Дидактические игры по ФЭМП в младшей группе
В этой категории представлены игры для дошкольников 3–4 лет, обучающие группированию, сопоставлению и соотношению объектов по величине и форме, восприятию расстояния и направленности движения, расширяющие представления о геометрических фигурах, формирующие навык плоскостной и пространственной ориентации. У детей должны сформироваться количественные представления и понимание равенства предметов.
Вне зависимости от того, как разделены дидактические игры по ФЭМП по группам, важно развивать мелкую моторику и речевые навыки, воспитывать у детей усидчивость и трудолюбие.
Подбери предмет к фигуре
На одном столе разложены геометрические фигуры, на другом — небольшие предметы. Педагог указывает на одну из представленных геометрических форм. Задача игрока — отыскать на другом столе предмет, приближенный по очертаниям к продемонстрированной фигуре. Например, воспитатель указал на круг, ребенок берет со стола круглое косметическое зеркальце.
Геометрическое лото
Для игры нужны вырезанные картонные изображения основных геометрических форм, а также карточки-лото, изображающие эти самые фигуры. Педагог раздает карточки воспитанникам, просит наложить вырезанные фигуры на лото так, чтобы они закрыли соответствующие геометрические изображения. Раскладывая фигуры, каждый игрок обводит их пальчиком, называет вслух.
Помощники
Воспитатель наполняет ведерки разными видами субстанций: песком, мелкими камушками, бумажными клочками, зерном и прочим. Просит воспитанников с помощью лопатки пересыпать содержимое в свободные ведерки. Дети, выполняя задание, рассказывают, что им пересыпать сложнее, что легче, какая субстанция весит больше.
Красивый платок
Для игры нужно вырезать из цветной бумаги изображения осенних листьев разного размера, цвета и формы. Воспитатель раздает детям носовые платочки, один берет себе. Затем предлагает совместными усилиями украсить платки. Педагог украшает свой платочек, дети повторяют узор за ним, при этом проговаривают, сколько листков определенного цвета и формы раскладывают в каждом углу платка, в каком направлении их кладут, равное или нет количество листочков, как их уравнять.
Далее каждый ребенок украшает платок по-своему, рассказывает, какие листья использовал, в каком количестве.
Две дорожки
Педагог раскладывает на горизонтальной поверхности две ленты: одна заметно шире другой. Далее раздает детям игрушечные машинки. Задача — проехать по дорожкам. Выполняя задание, дошкольники делают вывод, что по узкой ленте может проехать только одна машинка, а по широкой дорожке могут одновременно ехать две машинки.
Наперегонки ползком
Дети играют парами, становятся в одном конце игровой комнаты. На другом конце воспитатель кладет на пол два предмета. Один предмет должен находиться ближе к детям. По сигналу игроки ложатся животом на пол, начинают ползти к целям. Один игрок быстрее добирается до предмета. Педагог спрашивает у остальных воспитанников, почему так получилось. Дети должны сделать вывод, что из-за разного расстояния между игроками и предметами.
Угощение для зайчиков
Воспитатель расставляет игрушечных зайчиков на столе, просит детей угостить их морковками. По ходу игры педагог задает вопросы, на которые игроки должны четко отвечать:
- «Сколько зайчиков пришло к нам в гости?» — «Много»;
- «А сколько морковок?» — «Много»;
- «Морковок больше или меньше, чем зайчиков?» — «Поровну».
Тропинки
Педагог рассказывает воспитанникам, что зайчик и барсук живут в уютных норах, только вот тропинок к дому нет. Далее показывает детям картинки, изображающие норы на разном расстоянии от зверят. Задача игроков — провести карандашом дорожки к норам зайчика и барсука, при этом сказать, какой путь длинный, какой короткий.
Аналогичные картинки можно сделать для других животных.
Дидактические игры по ФЭМП в средней группе
Представляем игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет. Дети учатся вести счет, оперировать пространственными и временными представлениями, анализировать, составлять, сравнивать, упорядочивать объекты, использовать соответствующие лексические понятия. У дошкольников формируется цветовосприятие, понимание последовательности. Игры развивают память, речевые навыки, концентрацию внимания, умение логически мыслить.
