Сюжетно-ролевая игра «Булочная»план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

План-конспект сюжетно – ролевой игры «Кто трудится, чтобы на стол хлеб пришел?» в старших группах

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области

Подготовили:

  • Воронцова Лариса Алексеевна,
  • Коновалова Светлана Ефимовна, воспитатели,

ГБОУ СОШ № 1 п.г. т. Безенчук структурное подразделение «детский сад Березка» п.г. т. Безенчук, 2021 год

Цель: Углублять и совершенствовать представления детей о профессиях: тракторист, комбайнер, бригадир, агроном, водитель, механик, заправщик, пекарь, продавец.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • продолжать учить согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые материалы и оборудование
  • продолжать учить коллективно, возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Развивающие задачи:

  • способствовать формированию умения: искать выход из проблемных ситуаций; развитию речи, активизировать словарь детей
  • помогать детям, устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры
  • развивать умения расширять сюжет на основе полученных знаний во время организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни
  • совершенствовать умение использовать предметы-заместители.

Воспитательные задачи:

  • воспитать уважение к труду работников сельского хозяйства, и к результатам их труда
  • воспитать дружеские взаимоотношения, умение играть в коллективе.

Методы и приемы руководства игровой деятельностью:

  • словесные: беседа, чтение стихов, пение песен, ведение диалога
  • наглядные: схема постройки комбайна, картинки с изображением: поле с колосьями, пекарни и пекаря, элеватора, мельницы; образцы хлебобулочных изделий; семена зерновых культур; показ работы блендера и хлебопечки
  • практические: постройка комбайна, работа со сдобным тестом.

Предварительная работа:

ООД; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; беседы о жизни людей на селе; настольные и дидактические игры; просмотр мультфильмов: «История о девочке, наступившей на хлеб», «Колосок»; обучающее видео «Откуда хлеб пришел?» [ https://www. youtube. com/watch? v=afW4ZiBF3Ns]; развлечение «Хлеб всему – голова!»; помощь родителей: экскурсии, на поле весной, летом, и осенью; на хлебозавод; поделки из соленого теста; подготовка атрибутов и игровых материалов; раскрасок.

Игровые материалы и оборудование:

Воспитателя

На каждого ребенка Общие
Электроприборы: блендер, хлебопечь;

Чашка, сито;

Тесто для выпечки хлеба,

сдобное тесто для булочек, противень;

Косынка, фартук.

Эмблемы с символами профессий;

Сельскохозяйственная техника: таблички с изображением разных видов транспорта; трактор — два стульчика, руль; мягкий напольный конструктор, кресло, штурвал; игрушечный большой грузовой автомобиль с высокими бортами кузова;

Лопаты, мотыги – палки, ведра, контейнеры, весы, клеёнку 2*2м,

пластиковые пакеты, папку для агронома;

Инструменты (гаечные ключи, молоток и др.);

Костюмы: комбинезон, фуражка, кепки, фартуки, колпаки, косынки, перчатки;

Пластиковые салфетки для работы с тестом, сдобное тесто;

Блюдца с чашками, тарелка мелкая.

Самодельные альбомы «Труд взрослых»;

«Чудесный мешочек»; Картинки с изображением: поле с колосьями, пекарни и пекаря, элеватора, мельницы;

Семена зерновых культур: рожь, пшеница, ячмень;

Образцы хлебобулочных изделий;

Схема постройки комбайна;

Пакет пшеничной муки.

Ход игры:

Название этапа Деятельность воспитателя Деятельность детей Анализ игровой деятельности
Начало игры (введение в игровую ситуацию) Предлагает прослушать стихотворение О. Повещенко «Хлебороб»: Нет на свете важнее работы, Чем растить золотые хлеба. Хлебороб, земледелец – в почёте, И красна пирогами изба. Он посеет весною пшеницу, Прорастёт, пустит корни зерно. Поле хлебное заколосится, И наполнится солнцем оно. Колосок к колоску, бережливо, Соберёт хлебороб урожай, Чтобы в доме всегда был красивый, тёплый, пышный, большой каравай. Внимательно слушают, размышляют. Анализируют, припоминают раннее изученное, делают выводы.
Беседует по содержанию стихотворения:

О чем это стихотворение?

В старину людей, которые выращивали хлеб, называли хлебороб, земледелец. А сейчас таких людей называют работниками сельского хозяйства.

Подумайте:Кто трудиться, чтобы на стол хлеб пришел?

Какая работа проводится на полях весной?

Какая техника при этом используется?

Ответы детей:

О труде людей, которые растят хлеб.

Агроном, водитель, тракторист, механик, комбайнер, заправщик, селекционер, бригадир, рабочие, мельник, пекарь.

Трактора пашут и боронуют землю, подготавливают к посеву.

Трактора с плугом и бороной.

Знакомство с игровыми правилами и действиями При распределении ролей использует «Чудесный мешочек» и эмблемы с изображением символов профессий.

Задает наводящие вопросы:

Кем ты будешь?

Что делает …..?

Дает установку на игру.

Предлагает определить атрибуты для исполнения роли

Достают карточки из «Чудесного мешочка» и называют профессию:

колосья — агроном, отвечает за посев и уборку урожая, обработку растений от сорняков;

трактор – тракторист, пашет и боронует землю; комбайн – комбайнер, управляет комбайном во время уборки сельскохозяйственных культур (пшеницы, ржи и т.д.);

грузовой автомобиль – водитель, перевозит зерно, муку в мешках;

инструменты – механик, ремонтирует сельскохозяйственную технику;

трудовой инвентарь – рабочий, пропалывает сорняки, работает на току;

мельница – мельник, перемалывает зерно в муку;

белый колпак – пекарь, печет хлебобулочные изделия.

