Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Галимова Дания Зулькарамовна, Музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад №8 комбинированного вида.

Как известно, музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность. Успех музыкального воспитания зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.

Большинство образовательных программ предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, фантазии, воображения, интеллекта, артистичности, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.

Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Театрализованные игры на музыкальных занятиях мы начинаем вводить с первой младшей группы. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.

В младших группах формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных): птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование. (Фото 1).

В старшем возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты.

Так как театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Рассмотрим инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятольности.

1. Для восприятия музыки используем метод активного слушания.

Активное восприятие — это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества.

Одним из основных педагогических средств активизации музыкального восприятия является театрализация, обыгрывание (интонационно-речевое и образно-пластическое) музыкального образа педагогом и детьми.

Уделяем большое внимание самостоятельному подбору движений в соответствии с характером музыки, умению эмоционально отзываться на музыку, развиваем речь детей, их воображение.

Пение. Распевание.

Для усвоения певческих навыков используем замечательные попевки Аллы Евтодьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом. Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (низкого или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
  2. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгривание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование.

Очень помогают в работе пальчиковые игры. Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.

Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям.

В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты

становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр. (Приложение 1. Фото 2, 3).

Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. (Приложение 2).

В работе используем нетрадиционные формы развития музыкальности. Это ритмодекламация и мелодекламация.

Мелодекламация – чтение стихов или текста в сопровождении музыки и пропевание части текста.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

Ритмодекламация – это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста. В зависимости от поставленных целей и задач практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки», в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительной деятельностью. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи, обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.

Использование данных технологий и методических форм на практике позволяют добиться основной цели: создание на музыкальных занятиях, праздниках атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.

Таким образом, театрализованная игры на музыкальных занятиях позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

При умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности. (фото 4,5, 6).

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
  2. О.А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Т.А. Боровик «Методика развития музыкальности детей»; журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
  4. А.А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
  5. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.

Приложение1

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

(автор О. Арсеневская)

Из-за леса, из-за гор Дети шлёпают ладошками Топал дедушка Егор. По коленям. Очень он домой спешил — Показывают обратную сторону Рукавичку обронил. ладоней с вытянутым вверх большим пальцем-жест «Рукавичка».

Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке. Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка». — Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке. Мышку здесь никто не ждёт? Грозят пальцем.

Стала жить-поживать, Звонко песни распевать. Хлопки. Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик». Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».

— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой. Сладким чаем напоила. Вытягивают вперёд руки, Ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок, Вкусных пирогов напёк. «Пекут» пирожки. Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук. Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».

— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачкомпо левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук. Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать Пол метёлкой подметать. Движения руками влево-вправо. Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям. Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».

— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком по левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок». В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

Приложение 2:

Речевые игры с музыкальными инструментами

(автор О. Арсеневская)

Матрёшка и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки Тук-тук! Принесли нам расписные ложки. Тук-тук!

Мы на ложках заиграли. Туки-туки! Туки-тук! Наши ложки заплясали. Туки-туки! Тук-тук-тук!

Вот бежит приятель наш, Петрушка, Трень-трень. Он принёс ребятам погремушки, Трень-трень.

Погремушки зазвенели – Трень-трень-трень! Трень-трень-трень! Звонко песенку запели – Трен-ди, трен-ди, трен-ди-трень!

Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трен-ди-трень! Будет весело играть Наш оркестр целый день!

Шур-шур-песенка В тиши шуршунчики шуршат: Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Дети играют на «шуршунчиках» — султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками. А где-то спит мурлыка-кот. Мур-мур, мур-мур, мур-мур. Во сне он песенку поёт:

— Мур-мур, мур-мур, мур-мур. Дети играют на треугольниках. Шур-шур! Мур-мур! Шур-шур! Мур-мур!

Весёлый оркестр. «Бум-бум! Трам-там-там!» — Застучал барабан. «Туки-туки-тошки!»

Заиграли ложки. «Чётки-чётки», — Бряцают трещётки. «Дин-дон, дин-дон!»

Зазвенел металлофон. «Бан-бан балалал!» — Треугольник зазвучал! «Бумба-бумба!»

