Строение
Внутреннее строение рыб представлено в таблице.
Система органов | Органы | Общая характеристика |
Опорно-двигательная | Скелет, мышцы | Череп включает мозговую коробку, парные жаберные крышки и дуги, челюсти. Парные плавники подвижны. Позвоночник состоит из позвонков с отростками – два смотрят вниз и образуют рёбра, один поднят вверх. Мускулатура разделена на сегменты. |
Пищеварительная | Пищеварительный тракт, железы | Тракт состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Заканчивается анальным отверстием. В кишечник открываются протоки поджелудочной железы и печени. Некоторые рыбы имеют зубы. |
Выделительная | Лентовидные парные почки, мочеточники, мочевой пузырь | Кровь фильтруется почками. Формируется моча, поступающая по мочеточникам в мочевой пузырь. Оттуда выводится через мочеиспускательный канал. |
Дыхательная | Жабры | Расположены в глотке. К жаберным дугам крепятся жаберные лепестки, которые пронизаны капиллярами. Через них осуществляется газообмен. |
Кровеносная | Двухкамерное сердце, артерии, вены, капилляры | Сердце состоит из желудочка и предсердия, через которые проходит венозная кровь. Один круг кровообращения, начинающийся от желудочка. Венозная кровь идёт через жабры, насыщаясь кислородом. После отдачи кислорода всем органам и тканям кровь возвращается в предсердие. |
Нервная | Головной мозг включает передний, промежуточный, продолговатый, средний мозг и мозжечок. От головного начинается спинной мозг, который располагается в позвоночном канале, нервы. | Хорошо развиты средний, промежуточный мозг и мозжечок. Органы чувств представлены глазами, ноздрями, внутренним ухом, боковой линией, улавливающей вибрации. Вкусовые рецепторы находятся во рту и на коже. |
Половая | Яичники и яйцеводы у самок и семенники и семяпроводы у самцов | Оплодотворение чаще всего наружное |
Рис. 2. Внутреннее строение.
Чешуя рыб постоянно растёт, и на ней образуются годовые кольца.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД «НАШ АКВАРИУМ»
(интеграция областей художественное творчество, чтение художественной литературы)
Составила Ризванова Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны
Образовательные области: художественное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, познание (ФЦКМ)
Цели: — совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами и акварелью, развивая мелкую моторику руки;
— учить заполнять весь лист, передавать характерные детали, дополнять рисунок деталями (водоросли, камушки), развивая творческое воображение;
— воспитывать умение доводить начатое до конца, не мешать рядом сидящему.
Материалы: для детей: восковые карандаши разных цветов, кисти, баночки с водой, акварельные краски, белые альбомные листы, подставки для кисточек, салфетки;
демонстрационный: изображения аквариумных рыб, иллюстрации с изображением аквариума; эскиз, подготовленный воспитателем для показа техники рисования рыбы, банка с рыбкой.
Предварительная работа: — рассматривание аквариума;
— беседа об аквариумных рыбках, о том, как надо ухаживать за ними;
— занятия по рисованию: акварелью «Золотая рыбка», акварелью и восковыми карандашами «Летний луг».
Развитие речи: формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; закреплять названия аквариумных рыбок.
Коммуникативная игра «Здравствуйте» слова и музыка М. Картушиной. Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка.
Описание
Рыбы – симметричные животные с обтекаемой формой тела. Необтекаемую форму тела имеют придонные, маскирующиеся рыбы, ведущие малоподвижный образ жизни.
Рыбы отлично приспособлены к жизни в воде, о чём говорят особенности внешнего строения:
- тонкую кожу со слизистыми железами покрывает чешуя;
- плавники (хвостовой, спинной, грудные, брюшной, анальный), расположенные по всему телу, помогают плавать;
- голова не отделена от туловища, а туловище – от хвоста;
- имеются хорошо развитые жабры.
Рис. 1. Внешнее строение.
Развитие классов рыб относят к девонскому периоду (примерно 300 млн. лет назад). Все рыбы произошли от общего предка – древней панцирной рыбы, скелет которой состоял из хряща, но челюсти имели костное строение.
Загадки про рыб для детей: 36 лучших
Сайт «Мама может все!» собрал лучшие загадки про рыб для детей. В природе существует огромное разнообразие рыб, с помощью таких загадок дети смогут узнать для себя некоторые виды из них. Эта подборка загадок будет интересна детям, а также и взрослым.
