«Звук А. Буква А».план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)


Фонетическая разминка со звуком А

Очень полезным упражнением является отработка фонетики по специальным аудиофайлам. Запись делается с использованием одного единственного звука А в разных конфигурациях. Данное упражнение помогает контролировать слуховое восприятие.

Например, А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА АААААААА

Попробуйте повторить за диктором следующие композиции.

История происхождения буквы А

Финикийцы были первыми, кто начали употреблять букву А. Их алфавит начинался именно с «алеф».

Выводилась она почти как наша буква А. Вот только положение у неё было лежачее налево.

А перекладинка была немного ближе к верхушке треугольника.

Такое очертание напоминало как бы бычью голову. Быков финикийцы почитали за святое животное.

Сам же звук, который начинал алфавит и передавался этой буквой звучал как гортанный согласный.

Да и гласным он у финикийцев вовсе не был.

На кириллице же буква А сразу писалась так же, как мы пишем сейчас маленькую «а». Посмотрите на картинки.

Возможные дефекты

  1. А=Э (мэмэ). Иногда бывает, что ребёнок алфавит, но не может произнести даже вот такой вот простой звук [А]. Возможно спинка языка у него занимает слишком приподнятое положение, а рот недостаточно открывается, из-за чего резцы находятся очень близко друг с другом.
  2. А=И. Работая у зеркала, стараться удерживать язык плоским и не оттягивать внутрь рта. Если у ребёнка не получается это сделать, взять шпатель и слегка нажимать на спинку языка.
  3. А=Ы (мымы) — углублённый звук. Кончик язычка слишком утянут внутрь, язык складывается комочком. Коррекция такая же, как при А=Э. Если сложно удаётся, то предложить приблизить кончик языка к резцам и в таком положении попробовать произнести [А].
  4. А=О. Этот дефект вызывается неправильным положением губ. Коррекция: только многоразовое подражание и артикуляционные упражнения.
  5. Открытая гнусавость появляется при опущенной нёбной занавеске. В этом случае голос не участвует, работают только губы. Чтобы устранить такое нарушение, нужно, прежде всего, объяснить, что ребёнок делает не правильно. Поможет подражание и упражнения на твёрдую атаку (говорим отрывисто, артикуляция напряжена). Эффекта можно добиваться, используя метод дирижирования. Тогда нёбная занавеска поднимется рефлекторно. Постепенно переходим к протяжному А, А, А… .

Создание буквы А

Финикияне не сами придумали букву А. Это был народ мореплавателей. Они переносили с собой изо всех стран, где бывали, самое лучшее и прогрессивное.

Они заимствовали даже буквы.

Раньше каждую мысль жители Востока отмечали в виде значка. Коротко и понятно. Знак с очертаниями А понравился им, и тоже был занесен в список общеупотребляемых знаков.

А так как буква фактически лежала на боку, то она запросто сошла за иероглиф.

Это уже позднее букву перевернули и поставили на ноги. В таком уже виде она дошла и до наших краев и кириллических алфавитов. До настоящего времени не известно, откуда же прибыла буква А.

Но точно уверены, что если бы она когда-то не была заимствована темы древними мореплавателями, то возможно, мы сейчас в качестве алфавита использовали иероглифы, как все нормальные древнеегипетские и китайские люди.

Речевая игра «Лесенка»

Цель: научить определять место звука А в слове.

Оборудование: нарисованная лесенка и игрушка.

Если играют двое и больше участников, то игрушки раздаются всем, а слов подбирается побольше.

Ход игры: называются слова (для большего количества игроков слов заготовить побольше), а игроки должны переставлять игрушки на определённое количество ступенек вверх.

  1. Если звук А в начале слова, то поднимается на одну ступеньку.
  2. В середине — на две ступеньки.
  3. В конце — на три ступеньки.
  4. Если в слове два звука А — на четыре ступеньки.

Слова называются по очереди каждому игроку.

Побеждает тот, кто назвал положение звука правильно во всех словах и поднялся выше всех по ступенькам.

Чтобы все были в равных условиях, то на каждого игрока подготавливается свой набор слов с одинаковыми позициями А.

Если ответ дан неправильный на любое слово, то игрушка опускается на одну ступеньку вниз.

Играть можно долго, пока игроки не устанут, а у ведущего не закончатся слова.

Можно придумывать их на ходу.

Постановка и автоматизация звука [А]

Так как звук [А] считается среднерядным нижнего подъёма, то он имеет свои особенности звучания.

Артикуляция изолированного звука [А] в норме

Когда у человека (любого возраста) нет никаких дефектов и нарушений речи, то во время произнесения звука [А] (одного, не в слоге, не в слове, а просто А) губы должны быть в расслабленном состоянии, свободны.

Они не коим образом не изменяют своё положение (пассивны).

Рот открыт.

Резцы находятся в 2 см верхние от нижних.

Язык также в свободном положении без движений на самом дне ротовой полости.

Только кончик языка возле нижних резцов, спинка языка в положении нижнего подъёма.

Небо слегка приподнято, нёбная занавеска соприкасается с задней стенкой глотки, закрывая собой проход в носовую полость.

Звук [А] является ротовым.

Голосовые связки смыкаются и голос начинает вибрировать, образовывается голосовое звучание.

Если наблюдать процесс в зеркало, то чётко видно положение губ, кончики резцов, немного просматривается, в каком положении находится язык.

Во время произнесения звука [А] зеркальце запотевает.

Приложив ладонь к гортани, чувствуется, как она вибрирует. Также ощущается небольшая вибрация в области грудины.

Это показатели нормального звукопроизношения [А].

Устранение неправильной артикуляции А

Если же есть какие-то нарушения, то необходимо начинать работу именно для постановки правильной артикуляции.

Взрослый показывает все положения ротовых органов на картинке, на себе и контролирует положение обучаемых на их зеркалах.

После того, как положение органов закреплено, идут следующие этапы работы:

  1. Подобрать ряд слов, в которых звук [А] находится в ударном положении.
  2. Дать образец правильного произношения. Обучаемый должен воспринимать слово, т.е. должно быть поставлено слухо-зрительное восприятие. Используется наглядность — зрительная и слуховая.
  3. Сделать слова, разбив на слоги.
  4. Деление на звуки, работая со звуком изолированно.
  5. Затем проводится фонетическая гимнастика (ритмика) — работа с дыханием, постановка языка около нижних резцов, работа с голосом.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]