Геометрия
Дети получают по 10–20 счетных палочек и по 2 шнурка длиной 20–30 см. Из этих приспособлений составляют разные плоскостные фигуры. Из палочек получаются фигуры с углами: квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины. А из шнурков — овалы и круги.
Бусы для матрешки
Педагог подготавливает шнурок, на него цепляет с правого края маленькие изображения геометрических фигурок в определенной очередности. Далее просит детей продолжить изготовление красивых бус для матрешки. Игроки берут из коробочки геометрические фигурки, наклеивают их на шнурок в правильной очередности.
Урожай
Для игры нужны две разноразмерные корзины и изображения овощей и фруктов разной величины. Игровая задача — рассортировать урожай по корзинам: в большую положить крупные плоды, в меньшую — маленькие. В процессе игры дети рассказывают, какие корзины по величине видят перед собой, какие овощи и фрукты в них кладут.
Хвосты
Для игры нужны игрушечные животные: слоник, зайчик, обезьянка, лисичка, медвежонок. Животные не могут разобраться, чей хвост длиннее. Дети должны решить спор. Они измеряют хвосты, прикладывая их друг к другу, сравнивают, употребляя соответствующие прилагательные: длинный, короткий, большой, маленький.
Правильно-неправильно
Педагог раздает воспитанникам по два круга: красный и зеленый. Затем произносит фразы на тему сезонов года и времени суток. Дети поднимают красный кружок, если фраза неправильная, например, «после осени пришла весна». Или зеленый кружок, если фраза правильная, например, «утром мальчик делает зарядку».
Найди предмет
Воспитатель прячет предмет в игровой комнате, а ребенок должен его отыскать, ориентируясь на подсказки. Педагог говорит, например: «Три шага вправо, один вперед, нагнись, загляни под стол». Ребенок пытается выполнить все, что слышит.
Круг и овал
Педагог прикрепляет к магнитной доске несколько овалов и кругов разной величины и цвета. Спрашивает, чем различаются фигуры, чем схожи. Дети отвечают, что у них нет углов. Педагог предлагает воспитанникам покатать фигуры по горизонтальной поверхности. Дети отмечают, что круги легко катятся, а овалы нет. Рассуждают, почему так, накладывают фигуры друг на друга. И приходят к выводу, что овалы вытянутые, поэтому не могут катиться.
Назови время суток
Для игры нужны сюжетные картинки, что делают дети в течение дня: зарядка, завтрак, чистка зубов, прогулка и прочее. Воспитатель демонстрирует картинку, игрок называет время суток, когда происходит изображенное действие. За верный ответ получает фишку. Побеждает игрок с наибольшим количеством фишек.
Для некоторых действий могут быть два верных ответа. Например, зубы положено чистить утром и вечером.
Найди место
Дети становятся в ряд. Воспитатель дает каждому игроку задание, куда встать. Например: «Миша, встань справа от Оли», «Вова, встань позади Кости», «Юля, встань перед Витей». Распределившись по указанным местам, дети развернуто говорят, кто стоит перед ними, позади, справа и слева.
Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы
Елена Акишина
Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы
Аннотация
Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Данная картотека предназначена для воспитателей подготовительной группы детского сада. В картотеке представлены различные игры на развитие внимания, воображения, логического мышления и т. д.
«Забавный счёт»
Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.
Оборудование: для игры понадобятся две таблицы, с 20. В каждом кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.
Содержание. В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 20, указывая на соответствующие цифры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
«Времена года»
Цель: закрепить знания о времени года.
Оборудование: Конверты с пазлами с изображением времени года.
Содержание. Раскладываются конверты. Играющие выбирают любой конверт и собирают картинку. Они превратились в 4 «времени года»
. Каждый вспоминает, что он может рассказать о себе.
«Угадайка»
Цель: упражнять детей в счёте.
Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.
Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки.Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5.Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».
