ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области
Подготовили:
- Воронцова Лариса Алексеевна,
- Коновалова Светлана Ефимовна, воспитатели,
ГБОУ СОШ № 1 п.г. т. Безенчук структурное подразделение «детский сад Березка» п.г. т. Безенчук, 2021 год
Цель: Углублять и совершенствовать представления детей о профессиях: тракторист, комбайнер, бригадир, агроном, водитель, механик, заправщик, пекарь, продавец.
Задачи:
Обучающие задачи:
- продолжать учить согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые материалы и оборудование
- продолжать учить коллективно, возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
Развивающие задачи:
- способствовать формированию умения: искать выход из проблемных ситуаций; развитию речи, активизировать словарь детей
- помогать детям, устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры
- развивать умения расширять сюжет на основе полученных знаний во время организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни
- совершенствовать умение использовать предметы-заместители.
Воспитательные задачи:
- воспитать уважение к труду работников сельского хозяйства, и к результатам их труда
- воспитать дружеские взаимоотношения, умение играть в коллективе.
Методы и приемы руководства игровой деятельностью:
- словесные: беседа, чтение стихов, пение песен, ведение диалога
- наглядные: схема постройки комбайна, картинки с изображением: поле с колосьями, пекарни и пекаря, элеватора, мельницы; образцы хлебобулочных изделий; семена зерновых культур; показ работы блендера и хлебопечки
- практические: постройка комбайна, работа со сдобным тестом.
Предварительная работа:
ООД; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; беседы о жизни людей на селе; настольные и дидактические игры; просмотр мультфильмов: «История о девочке, наступившей на хлеб», «Колосок»; обучающее видео «Откуда хлеб пришел?» [ https://www. youtube. com/watch? v=afW4ZiBF3Ns]; развлечение «Хлеб всему – голова!»; помощь родителей: экскурсии, на поле весной, летом, и осенью; на хлебозавод; поделки из соленого теста; подготовка атрибутов и игровых материалов; раскрасок.
Игровые материалы и оборудование:
Воспитателя
На каждого ребенка | Общие | |
Электроприборы: блендер, хлебопечь; Чашка, сито; Тесто для выпечки хлеба, сдобное тесто для булочек, противень; Косынка, фартук. | Эмблемы с символами профессий; Сельскохозяйственная техника: таблички с изображением разных видов транспорта; трактор — два стульчика, руль; мягкий напольный конструктор, кресло, штурвал; игрушечный большой грузовой автомобиль с высокими бортами кузова; Лопаты, мотыги – палки, ведра, контейнеры, весы, клеёнку 2*2м, пластиковые пакеты, папку для агронома; Инструменты (гаечные ключи, молоток и др.); Костюмы: комбинезон, фуражка, кепки, фартуки, колпаки, косынки, перчатки; Пластиковые салфетки для работы с тестом, сдобное тесто; Блюдца с чашками, тарелка мелкая. | Самодельные альбомы «Труд взрослых»; «Чудесный мешочек»; Картинки с изображением: поле с колосьями, пекарни и пекаря, элеватора, мельницы; Семена зерновых культур: рожь, пшеница, ячмень; Образцы хлебобулочных изделий; Схема постройки комбайна; Пакет пшеничной муки. |
Ход игры:
Название этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Анализ игровой деятельности | |
Начало игры (введение в игровую ситуацию) | Предлагает прослушать стихотворение О. Повещенко «Хлебороб»: Нет на свете важнее работы, Чем растить золотые хлеба. Хлебороб, земледелец – в почёте, И красна пирогами изба. Он посеет весною пшеницу, Прорастёт, пустит корни зерно. Поле хлебное заколосится, И наполнится солнцем оно. Колосок к колоску, бережливо, Соберёт хлебороб урожай, Чтобы в доме всегда был красивый, тёплый, пышный, большой каравай. | Внимательно слушают, размышляют. | Анализируют, припоминают раннее изученное, делают выводы. | |
Беседует по содержанию стихотворения: О чем это стихотворение? В старину людей, которые выращивали хлеб, называли хлебороб, земледелец. А сейчас таких людей называют работниками сельского хозяйства. Подумайте:Кто трудиться, чтобы на стол хлеб пришел? Какая работа проводится на полях весной? Какая техника при этом используется? | Ответы детей: О труде людей, которые растят хлеб. Агроном, водитель, тракторист, механик, комбайнер, заправщик, селекционер, бригадир, рабочие, мельник, пекарь. Трактора пашут и боронуют землю, подготавливают к посеву. Трактора с плугом и бороной. | |||
Знакомство с игровыми правилами и действиями | При распределении ролей использует «Чудесный мешочек» и эмблемы с изображением символов профессий. Задает наводящие вопросы: Кем ты будешь? Что делает …..? Дает установку на игру. Предлагает определить атрибуты для исполнения роли | Достают карточки из «Чудесного мешочка» и называют профессию: колосья — агроном, отвечает за посев и уборку урожая, обработку растений от сорняков; трактор – тракторист, пашет и боронует землю; комбайн – комбайнер, управляет комбайном во время уборки сельскохозяйственных культур (пшеницы, ржи и т.д.); грузовой автомобиль – водитель, перевозит зерно, муку в мешках; инструменты – механик, ремонтирует сельскохозяйственную технику; трудовой инвентарь – рабочий, пропалывает сорняки, работает на току; мельница – мельник, перемалывает зерно в муку; белый колпак – пекарь, печет хлебобулочные изделия. Переодеваются, берут нужные атрибуты, воспитатель прикрепляет на грудь ребенка символ, изображающий профессию. | Согласовывают тему для начала игры, распределяют роли, подготавливают необходимые условия; | |
