Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи


Совместные словесные игры для взрослого и детей в подготовительной группе

Словесные игры в старшем дошкольном возрасте являются одним из основных приёмов закрепления и углубления знаний, и организовывать их нужно каждый день, постепенно усложняя. Педагогу необходимо отслеживать динамику развития детей и овладения новыми знаниями, чтобы давать оптимальную нагрузку (например, в игре «Угадай животное» нужно добавлять описания животных тропических стран, полярных зон, океана по мере того, как дошкольники знакомятся с ними на занятиях).

Нравятся старшим дошкольникам и игры соревновательного характера, поскольку их психика значительно устойчивее, чем в младшем возрасте, они не воспринимают проигрыш так болезненно, как ранее, напротив, умеют осознать и исправить свои ошибки. Практически любую словесную игру можно превратить в маленькое соревнование или викторину, главное, чтобы она проводилась в дружелюбной, товарищеской атмосфере, а награды по итогам получили все без исключения.

Викторину можно использовать и на утренниках, тогда её проведёт главный игровой персонаж

Таблица: примеры словесных игр для детей седьмого года жизни

Образовательная область и задачи игрНазвание и ход игры
Социально-коммуникативное развитие Формировать у детей представление о положительных моделях поведения в обществе, вызвать неприятие отрицательных качеств и поступков, доброту, человечность, умение дружить, взаимопомощь, сочувствие чужой беде.
  • «Оцени поступок» Воспитатель описывает воображаемые ситуации, в которые попадают их сверстники или герои сказок, мультфильмов, дети дают оценку произошедшему, рассказывают, кто поступил правильно, кто сделал плохой поступок, почему.
  • «Добрые дела» Воспитатель говорит детям, что они стали волшебниками и могут делать чудеса. Потом демонстрирует картинки (иллюстрации к литературным произведениям или сюжетные). Дошкольники говорят, какое доброе дело сделали бы для изображённых на картинках персонажей, чтобы помочь им в беде. Принимаются даже самые необычные и невероятные ответы, поскольку игра направлена и на развитие креативного, творческого мышления.
Познавательное развитие (ознакомление с социумом) Уточнять и обобщать представления детей о профессиях, взаимоотношениях в семье, развивать умение подбирать слова для описания предметов и людей, воспитывать уважение к труду, родным и близким.
  • «Город мастеров» Воспитатель предлагает детям вообразить себя на прогулке по Городу мастеров. В витринах каждого дома, где живёт мастер, выставлены его работы и изделия. Что мы увидим в витрине кузнеца, гончара, швеи, художника, кондитера? Какие звуки услышим, какие запахи почувствуем, проходя мимо них?
  • «Дружная семья» Педагог озвучивает ситуацию: мы в гостях семьи, где все помогают друг другу, но у каждого есть и обязанности. Что делает мама, кто ей помогает, как? Как помогают бабушке, дедушке, папе, как заботятся о детях?
  • Также детям можно предложить игры «Что кому нужно для работы?», «На чём люди ездят?», «Подбери подарок бабушке и маме», «Назови ласково», «Мама — какая?»
Познавательное развитие (ознакомление с природой) Закрепить представление о явлениях и объектах природы, взаимосвязи между ними, воспитывать экологически целесообразное поведение, экологическую культуру.
  • «Экологическая цепочка» Воспитатель: — Без чего не может жить бабочка? (Без цветов). Без чего не могут жить цветы? (Без земли, воды). Почему? Чем они связаны?
  • « Двенадцать месяцев дарят подарки» Воспитатель: — К нам приходит месяц январь, что он нам приносит? (Новогоднюю ёлку, снег, мороз, катание на санках).Что приносит апрель? Август? И т. д.
  • «О чём нас просит природа» Воспитатель: — Цветок нас просит… (не срывай меня). Деревце просит… (не ламай меня). Мотылёк просит… (не лови меня). Ручеёк просит… (не загрязняй меня).
  • «Всё наоборот» Педагог описывает времена года, допуская намеренные ошибки: «Пришла зима, выпал снег, дети идут в лес по грибы. Наступила осень, листья на деревьях стали зелёные». Дети исправляют ошибки и поясняют своё мнение.
Познавательное развитие (математика) Совершенствовать представления о времени и пространстве, закреплять навыки количественного и порядкового счёта, воспитывать интерес к математическим играм.
  • «Считай дальше» Педагог начинает счёт от единицы, останавливается на каком-либо числе и предлагает ребёнку продолжить счёт. Можно употреблять и порядковые числительные (первый, второй, третий), счёт в обратном порядке, парами и тройками с переходом за первый десяток.
  • «Найди вокруг себя» Детям предлагают найти вокруг себя предметы круглой, треугольной, квадратной формы и чётко назвать их (Я вижу круглые часы, квадратную картину, овальный стол).
  • «Где находится»
  • Воспитатель предлагает дошкольникам описать, где находятся далеко и близко расположенные предметы, какие из них дальше, ближе, выше или ниже, больше или меньше.
  • «Части суток» Дети отвечают на вопросы: «Что вы делали утром? Что днём? Какое небо утром? Какое вечером? Когда мы обедаем, ужинаем? И т. д.»
Речевое развитие Закрепить представления детей о речевых единицах (звуке, слове, предложении), совершенствовать умение выделять звуки в словах, подбирать слово с определённым звуком, придумывать предложения на указанную тему. Воспитывать интерес к книге, чтению, фольклору.
  • «Поймай звук» Дети выделяют необходимый звук в начале, середине или конце начале слова.
  • «Оркестр» Дети произносят звуки и слоги, имитируя игру на музыкальных инструментах, чтобы вместе получилось подобие музыки. Эта игра требует от дошкольников умелого управления темпом речи тембром и громкостью голоса, учит вовремя брать дыхание.
  • «Закончи предложение» Детворе предлагают закончить фразу на самые разнообразные темы: «В Африке живут… (слоны, зебры, носороги). Вода умеет… (течь, смачивать, растворять). У нас на клумбе цветут… (ромашки, львиный зев, розы). Щенок радуется, когда… (его кормят, с ним играют, вернулся хозяин). Эта игра может использоваться для мониторинга знаний детей по всем темам, изученным в течение года.
  • Игры по сказкам «Опиши героя», «Чей предмет?», «Вспомни песенку героя сказки», «Изменим концовку сказки», «Герой сказки заблудился». Такие игры учат детей фантазировать, свободно строить свой воображаемый сказочный мир.

