План-конспект НОД по речевому развитию на тему «Профессии» в старшей группе


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: углубить знания обучающихся о сельскохозяйственном труде.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить знания обучающихся о сельскохозяйственных профессиях: доярка, птичница, конюх, пастух, хлебороб, свинарка, пчеловод, о труде людей в деревне:
  • упражнять в назывании профессий, действий людей разных профессий
  • закреплять умение составлять рассказы по мнемртаблице.

Развивающие:

  • развивать речь, память, внимание, мышление, познавательный интерес
  • тактильные ощущения, тонкую моторику рук, интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к людям труда, умение ценить их труд и желание трудиться на благо людей, формировать нравственные качества личности патриотизм.

Методические приёмы:

словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, составление рассказа по мнемотаблице, загадывание загадок.

игровые: сюрпризный момент, дидактические игры: «Угадай на ощупь». «Доскажи предложение», «Кто так говорит», «Собери урожай», игра ТРИЗ «Хорошо – плохо», «Угадай профессию»

наглядные: использование предметов: продуктов питания – игрушек, сюжетная картинка, предметные картинки, мнемотаблица.

Практические; работа с мнемотаблицей, аппликация

ТСО: телевизор, видеоматериал.

Материал:

  • коробка – посылка, игрушки – продукты питания

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр познавательных передач, загадывание загадок, рисование домашних животных, рассматривание картинок и иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми: Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука, Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Стук в дверь. Приносят посылку.

Воспитатель: Дети, вы хотели бы узнать., что в этой посылке?

Давайте попробуем угадать, достав то, что здесь лежит с закрытыми глазами на ощупь.

Дети достают предметы из посылки и угадывают на ощупь яйцо, хлеб, курицу, сыр и другие игрушечные предметы.

Воспитатель: как можно назвать это одним словом? (продукты)

Ребята, почти каждый из вас отдыхал летом в деревне. Вы дышали свежим воздухом, купались в речке, собирали ягоды, грибы. По утрам пили свежее парное молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда не задумывались, откуда- же берутся эти продукты?

Много труда вкладывают работники сельского хозяйства, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц. Их труд нелегок, требует много сил и времени.

Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.

На доске висит сюжетная картинка

Воспитатель: На селе есть такая профессия – фермер. Кто же такой фермер? Фермер-это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц, но его труд нужен и важен.

Воспитатель: Есть ещё профессия — овощевод. Как вы думаете, чем занимается овощевод? (человек, который занимается выращиванием овощей).

Что нужно знать и уметь овощеводу? (как обрабатывать почву, поливать, ухаживать за посевами, убирать и хранить овощи)

Игра «Собери урожай»

Дети делятся на две команды и встают в две колонны. Напротив команд, на расстоянии 4-5 метров лежат в обручах овощи и фрукты. У каждой команды

корзинка, куда надо собрать «урожай». По команде, первые участники бегут к обручу, берут предмет, оббегают обруч и возвращаются обратно. Как только предыдущий игрок положил предмет в корзинку и дотронулся до плеча следующего игрока, тот игрок бежит к обручу и т. д. побеждает команда, которая быстрей всех «соберет урожай».

Воспитатель: Ребята, а вы слышали о такой профессии, как пчеловод?

Что он делает? (пчеловод разводит пчел, ухаживает за ними, собирает мёд)

Правильно, ребята. А также пчеловоды получают пчелиный воск, маточное молочко, пчелиный яд, который используется в медицине.

Послушайте стихи про пчеловода «Тетя Таня пчеловод, Нам приносит вкусный мед, Липовый, гречишный,

Чтоб не брать больничный»

Мёд – это особый полезный вкусный продукт, который получали с древних времён даже в Мордовии. И называлось это – бортничество —

древнейший промысел и первоначальная форма культурного пчеловодства – основано на содержании и разведении пчел в бортях, приспособленных для этой цели специально выдолбленных искусственных дуплах в растущих деревьях, таких как сосна, липа, дуб, осина.

Показ видеоматериала о занятиях древней мордвы

ТРИЗ игра «Хорошо – плохо».

Мёд – это хорошо – Почему?

Ответы детей (мёд полезный, вкусный, сладкий. Из него делают лакомства, используют для лечения болзней)

Мёд плохо – Почему?

Ответы детей. (от мёда может быть аллергия, он липкий, нельзя много есть)

Воспитатель: А каким должен быть пчеловод? (сильным, выносливым, умелым, смелым и здоровым и т.д.)

