Известная еще с советских времен игра «Мозаика» может не только развлекать, но и быть полезной для малыша. Она развивает мышление, пространственные представления, зрительное восприятие и воображение. В такой игре у ребенка совершенствуется моторная ловкость пальцев, а главное, накапливается необходимый ему практический опыт предметных действий. О том, как заинтересовать ребенка мозаикой и сделать процесс игры максимально увлекательным и полезным, рассказывает старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Татьяна Кудрина.
Самая простая и доступная мозаика — крупная, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле — пластина без отверстий. Детали мозаики накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля. Такое крепление наиболее соответствует уровню развития моторной ловкости пальцев и зрительной координации ребенка.
Как создавать образы в игре
Не предлагайте малышу сразу же сделать какую-нибудь сложную картинку по образцу, изображенному на коробке. Присмотритесь: в ярких деталях уже заключены образы. Зеленая деталь — лист, синяя — капля дождя, а белая — снежинка. Можно произвольно расположить детали определенного цвета на игровом поле, и у вас получится листопад, дождь или снегопад.
Ребенок воспринимает мир эмоционально: он сможет представить безликий предмет каплей или снежинкой, если вы создадите этот образ, воздействуя на чувства ребенка своими эмоциями, песней, коротким стихотворением, звукоподражанием, показом действий.
Чтобы ребенок освоил пространство пластины, научите его располагать детали мозаики по всему игровому полю в произвольном порядке. Предложите понятные для него сюжеты игры, доступные для воплощения: идет дождь, летят снежинки, кружатся листья, вспыхивают огни салюта или фейерверка и т. д. Детали разных цветов, собранные на пластине в произвольном порядке, — это разноцветный салют, листопад, цветы на клумбе или воздушные шары.
Игры с мозаикой: развиваем усидчивость и моторику
Играем и развиваемся
Педагоги и психологи единогласно относят мозаику к полезным развивающим игрушкам. Даже если малыш не желает потренировать фантазию, а создает только такие картинки, которые можно найти в качестве примеров в инструкции к любому игровому набору, он все равно проводит время с пользой. Мелкая моторика, объект бурных дискуссий среди продвинутых мам, развивается именно посредством манипуляций с предметами, которые ребенок способен удерживать своими пока еще неловкими пальчиками. Таким образом, игра отлично сочетается с тренировкой рук. Обычно на коробке с мозаичным набором указан возраст, на который рассчитана данная игра. В этом случае учитывается не только сложность узора, но и размер отдельных деталей. Для самых маленьких игроков выпускаются наборы с фигурками поярче и покрупнее, чтобы малышня обучалась различать и правильно называть цвета, а детали игры удобнее было удерживать в руках и, что не менее важно, труднее было проглотить.
Еще одно полезное свойство игры с мозаикой — это развитие усидчивости на радость мамам и бабушкам, у которых нет энергии для подвижных забав. Творческое развлечение действительно может надолго увлечь гиперактивного малыша. Такие занятия особенно пригодятся в период подготовки к школе, ведь в классе придется примерно сидеть за партой, а для непосед это настоящая пытка! Мозаика же позволяет будущему школьнику в буквальном смысле играючи стать более внимательным и долго сосредотачиваться на одном занятии. Совместные творческие игры как нельзя лучше способствуют и быстрой социальной адаптации «домашнего» малыша, который ни дня не ходил в детсад. Для начала компанию может составить кто-то из уступчивых родителей, со временем в игру можно приглашать и малознакомых детей — в коллективном творчестве проще научиться сотрудничеству, взаимодействию. Ребята без слез и обид начинают делиться фигурками мозаики, договариваться, кто какой цвет собирает, и т. д.
Профессиональный опыт педагогов и психологов — это замечательно, но у капризных детишек другое мнение: даже самая интересная, красочно оформленная и дорогостоящая (к сожалению родителей) игра со временем все равно приедается. В случае с творческими развлечениями ничего подобного не произойдет, поскольку эти игровые наборы стоят относительно недорого, так что можно купить сразу несколько комплектов из дерева, пластика и мягких материалов и чередовать тематику. Кроме того, стимулировать к творческой деятельности будет и возможность похвастать результатами перед бабушками и дедушками. Многие современные мозаики позволяют зафиксировать получившуюся картинку на клеевой или магнитной основе и украсить таким шедевром стену в детской.
Итак, разнообразие ассортимента у производителей игрушек впечатляет. Попробуем условно классифицировать разновидности мозаики.
