Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мы патриоты нашей Родины» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России. Задачи: 1. Обучающие: формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить название крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ; учить детей любить свою Родину, восхищаться её красотой;…
Конспект открытого занятия в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа»
МБДОУ «Колыванский детский сад «Светлячок»
Непрерывная образовательная деятельность по социально — коммуникативному развитию в старшей группе Тема НОД:
«Обычаи и традиции русского народа»
. Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие . Интеграция с…
Занятия, игры и праздники с детьми 5-6 лет.
Показаны публикации 1-10 из 150654. Все разделы | Старшая группа
Новое
Фото
Лучшее
Конспект мастер-класса для детей и родителей по изготовлению новогоднего шара из ниток (старшая группа) Цель: 1) привлечь родителей к совместному творчеству с детьми; 2) познакомить родителей и детей с технологией изготовления новогоднего шара из ниток; 3) создать предновогоднее настроение в процессе изготовления игрушек. Ход мастер-класса: Этапы Деятельность педагога Деятельность…
Использование СУ-Джок терапии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста 1- слайд Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию проект По здоровьесберегающей технологии «Использование СУ-Джок терапии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста». «Волшебные шарики»
Проект долгосрочный,продолжительность 1 год 2слайд…
Открытые занятия. Конспекты — Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на корабле»
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на…» Интегрированные задачи: 1. Образовательные. Закреплять умение составлять из частей целое, выявлять признаки геометрических фигур. Закрепить навык счета предметов до 7. Закреплять умения детей создавать изображения животного при помощи геометрических фигур; закреплять умение…
Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя безопасность в моих руках» Конспект открытого занятия в старшей группе «А» на тему: «Моя безопасность в моих руках» Провела: воспитатель Бараова Р.М. Г.О. Нальчик Задачи: Обучающие: учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни без взрослых, закреплять знания опасных ситуаций, которые могут…
Конспект открытого занятия «Зимние виды спорта» в старшей группе Занятие в старшей группе «Зимние виды спорта» с использованием ИКТ Составила воспитатель высшей квалификационной категории Пономарёва Наталья Рафаиловна Цель: формирование представления о значении занятий спортом для здоровья. Задачи: -Закрепить у детей знания о разных видах…
Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в страну математики»
Конспект открытого занятия в старшей группе №9 «Солнышко» (познавательно-исследовательская деятельность Ф.Э.М.П) «Путешествие в страну Математики» Воспитатель: Т.Г.Артамонова Цель занятия: Создать условия для закрепления представлений о фигурах (треугольник, прямоугольник, круг,…
Особенности организации работы на занятиях в старшей группе
Особенности организации работы на занятиях в старшей группе
В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20 до 25 минут), но заметно увеличиваются объем и темп работы. Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуется в форме игровых упражнений, решения задач («Найдите ошибку Незнайки», «Кого больше?») и занимает от 1 до 5 минут. С игровых упражнений начинают и занятия, посвященные закреплению знаний. Стимулируя проявление смекалки и сообразительности, эти упражнения позволяют сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой. Для закрепления знаний в конце занятия проводят также игровые упражнения и дидактические игры. В старшей группе широко используются комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2—3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы. У детей 5 лет повышается устойчивость внимания. Однако длительно выполнять однообразную работу, сохранять одну и ту же позу они не могут и нуждаются в частой смене деятельности, в двигательной разрядке. Работу, требующую произвольного внимания, педагог чередует с элементами игры. Количество однородных упражнений ограничивают до 3—4. Включаются задания, связанные с выполнением движений. Если такие задания отсутствуют, то на 12—14-й минуте проводится физкультурная минутка. Содержание ее по возможности связывают с работой на занятии. Педагог старается вызвать как можно больше детей для выполнения коротких заданий у своего стола, фланелеграфа, на наборном полотне (добавить, убрать предмет, составить пары предметов и др.). Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по развитию элементарных математических представлений в основном используются в комплексе. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому. Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки. Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.). Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.). Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают подходящий по ширине ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу, прочное усвоение знаний. Математические представления «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения дети выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения. Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов. Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются. В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки могут быть схематичными. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками или числовыми фигурами. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность. В работе с детьми 5—6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?» Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате. Ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом. По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)?». Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования, возможность выиграть: «Кто быстрее найдет (принесет и т. д.). Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на занятии, опираются на их сознание. Педагог постоянно подчеркивает, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает и его и товарищей, работает не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действовать точно в соответствии с ними. Способность управлять своим вниманием у детей 5 лет только начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Педагог одобряет тех, кто старается, работает сосредоточенно, не отстает от товарищей и доводит дело до конца. При подведении итогов занятия оценивают не только то, как усвоен материал, но и поведение детей на занятии. В старшей группе детям часто дают задания, которые наряду с решением учебной задачи тренируют произвольное внимание и память, например игровые упражнения «Что изменилось?», «Молчанка» и др. Большое внимание уделяют развитию самоконтроля. Основным средством развития самоконтроля является оценка педагогом действий и результатов работы детей. Выслушав отчет ребенка о выполнении задания, он дает оценку, помогает найти причины ошибок и исправить их. В ряде случаев детям предлагают обменяться работами и проверить правильность выполнения задания товарищем. Воспитанию самоконтроля служит предъявление образца после выполнения задания. Проверяя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Детей учат справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей. Контроль за собственными действиями в процессе работы затрудняет пятилетних детей, поэтому, сначала их учат контролировать работу друг друга, например, следить за действиями товарища, работающего у стола педагога (у доски), оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. Детей учат внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а дополнять и уточнять его. («Все ли сказал? Понятно ли?») Организуют работу парами, когда один ребенок выполняет задание, а другой его контролирует. Оценка педагога, контроль за действиями товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность. В старшей группе продолжают формировать навыки организованного поведения на занятии, детей приучают быть сдержанными, поднимать руку только тогда, когда они знают, как ответить на вопрос, терпеливо ждать, когда вызовут, готовить свое рабочее место, содержать пособия в порядке в течение всего занятия. На занятиях по математике используют большое количество пособий, поэтому важно предусматривать порядок их размещения. Целесообразно при подготовке к занятию разложить пособия в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу — в последнюю. Вначале их помещают на столе слева от ребенка, а по ходу работы он откладывает использованные пособия направо от себя. Мелкий счетный материал дети теперь берут с общего подноса. В каждом конкретном случае педагог определяет, что должны сделать дежурные по занятию и что — каждый из ребят. Это касается и организации рабочего места, и уборки пособий после занятия.
Особенности организации занятий по математике в старшей группе детского сада
Вред от «натаскивания» дошкольника по школьной программе
Да, первое время малышу будет очень просто учиться, ведь то, что проходят сверстники, он уже знает. Поэтому у него будет постепенно пропадать интерес к занятиям. А после того как запас полученных в дошкольном возрасте знаний иссякнет, он просто-напросто будет отставать от одноклассников.
Этот обратный эффект объясняется тем, что в начальной школе нужны не приобретённые заранее знания, а сформированные навыки к учебной деятельности. Сразу же встаёт вопрос о том, достаточно ли для подготовки к школе только последнего года дошкольного детства.
Для того чтобы просто «натаскать» ребёнка, этого времени может оказаться достаточно, а вот чтобы качественно подготовить к обучению, требуется начинать занятия в детском саду в старшей группе. Причём обучение детей должно проходить в форме игры, а не пародировать школьные уроки.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Познавательное занятие для старших дошкольников 5-7 лет с элементами практической деятельности. Тема: «История новогодних игрушек»
Описание материала:
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия с элементами практической деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей и для родителей, заинтересованных во всестороннем развитии дошкольников.
Цель:
приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение и обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.
Задачи:Образовательные:
• познакомить детей с историей новогоднего праздника; • историей появления елочных игрушек,
Воспитательные:
• воспитывать интерес к традициям празднования Нового года
Развивающие:
• развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус, творческие способности, воображение.
Оборудование:
телевизор, ноутбук, бисер и проволока для изготовления игрушек, мешок для новогодних игрушек, елка.
Ход занятия
1. Оргмомент
Настроение у нас отличное, А улыбка — дело привычное! Пожелаем друг другу добра, Нам занятье начинать пора!
2. Постановка темы и целей занятийПедагог:
Девочки и мальчики, вы мне рассказывали о том, как вы готовитесь встречать новый год, какие красивые и нарядные ёлочки у вас дома.
Педагог:
Посмотрите, чей-то мешок на столике?
(ответы детей — Д. Мороза.)Педагог:
Интересно, что в мешке? Вот снежинки с загадками. Может мы, отгадаем загадки? Слушайте внимательно. Неожиданно метели С воем жутким налетели. Осень в страхе убежала, А она хозяйкой стала.
(Зима)
Хоть не шишки, не иголки, А висят на ветках елки?
