Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами моделирования и экспериментирования в экологии для старших дошкольников «Рыбы»


Строение

Внутреннее строение рыб представлено в таблице.

Система органов Органы Общая характеристика
Опорно-двигательная Скелет, мышцы Череп включает мозговую коробку, парные жаберные крышки и дуги, челюсти. Парные плавники подвижны. Позвоночник состоит из позвонков с отростками – два смотрят вниз и образуют рёбра, один поднят вверх. Мускулатура разделена на сегменты.
Пищеварительная Пищеварительный тракт, железы Тракт состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Заканчивается анальным отверстием. В кишечник открываются протоки поджелудочной железы и печени. Некоторые рыбы имеют зубы.
Выделительная Лентовидные парные почки, мочеточники, мочевой пузырь Кровь фильтруется почками. Формируется моча, поступающая по мочеточникам в мочевой пузырь. Оттуда выводится через мочеиспускательный канал.
Дыхательная Жабры Расположены в глотке. К жаберным дугам крепятся жаберные лепестки, которые пронизаны капиллярами. Через них осуществляется газообмен.
Кровеносная Двухкамерное сердце, артерии, вены, капилляры Сердце состоит из желудочка и предсердия, через которые проходит венозная кровь. Один круг кровообращения, начинающийся от желудочка. Венозная кровь идёт через жабры, насыщаясь кислородом. После отдачи кислорода всем органам и тканям кровь возвращается в предсердие.
Нервная Головной мозг включает передний, промежуточный, продолговатый, средний мозг и мозжечок. От головного начинается спинной мозг, который располагается в позвоночном канале, нервы. Хорошо развиты средний, промежуточный мозг и мозжечок. Органы чувств представлены глазами, ноздрями, внутренним ухом, боковой линией, улавливающей вибрации. Вкусовые рецепторы находятся во рту и на коже.
Половая Яичники и яйцеводы у самок и семенники и семяпроводы у самцов Оплодотворение чаще всего наружное


Рис. 2. Внутреннее строение.
Чешуя рыб постоянно растёт, и на ней образуются годовые кольца.

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД «НАШ АКВАРИУМ»

(интеграция областей художественное творчество, чтение художественной литературы)

Составила Ризванова Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны

Образовательные области: художественное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, познание (ФЦКМ)

Цели: — совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами и акварелью, развивая мелкую моторику руки;

— учить заполнять весь лист, передавать характерные детали, дополнять рисунок деталями (водоросли, камушки), развивая творческое воображение;

— воспитывать умение доводить начатое до конца, не мешать рядом сидящему.

Материалы: для детей: восковые карандаши разных цветов, кисти, баночки с водой, акварельные краски, белые альбомные листы, подставки для кисточек, салфетки;

демонстрационный: изображения аквариумных рыб, иллюстрации с изображением аквариума; эскиз, подготовленный воспитателем для показа техники рисования рыбы, банка с рыбкой.

Предварительная работа: — рассматривание аквариума;

— беседа об аквариумных рыбках, о том, как надо ухаживать за ними;

— занятия по рисованию: акварелью «Золотая рыбка», акварелью и восковыми карандашами «Летний луг».

Развитие речи: формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; закреплять названия аквариумных рыбок.

Коммуникативная игра «Здравствуйте» слова и музыка М. Картушиной. Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка.

Описание

Рыбы – симметричные животные с обтекаемой формой тела. Необтекаемую форму тела имеют придонные, маскирующиеся рыбы, ведущие малоподвижный образ жизни.

Рыбы отлично приспособлены к жизни в воде, о чём говорят особенности внешнего строения:

  • тонкую кожу со слизистыми железами покрывает чешуя;
  • плавники (хвостовой, спинной, грудные, брюшной, анальный), расположенные по всему телу, помогают плавать;
  • голова не отделена от туловища, а туловище – от хвоста;
  • имеются хорошо развитые жабры.


Рис. 1. Внешнее строение.
Развитие классов рыб относят к девонскому периоду (примерно 300 млн. лет назад). Все рыбы произошли от общего предка – древней панцирной рыбы, скелет которой состоял из хряща, но челюсти имели костное строение.

Загадки про рыб для детей: 36 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал лучшие загадки про рыб для детей. В природе существует огромное разнообразие рыб, с помощью таких загадок дети смогут узнать для себя некоторые виды из них. Эта подборка загадок будет интересна детям, а также и взрослым.