Деревянная мозаика — игрушечная классика
Объемные и плоские геометрические фигурки из ошлифованного или окрашенного в разные цвета дерева — именно так выглядела типичная мозаика во времена, когда нынешнее старшее поколение интересовалось игрушками. Аналоги таких раритетов и сейчас очень популярны — им в первую очередь отдают предпочтение родители, ведущие здоровый образ жизни и покупающие товары, изготовленные из экологически чистых материалов. Кроме того, подобные игрушки нравятся и малышам, поскольку поверхность фигурок с гладкими и шероховатыми гранями открывает целый новый мир необычных тактильных ощущений.
Деревянная мозаика с плоскими фигурками
Обычно подобные наборы позволяют складывать угловатые и весьма абстрактные картинки, очень отдаленно напоминающие реальные цветы, транспортные средства или животных. Но родителей не должно это смущать — именно таким способом лучше всего развивается детское воображение. Любой малыш запросто позаимствует мамину кастрюльку и тут же вообразит ее космическим кораблем, ведь «давай представим, как будто…» — любимая детская забава.
Серьезным школьникам не пристало возиться с фигурками для малышни, зато их можно заинтересовать… кубиками! Сейчас очень популярны напоминающие конструктор игровые наборы с деревянными произвольно раскрашенными кубиками, которые позволяют создавать абстрактные узоры или мандалы.
Деревянная мозаика для старших детей
Пластмассовая мозаика — дешево и разнообразно
В свое время на смену деревянной мозаике пришла пластмассовая. Многие взрослые помнят типичные советские игровые наборы с разноцветными шестиугольными фишками, которые закреплялись на круглой основе с многочисленными отверстиями. Современные производители взяли на вооружение эту нехитрую, а главное, дешевую технологию и просто развили идею. Некоторые всего лишь варьируют форму фишек и основы, предлагают в качестве деталей мозаики буквы и цифры (как дидактический материал для дошкольников), но принцип остается тем же.
Пластмассовая мозаика с основой и фишками
Мозаика с фишками и фиксирующей основой — отличное развлечение, но подойдет оно не всем. Некоторым малышам просто не хватит терпения, чтобы вставлять колышки фигурок в соответствующие ячейки. Таким нетерпеливым торопыгам придутся по душе магнитные наборы, представляющие собой кусочки металла в оболочке из пластика. В комплект игры входит магнитная основа, которая будет удерживать прикрепленные к ней детали, даже если наклонить или перевернуть ее. Некоторые недобросовестные производители плохо приклеивают металл к пластмассовым фигуркам, он отпадает в самом начале игры, и малыш, естественно, огорчается. Чтобы не было лишних слез, лучше выбирать наборы с фигурками, у которых магниты запаяны внутрь корпуса. Идеальный вариант — это игра с гибкими магнитами, а вот более предпочтительные с гигиенической точки зрения деревянные мозаики на магнитах редко имеют длительный срок эксплуатации, поскольку металл все время норовит отклеиться от дерева.
Пластиковая магнитная мозаика
Еще одна разновидность пластиковой мозаики является практически полным аналогом рассмотренной выше деревянной — те же ярко окрашенные геометрические фигурки, которые можно выкладывать узорами на плоскости или строить башенки. Пластиковые наборы стоят дешевле деревянных, при этом они легче, так что повздорившие и устроившие драку маленькие игроки не поранят друг друга фигурками. Если же к мирному развлечению присоединится братик-младенец, он сможет внести посильное участие и погрызть деталь мозаики: пластмасса — более подходящий для массажа десен материал, чем дерево.
С фишками, безусловно, удобнее играть за столом, а вот крупная пластиковая мозаика так и просится на пол. Чтобы бабушки не хватались за сердце, видя ребенка, играющего на голом полу, малышу можно купить специальную напольную мозаику из мягкого гибкого пластика. Эта игрушка состоит из очень крупных элементов, в собранном виде она представляет собой пестрый лоскутной коврик. На боковых частях деталей сделаны специальные выемки и зазубрины, характерные для родственника мозаики — пазла. Составлять узор можно в произвольном порядке, поскольку обычно на каждой отдельной детали есть собственная цельная картинка. При желании плоскую мозаику можно превратить в объемную: из прямоугольных составных кусочков легко получается гигантский кубик. Игра с такими ковриками-кубиками очень познавательна: малыш изучает буквы, цифры, разные виды животных и растений.