Переодеваются, берут нужные атрибуты, воспитатель прикрепляет на грудь ребенка символ, изображающий профессию.

Согласовывают тему для начала игры, распределяют роли, подготавливают необходимые условия;
I этап — ВЕСНА
Игровые проблемные ситуации для развития игры Весна вступила в свои права. Солнце и ветер быстро проглотили снежный покров. Температура воздуха прогрелась до 18 градусов, а земля быстро впитывает влагу, и очень важно сохранить её в почве и закрыть. Для этого нужно провести боронование на полях. Слушают внимательно и рассматривают иллюстрации на магнитной доске. Устанавливают взаимосвязь между погодными явлениями и трудом взрослых на полях.
Побуждает тракториста обыграть свою роль. Имитирует работу трактора по полю, поломка, заправка ГСМ, продолжает пахать и бороновать поле. Эмоционально воплощаются в роль.
Предлагает проговорить свои дальнейшие действия хода игры с опорой на иллюстрации. Агроном качество зерна перед посевом.

Бригада рабочих вместе трактористами прицепляет сеялки, засыпают зерно, проводят посев.

Формируем знания о действиях тракториста, бригадира, агронома, водителя, механика, заправщика.
Рефлексия I этапа игры:

Экскурсия на весенние сельскохозяйственные работы в поле (апрель – май)

IIэтап — ЛЕТО
Беседует о работах в поле летом:

Зреет урожай, вносят удобрения, обрабатывают от вредителей, орошают.

Как созреет урожай, его убирают, это уже конец лета.

Обсуждают и проговаривают действия каждого специалиста сельскохозяйственных работ. Систематизируем и углубляем знания о работе агронома.
Вводит в игру агронома, корректирует его действия в течение всего периода созревания пшеничных колосьев. Агроном выходит на поле, проверяет созревание зерна, готовность к уборке. Сорняки. Звонит бригаде рабочих, обращается с просьбой прополоть посевы от сорняков.

Агроном предлагает убирать урожай.

Развивают умение договариваться.
Проблема: нечем убирать урожай.

размещает на магнитной доске схему сборки (постройки) комбайна из мягких модулей.

Комбайнер, вместе с рабочими, занимается постройкой комбайна по схеме. Закрепляют умение коллективно возводить постройки по схеме.
Направляет комбайнера и водителя к совместному обыгрыванию сюжета.

Корректирует действия рабочих.

Комбайнер и водитель совместно планируют предстоящую работу. Комбайнер загружает зерно в кузов грузового автомобиля.

Агроном дает распоряжение отвезти зерно на элеватор.

Рабочие расстилают клеенку и выгружают зерно, лопатами накидывают в горку (просушивают). Засыпают в мешки и грузят в грузовой автомобиль. Водитель везет просушенное зерно на мельницу.

Совершенствуем умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии художественной литературы, во время просмотра видео — передач;

Развивают умение использовать предметы-заместители.

Подводит детей к экспериментальной деятельности:

помогает мельнику перемолоть зерно в муку.

Поясняет дальнейшие процессы просушки, очистки.

Конечный результат – показывает пакет с пшеничной мукой.

Мельник засыпает зерно в электрический блендер;

Полученную муку просеивает через сито;

Пересыпает муку в чашку.

Апробируют результат перемалывания зёрен.

Знакомится с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.
Рефлексия IIэтапа игры: Экскурсии в: ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» (ул. Тимирязева, 94)

ФГБНУ «Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени

Н.М. Тулайкова» (ул. Карла Маркса, 41)

III этап — ОСЕНЬ
Задает вопрос о применении муки в быту и на производстве. А что делают из муки? Ответы детей:

Хлеб, булки, батоны и т.д.

Размещает иллюстрации пекарни и пекаря, переодевается и предлагает переодеться детям для работы в пекарне.

Показ закладки готового теста в хлебопечку.

Водитель грузового автомобиля везет муку в пекарню. Остальные — переодеваются (колпаки, фартуки)

Наблюдают за процессом закладки готового теста и работой хлебопечки.

Развивают наблюдательность в процессе экспериментирования, устанавливают причинно-следственные зависимости, учатся делатьвыводы.
Размещает образцы хлебобулочных изделий.

Раздает инвентарь для работы с тестом.

Советует и помогает по мере надобности.

Относит противень с изделиями на кухню детского сада в печь.

Самостоятельная работа со сдобным тестом:

готовые изделия раскладывают на противне.

Убирают свои рабочие места.

Учатся доводить начатое дело до конца.
Достает свежеиспеченный горячий хлеб из хлебопечки.

Повар проносит противень с готовыми изделиями.

Рассматривают полученную выпечку, стараются найти своё изделие, и конечно, попробовать.

Пьют чай с хлебобулочными изделиями собственного производства.

Испытывают эмоциональный восторг, радость от полученного конечного результата.
Рефлексия: экскурсия на хлебо (ул. Советская, дом 1а, литера А)
Завершение игры (рефлексия) Подводит общий итог игры:

Вспомните, лёгким ли был путь этих изделий к нашему столу? Люди, каких профессий трудятся, чтобы на стол хлеб пришел? Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре?

Отвечают с учетом накопленного опыта в разные периоды игры. Учатся делиться собственными впечатлениями от игры со взрослыми и детьми.
Жизнедеятельность игры: Мы живём в сельской местности. Наш детский сад взаимодействует много лет со специалистами ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» и ФГБНУ«Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова», поэтому у детей есть возможность не только наблюдать, но и получать необходимые знания о сельскохозяйственных профессиях.
< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]