Загремела румба! А теперь нам нужно Заиграть всем дружно.

Следующая >

Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации

Коломыйко Оксана

Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации

Дошкольный возраст — это период закладывания фундамента, на котором будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное, художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей того,на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление является музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка. Это хорошаявозможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Именно музыкально — театральная деятельность, прививая устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Музыкально-театральная деятельностьдетей включает в себя несколько разделов:

— основы кукловождения;

— актерское мастерство;

— игровое творчество;-имитирование на музыкальных инструментах;

— песенное и танцевальное творчество детей;

— проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

— инсценировка песен;-развлечения;

— фольклорные праздники;

— сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне.

В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития.

В основу нашей работы входят следующие принципы:

— развивающее обучение – познавательная, воспитательная деятельность, направленная на побуждение детей к самостоятельному поиску, импровизации;

— последовательность и систематичность занятий – залог успешного применения знаний, умений и навыков на практике;

— доступность – учёт возрастных особенностей, уровня подготовленности детей;

— индивидуально – дифференцированный подход не только в процессе каждого занятия, но и к каждому участнику музыкально–театрализованной деятельности;

— учет интересов, потребностей и возможностей каждого ребёнка;

— целенаправленность.

Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного образа.Основная задача работы воспитателя:

— раскрытие творческой личности ребенка в целом;

— его артистические способности в частном.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,касающиеся:

— формирования выразительности речи;

— интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность направлена на восприятие, осмысление художественного образа и передачу этого образа. Она выступает как самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной. И как любая другая,она имеет свои этапы:

— ориентировка;

— замысел;

— подготовка;

— исполнение.

В нашей группе была создана музыкальнаяразвивающая предметная среда:

музыкальные игрушки и инструменты;

— куклы и атрибуты, которые необходимы для занятий театрализованной деятельностью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети приобретают опыт,театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас,развивает память, умение действовать согласно замыслу. Более трех лет, начиная с младшего возраста, я работаю по театрализованной деятельности.

В младшей группе мы ставили небольшие спектакли, драматизации,сказки которые показывают перед родителями с помощью воспитателя-ведущего:«Репка»

,
«Курочка Ряба»
.

В средней группе те же самые ролевые сказки, а так же сказки «Теремок»

,
«Три медведя»
дети показывали перед родителями. В старшем возрасте ставили сказки как,
«Бычок смоляной бочок»
,
«Гуси-лебеди»
,
«Лубяная и ледяная избушка»
. Разыгрывались сказки драматизации, дети сами сочиняли сказки и зарисовывали, а так же знакомлю детей с театрализованной игрой.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в театрализованных играх.
Театрализованная игра — как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.Особенности театрализованной игры:

— Действия детей с кукольными персонажами;

— Непосредственные действия детей по ролям;

— Литературная деятельность через диалоги и монологи;

— Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценированные, приплясывание и т. д.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них успехом. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных)

.

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют,танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу. Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа,

переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться со злом и побеждать.

Сказка — это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современную музыку, доступную детям. Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в волшебный мир. Ведь театр — это игра, чудо, волшебство, сказка!

Роль музыки в театрализации у детей дошкольного возраста

Роль музыки в театрализации у детей дошкольного возраста

Музыка — одно из ярких средств эстетического воспитания. Она решает множество проблем в воспитательном процессе ребенка: корректирует характер, воспитывает сосредоточенность и прививает чувство прекрасного. Роль музыки огромна в нравственном воспитании детей. Она помогает ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовь к своему дому, природе, близким людя. Музыкальное воспитание формирует духовные потребности человека, его нравственные представления, интеллект, развивает идейно-эмоциональное восприятие и эстетическую оценку жизненных явлений. Оно развивает способности к восприятию музыки через различные формы музыкальной деятельности, цель которых — развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания, т. е. формирование музыкальной культуры человека. Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов и др.). Актуальность данной темы исходит из того, что на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности, а для этого необходимо создать условия для развития каждой личности, её интересов, способностей и, конечно же, творческого самовыражения в каждом виде деятельности. Театр всё это может дать ребёнку. Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:  обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;  позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает детям высокую степень свободы самовыражения;  обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;  обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;  создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;  создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.