Напольная мозаика-коврик из мягкого пластика
Наборы для детского художественного творчества
Все перечисленные выше разновидности мозаик можно условно отнести к утилитарным: ребенок составляет узор, а когда ему надоедает это занятие, складывает фигурки обратно в коробку и отправляет в свой шкаф до следующего раза. Однако существуют наборы для декоративно-прикладного творчества, в которых акцент делается не на процессе, а на результате. С помощью таких забав дети учатся доводить дело до конца, и усилия стоят того, ведь в результате получается красивая поделка, созданная собственными руками, пусть и по эскизу разработчика. Так малыш сможет украсить забавными безделушками собственную комнату или сделать подарок близким в виде маленькой симпатичной открытки либо большого настенного панно.
Так называемая кнопочная мозаика — это подвид игры с основой и фишками, вот только перечисленные компоненты соединяются друг с другом надежно, раз и навсегда. В комплект входит одна или несколько заготовок с нарисованным условным эскизом, задача ребенка — заполнить линии или области на эскизе кнопками соответствующего цвета либо формы. Получается что-то вроде раскраски или аппликации. Подобные мозаики для самых маленьких, конечно, очень простые, а вот ребятам постарше предлагают репродукции известных художественных полотен в качестве основы для заполнения цветными кнопками.
Кнопочная мозаика с рисунком средней сложности
Если кнопочная мозаика позволяет изготовлять только картинки, то стикерная применяется даже для оформления нехитрой детской бижутерии, фоторамок, шкатулок, сумочек, декоративных элементов интерьера и елочных игрушек. Очевидно, что в наборы для детского творчества не попадают привычные офисные стикеры, здесь речь идет о маленьких картонных фигурках на клейкой основе с покрытием из блесток. Обычно на заготовках, к которым приклеивают цветные блестки, схематически расчерчиваются узоры, а разные оттенки обозначаются соответствующими цифрами. Конечно, никто не запретит ребенку проявить фантазию и поэкспериментировать с цветами, но в случаях, когда количество наклеек точно соответствует орнаменту, лучше следовать схеме, чтобы не испортить всю работу. Такая яркая и жизнерадостная разновидность мозаики с наклейками приведет в восторг маленьких девочек, а вот мальчишек, которые скептически относятся к сверкающим звездочкам и сердечкам, оставит равнодушными.
Шкатулка-заготовка для стикерной мозаики и комплектные наклейки
Еще один интересный вид детского декоративного творчества — это термомозаика. Такие игровые наборы состоят из основы с колышками, на которых набирается рисунок из бусинок. Когда работа полностью готова, мама под чутким руководством малыша прогладит рисунок утюгом, и все элементы склеятся в сплошную фигурку. Большую картинку можно повесить на стену, а маленькую оформить в виде магнита на холодильник.
Процесс изготовления термомозаики
30.01.2015 Пахомова Ирина
Игра «Раз снежинка, два снежинка»
На прогулке ребенок наблюдал, как кружатся снежинки, ловил их. Попробуйте сделать снегопад дома. Пусть он сам из общей массы деталей мозаики выберет для игры 10–12 фрагментов белого цвета.
Вспомните с ребенком, что видели на прогулке, посмотрите в окно, полюбуйтесь снегопадом, расскажите стишок: «Снежок порхает, кружится, на улице бело…»
Покажите ему приготовленные детали белого цвета: «Смотри, какие у меня снежинки!» Возьмите одну «снежинку» и прикрепите ее к пластине: «Вот как полетела снежинка!» Предложите ему повторить ваши действия. Радуйтесь вместе с ребенком, поддерживайте его эмоционально — восклицаниями, комментариями, уточнениями.
Как только все «снежинки» окажутся на пластине, похвалите ребенка, рассмотрите с ним получившуюся картинку: «Ух! Как летят у нас снежинки!» Прикоснитесь к одной из деталей и скажите: «Ой, холодно!» Ребенок присоединится к вашей забаве и будет осторожно прикасаться к «снежинкам». Замерзли руки? Разотрите ладони, как будто согреваете их, чтобы ребенок повторил за вами. Такие упражнения способствуют развитию мышц кистей рук.
Дополняем образы реальными предметами
Если ребенок уже самостоятельно может сделать «снегопад», «дождик», «салют», то есть умеет произвольно располагать детали мозаики, покажите ему, как можно их располагать по-другому.
Для этого понадобятся небольшие игрушки: курочка, уточка, рыбка, лодочка и т. д. Вместе с малышом поставьте курочку или утку на игровое поле и предложите посадить цыплят или утят рядом с их мамой — положите рядом с пластиной детали желтого цвета. Для уточки можно сделать пруд: прикрепить вплотную друг к другу детали мозаики синего цвета. А когда водоем будет готов, посадите туда утку-игрушку.
