Конспект занятия на тему «Введение в игру шашки. Первоначальные понятия»
Шашки самая распространенная игра из-за своей простоты и доступности. Всё что нужно для игры, мы нашли и это совсем немного, чтобы начать в неё играть.
В Древнем Египте играли немного по другим правилам, у них не было таких современных досок и шашек, но был интерес к игре, который сохранился и до наших дней.
Рефлексия. Фараон прислал не только письмо на папирусе, но еще каждому из вас памятную вещь. Это изображения пирамид, которые являются еще одной египетской достопримечательностью.
В наших пирамидах есть 2 яруса. Нижний ярус нужно закрасить зеленым или красным. А в верхнем нарисовать солнце или тучку, которые отображают ваше настроение.
1 ярус. Узнали что-то новое. (Зеленый цвет)
Вспомнили старое (Красный цвет)
2 ярус. Настроение. Солнце – хорошее настроение, туча – плохое.
Галка и шашки
Мама научила меня играть в шашки. Игра мне очень нравилась, но я почему-то всем проигрывал. Я проиграл восемь партий маме, пятнадцать папе, продул по две партии во дворе трём мальчикам и глуховатой бабушке, которая с утра до вечера сидела на лавочке и грызла семечки.
Когда я уже был готов смириться с положением «короля проигрыша», во двор вышла Галка со своим плюшевым щенком, которого называла Шурик.
– Привет! — сказал я. — Ты умеешь играть в шашки?
– Очень плохо! — призналась Галка. — Я всем проигрываю!
– Чудесно! — обрадовался я. — Проиграй и мне хотя бы одну партию. Пожалуйста!
– Мне некогда! — ответила Галка. — Нужно погулять с Шуриком!
– Погуляешь! — сказал я. — Проиграешь, и будешь гулять со своей собакой хоть до вечера!
– Надо посоветоваться с Шуриком, — сказала Галка и, подняв плюшевое ухо, стала что-то шептать собаке.
– Ну, и что сказал Шурик? — поинтересовался я.
– Шурик сказал, зачем играть, если всё равно проиграешь!
– А ты ему передай, что главное не победа! — подмигнул я. — Главное — участие!
И я быстро расставил шашки по клеточкам доски.
– Чур, я белыми! — сказала Галка.
Я согласился, но меня стали одолевать мрачные мысли. Если я выиграю у Галки, то все будут говорить, что у неё даже тупой выиграет. А если, не дай Бог, проиграю, то все скажут, что я тупее тупого, потому что у Галки даже тупой смог бы выиграть! И тут в мою голову пришла замечательная идея — дать Галке фору!
– Знаешь, Галка, — сказал я, — я подумал и решил дать тебе фору!
– Фору? — переспросила Галка. — А что это такое?
– А ты спроси у Шурика! — усмехнулся я.
Шурик не знал, и мне пришлось самому объяснять, что фора это что-то вроде игры в «Поддавки».
– Ну, что берёшь фору? — спросил я.
Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.
Автор: Константинова Дарья Сергеевна
воспитатель МДОУ «Колобок»
Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.
Непосредственная образовательная деятельность
«Чудо шашки»
Цель:
Научить детей играть в шашки.
Задачи:
Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал:
Шашки.
Ход деятельности:
— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие?
Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
I.
— Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)
— Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
— А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
— Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
Дети выставляют алгоритм.
— Кто может играть в шашки? (Любой человек)
— Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)
— Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
II.
— Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
Дети садятся за столы.
— Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.
— Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
— Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
— «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »
Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
— Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
— Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
— Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
— А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
— Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
— А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми)
— Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)
— Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине.
— Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
— Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.
(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)
— Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)
— Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)
— Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.
— А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)
— Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.
Игра «Найди поле»
Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.
— Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.
Физминутка.
— А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!
Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,
фиолетовая – дети замирают,
жёлтая – шепчутся,
красная – кричат.
III.
— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)
Дети садятся за круглый стол.