***

В озере большая злюка, Эта зубастая и хищная (Щука)

***

Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. (Сом)

***

Любит раков и лягушек, Даже маленьких пичужек. Ночной лентяй неисправим… Как все зовут его? … (Налим)

***

В пасть ей руку не клади, И за борт не уходи, Эта рыба в один мах, Может съесть тебя. Вот так! (Акула)

***

Домом для меня, является река, Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя. Захочешь ты меня, на крючок поймать Стащу я червячка, и уплыву опять. Лишь шлепну я хвостом, прямо по воде. А как меня зовут? Скорей ответьте мне! (Рыба)

***

В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это… (Сом)

***

В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит. (Рыба)

***

С серебристой чешуёй, Не плотва. Какой большой! А копчёный – это вещь! Догадались? Это … (Лещ)

***

Шальной, с усами, под мостом, Перед дождем аплодирует хвостом. (Сом)

***

От зубастых щук таясь, Стороной проплыл … (Карась)

***

Совсем не крупный, но усатый, Зеленовато-буроватый. Он в речке мудрый секретарь… Как все зовут его? … (Пескарь)

***

Эта рыба зубастая очень Хищник она, охотиться чаще ночью Зрение хорошее, совсем не близорука, А что это за рыба, ответ так прост, ведь это (Щука)

***

У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыба)

***

В океане я живу на дне, Там в разы спокойней мне. Как желе мои бока, Плавны и прозрачны, Но если словишь ты меня, Могу и руку я обжечь! (Медуза)

***

Любим жить в прозрачных водах, Каждый день в урочный час Возле берега охотно Рыбоводы кормят нас. (Карп)

***

Из воды его лишь вынь Сразу цвет начнёт менять, Кажется, что стал линять Вот такая рыба… (Линь)

***

Плавает в воде, Весь в серебристой чешуе. И червяку он будет рад, Речная рыба это … (Карп)

***

Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это… (Щука)

***

В речке рыба проживает. Остры зубы, хищная удача – В речке все от нее плачут! (Щука)

***

Он драчун и забияка, Никогда не знает страха: На спине – иголки, А иголки – колки. (Ёрш)

***

Весь покрытый слизью липкой, Очень вкусный в ухе шибко. Он ленивый, желтобок… Как зовут его? … (Линёк)

***

В холода ловится и летом, Рыбаком или сам в сетку. А коль напугается, В муле сразу прячется. (Карась)

***

Я живу на глубине В морской, речной воде. Под водой дышать умею, Но не говорю. Рот я часто открываю, Это я так дышу. Чешуя блестит красиво, Кто же я? Конечно… (Рыба)

***

Неспроста хвостом виляю В толще сумрачной воды: Я хвостом определяю Вкус попавшейся еды. (Карп)

***

Важная рыба, плавает в реке, Усатая очень, узнаешь везде. Она так прожорлива, ест и ночью и днем. Удивительная рыба под названием (Сом)

***

В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Рыба)

***

Крупный, любит озёра просторные, А ещё – камыши поглодать. Рыба сильная, очень упорная, Просто так её трудно поймать. (Карп)

***

Этот парень добрый очень, Познакомиться с ним можешь, В море плавает, ныряет, Из воды людей спасает. Выныривает из глубин, Очень милый друг (Дельфин)

***

У коряг, травой поросших, Там, где пенится река, Я люблю ловить рыбешек, На два уса-червяка. (Сом)

***

Этот хищник, он из карпов, Любитель ям у перекатов. Трудно вытянуть на берег… Как зовут все рыбу? … (Жерех)

***

Она в реках обитает, А бывает и в морях. Червячков так обожает, К людям испытывает страх. Все потому, что червячком они ее заманят, И на свою удочку поймают. (Рыба)

***

Выходит на охоту Она, как на работу. Плотва и караси, Пощады не проси! Она в пруду хозяйка. Кто это? Угадай-ка! (Щука)

***

Никогда мне страх неведом, Смело дам отпор врагу. Острым носом, как торпедой, Танкер я пробить могу. (Рыба-меч)

***

Я живу в большой реке, Вся я в блестящей чешуе. Рот постоянно открываю, Водичку часто я глотаю, Я не водоросль и не глыба, Молчаливая я … (Рыба)

***

Бывает золотая, бывает в серебре, Махает плавниками, и плавает в реке. Рот свой открывает, но всегда молчит, И с братьями своими никогда не говорит (Рыба)

***

Потеплеет — чуть не плачу: По весне, с уходом льдин, От воды прогретой прячусь Только я из рыб один. (Налим)

Классификация

По систематике рыбы – название надкласса. Они относятся к типу хордовые и включают два класса – хрящевых и костных рыб. К первому относятся акулы и скаты. Они обитают преимущественно в морях, некоторые виды водятся в пресных водоёмах. В соответствии с названием их скелет состоит из хрящей. Кроме того, представители класса имеют следующие особенности:

  • рот располагается на нижней стороне головы;
  • ассиметричный хвостовой плавник;
  • отсутствие жаберных крышек;
  • отсутствие плавательного пузыря;
  • плакоидная чешуя, состоящая из пластинки и шипа, направленного назад.

Класс костные рыбы включает более 90 % всех видов рыб. Они обитают в морях, пресных водоёмах, реках в разных климатических условиях и имеют преимущественно костных скелет. Их челюсти более развиты и подвижны, рот расположен впереди головы, хвостовой плавник симметричен. Имеется плавательный пузырь, позволяющий регулировать глубину погружения. Жабры прикрыты жаберными крышками.