В детских садах играм-драматизациям не уделяется должного внимания, этот вид игры очень часто обходят стороной, не понимая его важности. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощённость, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: — игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём зрительных, слуховых, двигательных анализаторов.

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации

Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность — составляющие компоненты театрализованных игр. На каждом этапе задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения. По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Театрализация является важным стержнем в работе музыкального руководителя, элементы театрализации используются на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации обязательно привлекаются воспитатели, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Приобщаются родители к подготовке спектаклей, тем самым, сближаются семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых и детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений. С малышами я уделяется большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируется характер движения, интонация: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используется упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагается детям игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки-рябы», музыкальный руководитель старается, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, проводится индивидуальная работа с детьми, поощряется участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Музыкальный руководитель использует в работе с детьми музыкально-театрализованные игры, я основываясь на высказывании русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества, заключается в том, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Занимаясь с детьми театром, необходимо ставить перед собой цель — сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Таким образом, можно сказать, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусствами, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что музыкально-театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно, а именно эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Как уже было сказано выше, именно в условиях игры, тренируется особенность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако музыкально-педагогическая ценность театрализации будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств личности.

Конспект музыкального занятия «Это чудо театр»

Конспект музыкального занятияс использованием элементов театрализованной деятельности в подготовительной группе « Это чудо театр»

Подготовила: Музыкальный руководитель МКДОУ Бутурлиновского д/ сада «Лесная сказка» Таранова Наталья Александровна

Цель:

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Способствовать созданию радостного эмоционального настроения.
Задачи: Образовательные:
— Учить самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа. — Закреплять знания о видах театров ( драматический, кукольный, театр зверей, театр балета, театр оперы и т. д.). — Продолжить знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, софиты кассир, билетёр, гардероб). — Способствовать расширению словарного запаса детей.
Развивающие:
— Развивать сценические и театральные способности детей, координацию движений, слух, внимание, умение эмоционально передавать характер сказочных героев, творческие способности. — Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие. — Развивать коммуникативные качества личности.
Воспитательные:
— Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. — Воспитывать желание выступать перед детьми и взрослыми.
Методы и приёмы: Словесные:
вопросы, задания, словесное объяснение.
Наглядные:
показ сказочного представления.
Практические:
творческие задания.
Оборудование:
Театрализованная касса, билеты, стулья с наклеенными номерами. Костюмы героям сказки, декорации, кукла Петрушка, музыкальное оформление.

Ход занятия

1 часть.

Дети входят под музыку в зал. Останавливаются перед стульями. Приветствие ( музык. рук. : поёт – Здравствуйте , ребята. Дети: — Здравствуйте. Муз. рук.: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Поём: — Здравствуйте гости. Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. Муз. руководитель:

Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, а куда вы узнаете, когда отгадаете загадку: Что за дом, в котором люди Надеждами живут на чудо? Кто заглянул в тот дом однажды, Захочет вновь туда вернуться, Ведь в этом доме может каждый, В любую сказку окунуться. О каком же доме говорится в загадке?
Дети:
Это театр!

Муз. руководитель: —

А что такое театр? ( Это место для зрелища, да и само зрелище) — Какие виды театров вы знаете? (драматический, кукольный, балет, опера, театр зверей и т. д.) — Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди) — А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры) — А какие театральные профессии вы знаете ёще? ( режиссёр, художник, гримёр, костюмер, звукооператор, хореограф, композитор, продюсер, декоратор, и т. д.) — Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика. И сегодня на нашем занятии мы попробуем научиться стать чуть-чуть актерами. Для начала мы потренируем наше лицо, чтобы оно могло изобразить все наши чувства. Я превращу вас в гномиков.

