Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: Транспорт
Конспект НОД по развитию речи по теме «Транспорт». Старший дошкольный возраст
Цель: Закрепить знания детей о транспорте и его видах. Задачи: Образовательная:
Расширять знания детей о транспорте, его видах, профессиях, связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, сочетать числительное со словом.
Развивающая:
Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.
Воспитательная:
Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Вы помните историю про то, как в сказке «Репка» все помогали друг другу и шли к одной цели. Они справились, т.к. помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Они хотят познакомиться с ребятами, которые сегодня дружно и слаженно будут проходить все испытания и задания. А сейчас мы вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет. Он не лось, но он двурогий, Важно едет по дороге. Если рожки вдруг слетают С двух контактных проводов – Их водитель поправляет, И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Слайд 1 Пассажиров мы катаем По маршрутам тут и там, А туристов доставляем К историческим местам. Едем к цели дружно все По проспектам и шоссе. (Автобусы) Слайд 2 Я машина не простая, Вся из алюминия. И на крыльях я взлетаю В это небо синее. Пассажирский, грузовой, Иногда сверхзвуковой. (Самолет) Слайд 3 Я важная машина, Есть кузов и кабина. Вожу любые грузы По ленточкам дорог. И парты, и арбузы Я вам доставлю в срок. (Грузовик) Слайд 4 По дороге из железа Быстро еду мимо леса, Мимо тундры и песков, Деревень и городов. Мне уже немало лет. Паровозом был мой дед. (Поезд) Слайд 5 Если кто-то заболел, Срочно нас зовут на помощь, — Набери скорей ноль, три… И приедет… (Скорая помощь) Слайд 6 Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной, Потушим вмиг огонь и жар, Мы быстры как стрелы. (Пожарная машина) Слайд 7 Воспитатель: Ребята, вы догадались, какая у нас тема нашего урока? Дети: Транспорт! (Слайд Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Плывет, едет, летает». (дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне) — Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль. — Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл. — Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль. — Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт). — Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт) — Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт) — Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт) (Дети садятся на стульчики) Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на три группы. Как вы думаете, какие? Дети: 1-грузовой, 2-пассажирский. Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы вызываем специальный транспорт? Дети: В случае опасности. Воспитатель: Какие цифры нужно набрать по телефону, если у нас пожар? Дети: 01 Воспитатель: А если кто-то заболел? Дети: 03 Воспитатель: А какие службы мы называем службой спасения? Ребята, а какие люди работают в службе спасения? Дети: Сильные, смелые, отважные и выносливые. «Повтори чистоговорку» Те – те – те – летим мы на самолете; Лёт – лёт – лёт – готов к взлету самолет; Лёта – лёта – далеко до самолета; Лёту – лёту – подвезли нас к самолету; Лётом – лётом – внизу земля под самолетом; Лёте – лёте – летать не страшно в самолете. Воспитатель: Я очень рада, что с этим заданием вы справились. Самолет летит на посадку, и я предлагаю немного поиграть. Игра «Кто, чем управляет?» — проводится с использованием мяча. (Дети стоят полукругом на ковре). — Кто управляет самолетом? (летчик) — Кто управляет машиной? (шофер, водитель) — Кто управляет ракетой? (космонавт) — Кто управляет пароходом? (капитан) — Кто управляет вертолетом? (летчик) — Кто управляет автобусом? (водитель) — Кто управляет поездом? (машинист) — Как одним словом назвать то, что мы назвали? (профессии) Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте) Будем транспорт вызывать. По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши) Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль). Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями). Корабль по небу плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах). Игра: Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительным два, пять). — Назовите профессию на своей доске. (Дети называют) — А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания. 1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей. 2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов. 3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов. 4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов. Игра с мячом «Кто, что делает?» Воспитатель: А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать, как можно больше слов о каждом человеке. Шофер. 