Комплексно-тематическое планирование по месяцам и неделям с сентября по май


ФГОС ДО «Тематические дни в образовательном процессе».

О том как интересно организо­вать жизнь детей в детском саду написано немало статей из опыта работы. Воспитатели разрабатывают сценарии занятий, праздников и развлечений, материалы проектной деятельности и многое другое. Все это также важно, как спроекти­ровать целостную модель органи­зации образовательного процесса на весь учебный год, включая эти отдельные мероприятия. Другими словами, создать систему, после­довательность в планировании образовательного процесса.

Педагогические задачи по всем образовательным областям ФГ’ОС ДО реализуются в образовательном процессе детского сада. Каж­дое учреждение самостоятельно проектирует модель организации образования и воспитания до­школьников и составляет свою основную образовательную про­грамму.

Принцип комплексно-темати­ческого планирования с учетом интеграции образовательных об­ластей предполагает включение тематических недель, тематических дней, тематических прогу­лок.

Попытаемся разобраться в этих понятиях. Во всех авторских ва­риативных образовательных программах для каждой возрастной группы представлены темы на весь учебный год, которыми обычно и пользуются воспитатели.

Подбор тем придает систем­ность образовательному процес­су и направлен на расширение осведомленности ребенка об окружающем его мире.

Творческий подход к моделиро­ванию образовательного процесса предполагает, что педагог самосто­ятельно (по своему усмотрению) частично или полностью может заменить тему, скорректировать со­держание работы, включить регио­нальный и культурный компонент с учетом особенностей своей ДОО.

Если заглянуть в историю, те­матический принцип организа­ции образовательного процесса в работе с дошкольниками предла­гался многими специалистами.

Бельгийский педагог-психолог, врач Ж.О. Декроли (1871-— 1932)

в своей работе «Школа жизни для жизни» писал: «Я имею целью со­здать связь между науками заста­вить их сойтись в одном центре. Этот центр ребенок, к которому сходятся и от которого все рас­ходится». Он создал для детей «Школу жизни через жизнь», где для дошкольников были разрабо­таны «центры интересов», сущ­ность которых состояла в организации работы детей вокруг тем, отвечающих детским интересам и потребностям. В этих центрах дети наблюдали, читали, писали, рисовали, лепили то, что было связано с заданной им темой.

В современной практике учи­теля-логопеды активно исполь­зуют тематический принцип пла­нирования и организации работы с дошкольниками, подбирая раз­нообразный материал по темам. Книга Е. Алябьевой «Темати­ческие дни и недели в детском саду» издательства «ТЦ Сфера» давно пользуется повышенным спросом у воспитателей.

Отвечая на вопрос «Что же та­кое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-нибудь мастерят, рисуют, фанта­зируют. В этот день в групповой комнате что-то меняется: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжа­ет кукольный театр.

Для воспитателя тематический день — педагогические творче­ство, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, отход от традиционного плана-конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих — режим­ных моментов. Чтобы этот день за­помнился детям, воспитатель при­думывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия.

В обычном, традиционном дне в основе — режим, а содержание как бы нанизывается на режим­ные моменты. Часто утренний прием, гимнастика, прогулка по своему содержанию могут совер­шенно не объединяться с содер­жанием непосредственно образо­вательной деятельности и суще­ствовать сами по себе.

Отличие тематического дня от традиционного в том, что в центре педагогического процесса находится тема, выбранная педа­гогом под образовательные задачи и объединенная с праздником или событием календаря. Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразитель­ная, музыкальная и двигательная).

Игра (сюжетно-ролевая, ре­жиссерская, драматизация, с пра­вилами и др.) — также одна из форм реализации содержания. Рассматривая игру в качестве сво­бодной самостоятельной деятельности детей, воспитатель проду­мывает, как может быть реализо­вана большая часть содержания тематического дня. Так, в старших группах появляются игры-путе­шествия, например во времени. И тогда заинтересованное участие детей по принципу «давайте еще придумаем…» насыщает образовательный процесс интересами детей, а не только взрослого. Они становятся не исполнителями, а активными участниками в моде­лировании такой игры.

