Лепка в системе образовательной деятельности детского садаметодическая разработка по аппликации, лепке

Лепка в системе образовательной деятельности детского сада

Г. Ершов

2020

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка.

В чем польза лепки

Человеческая психика продолжает оставаться весьма малоизученной. Несмотря на множество открытий и рекомендаций, сделать в этой области точное утверждение не получится – приходится действовать путем обобщений.

Однако, даже по статистике, лепка из пластических масс благотворно сказывается как на психическом состоянии ребенка, так и на его умственном и нейрофизиологическом развитии. Мозг маленького человека развивается только в том случае, если происходит взаимодействие с окружающим миром.

Дети современной цивилизации во многом ограждены от естественного мира из соображений безопасности. Поэтому оптимизировать взаимодействие – главная задача родителей. Тактильные ощущения, которые получает ребенок от осязательных нервов, являются мощным стимулирующим фактором, провоцирующим мозг к дальнейшему развитию.

Мнение эксперта

Михайлова Алевтина Петровна

Педагог по детскому развитию

Наблюдения показывают, что дети, которые активно ощупывают предметы и играют с ними, развиваются быстрее и полноценнее тех, кто лишен осязательных ощущений.

Лепка пластилином, глиной или тестом – это замечательное упражнение, которое запускает механизмы совершенствования нервной системы ребенка.

Развитие координации и мелкой моторики


У новорожденного младенца нервная система еще неокрепшая, он совершает множество хаотических, «ложных» движений, не направленных на выполнение осознанного действия.
В возрасте года движения становятся осмысленными, но координация пока не выработана. Ребенок учится владеть своим телом, а его нервная система отрабатывает всевозможные комбинации.

Занятия лепкой способны значительно ускорить развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это комбинация работы мышечной, нервной и зрительной систем для мелких операций пальцами и кистями рук.

В институте физиологии детей и подростков было доказано, что проекции кистей рук расположены рядом с речевыми центрами, поэтому формирование мелкой моторики способствует развитию речи.

Дети, которые регулярно занимаются лепкой – сперва под присмотром взрослых, а потом и самостоятельно, быстрее осваивают необходимые бытовые навыки: застегивают пуговицы, удерживают и орудуют столовыми приборами, держат ручку, карандаш или кисть, правильно собирают конструкторы с мелкими деталями.

Развитие пространственного мышления и воображения

Пластилин полезен не только малышам, но и детям постарше. Стремление повторить окружающий мир в рисунке или скульптуре – это уже пример высшей нервной деятельности. С помощью лепки развиваются ментальные и рассудочные качества, происходит опосредованное, наглядное понимание физики реального мира (тонкое гнется, без опоры падает и др.).

Пространственное воображение помогает ребенку лучше ориентироваться в этом мире, а также развивать свои творческие способности.

История возникновения

Изобретение вещества для лепки приписывают 2 ученым. Франц Колб придумал материал для создания моделей в конце 19 века. Вильям Харбутт изобрел пластичную массу

в 1987 году. Позже выяснилось, что оба вещества имеют идентичную структуру и применение. Поэтому они получили одинаковое название.

Это интересно! Первый пластин изготавливали только серого оттенка. Лишь спустя годы он обрел популярность и массу стали окрашивать в разные цвета.

Сейчас материал пользуется широким спросом. Его применяют в различных отраслях (моделирование, рукоделие, мультипликация, развитие детей и другое). Использование пластилина продолжается уже больше века. Множество поделок

и композиций зафиксированы в книге Рекордов Гиннесса.

Виды материалов для лепки

Индустрия товаров для детей может предложить современным родителям множество товаров, которые могут быть использованы для лепки. Широкий ассортимент пластических масс включает как непосредственно материал, так и игровые наборы, куда входят формочки, разделочные инструменты и другие сопутствующие предметы.

Глина

Самый древний материал для лепки. Люди научились лепить из глины еще до развития цивилизаций. Этот материал встречается повсеместно, ведь является мелкодисперсной осадочной породой. Добыть его можно и самостоятельно, но намного легче купить – в строительном магазине или художественной лавке. Для работы глину стоит смешать с водой и тщательно размять – после этого она приобретает вязкую консистенцию.

После высыхания глина сохраняет форму. К сожалению, получить в домашних условиях керамику – обожженную глину – невозможно, для этого требуется температура около 900° С. Однако, даже изделия из сырцовой глины способны долго храниться на полке, хотя и являются хрупкими.

Лайфхак. Для того, чтобы имитировать керамический блеск, вылепленную поделку обрабатывают слоем клея ПВА. После высыхания изделие покрывает пленка, которая к тому же улучшает механическую прочность.

Правда, для маленьких детей глина подходит мало – она интенсивно пачкает руки и все окружающее, а в процессе испарения влаги быстро застывает. Зато для мальчишек и девчонок школьного возраста, лепка глиной – это уже серьезный творческий процесс, приобщающий к художественной культуре.

Гипс

Этот материал больше подходит для отливки, нежели для лепки, позволяя получить точные формы при малом весе. Впрочем, даже грудному малышу может быть интересно и познавательно оставлять отпечатки в корытце с гипсом.

