Декоративное рисование в подготовительной группе: творим в стиле народных промыслов


Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Знакомство с росписью на изделиях Хохломы

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомимся с росписью на изделиях Хохломы»
Описание работы: конспект образовательной деятельности по хохломской росписи в подготовительной к школе группе. Образовательная деятельность предусматривает практическую деятельность детей- роспись бумажных силуэтов посуды. Программные задачи: Художественное творчество: — Учить выделять элементы узора хохломской росписи (листок, ягода, травка). — Продолжать учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи. — Развивать цветовое восприятие, творческое воображение. Познание: — Формировать знания и умения выделять несколько качеств предметов в процессе восприятия. — Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Коммуникация: — Совершенствовать речевое общение. — Развивать умение работать в коллективе. — Совершенствовать умения высказывать свои предположения и делать выводы. Оборудование: репродукции изделий Хохломы, Гжели, Дымковской росписи;листы бумаги (силуэты посуды) на каждого ребенка, гуашь (акварель)красного, желтого, зеленого, черного цветов, кисти, баночки, тряпочки на каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности

В чудесный мир зову вас я. Сегодня день у нас особый. Я приглашаю вас друзья. А вы со мной идти готовы? Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы?(дымковские и гжельские). Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые изделия (хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры : ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что эти изделия отличает от других групп? Хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора. Дымковские и гжельские росписи на белом фоне, а хохломские на черном и желтом фонах, украшены узорами. Посмотрите, ребята, как будто необыкновенные золотые миски, да ложки. На них нарисованы ягоды, травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, рыбы. Такую посуду только на царский стол ставить. Как же появилось это диво «золотая хохлома»? В старину рассказывали :жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой речки, человек. Кто он, откуда пришел никто не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки, да ложки и так их расписывал(раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился : «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его немедленно! Стукнул посохом, топнул ногой, позвал солдат, чтобы немедленно разыскали и доставили мастера во дворец. Искали, искали мастера, но не смогли его найти нигде. Ушел он неведома куда, но крестьяне из местных научились делать «золотую» посуду. Много «золотой «посуды продавалось на ярмарках в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А для золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый узор. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь для просушки, для «закалки». И происходит чудо деревянная чаша становится золотой, с нарядными, красочными рисунками. Я вижу вы устали. Сейчас мы встаем и немного отдохнем.
Физкультминутка. Если бы все на свете было одинакового цвета (вращательные движения головой) Вас бы это рассердило? или радовало это? (наклоны головы вперед, назад) Видеть мир привыкли люди желтым, белым, синим, красным (руки на поясе, наклоны туловища ) Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным!(разные прыжки ). — Молодцы! Присаживаемся!Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды желтый золотой фон. Сейчас вы станете мастерами — художниками Хохломы и украсите изделия узорами. Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, завитки, листья, а еще алые гроздья рябины, спелая ягодка земляники, завитки трав и листьев) Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый) Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (ягоды — тычками или концом кисти, листья — концом кисти или примакиванием). Потом около ягод и листьев нужно нарисовать травинки (линиями, дугообразными) А какое самое главное правило при составлении узора?(узор должен располагаться на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно) Работа детей.
Ребята! Из вас получились замечательные мастера!Когда мы смотрим на эту посуду, у нас с вами какое настроение? Радостное, веселое. А теперь послушайте
стихи о хохломской росписи. Как волшебница жар-птица, Не выходит из ума чародейка, Мастерица, золотая хохлома. И богата и красива. Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного цвета и ромашки луговин. Все вообразила, словно память Зорь червонные лучи. И узорчатый орнамент древней суздальской парчи. Листья рдеют, не редея от дыхания зимы. Входит в царство Берендея, В мир волшебной хохломы. Ребята! Вам понравилось быть мастерами?
Я очень рада, мы будем мастерами на следующей неделе.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс по хохломской росписи Пластилинография в хохломских узорах. Гроздь рябины Роспись чашки. Хохлома Хохломкая роспись. Мастер-класс для учащихся 2-3 класса

Похожие статьи:

Роспись тарелки хохлома

Роспись разделочной доски. Хохлома

Как и когда возникла хохлома

Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.

Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.

Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

  • фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
  • верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«Травка»

«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.

«Ягодка»

Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«Кудрины»

Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]