ТОП-1 статья

которые читают вместе с этой

Тип Хордовые — общая характеристика

Выделяют четыре подкласса костных рыб:

  • хрящекостные – скелет состоит из хрящей и костей;
  • двоякодышащие – присутствует жаберное и лёгочное дыхание;
  • кистепёрые – имеют своеобразное строение плавников, отдалённо напоминающих конечности;
  • костистые – наиболее многочисленная группа.

Значимые отряды костных рыб:

  • осетровые – осётр, стерлядь, севрюга, белуга;
  • сельдевые – атлантическая, тихоокеанская сельдь, килька, тюлька, анчоусы;
  • лососевые – сёмга, форель, омуль, горбуша, кета, хариус, лосось;
  • карповые – карп, вобла, тарань, лещ, плотва, карась;
  • окуневые – рыба-меч, тунец, бычки, окунь речной, судак, ёрш.


Рис. 2. Представители.
Считается, что от кистепёрых рыб произошли амфибии.

Цель занятия по ИЗО:

закрепить у детей старшей группы умение изображать животных из круга и овала, передать разнообразие через смешивание красок и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.

Задачи занятия:

  • закрепить умение изображать животных при помощи круга и овала;
  • учить составлять композицию, располагая основной рисунок в центре, а дополнительные детали равномерно распределяя по всему листу;
  • показать красочность и разнообразие рыбок при помощи смешивания красок и различной техники наложения мазка (линии, штрихи, точки, примакивание);
  • «оживить» рисунок используя воображение и передавая эмоции и настроение, отражённые в музыке, при помощи красок на бумаге.

Средства и материалы: бумага для рисования, кисти различной толщины, краски «Гуашь», палитра для смешивания красок, запись музыкального произведения А. Вивальди «Весна», часть 1, из скрипичного концерта «Времена года».

Ход занятия:

Ребята, хотите узнать, что мы будем сегодня рисовать? Тогда отгадайте загадку:

Проведут всю жизнь в водице.

Ловко плавают, ныряют,

Весело в воде играют?

Догадались? Конечно, это рыбки. Где они живут? Эти удивительные существа живут только в воде — пруду, реке, озере, море или океане. Но у нас дома они тоже могут поселиться. Как? В специальном домике для рыб — аквариуме, от латинского слова «аква» — вода, т.е. водяной дом. У кого из вас есть аквариумы? Дети, расскажите какие рыбки у вас живут, какого они цвета, размера?

Эти подводные животные очень разнообразны — от самых маленьких рыбок, меньше ногтя, до огромных акул. Цвет может быть совершенно любой, а вот форма чаще всего круглая или овальная. Нарисуйте в воздухе круглую рыбку (дети пальцем в воздухе чертят круг) и овальную (чертят в воздухе овал). Овал может быть округленный, широкий (повторяют за учителем в воздухе форму) и вытянутый, узкий (чертят в воздухе длинный овал).

А вы знаете, что наблюдать за рыбками, плавающими в воде не только интересно, но и полезно: это помогает нам успокоиться и отдохнуть. Поэтому очень хорошо, что у вас дома живут рыбки.

Из-за того, что мы можем наблюдать за рыбками только через воду, они кажутся нам немного волшебными, и раскрашены так ярко, необычно, как в сказке. А вдруг они и правда сказочные, и даже разговаривают между собой? Давайте перенесемся в сказку и узнаем, о чем они говорят. (Звучит музыка А. Вивальди «Весна», часть 1).

Закройте глаза и слушайте музыку, которая переносит нас в другой мир. Она игривая и нежная, яркая и светлая, завораживающая и немного загадочная. Представьте, как под эту музыку плавают рыбки, как они кружатся, кувыркаются, играют, догоняют друг друга. Композитор очень красочно передал это в музыке, можно даже увидеть, какие эти рыбки разноцветные, яркие, блестящие, так и переливаются. (Музыка заканчивается).

Строение рыб


Строение рыб

Органами движения всех рыб являются плавники. Они бывают парные — грудные и брюшные и непарные — спинной, анальный и хвостовой. Тело рыбы защищает чешуя, представляющая собой костные пластинки, которые налегают друг на друга, словно черепица. Для уменьшения трения о воду чешуя покрыта слизью.

Двухкамерное сердце рыбы, состоящее из предсердия и желудочка, качает по ее сосудам кровь. Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, проходящим по каналу, сформированному отростками позвонков.

Дышат рыбы жабрами.

Боковая линия как орган чувств имеется у Большинства рыв. У акулы она состоит из тончайших каналов, лежащих почти пол кожей но обеим сторонам тела. Влоль всего тела акулы тянутся лучки нервных узлов — ганглиев, из которых в полость каналов, заполненную жидкостью, входят структуры, напоминающие волоски.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]