«Найди фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Оборудование: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах
Содержание.Задание: «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
«Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.
Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое — либо изображение или фигуру.
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Оборудование: 6-8 коробок разного размера.
Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга,педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке.Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!»
(или по ширине, высоте)
. Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд
(например, от самой высокой до самой низкой)
.
«Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число.По сигналу: «Числа встаньте по порядку»
, каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его
карточке.
«Расскажи, что видишь»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать,как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу — солнышко, в левом нижнем углу — домик, в правом нижнем углу — дерево, в середине – птицы, и так далее.
«Звездочки»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Оборудование: карточки с нарисованными на них звездачками от 1 до 10.
Содержание. Дети выбирают карточки. Выбирается водящий. Дети бегают по комнате.По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»
— они строятся в шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются
карточками. Игра продолжается.
«Где какие фигуры лежат»
Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.
Оборудование: набор фигур.
Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.
«Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Оборудование: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)
.
Содержание.Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить,надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.
«Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Оборудование: модель суток, картинки.
Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток.Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
«Кто первый»
Цель: развитие внимания.
Содержание. Воспитатель вывешивает картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены предметы. Обязательно договариваемся договаривается,откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Хлопает в ладоши несколько раз. Дети должны посчитать количество хлопков и найти предмет, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет предмет, становится водящим.
«Клумба»
Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.
Оборудование: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук, карточки с 2 свободными полосками.
Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим, расположены по 6 рисунков маков и астр. В.говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак)
. Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше? Как доказать, что маков больше? Какое число больше?
(меньше:6 или 7?)
Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, — чем астр?
«Путешествие»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета,а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.
«Сколько разных игрушек»
Цель:закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.
Оборудование: наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число)
;
карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число, (причем предметы расположены по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали) 1-2 карточки на каждого ребенка.
Содержание. Воспитатель ставит на стол три группыпредметов в ряд и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек?»
0дному ребенку предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому — эти же игрушки — справа налево.В заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета?И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску 3 числовые фигуры, а
карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз.Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и быстрее других сделает это».
«Найди парную картинку»
Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
Содержание. На доске вывешивается 7-8 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз.Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».
«Игра с флажками»
Цель: знакомить с составом числа 10 из двух меньших единиц.
Оборудование: 10 флажков разного размера и цвета, набор предметных картинок разных видов птиц и цветов (по 12 штук)
.
Содержание. «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов птиц, а другому справа -10 разных видов цветов. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов птиц (цветов и сколько их всего)
. «Поровну ли
картинок птиц и видов цветов? По сколько их?»
«С Мальвинами»
Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.
Оборудование: набор из 5 Мальвин.
Содержание.Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает: «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему?» (Количество Мальвин доводится до 5)
. Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число?Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».
«Домики»
Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты.
Оборудование:5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.
Содержание. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало,значит вы нашли нужный домик (показывает прием измерения)
«Разделим пополам»
Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.
Оборудование: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка — по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.
Содержание.Воспитатель: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот — другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной?Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части?Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.».
Аналогично: с кругом.
Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
«Кто больше, а кто меньше?»
Цель: закрепить счет и порядковые числительные;развивать представления: «высокая»
,
«низкая»
,
«толстая»
,
«худая»
,
«самая толстая»
;
«самая худая»
,
«слева»
,
«справа»
,
«левее»
,
«правее»
,
«между»
. Научить ребенка рассуждать.
Содержание. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут девочек, а затем ответить на вопросы.
«Как зовут девочек?»
В одном городе жили-были неразлучные подруги: Аня, Оля, Маша, Зина, Катя и Валя. Посмотри внимательно на
картинку, возьми палочку (указку)
и покажи, кого, как зовут,если: Валя — самая высокая, Маша, Зина и Катя одного роста, но Катя — самая толстая из них, а Зина — самая худая; Аня— самая низкая. Ты сам можешь узнать, кого зовут Олей.Теперь покажи по порядку девочек: Аня, Оля, Маша, Катя, Зина, Валя.А теперь покажи девочек в таком же порядке: Валя, Катя, Маша, Зина, Оля, Аня. Сколько всего девочек? Далее ребята отвечают на вопросы
«Кто где стоит?»