1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, Нажимает на сигнал, жмет тормоз. Капитан. 2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту. Машинист. 3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд. Водитель трамвая. 4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит. Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, чем заправляется автотранспорт. Можно ли сказать, заправляется электричеством (присоединяется, подключается). Троллейбусу нужно электричество, а автобусу – бензин. Трамваю нужно электричество. Воспитатель: Я составлю свое предложение по своей картинке «Легковой автомобиль состоит из кузова, капота, багажника и колес. Его приводит в движение бензин, автомобилем управляет водитель, автомобиль движется по земле.» А теперь вы попробуйте составить предложение о грузовом автомобиле. Воспитатель: Другое задание – выложить городской транспорт из разрезанных частей. Я тоже буду выкладывать и о своем транспорте составлю рассказ, а поможет мне схема. «Это пассажирский транспорт, состоит из кузова, в нем есть салон, капот, колеса. Заправляется бензином, управляет им шофер. Едет всегда по дороге. Перевозит людей.» Рассказ 2-3 ребят. Игра «Почему так называется?» Почему так назвали? Самолет – сам летает. Вездеход – везде ходит. Паровоз – пар возит (работает с помощью пара). Самосвал – сам сваливает груз. Самокат – сам катится. Это, ребята, сложные слова, состоят из двух слов. Воспитатель: Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие? — Почему? — Что больше запомнилось из нашего путешествия? — Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания? — О чем мы говорили сегодня на уроке? (О транспорте). О каком? — Что еще делали? Составляли рассказ по схеме о транспорт.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Транспорт» Познавательное занятие-игра на тему «Транспорт» во 2 младшей группе ДОУ Конспект занятия — тренинга в детском саду во второй младшей группе на тему: Транспорт
Похожие статьи:
Занятие «Путешествие в мир транспорта» в детском саду в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе. Наземный транспорт
Конспект занятия по познанию в старшей группе. На чем люди летают?
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Транспортная викторина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ в форме викторины.
Цель
: систематизировать знания детей о транспорте.
Задачи
:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- внимательно, быстро, аккуратно, ответственно;
- выполнять задание, работать по правилу;
- продолжать формировать приёмы умственных операций: анализа, сравнения, обобщения;
- закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Материал к занятию
: картины из сериала «Транспорт», кроссворд – 3 шт., призы, оценочные листы и карандаши по количеству членов жюри, эмблемы команд для участников или костюмы (автомобилисты, лётчики, мореплаватели), три стола для команд, телефон для игры «Диспетчерская», игра «Пазлы» по видам транспорта – 3 шт.
Предварительная работа
: разучивание подвижной игры «Красный, жёлтый, зелёный». Разучивание стихов. Знакомство с кроссвордами, собирание пазлов. Подготовка эмблем или костюмов для команд. Приглашение родителей на конкурс. Подготовка призов для награждения. Подготовка оценочных листов для жюри, листов с кроссвордами для команд.
Ход занятия
Ведущая
: Здравствуйте, ребята. Сегодня я загадываю загадки:
1.Что за чудо – синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины, а питается бензином? (Машина
.) 2. Не похож я на коня, но седло есть у меня. (
Велосипед, мотоцикл
.) 3. Два брата бегут, а двое догоняют. (
Колёса автомобиля
.) 4. Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (
Велосипед, мотоцикл
.)
Правильно, угадали! Дорогие ребята, мы с вами много говорили о транспорте, о правилах дорожного движения, о том, как вести себя на улице, у вас столько знаний! И сегодня мы с вами проведём игру-соревнование на тему «Лучший знаток транспорта»! Пусть все увидят, какие вы молодцы – и наше жюри, и наши мамы. Для этого нам нужно разделиться на 3 команды: «Автомобилисты», «Лётчики», «Мореплаватели». (Делю детей на команды, выбираем капитанов команд. Каждая команда группируется вокруг своего стола. Ставлю цель: необходимо выполнить все задания и выявить: кто самый быстрый в выполнении заданий, сообразительный и любознательный
.)
Ведущая
: За нашей игрой будут следить жюри и в конце игры они подведут итоги. Итак, первое задание. Слушаем внимательно вопрос:
1) Как называется одним словом автомобиль, поезд, пароход, самолёт, вертолёт? (Транспорт
.) 2) Назовите водный транспорт. (
Катер, пароход, лодка, парусник, лайнер
.) 3) Назовите воздушный транспорт. (
Самолёт, вертолёт, пассажирский самолёт, грузовой самолёт, военный самолёт.