— На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
— По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
— Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)
«Белый отряд, чёрный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом»
— Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
— А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
IV.
— Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.
Правила игры
- Тронул – ходи.
- При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
- Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
- Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
- Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
- Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
- Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
- Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
- Не смеяться над проигрышем другого.
- Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
— Ребята, а когда партия считается законченной?
- если у соперника не осталось ни одной фишки;
- если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
- если соперник сам себя признаёт побеждённым;
- в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
V.
— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
— А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)
— Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.
— А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!
Ход занятия
Организационный этап. Мотивация
Педагог: Здравствуйте, ребята. Вы — кандидаты в сборную школы по шашкам. Сегодня это мероприятие выявит, кто из вас попадёт в основной состав сборной школы, а кто станет запасным спортсменом.
Сегодня у нас 2 команды — «Шашисты» и «Шашечники». И вам предстоит провести интеллектуальный бой для определения лучших из равных.
А оценивать вашу работу будут наши эксперты Андрей и Алексей, имеющие первый юношеский разряд по шашкам.
Целеполагание. Прием «Домысливание»
Педагог: Сегодня у нас занятие, тему которого вы дадите сами с помощью слов – подсказок, находящихся на доске (над, шашек, условия, дамкой, победы).
Подсказка: первое слово – «Условия» (дети отвечают).
Значит, тема нашего занятия: «Условия победы шашек над дамкой»
Вы уже знаете, что дамки сильнее шашек. Хотите ли вы научиться побеждать дамку соперника своими шашками или сводить вничью игру, в которой у вашего противника две дамки, а у вас только шашки? (ХОТИМ!)
Хорошо, тогда назовите цель нашего занятия, используя одно из слов-помощников (на доске): «Повторим», «Изучим», «Узнаем», «Проверим».
Итак, какая цель у нашего занятия? (3-4 человека говорят свою цель)
А наша общая цель – изучить условия, при которых шашки сильнее дамок.
Актуализация знаний
Вопросы интеллектуальной разминки для команд по очереди: 3 сек. – на ответ.
- Обязательно ли бить чужие шашки и дамки? (Да).
- Может ли быть такое, что никто из игроков не выиграет в партии? (Да).
- Как называется самая длинная диагональ «а — h»? («Большая дорога»).
- Как называются диагонали «b — 2» и «g — 7» и соединяющие их? («Двойник»).
- Как называются диагонали «c – 6» и «f — 3» и соединяющие их? («Тройник»).
- Как называются параллельные диагонали «b — 7» и «g — 2»? («Двойничок»).
- Как называются параллельные диагонали «c – 3» и «f — 6»? («Тройничок»).
- Как называются параллельные диагонали «5 – d» и «e — 4»? («Косяк»).
- Какое бывает преимущество? (Материальное и позиционное)
- Какое преимущество выгоднее? (Позиционное)
Задание «Верно или не верно?»
Дайте ответ «Верно» или «не верно» следующему утверждению:
- Дамка всегда победит одну шашку (Нет).
- Дамка всегда победит 2 шашки (Нет).
- 4 дамки всегда победят 1 дамку (Да).
- 3 дамки всегда победят 1 дамку (Нет).
- 2 дамки всегда победят 1 дамку (Нет).
- 3 шашки, стоящие перед «большой дорогой», могут свести игру вничью (Да).
- 4 дамки всегда победят 2 дамки (Нет).
- Дамка, стоящая на «большой дороге» не проиграет двум дамкам (Да).
- Дамка, стоящая на «большой дороге» не проиграет трём дамкам (Да).
- Шашка всегда помогает своей дамке (Нет).
Основной этап (новая тема)
Работа с текстом «Выписка из правил игры в русские шашки» (прием «Инсерт») -5 мин.
Педагог:
Поднимите руку те, кто поставил в тексте значок «–». А теперь те, у кого есть значок «+». И те, у кого есть значок «?».
Хорошо, значит с текстом вы поработали тщательно, что и сейчас проверим.
