Как играть в пальчиковые игры?
Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр.
- Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
- Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
- Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
- Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.
Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:
- развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев;
- совершенствование и обогащение тактильных ощущений;
- развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.
В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.
Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.
В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.
Тактильные ощущения, получаемые детьми с помощью рук, дают им не меньше представлений об окружающем мире, чем зрение
Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:
- Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
- Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
- Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.
Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.
Если пальчиковая гимнастика приносит радость, то она полезна вдвойне: и для умственного развития, и для формирования эмоциональной сферы ребёнка
Детские пальчиковые игры про семью
Семья
А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга) Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы) Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы) Два Антона (загибать средние пальцы) Сидят дома, Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы) Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)
Моя семья
Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении) Дома милая семья: Папа, мама, я, сестричка, Братик — мальчик-невеличка.
Моя семья
(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)
Один пальчик — дедушка, Другой пальчик — бабушка, Средний пальчик — папочка, Ну, а этот — мамочка, Самый младший — я, Это вся моя семья!
Пальцы гуляют
(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)
Раз, два, три, четыре, пять — Хотят пальцы погулять. (Пошевелить всеми пальчиками одновременно.) Большой палец видит крошку, Указательный — гармошку. Средний будет веселиться, Безымянный пьет водицу. Самый маленький не спит, А вокруг себя глядит.
Пример конспекта проведения занятия
Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».
Цели:
- развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
- совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
- развитие мышления, воображения, координации движений;
- создание позитивного настроя на весь день.
Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!
Утро настало, солнышко встало!
Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)
Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)
Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)
Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)
Вставай, малютка! (мизинчик)
Упражнения повторяем для другой руки.
Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?
Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)
Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)
Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)
Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)
Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)
Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)
Игры про домашние заботы и обязанности
Помогаю маме
Мыл посуду наш сыночек. Вымыл кружки, миски, ножик. Вытер вилки и тарелки — Убежал играть в горелки. (Выполнять имитирующие движения по тексту)
Мамины помощники
(Движения показывать в соответствии с текстом)
Мы — мамины помощники, Ей будем помогать. Помоем всю посуду И приберем кровать. Белье перестираем, Повесим посушить, А вечером все вместе Мы сможем чай попить!
Моем посуду
(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)
Раз, два, три, четыре, (ударять кулачками) Мы посуду всю помыли: Вилки, миски, поварешки, Сковородочки и ложки. Мы посуду всю помыли, Только чашечку разбили, Ножик тоже поломался, У солонки бок остался. Чайник чуточку сломали, Дружно маме помогали.
Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек
При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.
Организация гимнастики строится на принципах:
- Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
- Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
- Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
- Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).
Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.
При проведении гимнастики для пальчиков в средней группе необходимо обращать внимание на синхронизацию движений обеих рук, тогда как годом раньше дети могли выполнять движения (катать мячик по ладошке, «ходить» пальчиками по дорожке) одной рукой. Для этого малышей учат выполнять движение сперва одной (правой) рукой, потом другой, а потом двумя вместе. В гимнастику включают как можно больше упражнений на взаимодействие рук: постукивания, поглаживания, похлопывания, соединение пальчиков попарно. Действия обязательно выполняют или одновременно, или двумя руками поочерёдно, для чего иногда текст необходимо повторить дважды. Ограничиваться выполнением упражнений одной рукой нельзя.
В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук
Игры про тело ребенка
Гармонь
Стенка, стенка (показывать на щеки) Потолок (лоб), Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам) И звонок. (нос) — Дзынь! (надавить на нос) Хозяин дома? — Дзынь! (надавить на нос) Гармонь готова? — Дзынь! (надавить на нос) Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)
Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза) Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши) Это носик, это рот. (показать нос, рот) Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот) Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши) Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами) Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)
Лицо
Лес, (показать на волосы) Поляна, (лоб) Горка, (провести пальцем по носу) Яма. (ребенок открывает рот) Обрыв (показать пальцем на подбородок) Взрыв. (легко пощекотать по шее)
Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год
Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.
Комплекс упражнений по месяцам.
