Примерное планирование по теме «Правовое воспитание»; 1-4 классы
Голева Марина Александровна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода
Максимова Маргарита Вячеславовна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода
Актуальность
проблемы правового воспитания детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.
Цель данной работы – показать методы и приемы, используемые в воспитательной работе гимназии по формированию правового сознания младших школьников. Задачи: • обосновать задачи правового воспитания; • показать эффективные формы правового воспитания младших школьников.
Педагогические основы правового воспитания в образовательном учреждении
Наша гимназия работает по программе правового воспитания «Истоки», разработанной в соответствии с требованиями концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
При разработке программы учтены особенности развития ребенка младшего школьного возраста:
- участие в деятельности, которая носит общественный характер и является социальной по содержанию;
- расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.
Основными задачами программы являются:
- Ознакомление учащихся с правовыми актами государства.
- Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения.
- Способствование развития у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания, привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
- Содействие социализации учащихся.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
- Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
- Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.
Принципы организации работы
на занятиях и вне занятий с детьми
- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
- систематичность и последовательность
- коллективный анализ и оценка
- личный пример
- открытый диалог
- открытый диалог
- свобода выбора
- стимулирование
- сотрудничество
- увлечение
- доверие
Основные направления работы по правовому воспитанию
I. Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма). Включает в себя изучение документов
- Закона РФ «Об образовании»,
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- Конвенции ООН «О правах ребенка»,
- Семейного кодекса РФ.
II. Работа с учащимися. Включает в себя:
- Индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
- Классные часы о нравственном воспитании,
- Классные часы правовой направленности,
- Индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги,
- Вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков).
III.
Организация взаимодействия классного руководителя с социальным педагогом, педсоветом. Встречи с работниками МВД.
IV.
Наглядная агитация. Включает в себя
1. Выставки тематической литературы:
- «Права человека и права ребенка»,
- «Предупреждение вредных привычек».
2. Оформление тематических стендов:
- «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,
- «Телефон доверия»
3. Конкурсы плакатов:
- «Я не курю – и мне это нравится!»
- «Вредным привычкам – НЕТ!»
V.
Работа с родителями. Включает в себя
- Проведение родительских собраний, консультаций, бесед по правовым вопросам
- Проведение анкет-опросов среди родителей.
- Открытые показы образовательного процесса
- Проведение совместных мероприятий
- Индивидуальное консультирование специалистов.
Примерное программное содержание по правовому воспитанию
Классы | Содержательные линии |
1 | Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья. |
2 | Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История гимназии. Моя семья – мое богатство. |
3 | Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Новгородской области. Обычаи и традиции жителей Новгородской области. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты. |
4 | Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Патриотизм. Семейное древо. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека. |
Система мониторинга качества включает в себя:
- педагогическое наблюдение;
- использование методов специальной диагностики;
- тестирование;
- микроисследования.
Ожидаемые результаты
целенаправленного правового воспитания:
должно быть сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
— активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
— формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
— позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
— обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
— пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Критерии отслеживания результатов программы
- отношения детей в коллективе;
- самооценка школьника;
- мотивация поступков;
- адаптация к школе;
- психологическая зрелость;
- притязания;
- тревожность;
- творческая активность;
- агрессивность;
- общение;
- взаимодействие.
Реализация программы:
Данный проект реализуется с 2010-2011 учебного года в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода. В гимназии работает клуб «Истоки».
Первые полтора года работы по проекту правового воспитания показали высокий интерес детей и родителей к данной теме.
Уровень сформированности детского коллектива находится на достаточно высоком уровне. Психологическое тестирование показала, что более 70% детей успешно прошли процесс школьной адаптации, у детей нет чувства тревоги или агрессии. Самооценка детей достаточно высокая.
Список ресурсов
- https://www.edy.ru/db/portal/obschee/index.htm
- Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 — С. 144.
- Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
- Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.1999.