В следующий раз детали мозаики, сгруппированные произвольно (но обязательно одна к другой, вплотную), вдруг превратятся в море, а по нему поплывет кораблик (рыбки, дельфины, киты — смотря какие игрушки есть у ребенка).
Дайте малышу достаточно времени для свободной игры, ненавязчиво присоединитесь к ней. Обыгрывание помогает ему из абстрактных деталей мозаики создать образ моря, речки или любого знакомого ребенку водоема и представить его.
Учимся играть в мозаику.методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Учимся играть в мозаику.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и удачливыми в жизни. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить максимум усилий для его воспитания и развития. В этом нам помогают игры, потому что игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. На сегодняшний день существует огромное количество игр. Среди такого многообразия, хочется обратить ваше внимание на достаточно простую и, в тоже время, очень полезную игру – “Мозаика”.
“Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества.
- мозаика развивает мелкую моторику рук
- развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма)
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь
- развивает познавательную активность детей
- развивает конструктивные способности
- развивает математические способности у детей:
- вырабатывает у детей художественный вкус
- Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка играть в мозаику, посредством которой он развивал бы себя самостоятельно.
- Начнем с того, что прежде чем ребенок начнет развиваться, играя с мозаикой, его нужно увлечь, заинтересовать этой игрой. Ведь если просто положить на стол мозаику, он вряд ли сделает что-то интересное и вскоре она ему надоест.
- В начале познакомьте малыша с игрой, с ее деталями. Как правило, игровой набор состоит из поля (доски, цветных элементов (фишек) и картинок – инструкций. Покажите детям доску для мозаики, обратите внимание на дырочки. Возьмите один элемент мозаики, рассмотрите с детьми, покажите, что у него есть” шляпка” и “ножка” (“как грибочек”). Шляпка у фишки для детей 2х-3х лет обязательно должна быть шестигранной. Покажите, как взять фишку, учите детей брать фишки щепотью: тремя пальцами – средний, указательный, большой, как вставить элемент мозаики в отверстие доски. Вставьте 2-3 элемента мозаики. Пусть ребенок сначала попробует достать фишки самостоятельно, если не получится- помогите: с обратной стороны доски подтолкните фишку, чтобы шляпка чуть приподнялась. Здесь очень важно чувство успеха ребёнка. А затем пусть попробует вставить элементы в дырочки.
Можно сопровождать такими игровыми ситуациями:
Игровая ситуация «Идет дождь»-одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю)
Игровая ситуация «Дорожка» — выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали)
Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»- выкладывание вплотную друг к другу (без просветов)
- Изучите с детьми цвета элементов мозаики. Разложите перед ребенком детали мозаики, перечислите основные цвета. Показывая на тот или иной, называйте цвет. Можно попросить рассортировать фишки по цвету.
- выложите перед ребенком дорожку из 3-4 элементов и попросите ниже, под вашей сделать такую же, т.е пусть повторит очерёдность цветов. Выкладывать дорожку нужно слева направо обязательно, чтобы ориентировать ребёнка на правильное письмо.
- Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, если у него что-то не получается, но при этом не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий. Обязательно хвалите малыша за его старание. Радуйтесь успеху ребенка вместе с ним. А самое главное убедите ребенка, что он все сможет, что у него все получится. Это очень важно.
Игра «Сугроб»
Ребенок научился самостоятельно делать «снегопад»? В следующий раз покажите ему, как сделать сугроб, который во время «снегопада» становится все больше и больше. Для этого расположите рядом детали белого цвета.
Сопровождайте действия ребенка рассказом: «Снежинки кружатся и падают на землю. Еще снежинка упала и еще. Как много снежинок! Вот какой сугроб получился!» Это совершенно новая для ребенка картина: он сделал что-то целое из большого количества разрозненных элементов.
Не забудьте про игровой сюрприз. Заранее приготовьте игрушки для обыгрывания мозаичной картинки. Когда перед ним возникнет реальная игровая ситуация — множество деталей мозаики превратятся в холодный, пушистый сугроб, в котором весело барахтаются зайчата, радуясь белому снегу. Игра с получившейся мозаичной картиной — одно из условий, при котором у ребенка зарождается и формируется интерес к занятиям с мозаикой.