***
В озере большая злюка, Эта зубастая и хищная (Щука)
***
Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. (Сом)
***
Любит раков и лягушек, Даже маленьких пичужек. Ночной лентяй неисправим… Как все зовут его? … (Налим)
***
В пасть ей руку не клади, И за борт не уходи, Эта рыба в один мах, Может съесть тебя. Вот так! (Акула)
***
Домом для меня, является река, Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя. Захочешь ты меня, на крючок поймать Стащу я червячка, и уплыву опять. Лишь шлепну я хвостом, прямо по воде. А как меня зовут? Скорей ответьте мне! (Рыба)
***
В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это… (Сом)
***
В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит. (Рыба)
***
С серебристой чешуёй, Не плотва. Какой большой! А копчёный – это вещь! Догадались? Это … (Лещ)
***
Шальной, с усами, под мостом, Перед дождем аплодирует хвостом. (Сом)
***
От зубастых щук таясь, Стороной проплыл … (Карась)
***
Совсем не крупный, но усатый, Зеленовато-буроватый. Он в речке мудрый секретарь… Как все зовут его? … (Пескарь)
***
Эта рыба зубастая очень Хищник она, охотиться чаще ночью Зрение хорошее, совсем не близорука, А что это за рыба, ответ так прост, ведь это (Щука)
***
У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыба)
***
В океане я живу на дне, Там в разы спокойней мне. Как желе мои бока, Плавны и прозрачны, Но если словишь ты меня, Могу и руку я обжечь! (Медуза)
***
Любим жить в прозрачных водах, Каждый день в урочный час Возле берега охотно Рыбоводы кормят нас. (Карп)
***
Из воды его лишь вынь Сразу цвет начнёт менять, Кажется, что стал линять Вот такая рыба… (Линь)
***
Плавает в воде, Весь в серебристой чешуе. И червяку он будет рад, Речная рыба это … (Карп)
***
Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это… (Щука)
***
В речке рыба проживает. Остры зубы, хищная удача – В речке все от нее плачут! (Щука)
***
Он драчун и забияка, Никогда не знает страха: На спине – иголки, А иголки – колки. (Ёрш)
***
Весь покрытый слизью липкой, Очень вкусный в ухе шибко. Он ленивый, желтобок… Как зовут его? … (Линёк)
***
В холода ловится и летом, Рыбаком или сам в сетку. А коль напугается, В муле сразу прячется. (Карась)
***
Я живу на глубине В морской, речной воде. Под водой дышать умею, Но не говорю. Рот я часто открываю, Это я так дышу. Чешуя блестит красиво, Кто же я? Конечно… (Рыба)
***
Неспроста хвостом виляю В толще сумрачной воды: Я хвостом определяю Вкус попавшейся еды. (Карп)
***
Важная рыба, плавает в реке, Усатая очень, узнаешь везде. Она так прожорлива, ест и ночью и днем. Удивительная рыба под названием (Сом)
***
В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Рыба)
***
Крупный, любит озёра просторные, А ещё – камыши поглодать. Рыба сильная, очень упорная, Просто так её трудно поймать. (Карп)
***
Этот парень добрый очень, Познакомиться с ним можешь, В море плавает, ныряет, Из воды людей спасает. Выныривает из глубин, Очень милый друг (Дельфин)
***
У коряг, травой поросших, Там, где пенится река, Я люблю ловить рыбешек, На два уса-червяка. (Сом)
***
Этот хищник, он из карпов, Любитель ям у перекатов. Трудно вытянуть на берег… Как зовут все рыбу? … (Жерех)
***
Она в реках обитает, А бывает и в морях. Червячков так обожает, К людям испытывает страх. Все потому, что червячком они ее заманят, И на свою удочку поймают. (Рыба)
***
Выходит на охоту Она, как на работу. Плотва и караси, Пощады не проси! Она в пруду хозяйка. Кто это? Угадай-ка! (Щука)
***
Никогда мне страх неведом, Смело дам отпор врагу. Острым носом, как торпедой, Танкер я пробить могу. (Рыба-меч)
***
Я живу в большой реке, Вся я в блестящей чешуе. Рот постоянно открываю, Водичку часто я глотаю, Я не водоросль и не глыба, Молчаливая я … (Рыба)
***
Бывает золотая, бывает в серебре, Махает плавниками, и плавает в реке. Рот свой открывает, но всегда молчит, И с братьями своими никогда не говорит (Рыба)
***
Потеплеет — чуть не плачу: По весне, с уходом льдин, От воды прогретой прячусь Только я из рыб один. (Налим)
Классификация
По систематике рыбы – название надкласса. Они относятся к типу хордовые и включают два класса – хрящевых и костных рыб. К первому относятся акулы и скаты. Они обитают преимущественно в морях, некоторые виды водятся в пресных водоёмах. В соответствии с названием их скелет состоит из хрящей. Кроме того, представители класса имеют следующие особенности:
- рот располагается на нижней стороне головы;
- ассиметричный хвостовой плавник;
- отсутствие жаберных крышек;
- отсутствие плавательного пузыря;
- плакоидная чешуя, состоящая из пластинки и шипа, направленного назад.