Волшебной палочкой вращаю, Всех вас в гномов превращаю. Гномы, в зеркало вглядитесь, Все как один развеселитесь! (Дети изображают радость, веселье

) Ну-ка, хватить веселиться, Нужно всем вам разозлиться! (
Дети изображают злость
) Ну, нельзя же вечно злиться, Предлагаю удивиться! (
Дети изображают удивление
) А такое развлечение: Покажите огорчение. (
Дети изображают огорчение
) — Какие вы молодцы, у вас так хорошо получается. — А хотите, и ещё в кого-нибудь превратиться? Идите ко мне, вставайте в круг. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а — котятки!
Этюд: “Котята”.
Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние лапки, ушки, хвостик и всю шёрстку. — Ах, какие вы молодцы, настоящие котята! — А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке!
Этюд: “Снеговики”.
Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговики стали таять! Сначала подтаяла голова, потом — руки, потом — туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы. — Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!
2 часть.
А вы хотели бы попасть в театр и стать зрителем? А чтобы стать зрителем, попасть в театр, нужно приобрести. (билет) . Кто продает билеты (кассир) . Поэтому нам надо выбрать кассира. Какими качествами должен обладать кассир (должен быть вежливым) .Кто из ребят у нас в группе вежливый (выбираем.). Какие слова говорят люди, которые покупают билет (дайте пожалуйста, спасибо). Театр открывается, к началу всё готово. Билеты предлагаются за вежливое слово. Вот и первый театральный звонок.

Мы в театральном зале. Посмотрите на свои билеты. Какие у вас в билете указаны места? Вы знаете ,как воспитанные люди проходят к своему месту?( Ответы детей. Дети садятся на приготовленные стульчики.)
Звучит второй театральный звонок.
Ребята, представьте, что перед нами сцена, справа и слева – тяжёлый бархатный занавес, сверху светят софиты. Софиты – это большие сильные лампы, которые освещают театральную сцену…Представили? Было бы хорошо, если бы это на самом деле произошло! А давайте прикроем руками глаза и очень этого захотим. Дети закрывают глаза.
Звучит третий театральный звонок. Под музыкальное сопровождение появляется Петрушка. Петрушка:
«Здравствуйте, ребята! Я веселый Петрушка рад приветствовать вас в сказочной стране, стране театра! Итак, внимание, внимание! Всех затаить прошу дыхание, На радость всем и удивление, Мы открываем представление! Я хочу рассказать вам очень интересную сказку о дружбе. А помогут мне в этом ребята – артисты подготовительной группы «А». Хотите посмотреть сказку? В мире много сказок , грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них. В сказке может всё случиться, Наша сказка – впереди. Сказка в двери к нам стучится, Скажем сказке: « Заходи!»
Сказка о дружбе.
Декорации