«Числа, встаньте по порядку»
Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
Содержание.Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1»
. Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает:
«Я больше тебя на 1»
). А что ты скажешь числу 3? и т. д.
«Заполни прямоугольник»
Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.
Оборудование: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.
Содержание. Первый игрок кладет в прямоугольники, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки прямоугольника так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева)
и по вертикали
(снизу и сверху)
были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами
(ролями)
. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест
(клеточек)
прямоугольника.
Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе
Для старших дошкольников актуально обучение счету, сложению, вычитанию. Игры учат детей 5–6 лет отвечать на вопросы с употреблением числительных.
Назови соседние цифры
Игроки становятся в круг, педагог — в его центр. Он поочередно бросает мяч детям, называет цифру. А игроки должны назвать соседние в ряду цифры справа и слева.
Квадратная мозаика
Игрок получает 36 диагонально разрезанных квадратов 8×8 см. Фигуры должны различаться цветом. Каждую часть квадратов нужно пронумеровать на задней стороне.
Игроки выполняют следующие задания:
- раскладывают части квадратов по цвету;
- раскладывают по номерам;
- складывают из частей квадраты;
- совмещают части так, чтобы получились новые квадраты.
Посчитай мячи
Педагог вкладывает в большие сетчатые мешки мячи: в один 6 крупных, в другой 7 маленьких. Дети предполагают, в каком мешке мячей больше. Воспитатель спрашивает, как доказать это утверждение. По подсказке педагога дети раскладывают мячи попарно: маленький и крупный. Один маленький мяч оказывается без пары. Значит, маленьких больше. Затем педагог спрашивает, как уравнять мячи. Нужно либо убрать один маленький, либо прибавить крупный.
Звуковой счет
Дети получают карточки с цифрами до 10. Воспитатель прячется за заграждением, стучит в бубен или барабан определенное количество раз. Игроки внимательно слушают число ударов, затем поднимают соответствующую цифру.
Игру можно усложнить. Педагог просит поднять цифру, больше или меньше количества ударов.
Назови день недели
Игроки формируют круг, педагог становится в его центр. Он поочередно бросает детям мяч, задает вопросы о днях недели. Например: «Какой день перед пятницей?» или «Какой день будет завтра?».
Матрешки
Игроки в количестве 6–10 человек становятся в ряд, повязывают платки разного цвета, вслух называют свой порядковый номер. Водящий внимательно слушает, затем выходит из комнаты. Двое игроков меняются местами. Водящий, вернувшись в комнату, говорит с использованием числительных, что изменилось. Например: «Желтая матрешка была шестой, а стала третьей. Синяя матрешка была третьей, стала шестой». Потом игроки выбирают нового водящего.
Гаражи
Игроки получают картонные автомобильные рули, на которых написаны цифры до 10. Рули окрашены в красный, желтый, голубой цвета. Педагог расставляет в разных частях игровой комнаты три стула с соответствующими цветовыми метками. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, бегают по комнате. По команде «В гараж!» все бегут к стульям, аналогичным цвету руля. Добежав до гаража, выстраиваются в ряд соответственно указанным на рулях цифрам.
Радуга
Воспитатель демонстрирует детям картинку радуги, перечисляет полоски, объясняет, что они располагаются в определенной последовательности. Воспитанники внимательно рассматривают радугу, пытаются запомнить чередование полос, затем закрывают глаза. Педагог убирает полоску, либо меняет полоски местами. Открыв глаза, игроки пытаются определить, что изменилось.
Слагай и вычитай
Дети становятся в ряд. Ведущий поочередно бросает детям мяч, называет математический пример на сложение или вычитание. А поймавший мяч игрок должен в уме посчитать ответ.
Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе
Для дошкольников 6–7 лет, готовящихся к школе, представлены дидактические игры, закрепляющие базовые математические представления.
