Психологический анализ занятия психологом ДОУматериал на тему


Компоненты урока

Первый компонент урока как системы — его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень соответствия диагностической цели урока требованиям программы; оптимальное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной задач урока; обоснованность и направленность на высокий конечный результат; доведение целей урока до осознания и принятия учениками; степень достижения заданной ГДЦ к концу урока.

Второй компонент урока как системы — учитель (субъект деятельности). Личность педагога на уроке анализируется и оценивается примерно по следующим ее проявлениям:

  • общая эрудиция и профессиональная компетентность;
  • уровень педагогической техники;
  • степень демократичности в общении с учащимися в ходе урока (создание на уроке психологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к ученика)

Третий компонент урока как систем — учащиеся, которые являются субъектом и объектом деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям:

  • уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на уроке);
  • готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;
  • уровень познавательной активности учащихся в ходе вашего урока, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности;
  • наличие и навык коллективной работы (парной, групповой).

Четвертый компонент урока как системы — содержание деятельности учителя и учащихся. В общем виде — это информация циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является примерно следующее:

  • содержание деятельности учителя и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на этом уроке;
  • актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы; гуманизация знаний (исторический экскурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей…).

Пятый компонент урока (системообразующий) — способы деятельности которые включают:

  • организацию самостоятельной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательность работ),
  • наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной;
  • создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий;
  • реализация на уроке индивидуального и дифференциального подхода;
  • приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Цели анализа урока:

  1. Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
  2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса.
  3. Инструктирование педагога.
  4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
  5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.
  6. Выявление системы работы учителя и др.

Анализ урока — системный и структурный

Анализ урока по педагогическому общению

  1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.
  2. Стиль педагогического общения; в центре — педагог, в центре — ученик как индивидуальность, открытость и скрытость управленческой работы учителя.
  3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение, общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то, соотношение проблемности и информированности, обращенность, четкость, конкретность, целенаправленность общения, вербальное и невербальное общение; различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение)
  4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.
  5. Культура речи учащихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность учащихся и ее выражение в их речи.
  6. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в не речевом поведении учителя.
  7. Сравнительный характер речи учащихся и учителя и его обоснование.
  8. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке.

Форма анализа и самоанализа урока

1 — Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 — Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 — Системный анализ — это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

4 — Полный — эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 — Структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6- Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 — Психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

8 — Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 — Аспектный анализ — это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:

  • реализация учителем триединой задачи урока;
  • использование развивающих методов на уроке;
  • изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • пути развития познавательного интереса;
  • формирование общеучебных умении и навыков у школьников;
  • проверка и оценка ЗУН учащихся;
  • организация проблемного обучения на уроке и т.п.

10 — Комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Зачем делается «разбор полетов»

Вам будет интересно:Знаете ли вы значение слова «чело»?

На примере анализа занятия воспитателя детского сада можно определить:

  • Профессиональную подготовку ведущего.
  • Его умение найти индивидуальный подход к ребенку и работать с детским коллективом.
  • Способность поддерживать уровень интереса к процессу обучения.
  • Выявить ошибки, найти пути их исправления.
  • У хорошего педагога на открытом уроке всегда есть, чему научиться.

    В процессе анализа занятия для воспитателей детских садов оценивается его организация. Важно, чтобы методического материала хватало на всех детей. Если предусмотрено занятие по рисованию по шаблону, то все дети должны быть обеспечены бумагой, карандашами или фломастерами. Затем рассматриваются этапы логического построения урока.

Как составляется план занятий

Работа воспитателя в детском саду осуществляется по плану, который составляется с учетом особенностей детей в определенном возрасте, режима дня, дозированной нагрузки. Обучающий процесс должен быть непрерывным и систематичным, помогать ребенку активно познавать окружающий мир, учитывать индивидуальные особенности.

Работник ДОУ составляет планы на перспективу и на каждый день, а на основании проведенных занятий составляет отчет работы воспитателя в детском саду. В нем последовательно рассказывается, какие работы планировались, как они проводились, что изменилось в поведении детей, чему они научились.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]