Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности
Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных, демонстрируемый педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
В процессе обучения мерам и правилам пожарной безопасности в детских дошкольных организациях и общеобразовательных организациях может быть использован следующий дидактический материал:
— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;
— первичные средства пожаротушения;
— средства индивидуальной защиты;
— пожарно-спасательное оборудование;
— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, раскраски, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Разработчик: Басова Алёна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории Ханты — Мансийский автономный округ — Югра Октябрьский район Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» Унъюган 2021
Аннотация: Данный проект посвящен актуальной проблеме: воспитанию у детей дошкольного возраста культуры пожарной безопасности. Реализация проекта предполагает возможность объяснить детям в игровой форме, какие правила необходимо соблюдать в обращении с электроприборами, чем опасны игры с огнем, что случится, если остаться в горящем доме, как вызвать на помощь пожарных. Продолжительность реализации проекта 2 месяца. В рамках данного проекта была проведена тематическая исследовательская работа «Почему пожарное ведро имеет форму конуса?», которая в дальнейшем была представлена на районной конференции «Юный изыскатель» и заняла призовое место.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
По способу выполнения: групповой (дети 6-7 лет).
По продолжительности: среднесрочный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Социальные связи: пожарная часть ЦентрСпасЮгория.
Актуальность:
Неосторожное обращение с огнем – самая частая причина пожаров в Югре. Большинство всех пожаров возникает по вине людей, не знающих правил пожарной безопасности или безответственно относящихся к ним. Многие люди считают, что пожар – это редкое явление. Надеются, что беда обойдет их стороной. Но так бывает не всегда. Пожар не только губит всё материальное, но и уносит порой человеческие жизни.
С самого юного возраста необходимо формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. И отнестись к этому нам взрослым необходимо со всей серьезностью. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы воспитания. Поэтому одной из важных задач нашего детского сада является привитие детям навыков осторожного обращения с огнем, выполнения правил пожарной безопасности.
Агитбригада – незаменимый помощник в деле пропаганды соблюдения безопасного поведения детьми. На протяжении вот уже нескольких лет в нашем детском саду проводится ежегодный Смотр детских агитбригад по безопасности. Каждая возрастная группа готовит выступление, в котором призывает соблюдать правила безопасности в той или иной области жизни. Необходимость в выполнении проекта возникла в ходе подготовки детей подготовительной группы к очередному выступлению агитбригады. На этот раз наша группа выбрала пожарную безопасность. В разговоре с детьми на тему «Что я буду делать, если в доме случится пожар?» было выяснено, что многие дети спрятались бы при виде пожара, вместо того, чтобы выбежать из дома и позвать на помощь.
Проблема, сформулированная педагогами и детьми: Что будет, если во время пожара в доме спрятаться под кроватью или в другом укромном месте?
Цель проекта для детей: формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Цель проекта для педагога: обучение дошкольников правилам пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения.
Задачи работы над проектом для детей:
- Уточнять знания о работе пожарных.
- Формировать навык общения с дежурным пожарной части в экстренной ситуации.
- Знакомить детей с первичными средствами пожаротушения.
- Формировать навык реально оценивать возможную опасность.
- Воспитывать умение бороться со страхом перед огнем и сигналом оповещения при пожаре.
- Прививать практические навыки поведения при возникновении пожара.
Задачи работы над проектом для педагогов:
- Совершенствовать уровень уже имеющихся знаний детей о пожарной безопасности.
- Вырабатывать у дошкольников алгоритм поведения в пожароопасных ситуациях.
- Привлекать родителей воспитанников к участию в проекте.
- Обогащать словарный запас детей в соответствии с темой.
- Способствовать установлению причинно-следственных связей в ситуациях действия человека с огнем.
- Формировать любознательность, общительность, умение решать возникающие проблемы.
Описание продукта, полученного в результате выполнения проекта:
- Составление мини-альбомов детей и родителей (картинки, рисунки, рассказ ребенка) на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара».
- Выступление агитбригады по правилам пожарной безопасности.