Конспект НОД по изодеятельности «Мозаика»
Цель: продолжать знакомить с мозаикой. Задачи:
1. Познавательное развитие. Продолжать знакомить с мозаикой, узнать историю происхождения мозаики. Способствовать развитию творчества, воображения, внимания, точности движений, глазомера. Формировать познавательный интерес. 2. Речевое развитие. Формировать умение развивать связанную речь детей, обогащать словарный запас. 3. Художественно-эстетическое развитие. Развивать художественный вкус, образное восприятие. Воспитывать аккуратность в работе. Предварительная работа: 1. Игры с различными видами мозаики. 2. Беседа. 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Экскурсии , к зданию «Дома торговли», «Великокняжеской церкви», «Собору», «Первому детскому саду в Ельце», к другим зданиям и просто по городу. 5. Начать выполнять работы в свободное время, а закончить на занятии. Оборудование: 1. Пластмассовая мозаика(разные виды мозаики). 2. Листы бумаги для индивидуальной работы. 3. Цветные полосочки разнообразной формы, величины. 4. Книга с иллюстрациями «Земля наша Липецкая» 5. Сюжетные картинки по сказкам: «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Колобок». 6. Картина «Конь», выполненная ранее детьми. В группу приходит сказочный герой-гномик. Он приносит коробку с мелкой пластмассовой мозаикой-ему подарили, но он не знает, как с ней играть и просит нас помочь ему разобраться.
Конечно мы тебе, гномик, поможем, мы как раз будем сейчас говорить о мозаике. Вот у меня несколько работ, выполненных мозаикой, выполняли вы их сами. Вот одна работа (показываю из каких геометрических фигур выполнен цветок? (из круглых). Это работа простая, несложная, её выполнит любой. Здесь особенно думать не надо. Вот другая работа (показываю). Здесь уже геометрических фигур больше, и сюжет сложнее. Какие геометрические фигуры здесь есть? Какие цвета? (Ответы детей.) А вот ещё один вид мозаики (это то, что принёс нам гномик). Она очень сложная (показываю выполненные ранее детьми работы по сказкам). Почему она сложная? (ответы). Ну, конечно, она очень мелкая. Чтобы выполнить работы этой мозаики, нужно быть внимательным, аккуратным, усидчивым, терпеливым. Гномик, мы чуть попозже поиграем, а сейчас послушай вместе с детьми. Вся мозаика собирается из мелких частиц, подгоняя по цвету, размеру и величине. Из какого материала сделана мозаика? (Из пластмассы.) Это мы говорим о детской мозаике. Она лёгкая, красочная, интересная, чтобы вы с ней интересно работали, играли. Ведь мозаика является любимой настольной игрой для детей всех возрастов. Как вы понимаете, что такое мозаика? (ответы детей). Да мозаика — это изображение знакомых предметов, узоров, орнаментов, персонажей сказок отдельными мелкими частицами, разными по величине, форме и цвету. А сейчас я расскажу вам о мозаике в широком смысле. Мозаика является одним из важных видов монументально-декоративного искусства. Монументально-декоративное искусство — это многообразие художественных произведений, создающихся для украшений зданий, стен, фонтанов, ваз, остановок и другое. Художники-мозаичники выкладывают узор, рисунок, орнамент из твёрдых материалов: цветной керамической плитки, цветных стёкол, цветного пластмасса, цветных камней, кирпичей, гальки и др. Это очень кропотливый труд. Мозаичные работы требуют большой точности, аккуратности, внимания, усидчивости. Маленькие кусочки разной величины, формы и цвета подбираются, подгоняют друг к другу, закрепляются и когда всё зто высыхает, отшлифовываются. Закрепляются они цементным раствором, мастикой и воском.
Немного отдохнём.
Один, два, три, четыре пять Топаем ногами Один, два, три, четыре, пять Хлопаем руками Один, два, три, четыре, пять Занимаемся опять.
Это очень древний вид искусства. А что такое искусство вообще? (ответы детей). Правильно, это красивое, прекрасное, вечное. Что относится к искусству? (ответы детей — зто музыка, кино, театр, балет, картины, песни, танцы и т д.) Мозаика является одним из главных видов искусства. Очень давно, когда небыло керамической плитки, пластмасса, кирпича и других твёрдых материалов, мозаичные работы выполнялись из кружков, глины, окрашенных в разные цвета. Ею украшали храмы, соборы, которые сохранились до наших дней. В Греции мозаику делали только из гальки. В Италии из полудрагоценных камней с обильным применением золота, но это уже не отшлифовывалось, использовали естественный материал, что придавало особый блеск. В нашей стране мозаичные работы выполнялись тоже очень давно, украшались церкви, соборы, дома и здания (какого — либо производства) богатых людей. В последнее время мозаика приобрела большой размах. Ею стали украшать станции метро, платформы, стены, потолки, плафоны, дома, фонтаны, остановки и другое. Мы ходили на экскурсию по городу и видели много мест, украшенных мозаикой. Сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации в книге «Земля наша Липецкая» и заодно по ходу вспомним, что интересного видели, гуляя по городу. Страница — 336 — средняя школа, здания на ул. Советской, ателье «Силуэт», училище железнодорожное, где чередуется белый и красный кирпич, создавая узоры. 241 — бассейн.)