)
Ведущая
: Молодцы. А теперь игра «Где стоит машина?». Соедините слова в предложении маленьким словом (
предлогом
). Каждой команде задаётся по два вопроса.
— Машина подъехала _ гаражу — Машина отъехала _ гаража — Машина едет _ гаражам — Машина переезжает _ мост — Машина остановилась _ гаража — Машина съезжает _ моста
Ведущая
: Молодцы, справились с заданиями, а теперь переходим к третьему заданию. Скажите одним словом: «Кто управляет этим видом транспорта?». Каждой команде задаётся по два вопроса.
— Мотоцикл – … — Велосипед – … — Теплоход – … — Автобус – … — Трамвай – … — Самолёт – …
Ведущая
: Все так стараются, уверена – жюри по достоинству оценит ваши знания! А теперь придумайте предложение с опорными словами:
1. Контролёр, автобус, билеты, проверять. 2. Остановка, людей, на, много. 3. Свет, дорога, красный, нет.
(Ребёнок читает стихи С.Михалкова «Светофор»
.)
Ведущая
: Кто знает правило светофора? За правильный ответ жюри добавит одно очко. (
Красный – стой! Жёлтый – жди! Зелёный – иди!».
) А теперь играем в подвижную игру «Красный, жёлтый, зелёный». (
Ведущий игры – ребёнок. У него три флага – красный, жёлтый и зелёный. По сигналу «Зелёный флаг!» дети маршируют по кругу, по сигналу «Жёлтый флаг!» стоят, по сигналу «Красный флаг!» присаживаются на корточки. Игра повторяется три раза – меняется ведущий игры
.)
Ведущий
: А теперь, поиграем в игру «Диспетчерская»: «Какая нужна машина?». Ребята, подскажите мне, какую вызвать машину (
звоню по телефону и изображаю телефонный разговор с диспетчером, дети подсказывают, какая нужна машина
).
— Срочно нужна машина для оказания помощи больному, нужно вызвать … — Для строительства дома нужен … — В детский сад нужно привести молоко, нужен … — На улице человек пристает к прохожим, нужно вызвать… — Загорелся дачный домик, нужно вызвать … — Машины не могут ехать по дороге из-за снега — нужна…
Ведущая
: Следующее задание «Кроссворд». Мы с вами знакомы с кроссвордами и знаем правила: нужно записать отгаданные слова по горизонтали (
показываю направление рукой
), и по вертикали (
показываю направление рукой
). Сядьте удобно, возьмите листочки с кроссвордом и внимательно слушайте вопрос. (
Выдаю по одному кроссворду на каждый стол
.)
По горизонтали:
1) Какой прибор помогает соблюдать правила дорожного движения? (Светофор
.) 2) Как называется место, куда ставят машины после рабочего дня? (
Гараж
.)
По вертикали:
1) Как называется место, где люди ожидают транспорт? (Остановка
.) 2) Как называется пешеходный переход? (
Зебра
.) 3) Как называют ту часть улиц, где ездит транспорт? (
Дорога
.)
Ведущая
: Итак, кроссворд решён. Уважаемое жюри оценивает выполнение задания, а мы проводим «Конкурс капитанов». Составьте картину из пазлов и придумайте придумайте небольшой описательный рассказ по получившемуся виду транспорта. (
Заслушиваются описательные рассказы
.)
Ведущая
: Ну что ж, ребята, мы сегодня с вами вспомнили виды транспорта. Мы все убедились, насколько хорошо вы всё знаете! Какие вы умные, любознательные, быстрые в ответах, как хорошо вы умеете решать кроссворды, составлять пазлы! Кому вы про это расскажете? Кого вы научите этим знаниям? Кому расскажите про нашу викторину? Я надеюсь, что вы всегда будете такие же любознательные во всём и всегда будете соблюдать правила дорожного движения, это очень-очень важно в жизни! Наша игра подошла к концу, предоставляем слово жюри. (
Жюри подводит итог викторины. Происходит награждение.
)
Айсылу Хасанова, воспитатель МБДОУ №64.
г.Нижнекамск, Республика Татарстан