По 2 вопроса командам по содержанию текста (для оценки экспертами):
- Может ли один участник предлагать ничью несколько раз? (да)
- Можно ли поправлять шашку при ходе соперника? (нет)
- Можно ли переносить шашку или дамку через одно и то же поле несколько раз? (да)
- Можно ли добиться ничьей за пять ходов? (да)
Объяснение и демонстрация решения шашечной задачи с позиционным преимуществом у простых шашек против дамок.
Педагог: У белых и чёрных имеется по 5 фигур. У кого материальное преимущество? (у чёрных – 2 дамки и 3 шашки против 5 шашек белых).
Могут ли белые использовать позицию в свою пользу? (Могут, при единственно правильном ходе f 2 на e3, вынуждая дамку чёрных бить шашку белых, и белая шашка g 3 побьёт все фигуры чёрных.)
Методическая разработка занятия по шашкам «Шашечная нотация и запись партий»
Инструкция дистанционного занятия в off – line режиме
Образовательная программа «Русские Шашки», год обучения 1
Тема занятия: «шашечная нотация и запись партий»
Добрый день, ребята!
Тема нашего занятия «шашечная нотация и запись партий»
азбука шашечной игры
Начальная расстановка русских шашек показана на диаграмме 1, при этом черное угловое поле большой диагонали должно находиться слева от каждого из противников. Диаграмма 1 — исходная позиция
a | b | c | d | e | f | g | h |
8 | O | O | O | O | |||
7 | O | O | O | O | |||
6 | O | O | O | O | |||
5 | |||||||
4 | |||||||
3 | O | O | O | O | |||
2 | O | O | O | O | |||
1 | O | O | O | O |
Позицию — некоторое конкретное расположение белых и черных шашек на доске, а также шашечную партию записывают с помощью шашечной нотации, состоящей из восьми цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — указывающих номера горизонталей, и восьми букв латинского алфавита a, b, c, d, e, f, g, h — указывающих вертикали. Нотация — есть буквенно цифровая система обозначения полей доски для записи положения шашек и ходов. Поле принимаются как точки пересечения вертикалей и горизонталей. Например, исходную позицию на диаграмме 1 записывают так:
белые: a1, a3, b2, c1, c3, d2, e1, e3, f2, g1, g3, h2 (12) черные: a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12) ход белых
Эта запись заменяет диаграмму 1. При этом, скажем, шашка с3 стоит на пересечении вертикали «с» и третьей горизонтали, шашка f6 находиться на пересечении вертикали «f» и шестой горизонтали и т.д. Итак, при записи позиции указывается нотацией расположение сил белых и черных, в скобках число шашек и затем очередность хода. На диаграмме 2 показано обозначении всех черных полей шашечной доски. Диаграмма 2
8 | b8 | d8 | f8 | h8 | |||
7 | a7 | c7 | e7 | g7 | |||
6 | b6 | d6 | f6 | h6 | |||
5 | a5 | c5 | e5 | g5 | |||
4 | b4 | d4 | f4 | h4 | |||
3 | a3 | c3 | e3 | g3 | |||
2 | b2 | d2 | f2 | h2 | |||