Спросила у детей, как у них дома выложена ванна. (Керамической плиткой — «Пароход», «Рыбка» и т. д.) 397 — фонтан, около детского сада, в детском парке, в городе. 68 — витраж, цветными стёклышками украшают двери, окна кафе, ресторанов. Здание около «Дома торговли» — стена украшена цветным стеклом. Великокняжеская церковь — её отделку ещё называют – золотая мозаика, она похожа на рыбью чешую и на ней никогда не собирается пыль. Наверху изображён старый город Елец и собор, украшенные деревянным забором, много цветов. Очень красиво выполнена мозаика. Мы видели только внешний вид. Первый детский сад в Ельце тоже очень красивое здание, мозаикой выполнены цветы, трава, лебедь с детьми. Великокняжеская церковь и первый детский сад в Ельце были построены на деньги богатого человека — Заусайлова. Рассматриваем работу «Счастливая семья». Немного останавливаемся на кожаной мозаике (сумки, одежда). Галина Беседина предлагает и такое, она в своё время получила образование архитектора и теперь применяет мозаику на одежде. (Журнал мод Москва 1992 – 3 — 4.) Какие работы мы делали мамам на праздник 8 Марта? (цветы маки, розы, колокольчики — ответы детей). Из чего мы их делали? (из бумажной мозаики). А какие работы есть в группе ещё? («Сказочный большой конь»). Подходим к этой работе и немного останавливаемся на ней. Мы её делали с детьми прошлого выпуска. Делали долго, так как работа очень сложная, кропотливая. Подбирали мелкие полосочки бумаги (разные по цвету и форме, размеру), обращаю внимание на три цвета неба (синий, светло-голубой и тёмно-синий), травы (светло-зелёный, зелёный и тёмно-зелёный). А сейчас мы доделаем начатые раньше работы, чтобы гномик увидел готовые работы и могли вместе ими полюбоваться и конечно подарим понравившуюся гномику работу.
Приготовили ручки:
Вот помощники мои Их как хочешь поверни Хочешь эдак, хочешь так Не обидятся никак К работе приступаем Всё красиво выполняем.
Дети садятся выполнять начатые ранее работы. Тихо играет музыка. Анализируем готовые работы.
Пространственное мышление: горизонталь
Научить ребенка определять верхнюю и нижнюю части игрового поля, выбирать для изображения детали определенного цвета помогут линейные объекты — дорога, ручей, речка.
Покажите ему, как сделать речку, — для этого по нижнему краю игрового поля вместе с ребенком выложите синие детали. Предложите сделать солнышко. Пусть ребенок самостоятельно выберет из нескольких деталей разного цвета наиболее подходящую для изображения солнца. Поинтересуйтесь, где будет солнце на картинке, и при необходимости помогите ему прикрепить деталь вверху. Спросите его: «Что вверху?» Обязательно уточните, что речка течет внизу, а солнышко светит вверху.
Чтобы ему было легче запоминать эти важные понятия, сопровождайте высказывания соответствующими движениями рук, предлагайте ребенку повторять их за вами.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» гп. Белый Яр
Подготовила: Отегенова К.М.
Воспитатель 1 категории
Паспорт проекта:
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок
Сухомлинский В. А.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы:
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные знаний в доступной практической действительности.
Дети шестого-седьмого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире.
Из наблюдений в повседневной жизни ДОУ мы видим, что интерес к аппликации проявляется у детей уже начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем — приобретает более устойчивый характер. Получить более точные сведения о том, какие знания об аппликации имеются у детей, что вызывает наибольший интерес, что доступно для пользования помогло анкетирование родителей, диагностирование и опрос детей. Анализ выявленных представлений об аппликации показал их частичное или полное отсутствие представлений о ее видах и способов работы с бумагой.
Проанализировав, я пришла к выводу о том, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать интерес к аппликации, используя возможности ДОУ и ближайшего социума.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.
Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Цели проекта:
- Формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.
- Выявление технических навыков и умений в процессе аппликации.
- Разработка дидактического материала, оказывающего развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Формировать у детей 6-7 лет элементарные представления о бумаге.