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности:
Игровая:
- сюжетно-ролевые игры «Мы – пожарные», «Пожар в доме»
- игровые и проблемные ситуации «В квартире много дыма, «Как вызвать пожарных, если случился пожар»
- настольно-печатные и дидактические игры по пожарной безопасности.
Познавательная:
- беседа на тему «Почему может случиться пожар?»
- беседа на тему «Опасные предметы – источник пожара»
- экскурсия в пожарное депо
- познавательная викторина «С огнем не играй, правила пожарные соблюдай!».
Художественная:
- коллективная аппликация — изготовление условных знаков на тему «Чтобы не было пожара»
- рисование «Пожарная машина»
- чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».
- лепка «Пожарный».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- оборудование для художественно-продуктивной деятельности;
- иллюстрации, плакаты по правилам пожарной безопасности;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игры;
- художественная литература;
- дидактические и настольно-печатные игры по правилам пожарной безопасности;
Планируемая работа и деятельность детей и педагогов на различных этапах проекта:
Этапы
Содержание деятельности детей в процессе реализации проекта | Содержание деятельности педагогов в процессе реализации проекта | |
1 этап – поисковый (1день) | 1. Входят в проблему. Предполагают различные исходы развития событий в случае сложившейся ситуации. Задумываются, насколько опасен пожар. 2. Принимают задачу. | 1. Формулировка проблемы: Что будет, если во время пожара в доме спрятаться под кроватью или в другом укромном месте? Для того, чтобы правильно вести себя в случае пожара, нужно помнить правила пожарной безопасности! 2. Формулировка задачи – сбор информации:
|
2 этап – аналитический (1 неделя) | 1. Активизируют умение избегать опасных ситуаций, уточняют знания о работе пожарных. 2. Имеют возможность выполнить условное тушение небольшого возгорания, получают элементарные навыки пожаротушения. 3. Расширяют кругозор, словарный запас. | 1. Организация экскурсии в пожарное депо Таежного ЛПУ МГ. Встреча с пожарным является наиболее эффективным методом в области профилактики нарушений пожарной безопасности. Опытный «экскурсовод» и отличный собеседник – командир отделения – рассказал о нелегком труде пожарных, о том, как следует избегать беды. А также познакомил дошкольников с формой пожарных и с оборудованием пожарной машины. 2. Знакомство детей с первичными средствами пожаротушения. Пожарный познакомил детей с работой огнетушителя, объяснил и показал принцип его действия. Затем рассказал о других средствах пожаротушения, которые имеются на территории нашего детского сада – инструментах, расположенных на пожарном щите, их назначении и применении на практике. 3. Размещение в центре безопасности материала для обучения детей противопожарной безопасности (подборка иллюстраций, плакатов, художественной литературы, дидактических и настольных игр, игрушек). |
3 этап – практический (1,5 месяца) | 1. Совершенствуют уровень уже имеющихся знаний о пожарной безопасности. 2. Уточняют знания о работе пожарных. 3. Обогащают игровой и практический опыт. 4. Приобретают навык общения с дежурным пожарной части в экстренной ситуации. 5. Обогащают словарный запас в соответствии с темой. 6. Отрабатывают определенный алгоритм действий, позволяющий закрепить знания и умения правильно вести себя в случае возникновения пожара на территории детского сада, сохраняя спокойствие. | 1. Беседа в центре безопасности на тему «Почему может случиться пожар?». Постоянный друг нашего детского сада, инспектор по пожарной безопасности ЦентраСпасЮгория, побеседовала с детьми о том, из-за чего может случиться пожар, кто часто бывает виновен в возникновении пожара. 2. Продуктивная деятельность (коллективная аппликация). Изготовление условных знаков на тему «Чтобы не было пожара». 3. Беседа в центре безопасности на тему «Опасные предметы – источник пожара» Закрепить знания о предметах в быту, которые могут стать источником пожара (электроприборы, газовая плита, спички), требующие осторожного обращения. 4. Продуктивная деятельность (рисование). Рисование пожарной машины. 5. Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница». 6. Продуктивная деятельность (лепка). «Пожарный» 7. Организация сюжетно-ролевых игр «Мы – пожарные», «Пожар в доме» 8. Обыгрывание игровых и проблемных ситуаций «В квартире много дыма, «Как вызвать пожарных, если случился пожар». 9. Проведение познавательной викторины «С огнем не играй, правила пожарные соблюдай!». 10. Учебная тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников ДОУ на случай возникновения пожара (согласно графику). |
4 этап – презентационный (2 дня) |
2. Составление мини-альбомов детей и родителей (картинки, рисунки, рассказ ребенка) на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара» и презентация их в группе. | 1. Подготовка участников агитбригады к выступлению. Выступление агитбригады по правилам пожарной безопасности. 2. Оформление выставки мини-альбомов на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара» |
Работа с родителями:
Самое ценное для родителей – это их дети. Успехов в работе по обеспечению пожарной безопасности детей можно ожидать только тогда, когда не только педагоги заинтересованы в этом, но и если родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью, и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Родители должны понимать, что полученные знания в детском саду нужно закреплять дома.
