Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.
Техники рисования на световом планшете
1. Насыпание
. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий.
2. Щепоть
. Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.
3. Ладонь
. Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.
4. Кулак
. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.
5. Рисование пальцами
. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.
6. Рисование с использованием инструментов
. Рисунки, линии, орнаменты создаются при помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от силы нажима.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 131» Кировского района г. Саратова
Педагог-психолог высшей квалификационной категории Матвеева Татьяна Сергеевна г. Саратов
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Песочная терапия – разновидность игровой терапии.
Возможности песочной терапии многогранны, но сегодня мне хотелось бы остановиться только на ее преимуществах, связанных с адаптацией детей раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Существует большой комплекс упражнений и игр с мокрым и сухим песком. С погружением рук в песок и на его поверхности. Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что в первую очередь нужно использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес для меня представляют такие игры как:
- «Отпечатки наших ручек»,
- «Идут медвежата»,
- «Прыгают зайки», и др.
также предлагаю детям
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки);
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
На этапе прикосновений к поверхности сухого песка, я использую такие игры и упражнения как:
- Игра «Здравствуй песок!»
- Игра «Песочный дождик»
- Упражнение «Песочный ветер»
- Игра «Необыкновенные следы».
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
На данном этапе я использую игры:
- Игра «Песочные прятки»
- Игра «Спрячь игрушки»
- Игра «Детские секретики»
- Упражнение «Веселые пальчики» и др.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
На этом этапе я использую игры:
- Игра «Ручеек течет»
- Игра «Дождик моросит»
- Игра «Речка и ручеек»
- Игра «Куличики»
- Игра «Норки – холмики» и др.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: «Заборчики». (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, я начинаю работу сначала.
Работу с песком завершаю, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.
Заключение: таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Следующая > |
Игры и арт-терапевтические упражнения
Песочный пляж
Предложите ребенку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберет горсть и как можно сильнее сожмет пальцы. На выдохе ребенок постепенно высыпает песок и расслабляется.
Цель:
развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.
Дорожки
Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.
Цель:
улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.
Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Песочные каракули
Играют двое. Один человек закрывает глаза, в это время второй рисует на песке простую каракулю. Затем первый участник открывает глаза и может дорисовать каракулю, превратив ее в какое-то понятное изображение. Затем игроки меняются ролями.
Цель:
развитие воображения.
Моя любимая игрушка
Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.
Цель:
развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.
Звериные портреты
Предложите ребенку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление. Попросите маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.
Цель:
знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.
Загадки
Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.
Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.
Цель:
развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.
Садовод
«Превратите» световой стол во фруктовый сад и предложите ребенку засадить его разными растениями. Малыш выполняет рисунки и рассказывает, что где растет. Попросите его описать фрукты, овощи и ягоды по цвету, форме и вкусу. Попробуйте вместе изобразить деревья и кустарники, на которых зреют плоды.
Цель:
знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.
Дорисуй картинку
Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра.
Цель:
развитие образной памяти, воображения.
Нарядные носочки
Дети играют в парах или со взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.
Цель:
развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.
Следы
Предложите ребенку представить, как выглядят следы определенных существ, например, бегемота или паучка, и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка.
Цель:
знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.
Письмена на песке
Подготовьте для игры вырезанные из картона буквы или цифры. Можно использовать крупные символы из магнитных наборов. Вручите ребенку букву или цифру и предложите вылепить ее из песка. Сгребайте песок ребрами ладоней и формируйте букву. Сверьте песочную букву с оригиналом и начинайте делать следующую. Так на световом столе возникнет целый Город Букв!
Буквы и цифры можно не только лепить, но и писать. Пусть ребенок рисует нужное изображение сначала пальчиком. Потом можно использовать палочку, удерживая ее как ручку.
Цель:
закрепление графического образа букв и цифр, формирование графомоторных навыков.
Фотограф
Играть нужно в паре. Оба участника внимательно смотрят друг на друга, стараются запомнить черты и прическу. После этого дети начинают рисовать песком портрет товарища – делать фотографию. Когда «снимки» будут готовы, обсудите, насколько точными они получились.
Цель:
развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.
Путешествие по сказочной стране
Пусть ребенок пофантазирует и нарисует на световом столе сказочное королевство. Дайте юному затейнику время для творчества, а затем попросите рассказать, как называется страна, кто в ней живет, какой характер у этих персонажей, какие события происходят в сказке.
Цель:
развитие фантазии, логики и связной речи.
В поисках клада
Для игры вам потребуются мелкие предметы или стикеры. Нарисуйте вместе с ребенком на листе бумаги карту-схему с условными изображениями дерева, реки, горы, леса, домиков. По этой карте создайте песочную картину.
Когда рисунок будет готов, попросите ребенка отвернуться и спрячьте на любом участке изображения маленький «секретик». В соответствующем месте на бумажной схеме поставьте крестик. Дайте карту маленькому кладоискателю и предложите отыскать сокровище.
Цель:
обучение рисованию карт-схем, развитие пространственного мышления, логики, воображения.
Песочные игры многообразны. Выберите световой стол для рисования песком, и пусть занятия помогают ребенку познавать себя и мир!
Комплекс занятий по песочной терапии в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
Комплекс занятий по песочной терапии в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия»
. Песочная терапия – разновидность игровой терапии.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка (или разогревающие игры)
. Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
На этапе прикосновений к поверхности сухого песка используют такие игры и упражнения как:
— Игра «Здравствуй песок!»
— Игра «Песочный дождик»
— Упражнение «Песочный ветер»
— Игра «Необыкновенные следы»
.
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
Игры:
Игра«Песочные прятки»
Игра«Спрячь игрушки»
Игра«Детские секретики»
Упражнение«Веселые пальчики»
и др.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель песочной терапииметодическая разработка (младшая группа) на тему
Основная цель песочной терапии — снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети, эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.
Использование данного терапевтического средства, как песок способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
- плохой сон, ночные кошмары;
- плохо развита мелкая моторика;
- истерики, непослушание, капризы;
- логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
- застенчивость, неуверенность в себе;
- агрессия, тревожность;
- нет взаимопонимания с родителями;
- расстройства невротического характера;
- недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);
- психосоматические заболевания;
- страх перед школой, садиком;
- частая плаксивость (без повода);
- ребенок пережил сильный стресс.
Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:
- Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
- Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
- Развитие воображения, творческого потенциала;
- Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
- Развитие самооценки и уверенности в себе;
- Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
- Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
- Формирование положительных черт характера.