А где работает пчеловод? (на пасеке)

Как называются домики для пчёл? (ульи)

Что пчеловоду нужно для работы? (Специальная одежда и шляпа с защитной сеткой, так как пчелы могут ужалить человека)

Воспитатель:

— А ещё есть профессия цветовод. Как вы думаете, чем он занимается? (ответы детей)

Это человек, который выращивает цветы, знает сорта цветов

(Слайд с профессией Цветовод)

Физкуль

— На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания руки вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда. (Взмахи руками)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают и по-прежнему цветут (В. Ковалько)

Воспитатель: Как вы думаете, кому могут принадлежать слова: «Пора доить коров»? (ответы детей)

Правильно, эти слова говорит доярка. Послушайте стихи про доярку.

«Утром солнце светит ярко, Молочко несет доярка Теплое, коровье, Детям на здоровье»

(Слайд профессия доярка)

Расскажите о труде доярки по мнемотаблице (на доске весит мнемотаблица)

Рассказы детей.

Воспитатель обобщает: Доярка это специалист по доению коров. Она доит их, проводит гигиенические процедуры, кормит, заботится о том, чтобы люди получали свежее и полезное молоко.

-Что доярке понадобится для работы?

Ответы детей. (Доильный аппарат, ведра, бидоны для молока.)

Воспитатель:

— Ребята, кто ухаживает за коровами? (скотник)

— А за лошадьми? (конюх). За свиньями? (свинарка). За домашней птицей? (птичница). Правильно, они чистят, убирают за животными, кормят их.

— Ребята, кто пасёт коров, лошадей, овец? (пастух).

Д/и «Закончи предложение»:

Хлеб пекут из … (муки). Пшеница растёт на… (поле) Яйца несут… (куры, гуси, утки) Сметану делают из… (молока, сливок)

Молоко даёт … (корова, коза) Лошади живут в … (конюшне) Свиньи живут в … (свинарнике)

Воспитатель.:

— Молодцы, ребята, справились с заданием! Вот сколько разных профессий мы узнали! Давайте закрепим эти знания, поиграем в игру «Угадай профессию».

Дидактическая игра «Угадай профессию»

Воспитатель:

— Правила игры очень простые: я буду бросать мяч и произносить фразу, а вы должны подумать и быстро ответить, человек какой сельскохозяйственной профессии так говорит и бросить мне мяч обратно. Ну, что ж, начнем:

— Пора высаживать рассаду помидоров в теплицу (овощевод) — Ульям необходим ремонт (пчеловод) — Нужно подкормить рассаду огурцов (овощевод) — Пришла весна. Нужно вспахать поле (тракторист)

— Сегодня собрал много липового меда (пчеловод) — Нужно полить цветы (цветовод) — Пойду, почищу стойло у коров (скотник) — Пора дать корм лошадям (конюх)

Воспитатель:

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с сельскохозяйственными профессиями. Каждый труд важен и нужен. Сельское хозяйство обеспечивает всю страну овощами, маслами, мясом, молоком и многим другим. Мы должны быть всем, кто трудится на селе, ведь это очень тяжелый труд.

Ребята, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю нам сделать аппликацию.

На ватмане заранее нарисовано фермерское хозяйство, у детей на столах бумажные фигурки животных, птиц, овощей, пчёл.. Дети наклеивают картинки на панно.

Вот и подошла к концу наша беседа. Какие вы сегодня молодцы, потрудились на славу. Давайте полюбуемся фермерским хозяйством.

Рефлексия.

Вам было интересно, ребята? (ответы детей)

Если понравилось занятие, всё было легко и понятно — покажите смайлик веселый, а если нет – грустный.

Дети оценивают свои достижения

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
  3. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. — 2009. — №12. — С. 43-47.
  4. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 144 c.
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 272 c.
  6. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c.
  7. . Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 c.
  8. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. — М.: Просвещение, 2000. – 40с
Следующая >

НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему: Профессии

НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе «Все профессии нужны — все профессии важны».