Родители наших воспитанников стали активными участниками данного проекта: сопровождали детей на экскурсии в пожарную часть; читали детям художественную литературу, рекомендованную педагогами; просматривали вместе с детьми мультфильмы о правилах пожарной безопасности; закрепляли умения детей правильно пользоваться электробытовыми приборами; совместно с детьми изготавливали мини-альбомы на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара»; на сайте ДОУ имели возможность посмотреть выступление агитбригад. Совместная деятельность всегда сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками по изучаемой теме. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В.А. Сухомлинский
Результаты проекта:
Работа по данному проекту позволила решить поставленные задачи. В результате выполнения проекта дети усвоили алгоритм поведения во время пожара, познакомились с первичными средствами пожаротушения, закрепили правила, которые позволяют предотвратить пожар.
В рамках данного проекта была проведена тематическая исследовательская работа «Почему пожарное ведро имеет форму конуса?», которая в дальнейшем была представлена одним из детей группы на районной конференции «Юный изыскатель» и заняла призовое место (Приложение 1).
Данная тема вдохновила не только детей, но и педагогов на создание танца под названием «Огонь и вода», автором которого является музыкальный руководитель нашего детского сада. Педагоги представили данный танец на районном фестивале-конкурсе «Вдохновение», завоевав приз зрительских симпатий. А девочки подготовительной к школе группы представили этот танец на ежегодном поселковом фестивале-конкурсе детского творчества «Серебряное копытце», завоевав 1 место.
Обучение дошкольников навыкам пожарной безопасности не должно ограничиваться выполнением только одного проекта. Это должно быть длительное, целенаправленное, систематическое воздействие на ребенка.
В зависимости от достигнутых результатов воспитание культуры пожарной безопасности дошкольников в условиях ДОУ предусматривает корректировку разработанных мероприятий на следующих этапах работы.
Перечень источников:
- Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2004.
- Белая К.Ю., Зимонина В.И., Кондрыкинская А.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников» — Просвещение, 2004г.
- О работе с детьми по предупреждению пожаров: Метод. пособие. — Кемерово, 2006.
- Павлова, О.В. Методические рекомендации по обучению с детьми правил пожарной безопасности в детских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях // О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2001.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М: 2008.
- Интернет-ресурсы
< Предыдущая | Следующая > |
Организация класса, уголка пожарной безопасности
Одна из самых часто встречающихся чрезвычайных ситуаций это пожар. Как правило, в экстремальных условиях люди теряют способность адекватно реагировать на происходящее. Поэтому, во избежание трагедии, необходимо заранее информировать людей о действиях во время пожара. Эта информация должна быть наглядна, доступна и легко запоминаться. С этой целью в дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации могут быть созданы классы, уголки пожарной безопасности. При этом их создание и функциональное наполнение не регламентируется нормативными правовыми актами и нормативными документами.
В классе пожарной безопасности могут быть размещены:
— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;
— первичные средства пожаротушения;
— средства индивидуальной защиты;
— пожарно-спасательное оборудование;
— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, листовки, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).