I этап — ВЕСНА | ||||
Игровые проблемные ситуации для развития игры | Весна вступила в свои права. Солнце и ветер быстро проглотили снежный покров. Температура воздуха прогрелась до 18 градусов, а земля быстро впитывает влагу, и очень важно сохранить её в почве и закрыть. Для этого нужно провести боронование на полях. | Слушают внимательно и рассматривают иллюстрации на магнитной доске. | Устанавливают взаимосвязь между погодными явлениями и трудом взрослых на полях. | |
Побуждает тракториста обыграть свою роль. | Имитирует работу трактора по полю, поломка, заправка ГСМ, продолжает пахать и бороновать поле. | Эмоционально воплощаются в роль. | ||
Предлагает проговорить свои дальнейшие действия хода игры с опорой на иллюстрации. | Агроном качество зерна перед посевом. Бригада рабочих вместе трактористами прицепляет сеялки, засыпают зерно, проводят посев. | Формируем знания о действиях тракториста, бригадира, агронома, водителя, механика, заправщика. | ||
Рефлексия I этапа игры: Экскурсия на весенние сельскохозяйственные работы в поле (апрель – май) | ||||
IIэтап — ЛЕТО | ||||
Беседует о работах в поле летом: Зреет урожай, вносят удобрения, обрабатывают от вредителей, орошают. Как созреет урожай, его убирают, это уже конец лета. | Обсуждают и проговаривают действия каждого специалиста сельскохозяйственных работ. | Систематизируем и углубляем знания о работе агронома. | ||
Вводит в игру агронома, корректирует его действия в течение всего периода созревания пшеничных колосьев. | Агроном выходит на поле, проверяет созревание зерна, готовность к уборке. Сорняки. Звонит бригаде рабочих, обращается с просьбой прополоть посевы от сорняков. Агроном предлагает убирать урожай. | Развивают умение договариваться. | ||
Проблема: нечем убирать урожай. размещает на магнитной доске схему сборки (постройки) комбайна из мягких модулей. | Комбайнер, вместе с рабочими, занимается постройкой комбайна по схеме. | Закрепляют умение коллективно возводить постройки по схеме. | ||
Направляет комбайнера и водителя к совместному обыгрыванию сюжета. Корректирует действия рабочих. | Комбайнер и водитель совместно планируют предстоящую работу. Комбайнер загружает зерно в кузов грузового автомобиля. Агроном дает распоряжение отвезти зерно на элеватор. Рабочие расстилают клеенку и выгружают зерно, лопатами накидывают в горку (просушивают). Засыпают в мешки и грузят в грузовой автомобиль. Водитель везет просушенное зерно на мельницу. | Совершенствуем умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии художественной литературы, во время просмотра видео — передач; Развивают умение использовать предметы-заместители. | ||
Подводит детей к экспериментальной деятельности: помогает мельнику перемолоть зерно в муку. Поясняет дальнейшие процессы просушки, очистки. Конечный результат – показывает пакет с пшеничной мукой. | Мельник засыпает зерно в электрический блендер; Полученную муку просеивает через сито; Пересыпает муку в чашку. Апробируют результат перемалывания зёрен. | Знакомится с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. | ||
Рефлексия IIэтапа игры: Экскурсии в: ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» (ул. Тимирязева, 94) ФГБНУ «Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова» (ул. Карла Маркса, 41) | ||||
III этап — ОСЕНЬ | ||||
Задает вопрос о применении муки в быту и на производстве. А что делают из муки? | Ответы детей: Хлеб, булки, батоны и т.д. | |||
Размещает иллюстрации пекарни и пекаря, переодевается и предлагает переодеться детям для работы в пекарне. Показ закладки готового теста в хлебопечку. | Водитель грузового автомобиля везет муку в пекарню. Остальные — переодеваются (колпаки, фартуки) Наблюдают за процессом закладки готового теста и работой хлебопечки. | Развивают наблюдательность в процессе экспериментирования, устанавливают причинно-следственные зависимости, учатся делатьвыводы. | ||
Размещает образцы хлебобулочных изделий. Раздает инвентарь для работы с тестом. Советует и помогает по мере надобности. Относит противень с изделиями на кухню детского сада в печь. | Самостоятельная работа со сдобным тестом: готовые изделия раскладывают на противне. Убирают свои рабочие места. | Учатся доводить начатое дело до конца. | ||
Достает свежеиспеченный горячий хлеб из хлебопечки. Повар проносит противень с готовыми изделиями. | Рассматривают полученную выпечку, стараются найти своё изделие, и конечно, попробовать. Пьют чай с хлебобулочными изделиями собственного производства. | Испытывают эмоциональный восторг, радость от полученного конечного результата. | ||
Рефлексия: экскурсия на хлебо (ул. Советская, дом 1а, литера А) | ||||
Завершение игры (рефлексия) | Подводит общий итог игры: Вспомните, лёгким ли был путь этих изделий к нашему столу? Люди, каких профессий трудятся, чтобы на стол хлеб пришел? Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? | Отвечают с учетом накопленного опыта в разные периоды игры. | Учатся делиться собственными впечатлениями от игры со взрослыми и детьми. | |
Жизнедеятельность игры: Мы живём в сельской местности. Наш детский сад взаимодействует много лет со специалистами ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» и ФГБНУ«Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова», поэтому у детей есть возможность не только наблюдать, но и получать необходимые знания о сельскохозяйственных профессиях. |
< Предыдущая | Следующая > |