: куст, пень.
Действующие лица:
Заяц, Ворона, Лиса, Волк, Медведь.
На середину зала под музыку выпрыгивает Заяц и поёт на мотив эстрадной песни «Зайка моя». Заяц:
Я ночами плохо сплю. Потому что я один живу, Потому что я давно один живу… Все зовут меня « косой », Я хожу с поникшей головой, Что же делать, если, если я такой?
Звучит в музыка эстрадной песни « Там далеко» ( Группа «Лицей»). Эта музыка всегда сопровождает появление и уход Вороны, одной или с кем- либо. Ворона:
Ой, Заяц, какой ты!
Заяц:
Какой?
Ворона:
Необыкновенный!
Заяц:
А все говорят – косой.
Ворона:
Не косой, а раскосый. И не заяц – орёл! (
Заяц расправляет плечи. Ворона выносит из-за куста приготовленную морковку. Они берутся за руки и уходят за куст. Лиса выходит и поёт на мотив эстрадной песни « Стюардесса по имени Жанна». Лиса:
Лисавета со взглядом туманным, Обожаема, всеми желанна. Ангел – я неземной, все теряют покой От лисицы со взглядом туманным.
(Выбегает Ворона с Зайцем. Увидев Лису, Ворона забывает о Зайце и бросается к Лисе.) Ворона:
Ой, Лиса! Какая ты!
Лиса:
Какая?
Ворона:
Симпатичная!
Лиса:
Говори , мне это нравится.
(Звучит музыка . Лиса и Ворона, взявшись за руки, весело убегают). Заяц:
А как же я?
(Садится на пенёк). Волк ( выходит с ружьём, в очках поёт на мотив уличной песни « Мы — все четыре братца»).
Я – самый умный волк, В законах знаю толк! Юристы всем нужны — Мы лес беречь должны .
Замечает Зайца. Волк:
Заяц, ты чего плачешь?
Заяц:
Ворона меня бросила.
Волк:
А где она?
Заяц:
С Лисой ушла.
Волк:
Что, она законов лесной дружбы не знает?
Выходят Лиса и Ворона, которая увидев Волка, забывает про Лису и бросается к Волку. Ворона:
Ой, Волк! Какой ты!
Волк:
Какой?
Ворона:
С ружьём! Красивый! Стройный!
Волк:
Да. Я такой. Прошу.
Подставляет Вороне локоть, она берёт его под руку, они уходят. Лиса и Заяц:
А как же мы?
Заяц опускает голову, Лиса гладит его. Звучит музыка из телепередачи « Городок».Входит медведь. Медведь:
Здравствуйте! Ну, какие последние новости в лесу?
Лиса:
Ворона нас бросила с волком убежала.
Под музыку появляется Ворона с Волком. Медведь:
Сейчас разберёмся!
Медведь поёт на мотив песни В. Высоцкого « А ну, отдай мой каменный топор».
А ну , Ворона, кончим этот спор! От волка отойди его не тронь! Молчи, не вижу я тебя в упор, Иди с косым поддерживай огонь!
Ворона:
Ой, Миша! Какой ты!
Медведь :
Какой?
Ворона:
Сильный, могучий!
Медведь:
Ты мне зубы не заговаривай.
Ворона:
Ну, что ты Миша ? Поверь мне!
Лиса, Заяц ,Волк:
А мы?
Ворона с Медведем взявшись за руки, под музыку уходят за куст.Волк:
Ну нет!
( Стреляет в воздух,. Ворона пугается и , бросив Медведя убегает зажав уши ладонями.) Медведь:
Ворона! Ты куда? ( Говорит Волку) Ну зачем ты , Серый её напугал?!
Лиса:
Кто нам теперь слова хорошие говорить будет?
Заяц:
Опять я один.
Лиса:
Давай с тобой дружить, Косой.
Заяц ( обиженно):
Ворона бы так никогда не сказала! Не косой, а раскосый.
Лиса:
Ну извини, заяц.
Заяц ( поёт на мотив эстрадной песни « Девушка моей мечты»).
Ворона! Пташечка моей мечты! Ворона! Королева красоты! Эх, Ворона!
Волк:
А давайте все вместе её позовём.
Все вместе:
Ворона, вернись!
Ворона (прилетает):
Я всё поняла! Я вас всех люблю, со всеми буду дружить!
Все обнимаются и исполняют песню о дружбе
.
Песня о дружбе.
Чтоб могли на Марс лететь Люди без опаски, С детства учимся мечтать, Мы у старой сказки. Припев:

Ярче солнечных лучей Дружба в целом свете, Ведь с друзьями веселей На любой планете.

Всем на свете , наконец, Нам запомнить нужно: Ежедневно сто чудес совершает дружба! Все герои сказки кланяются . Петрушка:

Вот и сказочке конец, а кто слушал –молодец! Артистами ребята побывали и сказку ребята показали. Артисты были очень хороши, Похлопайте героям от души!
Музк. руководитель представляет артистов сыгравших роли вороны, лисы, зайца, волка, медведя. Зрители аплодируют. Петрушка:
Хорошо у вас получилось, молодцы! А мне пора возвращаться в театр, а на память о нашей встрече я вам дарю театральные открытки. Петрушка раздаёт открытки , прощается и уходит.
Музык. руководитель:
Вот и закончился наш спектакль. Пора нам возвращаться из нашего увлекательного путешествия. Под музыку дети возвращаются на свои места. Подошло к концу наше занятие и я хотела бы узнать у вас , где мы с вами сегодня были? (Ответы). А что мы с вами смотрели в театре? А кто больше всёго вам понравился из артистов, сыгравших свою роль? Сегодня вы, ребята, показали себя артистами , которые могут: — правильно петь и выразительно говорить; -легко и уверенно двигаться по сцене; — понимать своих персонажей и эмоционально воплощать их. Впереди нас с вами ждут новые интересные театральные игры и упражнения, песни и, конечно ,новые спектакли. А значит , мы с вами будем снова и снова играть в театр! — До свиданья дети. ( пою) — До свиданья. ( поют дети)
Под музыку выходят из зала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]