Ход игры.

Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»

1. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положив фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница»

. Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила
игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз. Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.
«Что кому нужно?»

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Викторины для детей 6–7 лет

Викторина — разновидность словесной игры, в которой ведущий озвучивает вопросы, а игроки дают ответы. Может проводится по всем образовательным областям. Дошкольники играют в викторину чаще всего в командах, однако призы необходимо дарить как победившей, так и проигравшей команде, чтобы дети не утратили интерес к викторинам как виду деятельности. Когда дети назовут правильный ответ, его лучше подкрепить показом соответствующей картинки или слайда.

Таблица: вопросы-загадки для викторины по авторским сказкам

Невод в море я кидал, Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)Девочка красивая, Мачехой нелюбимая. На бал случайно попала И туфельку там потеряла. (Золушка).Он весел и не злобен, Этот милый чудачок. С ним мальчик Робин, И приятель Пятачок. Для него прогулка — праздник, И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок … (Вини-Пух).
Я мальчишка деревянный, Вот и ключик золотой! Артемон, Пьеро, Мальвина – Дружат все они со мной. Всюду нос сую я длинный, Моё имя … (Буратино).В шляпе синенькой мальчишка, Из известной детской книжки. Он глупышка и зазнайка, А зовут его … (Незнайка)Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне, И женился на царевне. (Емеля).
Грустно дед и бабка жили. И дочурку себе слепили. Она всегда им помогала, Только вот огня избегала. (Снегурочка).Девочка красавица В лес попала. Семь гномов она В лесу повстречала. (Белоснежка ).Он умеет мяу говорить. Лучшим другом умеет быть. Хозяину своему он помогает И людоеда смело съедает! (Кот в сапогах).

Фотогалерея: иллюстрации к авторским сказкам


Изображение позитивного, весёлого героя поднимет настроение детей во время викторины


Показывая детям картинку с изображением героя, можно обратить внимание на его красивый наряд


Для детей подготовительной группы следует выбирать иллюстрации, на которых герои одеты в национальные костюмы


Этот герой может даже прийти к детям и помочь проводить викторину


Сказки А. С. Пушкина могут быть включены в викторину, но по ним можно провести и отдельную игру

Викторине должно предшествовать глубокое изучение темы, которой она будет посвящена, чтобы все дети чувствовали себя уверенно и комфортно.

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?»

Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы».
«Сапожник!»
— говорит воспитатель.
«Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»
,— отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет»

, — говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих.
«Воспитательница»
, — отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов.Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!»

Подчеркивается именно быстрота ответа.

«Охотник»

Цель игры. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко»

и передам Мише камешек.Он возьмет камешек и быстро ответит:
«Я живу близко от детского сада»
. Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди
(по кругу)
камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

«Скажи по-другому»

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Ход игры.

Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте,он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за.»

Здесь он делает шаг вперед и говорит:
«. зайцем»
;делает второй шаг:
«. медведем»
;делает третий шаг:
«. волком»
;четвертый шаг:
«. лисицей»
;пятый:
«. барсуком.»
. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов»

. Игра проводится так же.Рыболов говорит:
«Пойду на рыбалку и поймаю. щуку, карася, окуня»
и т. д.

«Придумай предложение»

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы,например: «Вспомните, что можно шить»

. Ответы
детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.»
.
«Штопать?»

«Носки, чулки, варежки, шарф»
.
«Завязывать?»

«Шнурки, веревочку, шарф, завязки»
.
«Надвигать?»

«Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку»
.
«Надеть?»

«Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки»
.

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

«Не ошибись»

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой»

, — предлагает воспитатель. Дети называют слова;
«Огромный, крупный, громадный, гигантский»
.

«Красивый»


«Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный»
.

«Мокрый»


«Сырой, влажный»
. И т. д. Готовясь к проведению
игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.
Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры,например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море»

дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия)

.

«Подбери слово»

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]