Один из эффективных методов достижения цели информирования людей о действиях во время пожара — оформление и размещение на видном месте с хорошей проходимостью уголка пожарной безопасности.
Существует многообразие типов, видов, вариантов оформления уголков пожарной безопасности, методов их печати, способов размещения (напольный, настенный, мобильный).
Уголок пожарной безопасности должен отражать специфику деятельности организации и может содержать как методический, так и раздаточный материал.
На стендах уголка пожарной безопасности может быть представлена следующая информация: план эвакуации, инструкции о мерах пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, порядок действий при пожаре, требования пожарной безопасности, инструкции по использованию первичных средств пожаротушения, знаки пожарной безопасности и т.п.
Примеры оформления уголка пожарной безопасности представлены на рисунках 1 – 3.
Рис. 1. Пример оформления уголка пожарной безопасности
Рис. 2. Пример оформления уголка пожарной безопасности
Рис. 3. Пример оформления уголка пожарной безопасности
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- В соответствии с каким нормативным документом по пожарной безопасности осуществляется обучение мерам пожарной безопасности?
- Каким документом регламентирована периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Кто осуществляет контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций в соответствии с Приказом МЧС России от 12.12.2007 года № 645?
- Какой характер носит обучение обучающихся мерам пожарной безопасности?
- Периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций составляет?
- Какая информация может быть размещена на стендах уголка пожарной безопасности?
- Что является задачами проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Должен ли быть разработан план эвакуации для зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Кто должен сообщить об обнаружении пожара в здании дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации в пожарную охрану?
- Какую информацию необходимо сообщить в пожарную охрану при обнаружении пожара или признаков горения?
- Когда начинается процесс эвакуации при пожаре обучающихся и персонала из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Какие действия предпринимает персонал дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций по окончании процесса эвакуации при пожаре?
- Что учитывается при проведении обучения мерам пожарной безопасности?
- Что является основой обучения мерам пожарной безопасности?
- Укажите последовательность действий персонала, воспитанников и обучающихся дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации при обнаружении пожара или признаков горения, которая состоит из следующих элементов: а) проверка наличия воспитанников, обучающихся, персонала дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации; б) сбор в заранее определенном месте; в) сигнал оповещения о пожаре; г) эвакуация
Правила эвакуации
Едкий густой дым при пожаре бывает опаснее, чем огонь. Он снижает видимость, затрудняя эвакуацию, к тому же отравляет дыхательные пути. Поэтому инструкция при пожаре для детей учит позаботиться о защите органов дыхания.
Для этого использовать любой подручный материал: шарф, футболку, полотенце. Ткань смочить в воде и приложить к лицу.
Дым поднимается вверх, поэтому для выхода из горящего помещения перемещаться ползком или на четвереньках.
Покинув квартиру, входную дверь плотно закрыть, чтобы не допустить распространение огня по подъезду и не пустить в квартиру кислород.
Главная задача в экстренной ситуации – спасти жизнь. Поэтому не стоит тратить время на поиск и сбор ценных вещей!
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». — «Российская газета», № 3, 05.01.1995;
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме». — «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2415;
- Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 года № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 31.03.2008;
- Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. (Утв. МЧС России 20.06.2014). Документ опубликован не был;
- Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. (Утв. МЧС РФ). – «Библиотека инженера по охране труда», №N 1 — 2, 2007;
- Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (Утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 года № 1-4-60-10-19);
- Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства. ч. 3. Организационно-технические мероприятия. Под общ. ред. В.И. Козлачкова. – Минск: «ФОИКС», 1998. — 317 с;
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Избр. пед. соч.: в 3-х т. — М., 1979, т. 1, с. 33.
- Интернет-ресурс https://ddt2mariinsk.ucoz.ru/index/pozharnajabezopas nost/0-16;
- Интернет-ресурс https://www.profi-ra.ru/agit/stend1/;
- Интернет-ресурс https://marina-tcherepanina.narod.ru/index/0-4.