- Расширять знания о значении бумаги в жизни человека.
- Развивать у детей познавательную активность и психические процессы. Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов.
- Обучать техническим навыкам и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.
- Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, величина, фактура)
- Развивать творческие способности дошкольников.
- Активизировать и обогащать словарь детей.
- Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к аппликации.
- Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе.
Предполагаемый результат:
Дети должны: получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении;
различать виды бумаги; овладеть техническими навыками работы с бумагой;
Развитие мелкой моторики рук; развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.
Работа с родителями:
Консультации:
«Аппликация помогает ребенку развиваться»
«Искусство аппликации», «Развитие тонких движений рук»
Родительское собрание:
«Развитие творчества у детей»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
Июль — август
Анкетирование и опрос родителей и детей
Составление перспективного плана работы по реализации проекта
Разработка критериев оценивания умений и навыков детей
2. Основной этап
– сентябрь
- Планирование работы
- Формирование тем для занятий
- Диагностика детей
- Проведение занятий
3. Заключительный этап
— октябрь
- Выставки детских работ
- Выставки совместных работ детей и родителей
- Фото – выставки «Талантливые ручки»
- Диагностика детей.
- Продукт проектной деятельности
- Фотографии занятий
- Работы детей
- Модели занятий
- Мульдимедийная презентация
ФОРМЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ
Формы:
- Занятия
- Познавательные игры, способствующие реализации проекта
- Экскурсии
- Эксперименты
- Праздники и развлечения
Средства:
- Викторины
- Художественное слово
- Музыка
- Динамические паузы, физминутки
- Пальчиковые игры
- Фильмотека
- Дидактические игры
Проблема:
- Развитие моторики рук средством работы с разными видами бумаги.
- Знакомство с видами бумаги
- Изготовление пособий в ходе реализации проекта
- Фото-банк
- Слайд-шоу
- Уголок «Талантливые ручки»
- Альбом «Виды бумаги»
- Подбор художественного слова для реализации проекта
- Разработка дидактических игр
- Выбери правильно
- Разрезные картинки
- Парные картинки
- Где и какая бумага нужна
Следующая > |
Учимся делать вертикальные изображения
Освоив линейное (горизонтальное) расположение деталей, начинайте выкладывать вертикальные линии. Для этого разверните игровое поле на 90 градусов. Пластина будет лежать короткой стороной к ребенку. При таком расположении игрового поля можно выложить ровную вертикальную дорожку. Лучше начать выкладывать детали по самому краю, он будет для ребенка наглядной опорой.
Чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему историю про зернышко, из которого вырос стебель, а потом распустился цветок. Накануне не забудьте рассмотреть у настоящего цветка стебель, соцветие, листья, чтобы у ребенка были свежие воспоминания.
Приготовьте пять зеленых деталей (для стебля), одну красную или синюю (для цветка) и одну желтую (для солнца). Прикрепите внизу у бокового края игрового поля зеленую деталь — «зернышко». «Посадил Коля (используйте имя вашего ребенка) зернышко. Выглянуло утром солнышко». Прикрепите сверху желтую деталь. «Стало светло и тепло, из зернышка появился стебелек и начал расти вверх, к ласковому солнцу». Покажите ребенку, куда надо прикреплять детали, чтобы «стебель» рос вверх.
Поддерживайте игровую ситуацию своими комментариями: «Все выше, выше растет стебелек, к самому солнышку тянется!» Когда ребенок закончит выкладывать зеленые детали, дайте малышу деталь красного или синего цвета, пусть он прикрепит ее: «Смотри, какой красивый цветок распустился!»
Для ребенка будет приятный сюрприз, если к «выращенному» им цветку прилетит бабочка, заранее сделанная вами из цветной бумаги. В следующий раз можно «посадить зернышко» не у самого бокового края.
Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками
Наталия Лякутина
Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками
Введение
Все сопровождающие детей взрослые хотят видеть их здоровыми и образованными. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить достаточно много усилий для его воспитания и развития. И в этом, учитывая специфику детского возраста, во многом помогают дидактические игры.
Среди огромного многообразия существующих в настоящее время развивающих игр и игрушек хочется обратить особое внимание на достаточно простую, знакомую всем с детства и, в тоже время, очень полезную игру — мозаика. Мозаика это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины. Роль мозаики в развитии ребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают,что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки. Часто приходится слышать жалобы родителей, что ребенок быстро теряет интерес к мозаике. Вот он уже настроился дорожек, окошек, заборчиков, а собирать узоры по схемам, которые прилагаются к набору, еще не готов. Поэтому ещё немного поразбрасывал мозаику по комнате, и все – игрушка забыта.