(Елочные игрушки)
Педагог:
Здесь ещё что-то есть. Давайте посмотрим, что там
(достаёт ёлочные игрушки.)Педагог:
Какие разные и интересные игрушки
(рассматривание игрушек)
Шапка снега на горе, Все деревья в серебре, На пруду сверкает лёд, Наступает …
(Новый год)Педагог:
Вы, все любите праздник Новый год?
(ответы)Педагог:
Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. Красивый обычай украшать ёлку возник много лет тому назад. Существовало поверье, что на деревьях обитают духи, от которых зависят будущий урожай и судьба каждого человека, поэтому духов нужно уважить разнообразными подарками. Долгое время ёлки украшали едой – изюмом, конфетами, орехами, печеньем, кренделями, фруктами, яблоками. Позже стали изготавливать более нарядные украшения. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги. И вот много, много лет назад по указу царя Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как в других странах. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником и наряжать елки. Новогодние гулянья обязательно сопровождались играми, песнями, танцами.
Педагог:
Приготовили свои ручки.
Пальчиковая игра
Мы на елке веселились,
(Ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились
(Ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес.
(«Шагать» средним и указательным пальцем по столу)
. Дал большущие пакеты, В них же — вкусные предметы:
(Ритмичные хлопки в ладоши)
. Конфеты в бумажках синих,
(Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная большого)
. Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин.
Педагог:
И вот в 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника. Поэтому ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем Новый год.
Педагог:
Чем украшают ёлку сейчас?
(ответы детей)Педагог:
Так какими же игрушками раньше украшали ёлочку? Давайте посмотрим иллюстрацию: Стеклянными, картонными, ватными, фарфоровыми. В военные годы пленные немцы научили наших мастеров выдувать шары и бусы. Когда было время военное, то и ёлочные украшения делали такие — солдатиков, самолёты, различные боевые машины. Даже на шарах рисовали военные сражения. Когда наступило мирное время, игрушки тут же превратились в сказочных персонажей, в домики и ёлочки, в животных, в овощи и фрукты и, конечно же, во множество разноцветных шаров. А вот посмотрите — ёлочка ваших пап и мам, дедушек и бабушек Сейчас ёлочку, чаще всего украшают разноцветными шарами и разными игрушками, стеклянными и пластмассовыми, они очень удобны в применении и не разбиваются. А бывают ёлочки необычные: из шаров, из пончиков, из мишуры и еще множество разных, на какие только хватит фантазии. Каждый год разные города нашей страны на главной площади своего города ставят елки. Они большие, все в огнях и переливаются разными цветами. И это просто сказочно! Ну и конечно все дети у себя дома наряжают своих зеленых красавиц.
Украшение на ёлку из бисераПрактическая работа
Вам понадобится: бисер зелёного, красного и белого цвета, мишура
(дождик)
на тонкой проволоке. Подготовьте 4 отрезка проволоки одного размера. 1. Скрутите между собой в центре 2 отрезка, чтобы получилось 4 лучика.
2. Добавьте 2 отрезка проволоки, чтобы получилось 8 лучиков. Нанизайте бисер на лучики чередуя цвета, оставив концы отрезков проволоки свободными. 3. Соедините концы проволоки, затем скрутите их. 4. Придайте заготовке форму шара и украсьте ёлку.
5. Итог занятия
Ребята, кто запомнил, какими игрушками наряжали ёлку в старину? А какими украшают сейчас? Из каких материалов сделаны современные ёлочные игрушки? Можно ли смастерить игрушки самим? Какие вы молодцы!
6. Рефлексия
«Снежинки»
Прикрепите к доске белую снежинку, если занятие прошло хорошо, все было понятно и вы довольны своей аппликацией
Прикрепите к доске синюю снежинку, если на занятии вам было трудно, неинтересно, ничего не понятно.
Инструкция для воспитателя по проведению занятий
Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила.
- Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры. Это хорошо развивает зрительную память и образное мышление. Кроме того, присутствующий в них соревновательный элемент подстёгивает ребятишек к лучшему усвоению знаний.
- Стоит достаточное время отводить повторению. Но необязательно делать это во время занятия, можно провести несколько повторяющих занятий в начале месяца.
- Чтобы не потерять внимание детей, нужно следить за сменой их деятельности. Различные виды упражнений, игры, песни, загадки и танцы должны перемежаться между собой.
И помните, что взрослые должны общаться с малышами только по-дружески. Ни в коем случае нельзя использовать на занятиях приказной тон, а тем более ругать ребёнка.