Комплекс занятий по обучению грамоте в подготовительной группе


Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада

нина сивак

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада.

Последний год в детском саду выступает связующим звеном между дошкольным обучением и начальной школой. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний и с удовольствием перейти на новую ступень социализации. Среди компонентов образовательной программы для подготовительной группы ДОУ обучение грамоте — умению читать и писать — приоритетная задача воспитателя.

Под обучением грамоте в дошкольном образовательном учреждении понимается процесс подготовки ребёнка к освоению чтения и письма. Учиться складывать слоги в слова, слова в предложения и далее в текст, работать в прописях ребята будут в начальной школе. Перед воспитателем детского сада не стоит задача выпустить детей бегло читающими и отлично выводящими буквы в прописях.

Обучение грамоте в ДОУ предполагает влияние на формирование предпосылок учебной деятельности. Ребёнок учится внимательно слушать взрослого, чётко выполнять его указания, ориентироваться на условные обозначения, преодолевать влияние отвлекающих моментов. Он приобретает умение следовать инструкциям педагога.

Показатели готовности ребёнка к овладению чтением и письмом.

Чему нужно научить ребёнка в период дошкольного обучения, чтобы быть уверенным в том, что готовность к овладению чтением и письмом сформирована? Умения, вырабатывающиеся и совершенствующиеся на занятиях по обучению грамоте в детском саду,следующие:

• Умение выделять часто встречающийся в словах звук. Когда ребёнок слышит то или иное стихотворение, насыщенное определённым звуком, он определяет, какой же звук чаще всего встречался в прочитанном тексте. Если он слышит ряд слов, в которых повторяется один и тот же звук, он тоже должен вычленить его. Это умение является одним из проявлений фонематического слуха ребёнка.

• Умение называть слова по определённому фонематическому признаку. На развитие этого умения рассчитаны задания типа «Назови слова, которые начинаются со звука [c’], со звука [з] и др.»

.

• Умение менять звуковой состав слова в соответствии с игровыми правилами, называть слова с определённым звуком, слова заданной звуковой структуры. Например,задан вопрос: «Какое слово получится, если в слове «дом»

мы первый звук [д] заменим на звук [с]?», а ребёнок должен суметь воспроизвести слово-ответ.

• Проведение в процессе моделирования звукового анализа 3–5 слов. Моделирование связано с наглядно-образным мышлением, которое именно в дошкольном возрасте является ведущим. Соответственно, не любой звуковой анализ полезен для дошкольников, а только производимый в отражении качественных характеристик звуков с помощью определённых способов.

Задачи обучения грамоте в подготовительной группе.

При разработке занятий воспитатель опирается на конкретные задачи, посильные для достижения дошкольниками. Задачи подготовки обучения чтению и письму состоят из 3 блоков и направлены на развитие личностных качеств будущих первоклассников.

Образовательные задачи

• усваивание понятий «звук»

,
«буква»
,
«слово»
,
«слог»
,
«предложение»
и внедрение их в активный лексикон;

обучение навыку звукового анализа слова (определение гласных и согласных звуков, качества звука по парности, места звука в слове, деления слова на слоги);

• улучшение техники чтения слов и коротких предложений.

В процессе обучения в детском саду воспитанник приобретает следующие грамматические способности,свидетельствующие о высоком уровне развития связной речи:

• умение соотносить произносимое слово с его звуковым составом в схематическом виде;

• умение подбирать синонимы и антонимы слова, способность выстраивать ряды близких и противоположных по значению слов говорит о богатстве словарного запаса ребёнка и умении актуализировать его;

• способность описывать свойства и качества предметов при помощи слов-характеристик;

• умение составлять небольшие рассказы и задавать вопросы на близкие детям темы по серии сюжетных картинок, во время коллективной беседы.

Развивающие задачи

• развитие мыслительных процессов (сопоставления, простого сравнения, анализа)

;

• активизация слуховой и зрительной памяти;

• осуществление постоянной связи обучения грамоте с развитием речи, совершенствование навыка говорения;

• развитие у воспитанников внимательности и любознательности.

