ФГОС ДО «Тематические дни в образовательном процессе».
О том как интересно организовать жизнь детей в детском саду написано немало статей из опыта работы. Воспитатели разрабатывают сценарии занятий, праздников и развлечений, материалы проектной деятельности и многое другое. Все это также важно, как спроектировать целостную модель организации образовательного процесса на весь учебный год, включая эти отдельные мероприятия. Другими словами, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса.
Педагогические задачи по всем образовательным областям ФГ’ОС ДО реализуются в образовательном процессе детского сада. Каждое учреждение самостоятельно проектирует модель организации образования и воспитания дошкольников и составляет свою основную образовательную программу.
Принцип комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей предполагает включение тематических недель, тематических дней, тематических прогулок.
Попытаемся разобраться в этих понятиях. Во всех авторских вариативных образовательных программах для каждой возрастной группы представлены темы на весь учебный год, которыми обычно и пользуются воспитатели.
Подбор тем придает системность образовательному процессу и направлен на расширение осведомленности ребенка об окружающем его мире.
Творческий подход к моделированию образовательного процесса предполагает, что педагог самостоятельно (по своему усмотрению) частично или полностью может заменить тему, скорректировать содержание работы, включить региональный и культурный компонент с учетом особенностей своей ДОО.
Если заглянуть в историю, тематический принцип организации образовательного процесса в работе с дошкольниками предлагался многими специалистами.
Бельгийский педагог-психолог, врач Ж.О. Декроли (1871-— 1932)
в своей работе «Школа жизни для жизни» писал: «Я имею целью создать связь между науками заставить их сойтись в одном центре. Этот центр ребенок, к которому сходятся и от которого все расходится». Он создал для детей «Школу жизни через жизнь», где для дошкольников были разработаны «центры интересов», сущность которых состояла в организации работы детей вокруг тем, отвечающих детским интересам и потребностям. В этих центрах дети наблюдали, читали, писали, рисовали, лепили то, что было связано с заданной им темой.
В современной практике учителя-логопеды активно используют тематический принцип планирования и организации работы с дошкольниками, подбирая разнообразный материал по темам. Книга Е. Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду» издательства «ТЦ Сфера» давно пользуется повышенным спросом у воспитателей.
Отвечая на вопрос «Что же такое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-нибудь мастерят, рисуют, фантазируют. В этот день в групповой комнате что-то меняется: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.
Для воспитателя тематический день — педагогические творчество, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, отход от традиционного плана-конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих — режимных моментов. Чтобы этот день запомнился детям, воспитатель придумывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия.
В обычном, традиционном дне в основе — режим, а содержание как бы нанизывается на режимные моменты. Часто утренний прием, гимнастика, прогулка по своему содержанию могут совершенно не объединяться с содержанием непосредственно образовательной деятельности и существовать сами по себе.
Отличие тематического дня от традиционного в том, что в центре педагогического процесса находится тема, выбранная педагогом под образовательные задачи и объединенная с праздником или событием календаря. Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная).
Игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, драматизация, с правилами и др.) — также одна из форм реализации содержания. Рассматривая игру в качестве свободной самостоятельной деятельности детей, воспитатель продумывает, как может быть реализована большая часть содержания тематического дня. Так, в старших группах появляются игры-путешествия, например во времени. И тогда заинтересованное участие детей по принципу «давайте еще придумаем…» насыщает образовательный процесс интересами детей, а не только взрослого. Они становятся не исполнителями, а активными участниками в моделировании такой игры.
При организации тематического дня содержание образовательных областей естественным образом интегрируется. Это дает возможность воспитателю интегрировать образовательную деятельность, избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Во время проведения таких дней воспитатель проявляет свое творчество, учитывает особенности, уровень знаний и умений детей своей группы.
Тематический день — это погружение детей в тему, что дает возможность осознать, прочувствовать, что хочет донести до них педагог.
Тема дня может быть единой для всех возрастных групп или выбираться только для конкретного возраста. Например, в первый день лета (1 июня) отмечается Всемирный день молока (по предложению продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН с 2001 г.). Цель праздника — популяризация молока и молочных продуктов, информирование населения о деятельности, связанной с молочным производством.
В этот день в ДОО можно устроить веселые представления на молочную тему со сказочными героями, игры и спортивные соревнования. Рассказы о пользе молока, о блюдах, которые можно приготовить с его использованием, угощение детей молоком сделают этот тематический день не только веселым, но и вкусным. Тематический день может быть организован для всех групп одновременно, но содержание и формы организаций каждый педагог подбирает свои, ориентируясь на общие мероприятия (развлечение, спектакль, соревнование и др.).
Единая тема в разных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в развитии от возраста к возрасту.
При составлении сценария тематического дня воспитателю важно соблюдать несколько важных условий:
- уметь объективно оценивать уровень своей работы, реальную обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что мы с детьми уже прошли, какие результаты получены);
- уметь выделять цель и задачи, соотнося их с образовательной программой, возрастным составом группы детей, приоритетными направлениями всего образовательного процесса в ДОО;
- четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты (что нового дети узнают, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
- выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и интеграцию образовательных областей.
Хочется напомнить, что принцип интеграции образовательных областей лежит в основе всей работы воспитателя, и, по нашему убеждению, совсем не обязательно после спланированной работы постоянно указывать в скобках, к каким образовательным областям та или иная деятельность относится.
С введением ФГОС ДО и следуя логике, можно утверждать, что если образовательный процесс в детском саду развертывается в комплексно-тематической модели и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в режимных моментах по разработанному сценарию дня в каждой группе и во всем детском саду.
В нашем детском саду тематические дни включены в образовательную программу. И сделано это достаточно творчески, не загоняя воспитателя еще в одну «ловушку» —- обязательность! Копилка интересных сценариев тематических дней создается творческими усилиями всего педагогического коллектива. Каждый сценарий активно обсуждается как до, так и после проведения тематического дня, и только удачный сохраняется в методическом кабинете детского сада. Такой опыт работы может в будущем пригодиться другим воспитателям. Это делает модель нашего образовательного процесса разнообразной и находит отражение в образовательной программе детского сада.
В комплексно-тематическом планировании соблюдаются требования к условиям реализации программы дошкольного образования, одним из которых является «использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так искусственного замедления развития детей)» (ФГОС ДО).
Наш педагогический коллектив самостоятельно решает, как часто будут планироваться тематические недели, тематические дни, тематические прогулки. Мы уверены, что здесь не может быть жесткого регламентирования.
Принцип комплексно-тематического планирования и включение в модель организации образовательного процесса разрабатывается и широко обсуждается на педсоветах.