Мнение эксперта

Михайлова Алевтина Петровна

Педагог по детскому развитию

Плюсом является то, что изделия из гипса можно раскрашивать. Минусом – очень быстрое высыхание.

Для того, чтобы гипсом можно было лепить руками, лучше приобрести специальный плотный скульптурный гипс желтоватого цвета – он более пластичный и дольше сохнет, но не реализуется в строительных магазинах.

Пластилин на основе глины

Один из самых известных материалов современности. Раньше пластилин изготавливался из глиняного порошка, куда добавлялись воск, масла животного происхождения и порошковые натуральные красители.

Сегодня в качестве добавок к очищенной и обесцвеченной глине используются полимерные соединения, которые обеспечивают составу нужную пластичность, и позволяют ему сохранять свойства спустя продолжительное время.

Классический пластилин на основе глины (каолина) довольно тверд. Иногда его называют «советским», но здесь отличие скорее в составе, чем во времени изготовления. Дело в том, что на тот момент полимерные соединения еще не были известны в таком количестве, а главное – не внедрялись в бытовую сферу. Поэтому пластилин старого образца отличается хорошим сцеплением внутри массы и с посторонними предметами.

Он очень плотен, в связи с чем, перед тем, как играть с ним, взрослый человек должен хорошенько его размять и раскатать. Только после этого малыши смогут лепить что-то своими пока еще слабыми ручками.

В плюсах этого материала – его механическая прочность и сцепление. Голова человечка точно не отвалится, если ее хорошенько соединить. В минусах – необходимость предварительного разогрева, а также высокая маркость.

Известный «советский» способ сохранить только что вылепленные изделия из пластилина – поместить на сутки в морозильную камеру. Предмет приобретет твердость и, даже после последующей оттайки, не развалится, а со временем будет все больше твердеть.

Полимерный пластилин

За рубежом промышленные технологии находили применение в народных товарах как средство получения прибыли. Так был придуман полимерный пластилин – натуральный каолин был заменен на пластические соединения с присадками.

Это позволило сделать материал более гибким, однородным, мягким. При хранении он не каменеет и почти не требует предварительного разогрева. Мягкость позволяет использовать его даже годовалым детям. Даже если они не слепят ничего похожего на реальный объект, они смогут мять пластилин в руках, следя за тем, как он меняет форму. Это также хорошо развивает мышцы пальцев и кисти.

Полимерный пластилин не совсем безопасен для здоровья. Он не вызовет острого отравления, но может спровоцировать расстройство пищеварения. К тому же, большим куском пластилина ребенок может просто подавиться или засунуть его в нос. Поэтому до 3-х лет игра только под присмотром родителей!

Сегодня полимерный пластилин имеет множество подвидов: шариковый, плавающий, восковый и другие. Благодаря особым ингредиентам, свойства пластилина могут изменяться: он может быть легче воды, стать максимально липким или, наоборот, не пачкать руки, стол и одежду.

Масса для лепки

И снова полимеры на службе у человека для детских развлечений. Масса для лепки отличается от пластилина тем, что после придания ей формы, постепенно затвердевает на воздухе.

В зависимости от состава застывание может длиться до полусуток. Все это время в готовую поделку можно внести изменения. Правда, стоимость хорошей массы немаленькая. К тому же, она не является многоразовой, а значит, ее придется покупать еще и еще.

Тесто для лепки

Материал, который набрал популярность совсем недавно. Тесто для лепки названо так потому, что напоминает обычное крутое тесто из муки. Бренд известного теста Play-Doh сообщает, что в составе их теста основными ингредиентами являются мука, соль и вода.

Впрочем, полный состав держится в секрете. Очевидно, что выдающиеся характеристики смеси натуральных продуктов придают именно красители и присадки, препятствующие высыханию и сохраняющие продукт от порчи.

Основная черта теста для лепки – это его малая клейкая способность. Давая ребенку поиграть с тестом, родители могут быть уверены в том, что чадо не испачкается само и не испортит окружающую обстановку. Благодаря натуральному составу, тесто для лепки безопасно при проглатывании – разумеется, до определенных пределов.

Мнение эксперта

Михайлова Алевтина Петровна

Педагог по детскому развитию

К сожалению, у теста для лепки есть один существенный недостаток – оно высыхает на открытом воздухе, поэтому его следует держать в плотно закрытой таре.

Кинетический песок


Также можно встретить названия «космический песок» из-за особых свойств по сравнению с обычным песком или «радужный песок» из-за пигментов, благодаря которым субстанция в баночках и ведрах приобретает различные цвета.
Кинетический песок – это специально отобранный мелкий кварцевый песок, куда добавлены специальные полимерные вяжущие присадки.

Они придают материалу особые свойства: будучи мягким и «текучим» в распушенном состоянии, песок отлично держит форму при уплотнении.

Будучи утрамбованным в формочки, он оставляет четкие слепки, которые никогда не даст обычный мокрый песок.

Песок не даром назван кинетическим: осязательные ощущения при игре с ним действуют успокаивающе.