1 | a1 | c1 | e1 | g1 | |||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Для записи хода простой шашки или дамки сперва записывают порядковый номер хода, затем обозначение поля, на котором шашка или дамка стояла, затем ставят тире и подписывают обозначение поля, на которое она ставиться. Например, запись 1) c3-b4 f6-g5 означает что записан ход белых c3-b4 и ответный ход черных f6-g5, что в партии считается за один ход. Если происходит взятие, т.е. ударный ход, в отличие от обычного тихого хода, то вместо тире ставиться двоеточие. Скажем, запись 7) a3:c5 означает: 7 — порядковый номер хода; а3 — поле с которого сделан ход; (:) — двоеточие вместо тире означает, что произведен бой, т.е. ударный ход; (-) — означает тихий ход, без боя; с5 — поле, на котором завершается ход. Запись 8)…f6-e5 означает, что записан восьмой ход черных (три точки после порядкового номера хода). Употребляются также следующие популярные обозначения: = — ничья; Х — выирыш; ! — хороший, сильный ход; !! — очень сильный, труднонаходимый ход; ? — плохой или слабый ход; ?? — очень плохой, проигрывающий ход; !? — ход, оценка которого неясна. Разберем конкретный пример записи шашечной партии. А.Коврижкин — З.Левин Харьков, 1933 г. 1. g3-f4 f6-e5 2. c3-d4 e5:c3 3. b2:d4 d6-c5 4. d2-c3 g7-f6 5. h2-g3 h8-g7 6. c1-b2 f6-g5 7. g3-h4 g7-f6 8. f4-e5 f8-g7? Диаграмма 3
8 | O | O | |||||
7 | O | O | O | O | |||
6 | O | O | O | ||||
5 | O | O | O | ||||
4 | O | O | |||||
3 | O | O | O | ||||
2 | O | O | |||||
1 | O | O | O | ||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
белые: a1, a3, b2, c3, d4, e1, e3, e5, f2, g1, h4 (11) черные: a7, b6, b8, c5, c7, d8, e7, f6, g5, g7, h6 (11) Восьмой ход черных проигрывает. Следовало играть 8…e7-d6 9. e5:g7 f8-e7 10. h4:f6 h6:f8 11. c3-b4 e7:g5 12. b4-a5 d8-e7 13. f2-g3 g5-f4 14. e3:g5 c5:e3 15. g3-f4 e7-f6 и т.д. Вернемся, однако, к основному течению партии. Также применяется система сокращенной (краткой) нотации. При этом поле, с которого совершается ход, обозначается только буквой и опускается тире, а поле на которое шашка встает в результате сделанного хода или взятия, обозначается буквой и цифрой. Например, 1)cb4 fg5. Двоеточие означающее ударный ход, оставляется, например, 7)а:с5. Случается, что некоторый ход следует обязательно записать в полной нотации. Например, различные взятия 10) а5:с3 и 10) с1:с3 в сокращенной нотации — 20) а:с3 не различаются. Вышеприведенная партия в краткой нотации записывается так: 1.gf4 fe5 2.cd4 e:c3 3.b:d4 dc5 4.dc3 gf6 5.hg3 hg7 6.cb2 fg5 7.gh4 gf6 8.fe5 fg7? 9.ef4!! g:e3 ( Если бить 9…c:e3 10.f:d2 f:d4 11.h:h8X) 10.gh2 e:g1 11.cb4 c:e3 12.ef2 f:d4 13.hg5 h:f4 14.bc3 d:b2 15.f:d4 g:c5 16.b:c1, и черные сдались.
Ребята смотрите в этой ссылке https://drive.google.com/file/d/11woESutcTNXje496KI-tSGI75G0sgaxr/view?usp=drivesdk
самое важное, то что вам пригодиться на соревнованиях.
Д/3
Сыграть партию полностью записать и за себя, и за того кто с вами будет играть на листочек, сфотографировать и прислать мне вашу запись партии – в личное сообщение. Разберу, посмотрю, как получилось – если что, то нужно будет, подкорректируем.
Благодарю за внимание.
Используемый ресурс https://www.kombinashki.ru/okon_page1.php
Вводная часть
Цель: Знакомство обучающихся с понятием «позиционное преимущество» в шашках.
Задачи:
- формировать понятия «сильная позиция», «слабая позиция»;
- научить детей решать упражнения с позиционным преимуществом на практике;
- развивать интеллект, зрительную память,
- формировать интерес к игре в шашки;
- воспитывать усидчивость, вдумчивость, волю к победе.
Оборудование и материалы: магнитная доска, цветные магниты, шашечные магнитные доски, шашки.
Возраст: 4 класс.