Неделя
Для игры нужны карточки, изображающие цифры от 1 до 7. Их разбирают игроки. Под музыкальное сопровождение дети танцуют. По сигналу строятся в ряд в соответствии с цифрами на карточках. Называют себя по порядку: первый игрок — «Я понедельник!», второй — «Я вторник!» и так далее.
Аналогичную игру можно провести с карточками от 1 до 12, в этом случае игроки будут изображать месяцы года.
Мы — художники
Педагог просит детей изобразить сюжетную картину на определенную тему. Например: улица, парк, зоопарк, цирк, детская комната. В процессе рисования дети развернуто рассказывают, где изображают каждый элемент рисунка, при этом употребляют слова: перед, сзади, рядом, возле, справа, слева, сверху, снизу, между, под, над и прочие.
Сравни и продолжи
Педагог раздает воспитанникам карточки, изображающие геометрические фигуры в ячейках в определенной последовательности. Последние ячейки не заполненные. Задача игроков — определить последовательность чередования фигур, заполнить оставшиеся ячейки.
Монеты
Для игры в качестве наглядного материала нужны монеты разного достоинства. Педагог задает математические примеры, а дети их решают. Примеры должны быть такого типа: «У Вани было 5 рублей. Он купил в магазине булочку за 2 рубля. Сколько у него осталось денег?».
Кому бросить мяч
Дети становятся в несколько рядов. Первый игрок получает мяч. Ведущий дает ему задание, например: «Брось мяч стоящему справа от тебя». Игрок, поймавший мяч, получает следующее задание, например: «Брось мяч стоящему перед тобой». И далее по такому же принципу.
Починим машину
Для игры требуется изображение автомобиля, сложенное из разных геометрических фигур. Игроки внимательно рассматривают изображение, затем закрывают глаза. Педагог убирает 1–2 детали машины. Открыв глаза, дети пытаются вспомнить, какие фигуры исчезли.
Комплекс дидактических игр по математике в подготовительной группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №23 «Гуси-лебеди»
Комплекс дидактических игр по математике
в подготовительной группе
Разработала: Тарвердиева Кунел Вахид кызы
1. «Назови пропущенное слово»
Цель:
закрепить знания о днях недели.
Материал
. Мяч.
Правила игры:
Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих: — Солнышко светит днем, а луна . . . — Утром я пришла в де , то сегодня . . . — Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . . Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
2. «Времена года»
Цель:
Закреплять представления о временах года и месяцах осени
Материалы:
модель времени года.
Правила игры:
Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый. Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
3. «Встань на свое место»
Цель:
упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Материал.
Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Правила игры:
Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке
4.
«
Назови сутки»Цель
: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы:
карточки, с изображением частей суток.
Правила игры:
Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
5. «Матрешки»
Цель:
упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Материал.
Цветные косынки от 5 до 10.
Правила игры:
Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.
6. «Найди парную картинку»
Цель:
ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
Правила игра:
На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. В. объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». В. может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.
7. «Игра с тремя обручами»
Цель
: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.
Правила игры:
Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного — все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.
8. «Собери правильно»
Цель:
упражнять в мысленном объединением предметов в группы, в образовании множеств.
Правила игры:
Воспитатель указывает на таблицу с изображениями разных овощей, и Фруктов и задает вопросы: «Что здесь нарисовано? Какой формы овощи? (Фрукты). Какого цвета овощи (фрукты)? Как можно сгруппировать эти предметы? Сколько тогда получится групп? и т. д.2.
9. «Угадай, какое число пропущено»
Цель:
определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал.
Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки др цвета) флажки.
Правила игры:
Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
10. «Что шире, что уже»
Цель
: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Материал
. По 7 полосок разной длины и ширины.
Правила игры:
Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
11. «Разложи по порядку»
Цель:
упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
Материал.
Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого ребенка).
Правила игры:
Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.
12. «12 месяцев»
Цель:
закрепить понятие о месяцах.
Материал:
карточки, на которых изображены предметы от 1 до 1
Содержание.
В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года