Поэтому занятия с ним рекомендованы детям с отклонениями в психическом расстройстве, гиперактивным и нервным мальчикам и девочкам. Маленькие непоседы на полчаса, а может и больше, будут захвачены увлекательной игрой, дав возможность взрослым заняться делами.

Большое достоинство «космического» песка – это его способность сохранять свойства на открытом воздухе. Поэтому многие родители, заполнив песочницу, уже больше не собирают пластическую массу в контейнер или ведерко.

Впрочем, при всех плюсах у кинетического песка есть свои минусы или, точнее, особенности:

  • При достаточно долгом использовании песок постепенно поглощает влагу с детских ладоней, частицы грязи и пыли. Через несколько месяцев активной игры он может начать неприятно пахнуть и прилипать к рукам. Это явный сигнал к полной замене материала, так как очистить его невозможно.
  • Качество песка сильно зависит от производителя. Учитывая, что выпускают этот продукт и безызвестные китайские заводы, и маститые компании, один образец может сохранять свои «шелковистые» свойства месяцами, а другой начинает липнуть к рукам уже через пару недель использования.

Для того, чтобы любой материал для лепки прослужил дольше, был приятнее и функциональнее, стоит выбирать товар проверенных производителей. Более высокая цена – это плата за интерес и здоровье ребенка на протяжении длительного периода времени.

Идеи

Перед тем как приступить к занятиям продумайте, как сделать легкий

и познавательный урок. Важно учитывать, что именно интересует кроху. Задействуйте дополнительные предметы (шишки, ленточки, бусинки и т.д.). Что изготавливают из пластилина:

  • Животных
    (мишка,
    слоник,
    собачка,
    улитка
    и другие).
  • Тематические композиции. Например, на тему лето
    . Трудно найти малыша, который не любит теплые деньки. Изобразите солнышко, небо,
    цветы
    , море. Проявите фантазию вместе с крохой.
  • Деревья.
  • Овощи и фрукты
    .
  • Сладости. Особенно детям нравится делать любимые лакомства.
  • Насекомые (бабочка, стрекоза).
  • Сказочные герои.
  • Танки, самолеты, машинки.

Важно! Перед подготовкой к уроку учитывайте возраст ребенка. Изготовление фигурок проводите поэтапно, чтобы не запутать малыша. Он должен запомнить процесс полностью. При необходимости повторите занятие.

Что лепить с детьми 2 лет

С младшей

группой детей уроки проводят с
воздушным
и мягким пластилином. Обычная масса не подходит из-за твердой структуры. Крохе будет тяжело ее разминать неокрепшими пальчиками.

Не пропустите: Что такое Су-Джок?


Поначалу малышам предлагают легкие задачи. Идеи занятий:

  • Покажите, как рвать на кусочки (крупные и мелкие) материал.
  • Катайте шарики. Потом расплющивайте их на бумаге или картоне.
  • Давите шарики на лепешки в ладонях.
  • Крутите колбаски. Их можно скручивать колечками.
  • Крепите палочки из пластилина между собой полукругом, чтобы образовать радугу.

После освоения элементарных манипуляций, преступайте к более сложным задачам:

  • На доске
    режьте крупные колбаски. Должны получаться колечки.
  • Вырезайте различные геометрические фигуры. Для этого сделайте шарик и распластайте его на картоне. Ножиком разрезайте массу на формы.
  • Размажьте на доске или бумаге пластилин. Прикрепляйте на его поверхность любые предметы (бусинки, крупы, семена).

Важно! Упражнения проводите не более 15 минут. Чтобы ребенок не переутомлялся. Для работы выбирайте 5-6 цветов. Не перегружайте кроху обилием оттенков.

Уроки для детей 3-4 лет

В средней

группе малыши уже научились обращаться с мягкой
детской
массой. Поэтому можно выбирать обычный пластилин для работы. Ребенок уже способен изготовить поделку. Идеи занятий:


  • Снеговик.

    Возьмите массу белого цвета. Попросите ребенка скатать три шарика разных размеров. Соедините детали фигурки. С помощью бусинок сделайте глазки. Ротик можно сделать из массы красного цвета, а носик из оранжевого.
  • Пицца или пирог. Пусть малыш сделает коричневый шарик побольше. Потом расплющит его в лепешку. На поверхность можно выкладывать бусинки, крупу, макароны, стразы и т.д.
  • Ежик. Сделайте коричневый шарик в виде мордочки слегка приплюснутый в месте крепления. Приклейте его к задней части сосновой шишки. Вытяните носик из пластилина, а на его кончик прикрепите маленький черный шарик. Затем добавьте глазки зверьку.
  • Полянка. Возьмите маленькую крышку. На дне равномерно раскатайте пластилин зеленого оттенка. Бортики украсьте колбаской любого цвета. Сделайте белые ножки грибочкам. Закрепите на них шляпки с белыми точечками. Готовые грибы размещайте на полянке.

Не пропустите: Как улучшить работу мозга?

Подобные занятия выполняйте не более 20 минут. Но, если малыш захочет продолжить дайте ему немного времени (5-10 минут). Набор

цветовых гамм к этому возрасту можно разнообразить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]