

Для подвижных игр характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Нонна Кареновна: содержание игры

определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила

в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

Руководство

подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.

Результатом подвижных игр является желание детей повторить игру.

Уважаемые, коллеги, сейчас мы рассмотрели часть традиционных игровых технологий и хотелось бы отметить наиболее частые ошибки в руководстве детской игрой.

Оксана Викторовна: ошибки в руководстве детской игрой

Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.

— подавление творческой инициативы и самостоятельности детей (педагог должен быть не руководителем, а партнером в игре);

— отсутствие внимания к детской игре (Руководство, наблюдательность, своевременное включение в игру).

— ограничение свободного доступа к играм и игрушкам (по стандарту дошкольного образования организация самостоятельной деятельности выдвигается на первый план, т.о., воспитатель должен создать условия и подтолкнуть детей к этой деятельности: подсказать идею или сюжет игры).

— отсутствие необходимой игровой среды (игровую среду необходимо обновлять развивающими играми и игрушками, которые используются в различных вариантах)

А теперь рассмотрим «Роль современных игровых технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников»

Начнем со всеми известных вам игр Воскобовича, которые оказывают большое значение в обучении детей.

Технология В.В.Воскобовича состоит из 10 комплектов игр. По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича условно делятся на 3 группы:

  • 1-ая группа игр направлена на математическое развитие детей. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями — манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Например «Прозрачные цифры», «Геоконт», «Математические корзинки», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Чудо цветик» и т.д.
  • 2-ая группа — это с буквами, звуками, слогами, словами. Например, «Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Шнур затейник».
  • 3-тья группа — универсальные игровые обучающие средства, объединяющие различные виды деятельности детей (экологическое воспитание, обучение грамоте, ознакомление с окружающим, конструирование, математическое и речевое развитие). Например, «Игровизор», «Коврик, ларчик».

Нонна Кареновна:

следующая современная игровая технология – информационно – коммуникационные технологии.

Всем нам известно, что мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Именно это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет, интерактивный стол и др.).

Сейчас мы рассмотрим требования к компьютерным программам ДОУ:

  1. Исследовательский характер
  2. Легкость для самостоятельных занятий детей
  3. Развитие широкого спектра навыков и представлений
  4. Возрастное соответствие
  5. Занимательность.

Классификация программ:

  1. Развитие воображения, мышления, памяти
  2. Говорящие словари иностранных языков
  3. Игры-путешествия, «бродилки»
  4. Использование мультимедийных презентаций в различных образовательных областях
  5. Арт-студии.

Уважаемые коллеги, напоминаем Вам, что любая информационно-коммуникационная технология — прежде всего дидактика, которая предполагает: интерактивность, занимательность и развивающий характер.

В результате использования ИКТ у детей дошкольного возраста хорошо развивается воображение.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Оксана Викторовна:

среди широко используемых в практике современных
игровых технологий можно выделить квест- технологию
. «Квест» – это командная игра. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Уважаемые коллеги, обратите внимание на слайде перечислены известные вам формы организации детской деятельности: игры-путешествия, соревнования, викторины, проекты – квест — технология объединяет все эти понятия.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

  1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец. ФОТО
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов. ФОТО
  3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен. ФОТО
  4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем. ФОТО

Можно отметить, что квест технологии прежде всего развивают коммуникативные способности, познавательный интерес. Работают на результат и создают у ребенка ситуацию успеха.

Нонна Кареновна:Технология Синквейн

Синквейн— пятистрочная стихотворная форм, используемая в дидактических целях.

Синквейн это более высокая форма организации игровой деятельности, где при слаженной команде играющих детей достигается эффективный результат.

Синквейн является игровым приемом, который чаще всего используется с детьми подготовительной к школе группы, например, интересная интеллектуальная игра или как прием для описания картины. Технология синквейн – это прежде всего обучающая и развивающая игровая технология.

Вот мы и рассмотрели существующие игровые технологии, и предлагаем вам распределить игровые технологии по следующим характеристикам: развивающие игры, обучающие игры, игры на развитие воображения, творческие игры, игры на физическое и психическое развитие.

Практическая часть

  1. «Каша из топора»

Задание:

из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

В сундучке следующие предметы:

— Картон, ножницы, цветная бумага, клей

— Прищепки и лист А-4, веревка, крышки от бутылок

— Спички

Воспитатель это творческая личность, которая может из ничего сделать волшебство, в этом вся суть профессии. А сейчас мы предлагаем вам поиграть, в нашем сундучке находятся 4 конверта, приглашаем представителей групп подойти и выбрать себе конверт. В конвертах находятся необходимые материалы, которые помогут вам придумать и презентовать нам дидактическую или развивающую игру на ваше усмотрение. Ваша задача составить игру, назвать ее правила и презентовать (у вас 10 минут на составление и 10 минут на представление) (на слайде алгоритм составления игры): название, цель, правила, результат.

Подведение итогов: Буланова Людмила Владимировна.

Нонна Кареновна:

«Скажи мне — и я забуду; покажи мне — может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Эти слова Конфуция помогают моей работе с детьми при организации игровой деятельности. Чтобы вовлечь в образовательный процесс всех детей группы, добиться хороших результатов, я стараюсь на занятиях использовать игровые технологии и интерактивные формы работы.

Итоговая рефлексия «Песочные часы»

Оксана Викторовна:

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вернуться к нашим песочным часам, куда вы прикрепили свои ожидания от сегодняшнего мероприятия, предлагаем вам высказать свои впечатления (записываем). Далее педагогам раздаются памятки: традиционные и современные технологии, руководство игрой, ошибки воспитателя, рекомендуемая литература.
«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]