Класс костные рыбы включает более 90 % всех видов рыб. Они обитают в морях, пресных водоёмах, реках в разных климатических условиях и имеют преимущественно костных скелет. Их челюсти более развиты и подвижны, рот расположен впереди головы, хвостовой плавник симметричен. Имеется плавательный пузырь, позволяющий регулировать глубину погружения. Жабры прикрыты жаберными крышками.
ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой
Тип Хордовые — общая характеристика
Выделяют четыре подкласса костных рыб:
- хрящекостные – скелет состоит из хрящей и костей;
- двоякодышащие – присутствует жаберное и лёгочное дыхание;
- кистепёрые – имеют своеобразное строение плавников, отдалённо напоминающих конечности;
- костистые – наиболее многочисленная группа.
Значимые отряды костных рыб:
- осетровые – осётр, стерлядь, севрюга, белуга;
- сельдевые – атлантическая, тихоокеанская сельдь, килька, тюлька, анчоусы;
- лососевые – сёмга, форель, омуль, горбуша, кета, хариус, лосось;
- карповые – карп, вобла, тарань, лещ, плотва, карась;
- окуневые – рыба-меч, тунец, бычки, окунь речной, судак, ёрш.
Рис. 2. Представители.
Считается, что от кистепёрых рыб произошли амфибии.
Цель занятия по ИЗО:
закрепить у детей старшей группы умение изображать животных из круга и овала, передать разнообразие через смешивание красок и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.
Задачи занятия:
- закрепить умение изображать животных при помощи круга и овала;
- учить составлять композицию, располагая основной рисунок в центре, а дополнительные детали равномерно распределяя по всему листу;
- показать красочность и разнообразие рыбок при помощи смешивания красок и различной техники наложения мазка (линии, штрихи, точки, примакивание);
- «оживить» рисунок используя воображение и передавая эмоции и настроение, отражённые в музыке, при помощи красок на бумаге.
Средства и материалы: бумага для рисования, кисти различной толщины, краски «Гуашь», палитра для смешивания красок, запись музыкального произведения А. Вивальди «Весна», часть 1, из скрипичного концерта «Времена года».
Ход занятия:
Ребята, хотите узнать, что мы будем сегодня рисовать? Тогда отгадайте загадку:
Проведут всю жизнь в водице.
Ловко плавают, ныряют,
Весело в воде играют?
Догадались? Конечно, это рыбки. Где они живут? Эти удивительные существа живут только в воде — пруду, реке, озере, море или океане. Но у нас дома они тоже могут поселиться. Как? В специальном домике для рыб — аквариуме, от латинского слова «аква» — вода, т.е. водяной дом. У кого из вас есть аквариумы? Дети, расскажите какие рыбки у вас живут, какого они цвета, размера?
Эти подводные животные очень разнообразны — от самых маленьких рыбок, меньше ногтя, до огромных акул. Цвет может быть совершенно любой, а вот форма чаще всего круглая или овальная. Нарисуйте в воздухе круглую рыбку (дети пальцем в воздухе чертят круг) и овальную (чертят в воздухе овал). Овал может быть округленный, широкий (повторяют за учителем в воздухе форму) и вытянутый, узкий (чертят в воздухе длинный овал).
А вы знаете, что наблюдать за рыбками, плавающими в воде не только интересно, но и полезно: это помогает нам успокоиться и отдохнуть. Поэтому очень хорошо, что у вас дома живут рыбки.
Из-за того, что мы можем наблюдать за рыбками только через воду, они кажутся нам немного волшебными, и раскрашены так ярко, необычно, как в сказке. А вдруг они и правда сказочные, и даже разговаривают между собой? Давайте перенесемся в сказку и узнаем, о чем они говорят. (Звучит музыка А. Вивальди «Весна», часть 1).
Закройте глаза и слушайте музыку, которая переносит нас в другой мир. Она игривая и нежная, яркая и светлая, завораживающая и немного загадочная. Представьте, как под эту музыку плавают рыбки, как они кружатся, кувыркаются, играют, догоняют друг друга. Композитор очень красочно передал это в музыке, можно даже увидеть, какие эти рыбки разноцветные, яркие, блестящие, так и переливаются. (Музыка заканчивается).
Строение рыб
Строение рыб
Органами движения всех рыб являются плавники. Они бывают парные — грудные и брюшные и непарные — спинной, анальный и хвостовой. Тело рыбы защищает чешуя, представляющая собой костные пластинки, которые налегают друг на друга, словно черепица. Для уменьшения трения о воду чешуя покрыта слизью.
Двухкамерное сердце рыбы, состоящее из предсердия и желудочка, качает по ее сосудам кровь. Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, проходящим по каналу, сформированному отростками позвонков.
Дышат рыбы жабрами.
Боковая линия как орган чувств имеется у Большинства рыв. У акулы она состоит из тончайших каналов, лежащих почти пол кожей но обеим сторонам тела. Влоль всего тела акулы тянутся лучки нервных узлов — ганглиев, из которых в полость каналов, заполненную жидкостью, входят структуры, напоминающие волоски.