Воспитательные задачи

• привитие любви к русскому языку, красоте звучащего слова;

• стимулирование желания к коммуникации;

• активизация интереса к коллективной работе, развитие умения слышать другого (воспитателя и одногруппников)

;

• поощрение самостоятельности и активности на занятиях.

Приёмы обучения грамоте

Подготовка обучения чтению в подготовительной группе не имеет целью научить детей, собственно, читать. Воспитатель должен помочь воспитанникам максимально развить фонетический слух и приобрести способность сопоставлять графический образ (слово)

с его произнесением. Основным
обучающим приёмом на занятиях становится проведение звукового анализа. Сначала воспитатель использует прямой показ разбора слов, ярко артикулируя выделяемые звуки, ребята повторяют. Затем дети называют звуки коллективно. И по мере усвоения принципа звукового анализа и накопления необходимых знаний о характеристиках звуков, каждый пробует самостоятельно выполнять задания по анализу.
Алгоритм проведения звукового анализа слова:

1. Первый этап — произнесение слова с продвижением по схеме звукового состава слова.

2. Второй этап — произнесение слова с интонационным выделением первого звука на фоне слова.

3. Далее вводится понятие «гласные звуки»

, затем
«мягкие согласные»
,
«твёрдые согласные»
,
«парность по глухости/звонкости»
.

Анализируемые слова должны быть визуально представлены детям. Можно использовать плакаты с картинками и словами, раздаточные карточки, рабочие тетради, проектор и слайды.

Для визуализации звукового анализа используются дополнительные материалы. Чаще всего для занятий по обучению грамоте используется набор цветных фишек. Сначала воспитанникам предлагается перемещать одну фишку по схеме слова, когда произносится тот или иной звук. Затем выкладываются фишки разных цветов, обозначающие гласные и согласные. Фишки могут быть заменены различными доступными материалами, использование который вызывает восторг и дополнительный интерес у детей.

Образовательная программа обязательно должна реализовывать принцип преемственности. Ребята получают знания от простого к сложному, а программа начальной школы станет продолжением изучения звуков и букв, слов и предложений. Воспитателю важно объяснить ключевые понятия фонетики и грамматики так, чтобы в первом классе ребёнок расширял свои знания, а не переучивался.

Подготовка к обучению письму состоит из обучения звуковому анализу слова и развития моторики руки.

Этапы работы над моторикой:

1. Развитие умения правильно держать карандаш.

2. Ориентация на листе бумаги.

3. Закрашивание буквенных изображений для запоминания образа букв.

4. Написание (печатание)

букв. Работа с прописями не рекомендуется с детьми дошкольного возраста,
обучение письму в старшей и подготовительной группе основывается на написании отдельных линий и печатных букв, а не прописных.
На занятиях по обучению письму одновременно с развитием технической стороны (зрительно-моторной координации, мелкой моторики)

продолжается работа над смыслом. Ребёнок должен понимать, что он читает и пишет, иметь постоянный интерес к
обучающей деятельности. Задания не должны становиться рутиной, а вызывают положительную мотивацию.Ребятам предлагаются задания на придумывание и написание собственных небольших записочек или посланий: «Напиши приветствие другу»
,
«Придумай пожелание ко Дню рождения»
,
«Составь просьбу Деду Морозу»
и др. Ребёнок должен понимать, что навык письма необходимо совершенствовать не ради похвалы или хороших оценок в школе. Это способ общения во времени и на расстоянии.

Основой обучения грамоте в детском саду является всестороннее развитие ребёнка. Тот, кто связно строит устную речь, хорошо владеет графомоторными навыками, достаточно развил фонетический слух и, главное, обладает сильной положительной мотивацией к обретению новых знаний и совершенствованию коммуникативных способностей, станет успешным первоклассником.