Автор: Миленина Анна Вадимовна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ № 157 г. Мурманска.
Описание: Конспект непосредственной образовательной деятельности «Все профессии нужны — все профессии важны» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал может быть использован воспитателями старшей группы ДОУ на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Цель: закрепить знания детей о людях различных профессий. Задачи: • Продолжать формировать системные знания детей о труде взрослых, их трудовых процессах. • Активизировать словарь по теме «Профессия». • Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя. • Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. • Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. ПОДГОТОВКА
1. Готовятся картинки с изображениями людей различных профессий и инструментов. 2. Различные игрушечные инструменты и коробки-«посылки». 3. Три обруча, мяч. Дети входят в группу и садятся полукругом на стульчики перед доской. Воспитатель: Дети, послушайте стихи, в которых говорится о людях разных профессий. (Можно заранее разучить стихи с детьми и попросить их прочесть) * * * Встанет дворник на заре, Снег расчистит во дворе, Дворник мусор уберет И песком посыплет лед. * * * Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. Топором, рубанком Выстругивает планки. Сделал подоконники Без сучка-задоринки. * * * Лётчик знает своё дело, В небе водит самолёт. Над землёй летит он смело, Совершая перелёт * * * Бескозырка и тельняшка, И на лентах якоря, На ремне большая пряжка – Моряку даны не зря!
Воспитатель: Вы, наверное, догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Да, речь пойдет о профессиях. А что такое профессия? Дети: Дело, работа, которой занимается человек. Воспитатель: Какие еще профессии вы знаете? Дети отвечают. А как вы думаете, какая профессия самая важная? Дети отвечают. Из ваших ответов можно сделать вывод, что «Все профессии нужны, все профессии важны!» Ребята, а для того, чтобы человек любой профессии работал хорошо, люди придумали и изготовили разные предметы и инструменты.
Игра «Кому что нужно?»
Воспитатель. Следующая наша игра называется «Кому что нужно?». Воспитатель выбирает трех водящих, раздает им карточки с изображением плотника, полицейского, продавца. Ведущие встают в три обруча, а остальные дети берут по карточке с изображением инструмента и под музыку бегают вокруг стола. Как только музыка заканчивается, дети, определив, кому нужен этот инструмент, подходят к ребенку, «изображающему» данную профессию. Побеждает та команда, которая быстрее соберется у своей профессии. Игру можно повторить 2 раза. Молодцы, вы отлично справились!
Игра с мячом.
Воспитатель: Дети, прошу всех подойти ко мне. Мы поиграем с мячом. Я буду называть инструменты, а вы ответите, что с этим инструментом делают, какие действия совершают. Ножом… (режут). Метлой… (метут). Пилой… (пилят). Из лейки… (поливают). Топором… (рубят). Половником… (наливают). Лопатой… (копают). Иглой… (шьют). Ножницами… (стригут). Расческой… (причесывают). На весах… (взвешивают). В кастрюле… (варят). В сковороде… (жарят). Градусником… (измеряют). Кистью… (рисуют). Молодцы, дети! Проходите на стульчики.
Игра «Кому принадлежит фраза?»
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу. Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.) Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.) Несите кирпичи, цемент. (Строитель.) Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.) Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.) Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.) Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.) Молодцы, вы правильно отгадали все профессии. Воспитатель: Дети, я совсем забыла! Сегодня в наш детский сад пришла посылка. Давайте вместе её откроем и узнаем, что там внутри. Воспитатель выносит посылку. Воспитатель: Ребята, тут написано, что эту посылку прислал Незнайка. Он пишет, что хотел разослать несколько посылок людям разных профессий, но что-то перепутал. Незнайка просит детей подготовительной группы помочь ему в этом разобраться. Проходите, пожалуйста, к столу.
Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель вынимает из большой посылки по одной маленькой коробке. На маленьких посылках изображены: больной ребёнок; ткань; школа; люди, принимающие пищу; зеркало с расчёской. Дети отгадывают, кому принадлежит каждая посылка. В коробках по 4 предмета, 3 из них относятся к данной профессии, а четвёртый нет. Воспитатель: Ребята, помогите Незнайке и уберите из каждой посылки лишние предметы.
В посылках: Ножницы, весы, зеркало, расческа. Букварь, указка, кастрюля, глобус. Пила, таблетки, градусник, шприц. Швейная машинка, сантиметр, лейка, катушка с нитками. Сковорода, нож, половник, кисть. Дети выполняют задания и садятся на стульчики. Выходит 1 ребёнок и объясняет, кому нужны лишние предметы. Воспитатель: Ребята, теперь мы можем отправить все посылки адресатам. Но, по-моему, это ещё не всё (заглядывает в большую коробку). Незнайка здесь ещё что-то написал… Это предложения о том, как работают люди различных профессий. Но я подозреваю, что Незнайка не все сделал правильно. Давайте проверим.
Игра «Путаница»

Повар приготовил вкусный дуб. (Суп.) К больному пришел грач. (Врач.) Садовник поливает цветы из шейки. (Лейки.) Водитель сидит за кулем. (Рулем.) Портной сшил плач. (Плащ.) Вы все верно отгадали, молодцы! А Незнайке мы напишем письмо в ответ, напишем, что любое дело нужно делать хорошо, на совесть. Он, наверное, не знает такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит»? Ребята, а вы знаете? Кто может объяснить смысл этой пословицы? Дети отвечают. Правильно, каждый человек должен трудиться, чтобы жить. И каждый должен выполнять работу хорошо. Ведь любая работа приносит людям пользу. И мы уже знаем, что
все профессии нужны, все профессии важны. Воспитатель подводит итог занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект подгрупповой НОД по развитию речи в старшей группе Конспект НОД в старшей группе по теме: Все профессии важны Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Мой Севастополь Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с презентацией. Бажов «Серебряное копытце»

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Толстой «Два товарища»

Детям о профессии артист

Детям о профессии бухгалтера

Детям о профессии сапожник

Детям о профессии военного

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]