На первый взгляд игра с мозаикой кажется пустым занятием, помогающим убить время, но это далеко не так. За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает развивать ребенка. Игры с мозаикой развивают:
психические процессы;
познавательную активность;
конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу)
;
математические способности (счет, пространственная ориентировка)
;
мелкую моторику;
художественный вкус;
волевые качества личности (целеустремленность, усидчивость и т. п.)
.
Кроме того, в процессе игры с мозаикой у ребенка накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий. Общаясь со взрослым во время игры, малыш не только начинает лучше понимать обращенную к нему речь, но и активно говорить.Опыт совместной деятельности бесценен для ребенка: именно в играх со взрослыми или сврстниками он приобретает умение строить отношения с окружающим миром.
Изучение существующего теоретического и практического опыта деятельности ДОУ по данной проблеме показывает, что четкой системы работы с мозаикой, которая имеет цель, последовательные этапы и планируемые результаты, нет. Указанное и определило актуальность данной методической разработки, целью которой является ознакомление педагогов с использованием мозаики как игровой технологии, направленной на всестороннее развитие дошкольников.
Содержание
«Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками»
Цель: развитие психических процессов детей дошкольного возраста.
Этапы реализации технологии:
1) организация игровой деятельности без игрового поля;
2) организация игровой деятельности с игровым полем;
3) использование игр с мозаикой в ходе совместной деятельности взрослого с детьми.
Планируемые результаты:
— развитие психических процессов дошкольников;
— совершенствование моторной ловкости пальцев рук;
— развитие волевых качеств личности.
На первом этапе реализации технологии проводится работа с деталями мозаики без использования игрового поля. Это дает детям возможность познакомиться с разнообразием цветов, размеров и форм деталей. На этом этапе детей учат брать в руку только одну деталь мозаики и держать её правильно, т. е. за шляпку. В игровой деятельности детали мозаики предлагается использовать как предметы-заместители (дети как конфетами угощают ими кукол; перевозят как груз на машине и т. п.).Затем предлагаются игры на сортировку деталей: по цвету, величине, количеству.
Самой простой и безопасной является крупная мозаика, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластину без отверстий. Детали такой мозаики просто накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля, а крепление больше всего соответствует уровню развития ловкости пальцев маленького ребенка. Для игр с детьми старше 3 лет используется так называемая классическая мозаика, детали которой состоят из ножки и шляпки.
Второй этап реализации игровой технологии представляет собой знакомство детей с пространством игрового поля, которое происходит в определенной последовательности и сопровождается созданием игровой ситуации:
1. Одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю)
Игровая ситуация «Идет дождь»
2. Выкладывание вплотную друг к другу (без просветов)
Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»
3. Выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали)
Игровая ситуация «Травка»
Игровая ситуация «Цветочек»
Выкладывание по горизонтали или вертикали требует тщательного подбора игрового поля, т. к. не любые его варианты позволяют расположить детали рядом друг с другом без просветов, строго соблюдая ровную линию. Кроме того, при первом выкладывании таких линий необходимо располагать детали мозаики строго по краю игрового поля.
4. Выкладывание замкнутой линии (по кругу, полукругу, овалу)
Игровая ситуация «Выглянуло солнышко»
Далее детям предлагается выкладывание простых узоров из чередующихся деталей. Практика показывает, что только к 3,5-4 годам дети могут придумать и выложить свои собственные узоры. Поэтому, работая с детьми более раннего возраста, целесообразно сначала показать детям вариант выкладывания готового узора и предложить его повторить.
На третьем этапе реализации технологии игры с мозаикой активно используются в ходе совместной деятельности взрослого с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. При этом можно использовать не только детали мозаики, но и другие материалы (камешки, бусинки, разноцветные шнурки, кусочки ткани и т. п.)
.
Работа с мозаикой может быть использована в рамках конкретной тематики.
Заключение
Для того, чтобы мозаика не была для ребенка простым манипулированием с деталями, а превратилась в действительно увлекательную и полезную игру, сопровождающим взрослым необходимо строить свою педагогическую деятельность, соблюдая правила реализации игровой технологии. Примеры готовых заданий (занятий)
с детьми и рекомендации для родителей по
работе в домашних условиях представлены в приложении методической разработки и на сайте нашего образовательного учреждения (htts://dsmalutka.68edu.ru)
. Надеемся, что их использование будет полезно педагогам ДОУ и родителям
дошкольников.