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Транскрипт

1 Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Отгадай звук по беззвучной артикуляции» А) Педагог беззвучно артикулирует гласный звук и просит детей определить, какой звук он артикулирует, и повторить его столько раз, сколько педагог хлопнет в ладоши. Б) Педагог беззвучно артикулирует 2 гласный звука (например, АУ, дети определяют, какие звуки он артикулирует, и повторяют за педагогом столько раз, сколько пальцев покажет педагог. 2 «Повтори гласные» Педагог произносит гласный звук и просит детей повторять за ним, а затем показать, каким звуковым сигналом он обозначается. 3 «Какой звук повторяется чаще?» 4 «Повтори, соблюдая ритмический рисунок» 5 «Какой звук слышится в конце слов?» 6 «Подбери гласные к схеме» 7 «Подбери картинки к схемам» 8 «Придумай слова к схемам» 9 «Выделение гласного звука на слух из ряда гласных» Педагог говорит: «Я буду произносить разные гласные звуки, а вы слушайте, какой звук повторяется чаще других». Затем, педагог просит назвать этот звук и произнести его столько раз, сколько счетных палочек педагог выложит на стол. Педагог три раза повторяет один и тот же гласный звук, выделяя его в начальной, средней и конечной позициях (например: а-а-а, А-а-а, а-а-а), дети должны повторить за педагогом, соблюдая ритмический рисунок. Педагог произносит ряд слов, которые заканчиваются на один и тот же звук (например: коты сады мосты) и просит детей определить данный звук и обозначить его место в словах на схеме. Педагог показывает детям звуковые схемы (два или три стоящих рядом красных кружка) и просит детей придумать сочетание звуков согласно схеме (например: АУ, ИАО, УАО) У детей на столах предметные картинки. Педагог раздаёт схемы, где гласный звук обозначен в начале, середине и конце слова, просит детей подобрать картинки к схемам и назвать их. Педагог раздаёт схемы, где гласный звук обозначен в начале слова (в середине, в конце) и просит детей придумать слова к заданным схемам. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук у». 10 «Выдели звук» Детям предлагается произнести слово утка; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук у. Педагог говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка, выделяя интонационно звук у. Затем логопед продолжает: «В этом слове

2 11 «Произнеси слова на звук А или У» первый звук у. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук у выделяется еще из 2 3 слов (ухо, Уля, улитка). На этот раз детям предлагается самим выделить звук у из начала слова. На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей. 12 «Узнай звук» Логопед: «Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, догадайтесь сами. Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят и называют звуки: а, у, и, э. 13 «Сколько ты слышишь звуков?» 14 «Добавь последний звук» По указанию логопеда отдельные дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки и подбирают с помощью картинок слова, начинающиеся на эти звуки (Алик, утка, улитка, Иван, Инна, эхо, ива и т.п.). По просьбе педагога отдельные дети или все вместе произносят различные сочетания из указанных звуков (аи; уи; уа и т.п.). Каждый раз определяется количество и последовательность звуков в сочетании. При затруднениях логопед обращает внимание детей на артикуляцию. Обращаясь к детям, логопед произносит слово пау без последнего звука, одновременно показывая картинку; ребенок должен произнести последний звук (к), а затем и все слово (паук). 15 «Обозначь звук сигналом» 16 «Сколь раз услышишь звук?» Педагог называет звук и просит детей вспомнить, как он обозначается, а затем произнести его столько раз, сколько педагог хлопнет в ладоши. Педагог читает чистоговорку, дети должны посчитать, сколько раз повторяется заданный звук, и произнести его такое же количество раз (например: Са Са Са укусила в нос оса. Звук С произносится 6 раз.)