Цели:
- развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
- развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
- совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Месяцы | Тема | Упражнения |
январь | Времена года Праздник Новый год | «Снежки» «Елочка» «Снеговик» |
февраль | 23 февраля Игрушки Животные | «Мы солдаты» «Игрушки» «Здравствуй, цыпленок!» |
март | 8 марта Профессии Плоды | «Мамин день» «Мамы всякие нужны» «Орешки» |
апрель | Времена года Птицы | «Дерево качается» ” Воробьи« |
май | Времена года 9 мая «Одежда» | «Весна» «Самолеты» «Матрешки» |
июнь | Природа Цветы Игрушки | «Деревцо» «Наши красные цветки» «Мяч» |
июль | Овощи Природа | «Варим суп» «Наш Огород» |
август | Погода Обувь Ягоды | «Дождик» «Сапожки» «В саду» |
октябрь | Посуда Времена года Овощи | «Тарелочки» «Кап-Кап» «Мы капусту солим» |
ноябрь | Игрушки Одежда Животные | «Кукла» «Сапожки» «Улитка» |
декабрь | Времена года Игры Продукты | «Зима» «Зимние забавы» «Пирожок» |
Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах
Наглядное пособие игры «Улитка»
Игры про одежду и одевание
Обновка
Скорей, скорей, Быстрей, быстрей — Давно пора сшить Ане Новое платье. Бери быстрей иголку — И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)
Одежда, обувь, головные уборы
Катя варежку надела: «Ой, куда мой пальчик делся? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». (сжимать кулачок) Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого) «Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец) Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец) Здравствуй, пальчик, как живешь?»
Обувь
1. Раз, два, три, четыре, пять. Надо обувь сосчитать: Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди) Два — сапожки, Три — ботинки, Четыре — босоножки И, конечно, тапки — пять. Ножкам надо отдыхать.
Как у нашей кошки
(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)
Как у нашей кошки На лапках САПОЖКИ. Как у нашей свинки На ногах БОТИНКИ. Как у пса на лапках Зеленые ТАПКИ. А козленок маленький Надевает ВАЛЕНКИ. А у сына Вовочки — Новые КРОССОВОЧКИ. Вот так. Вот так. (похлопать) Новые кроссовки.
Обувь дружно посчитаем Потихоньку поиграем. (хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу) Туфельки и тапочки Моей любимой мамочки, Ботинки и сапожки Нашего Сереженьки, А маленькие валенки Малютки нашей Вареньки.
Ботинки
Ах, повсюду мы вдвоем Неразлучно идем. (средним и указательным пальцами «пошагать» по столу) Мы гуляли по лугам, По речным берегам, И по лестнице сбегали, Вдаль по улице шагали, Залезали под кровать, (загнуть пальцы по одному) Чтобы там тихонько спать. (положить ладони на стол)
Плюсы пальчиковой разминки
Забавы с пальчиками — увлекательное и веселое развлечение, способное надолго занять малыша в любом месте — от очереди в поликлинике до автомобильной поездки. Они не требуют никаких затрат, приносят массу удовольствия и развивают у детей много новых качеств и навыков:
- Игровые движения, сопровождаемые словами, тренируют память. Помните, как будучи совсем маленьким, кроха повторял отдельные слова из текста потешки, ориентируясь на ее ритм? В 4-5 лет дети способны быстро запомнить довольно длинный стишок именно в качестве ассоциации с игрой;
- Тренировка тактильного восприятия развивает осязание. Ребенок осознает физические качества предметов — шероховатый, гладкий, прохладный, теплый, тяжелый, мягкий и т.д.;
- Стимуляция мелкой моторики в возрасте 4-5 лет готовит руку малыша к письму, попутно пробуждая речевую активность. Дошкольники, регулярно делающие пальчиковую гимнастику, более аккуратно и тонко рисуют, выполняют сложные аппликации, а главное — могут сами придумать подробный сюжет таких работ;
- На протяжении всего занятия ребенок следит за действиями взрослого, стараясь запомнить их последовательность — так формируется способность к концентрации, усидчивость;
- По результатам занятий речь детей 4-5 лет становится более связной, обретает интонационное разнообразие и ровный темп. Разговорные темы обретают разнообразие, малыш учится рассуждать, выстраивая логические цепочки;
- Пальчиковая гимнастика может развить музыкальный слух, если стишок будет произноситься нараспев, а еще лучше под несложную музыку;
- Веселая игра детей 4-5 лет с педагогом или родителем помогает укрепить психоэмоциональный контакт, ведь положительные впечатления от гимнастики в первую очередь будут ассоциироваться с личностью взрослого, открывшего им новое развлечение.
Если же посмотреть на пальчиковую гимнастику с точки зрения физиологии, хорошая координация движений несет большую практическую выгоду — малыши быстрее учатся самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить из пластилина.