При организации тематиче­ского дня содержание образова­тельных областей естественным образом интегрируется. Это дает возможность воспитателю ин­тегрировать образовательную деятельность, избежать неоправ­данного дробления детской дея­тельности по образовательным областям. Во время проведения таких дней воспитатель прояв­ляет свое творчество, учитывает особенности, уровень знаний и умений детей своей группы.

Тематический день — это по­гружение детей в тему, что дает возможность осознать, прочувствовать, что хочет донести до них педагог.

Тема дня может быть единой для всех возрастных групп или выбираться только для конкрет­ного возраста. Например, в пер­вый день лета (1 июня) отмеча­ется Всемирный день молока (по предложению продовольствен­ной и сельскохозяйственной ор­ганизации ООН с 2001 г.). Цель праздника — популяризация молока и молочных продуктов, информирование населения о деятельности, связанной с молоч­ным производством.

В этот день в ДОО можно устроить веселые представления на молочную тему со сказочны­ми героями, игры и спортивные соревнования. Рассказы о пользе молока, о блюдах, которые можно приготовить с его использовани­ем, угощение детей молоком сде­лают этот тематический день не только веселым, но и вкусным. Тематический день может быть организован для всех групп одновременно, но содержание и формы организаций каждый пе­дагог подбирает свои, ориентиру­ясь на общие мероприятия (раз­влечение, спектакль, соревнова­ние и др.).

Единая тема в разных возраст­ных группах обеспечивает дости­жение единства образовательных целей и преемственности в разви­тии от возраста к возрасту.

При составлении сценария тематического дня воспитателю важно соблюдать несколько важ­ных условий:

  • уметь объективно оценивать уровень своей работы, реальную обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планиро­вания (что мы с детьми уже про­шли, какие результаты получены);
  • уметь выделять цель и зада­чи, соотнося их с образовательной программой, возрастным соста­вом группы детей, приоритетны­ми направлениями всего образова­тельного процесса в ДОО;
  • четко представлять результа­ты работы, которые должны быть достигнуты (что нового дети узнают, чему научатся, какие ка­чества личности у них будут фор­мироваться);
  • выбирать оптимальные формы, средства, методы, помо­гающие добиться поставленных целей, а значит, получить плани­руемый результат.

План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образо­вания дошкольников и интеграцию образовательных областей.

Хочется напомнить, что прин­цип интеграции образовательных областей лежит в основе всей работы воспитателя, и, по нашему убеждению, совсем не обязательно после спланированной работы по­стоянно указывать в скобках, к ка­ким образовательным областям та или иная деятельность относится.

С введением ФГОС ДО и сле­дуя логике, можно утверждать, что если образовательный процесс в детском саду развертывается в комплексно-тематической модели и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в режимных моментах по разра­ботанному сценарию дня в каждой группе и во всем детском саду.

В нашем детском саду тематиче­ские дни включены в образовательную программу. И сделано это достаточно творчески, не загоняя воспитателя еще в одну «ловушку» —- обязательность! Копилка интересных сценариев тематических дней создается творческими усилиями всего педагогического коллекти­ва. Каждый сценарий активно обсуждается как до, так и после проведения тематического дня, и только удачный сохраняется в методическом кабинете детского сада. Такой опыт работы может в будущем пригодиться другим воспитателям. Это делает модель нашего образовательного процесса разнообразной и находит отражение в образовательной программе детского сада.

В комплексно-тематическом планировании соблюдаются тре­бования к условиям реализации программы дошкольного образо­вания, одним из которых является «использование в образовательной деятельности форм и методов ра­боты с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так искусственного замедления разви­тия детей)» (ФГОС ДО).

Наш педагогический коллектив самостоятельно решает, как часто будут планироваться тематиче­ские недели, тематические дни, тематические прогулки. Мы уве­рены, что здесь не может быть жесткого регламентирования.

Принцип комплексно-тематиче­ского планирования и включение в модель организации образователь­ного процесса разрабатывается и ши­роко обсуждается на педсоветах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]