Фонетическая разминка со звуком А
Очень полезным упражнением является отработка фонетики по специальным аудиофайлам. Запись делается с использованием одного единственного звука А в разных конфигурациях. Данное упражнение помогает контролировать слуховое восприятие.
Например, А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА АААААААА
Попробуйте повторить за диктором следующие композиции.
История происхождения буквы А
Финикийцы были первыми, кто начали употреблять букву А. Их алфавит начинался именно с «алеф».
Выводилась она почти как наша буква А. Вот только положение у неё было лежачее налево.
А перекладинка была немного ближе к верхушке треугольника.
Такое очертание напоминало как бы бычью голову. Быков финикийцы почитали за святое животное.
Сам же звук, который начинал алфавит и передавался этой буквой звучал как гортанный согласный.
Да и гласным он у финикийцев вовсе не был.
На кириллице же буква А сразу писалась так же, как мы пишем сейчас маленькую «а». Посмотрите на картинки.
Возможные дефекты
- А=Э (мэмэ). Иногда бывает, что ребёнок алфавит, но не может произнести даже вот такой вот простой звук [А]. Возможно спинка языка у него занимает слишком приподнятое положение, а рот недостаточно открывается, из-за чего резцы находятся очень близко друг с другом.
- А=И. Работая у зеркала, стараться удерживать язык плоским и не оттягивать внутрь рта. Если у ребёнка не получается это сделать, взять шпатель и слегка нажимать на спинку языка.
- А=Ы (мымы) — углублённый звук. Кончик язычка слишком утянут внутрь, язык складывается комочком. Коррекция такая же, как при А=Э. Если сложно удаётся, то предложить приблизить кончик языка к резцам и в таком положении попробовать произнести [А].
- А=О. Этот дефект вызывается неправильным положением губ. Коррекция: только многоразовое подражание и артикуляционные упражнения.
- Открытая гнусавость появляется при опущенной нёбной занавеске. В этом случае голос не участвует, работают только губы. Чтобы устранить такое нарушение, нужно, прежде всего, объяснить, что ребёнок делает не правильно. Поможет подражание и упражнения на твёрдую атаку (говорим отрывисто, артикуляция напряжена). Эффекта можно добиваться, используя метод дирижирования. Тогда нёбная занавеска поднимется рефлекторно. Постепенно переходим к протяжному А, А, А… .
Создание буквы А
Финикияне не сами придумали букву А. Это был народ мореплавателей. Они переносили с собой изо всех стран, где бывали, самое лучшее и прогрессивное.
Они заимствовали даже буквы.
Раньше каждую мысль жители Востока отмечали в виде значка. Коротко и понятно. Знак с очертаниями А понравился им, и тоже был занесен в список общеупотребляемых знаков.
А так как буква фактически лежала на боку, то она запросто сошла за иероглиф.
Это уже позднее букву перевернули и поставили на ноги. В таком уже виде она дошла и до наших краев и кириллических алфавитов. До настоящего времени не известно, откуда же прибыла буква А.
Но точно уверены, что если бы она когда-то не была заимствована темы древними мореплавателями, то возможно, мы сейчас в качестве алфавита использовали иероглифы, как все нормальные древнеегипетские и китайские люди.
Речевая игра «Лесенка»
Цель: научить определять место звука А в слове.
Оборудование: нарисованная лесенка и игрушка.
Если играют двое и больше участников, то игрушки раздаются всем, а слов подбирается побольше.
Ход игры: называются слова (для большего количества игроков слов заготовить побольше), а игроки должны переставлять игрушки на определённое количество ступенек вверх.
- Если звук А в начале слова, то поднимается на одну ступеньку.
- В середине — на две ступеньки.
- В конце — на три ступеньки.
- Если в слове два звука А — на четыре ступеньки.
Слова называются по очереди каждому игроку.
Побеждает тот, кто назвал положение звука правильно во всех словах и поднялся выше всех по ступенькам.
Чтобы все были в равных условиях, то на каждого игрока подготавливается свой набор слов с одинаковыми позициями А.
Если ответ дан неправильный на любое слово, то игрушка опускается на одну ступеньку вниз.
Играть можно долго, пока игроки не устанут, а у ведущего не закончатся слова.
Можно придумывать их на ходу.
Постановка и автоматизация звука [А]
Так как звук [А] считается среднерядным нижнего подъёма, то он имеет свои особенности звучания.
Артикуляция изолированного звука [А] в норме
Когда у человека (любого возраста) нет никаких дефектов и нарушений речи, то во время произнесения звука [А] (одного, не в слоге, не в слове, а просто А) губы должны быть в расслабленном состоянии, свободны.
Они не коим образом не изменяют своё положение (пассивны).
Рот открыт.
Резцы находятся в 2 см верхние от нижних.
Язык также в свободном положении без движений на самом дне ротовой полости.
Только кончик языка возле нижних резцов, спинка языка в положении нижнего подъёма.
Небо слегка приподнято, нёбная занавеска соприкасается с задней стенкой глотки, закрывая собой проход в носовую полость.
Звук [А] является ротовым.
Голосовые связки смыкаются и голос начинает вибрировать, образовывается голосовое звучание.
Если наблюдать процесс в зеркало, то чётко видно положение губ, кончики резцов, немного просматривается, в каком положении находится язык.
Во время произнесения звука [А] зеркальце запотевает.
Приложив ладонь к гортани, чувствуется, как она вибрирует. Также ощущается небольшая вибрация в области грудины.
Это показатели нормального звукопроизношения [А].
Устранение неправильной артикуляции А
Если же есть какие-то нарушения, то необходимо начинать работу именно для постановки правильной артикуляции.
Взрослый показывает все положения ротовых органов на картинке, на себе и контролирует положение обучаемых на их зеркалах.
После того, как положение органов закреплено, идут следующие этапы работы:
- Подобрать ряд слов, в которых звук [А] находится в ударном положении.
- Дать образец правильного произношения. Обучаемый должен воспринимать слово, т.е. должно быть поставлено слухо-зрительное восприятие. Используется наглядность — зрительная и слуховая.
- Сделать слова, разбив на слоги.
- Деление на звуки, работая со звуком изолированно.
- Затем проводится фонетическая гимнастика (ритмика) — работа с дыханием, постановка языка около нижних резцов, работа с голосом.