3 Игры по обучению слоговому анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Твёрдый мягкий» Дети становятся в круг. Предлагается произносить поочередно слоги то с твердым, то с мягким согласным (слоги даются только с гласным а), т.е. если первый ребенок произнесет слог пя, то второй па, затем опять пя и т.д. Время от времени меняется согласный звук. Логопед говорит, обращаясь к одному из детей: «А теперь скажи ма». Следующий ребенок должен сказать мя и т.д., пока не будет другого задания. 2 «Придумай имя» Логопед бросает мяч и называет первый слог начало имени мальчика или девочки. Ребенок должен дополнить слово так, чтобы во втором слоге был мягкий звук. Примерные имена: Валя, Ваня, Вася, Коля, Леля, Леня, Маня, Паня, Таня, Люся, Дуся. 3 «Повтори слог и составь к нему схему» Педагог произносит несколько слогов и просит детей повторить и составить их к нему звуковую схему. Примеры цепочек слогов: та, то, ты; ат, от, ут. 4 «Добавь слог» Педагог произносит слоги и просит детей добавить к ним определённый слог и назвать получившееся слово. Например: МА.(ша — Маша, ма — мама, ки маки). 5 «Повтори слоги, соблюдая ритмический рисунок» Педагог произносит три одинаковых слога с заданным звуком, выделяя один из них. Дети повторяют за педагогом, соблюдая ритмический рисунок (НА на на, на НА на, на на НА). При усложнении задания могут использоваться открытые и закрытые слоги, а также в словах могут меняться гласные. 6 «Назови слог к схеме» Педагог показывает детям звуковые схемы слогов из двух и из трёх звуков и просит детей придумать слоги этим схемам. 7 «Какой звук повторяется?» Педагог называет цепочку слогов, в которых один слог одинаковый. Например: кора нора дыра ура. Дети выделяют повторяющийся слог и составляют его схему. 8 «Кто внимательнее?» Педагог показывает детям предметные картинки, в названиях которых встречается заданный звук, и называет их. Дети должны определить, какой звук встречается во всех словах. Затем, педагог убирает картинки и просит детей вспомнить все произнесённые слова, а также придумать слова с заданным звуком. 9 «Повтори слова» Педагог называет от 2 до 5 слов, бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен запомнить и четко произнести слова. 10 «Обозначь место звука Педагог произносит несколько слов, в которых

4 в слове» 11 «Подбери картинку к схеме» изучаемый звук слышится в начале (середине, конце) слова. Например: малина, маска, молоко, марки. Ребёнок должен выделить и назвать звук и определить его место в слове. У детей на столах разложены схемы, где звук обозначен в начале (середине, конце) слова. И предметные картинки. Педагог просит разложить картинки так, чтобы их названия соответствовали схемам. Педагог просит детей придумать слова с заданным звуков к звуковой схеме. 12 «Придумай слова к звуковой схеме» 13 «Заколдованное слово» На доске стоят предметные картинки. Дети должны назвать каждую картинку, выделить из слов первые звуки и составить из них слово. Педагог просит детей произнести слово столько раз, сколько в нём слогов. 14 «Повтори, не ошибись» Повторение вслед за педагогом сочетаний из двухтрех слогов типа: му ту; ут ук и т.п. Это упражнение проводится как игра на внимание. После того как два-три ребенка повторят предлагаемый слоговой ряд, дается новое сочетание. Постоянно требуется очень четкое произнесение каждого слога, каждого звука. 15 «Измени схему слова» Педагог называет слово (кот). Дети выкладывают звуковую схему слова. Педагог спрашивает: «Как изменится эта схема, если мы скажем не «кот», а «коты?» Дети отвечают, что вместо трёх звуков, в слове появился четвёртый звук. 16 «Произнеси слоги» Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет то, что я скажу». Логопед произносит сочетания в два-три слога, включая в них любые из доступных для произношения мягкие согласные звуки, например: ли ля; вя мя ня. 17 «Найди место своей картинке» У каждого ребёнка предметная картинка. Детям необходимо расставить картинки на доске с их одновременным называнием и определением количества слогов. 18 «Выбери картинки» На доске выставлен ряд картинок. Детям необходимо выбрать картинки, названия которых состоят из 2 (3, 4) слогов. 19 «Магазин» На столе расставляются различные предметы, названия которых могут быть произнесены детьми и по возможности содержат звуки с и с ; один из детей «покупатель» — подходит к столу, «продавец» — логопед предлагает ему на выбор три игрушки, названия которых состоит из одного, двух или трех слогов. Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова. Дети должны догадаться, какую игрушку хочет купить покупатель. 20 «Раз, два, три» Дети подбирают картинки, в названиях которых содержится определенное количество слогов (один, два, три).

5 Одно из упражнений проводится как соревнование. Дети строятся в две шеренги. Логопед ударяет в бубен один, два или три раза. Очередная пара соревнующихся должна быстро придумать слово (из числа правильно произносимых) с соответствующим числом слогов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]