Технология ОТСМ — ТРИЗ Шаг в неизвестность «Помощники умной головы»


Игра «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)

Игра «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)

Цель:

формирование понятия значимости анализаторов.

Задачи:

  • сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира;
  • дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов).

Описание игры

Дети, посмотрите, кто у меня в конверте: гусеницы — помощницы. Что на них изображено (глаз, рука, нос, язык, уши). Возьмите по одной гусенице, расскажите, кому какая помощница — гусеница досталась. Дети выбирают гусеницу и отвечают

(у меня глаза, глаза смотрят, а умная голова видит и понимает признаки объекта;

руки трогают, а голова понимает признаки объектов;

уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков;

язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов;

нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов).

А сейчас возьмите для своих гусениц – помощниц знаки с именами признаков (температура, запах, вкус, цвет, звук) и объясните, почему выбран именно этот знак имени признака (я выбрал звук, потому что помощники – уши и т. д.)

Сейчас мы будем исследователями, а помощники будут помогать.

Заранее готовятся коробочки — сюрпризы для исследования объектов по всем пяти анализаторам. На крышке коробочки наклеены знаки с именами признаков.

В первую

помещены объекты с именем признака
«вкус
» – контейнеры с кусочками шоколада, моркови, апельсина, чеснока, лимона, салфетки и индивидуальные вилочки. Дети с закрытыми глазами кушают продукт, угадывают его и называют какой он по вкусу (шоколад по вкусу сладкий и т.д.)

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

Во вторую

— объекты с именем признака «
запах»
(непрозрачные баночки с отверстиями, чтобы можно было понюхать, что там находится (кофе, чеснок, апельсин, огурец, лук). Дети нюхают и отгадывают, что там находится.

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

В третью

— объекты с именем признака
«звук»
(погремушка — гремит, свисток – свистит, молоток – стучит, бумага – шуршит, колокольчик — звенит). Дети пробуют, какие звуки могут издавать объекты и называют.

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

В четвертую

— объекты с именем признака «
температура» и «цвет
» (баночки с разным цветом крышек; в баночки налита вода горячая, холодная, ледяная). Сначала исследуется имя признака «цвет». Дети называют цвет крышечек. Затем детям предлагается исследовать температуру баночек, и назвать какие же баночки по температуре (баночка с красной крышкой по температуре горячая). Так исследуется содержимое всех коробочек – сюрпризов.

В заключение игры детям предлагается набор карточек с объектами, из которых они собирают остальные части своих гусениц. Когда гусеницы собраны, дети объясняют свой выбор (у меня помощники – глаза, признак объекта – цвет, я выбрал радугу и краски и т.д.)

Цели:

развивать пространственное воображение; система­тизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить при­знаки с одного объекта на другой; развивать внимание.

Оборудование:

карточки с рисунками.

1. Игра «Прятки».

Занятие начинается с сообщения воспитателя о том, что Иг­рушка где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать це­ленаправленные вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Мож­но провести аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками.

В.: Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек. Можно, конечно, перебирать листочки по одному, пока не найдешь нужный. А можно и другим спосо­бом: узнавать по вопросам, где он находится. Этот листочек слева от ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки?

и т. д.
(Вопросы воспита­тель сопровождает соответствующими показами на рисунке.)
После этого предлагается найти Игрушку по вопросам, пред­полагающим деление пространства на части. Желательно, что­бы она была спрятана в каком-либо шкафу. Тогда можно задать дополнительные вопросы: На какой полке и с какой стороны она
находится?
2. Выделение признаков.

Воспитатель на столе выставляет 6—7 карточек с рисун­ками из разных тематических групп. Затем указывает свой­ство, а дети должны называть признаки данных объектов.

Например, даны карточки: крокодил, ромашка, нож, лодка, облако, мяч. Воспитатель называет свойство «цвет», дети по по­рядку указывают признаки: зеленый, белая с желтым, серый, коричневая, белый, разноцветный; воспитатель называет свойство «размер», дети — большой, маленькая, маленький, большая, боль­шое, маленький; воспитатель называет свойство «вес», дети -тяжелый, легкая, легкий, тяжелая, легкое, легкий и т. д.

Примеры свойств: форма, вещество, запах, «съедобность», гладкость, температура и др.

При этом сразу же нужно показывать, что есть признаки, ко­торые могут изменяться: мяч может быть и большой и маленький; лодка может быть и синяя, и зеленая, и красная; и деревянная, и резиновая и т. д.

3. Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер».

По команде «Цвет!» дети поднимают руки над головой, со­единив их как крышу (похоже на карандаш), по команде «Вес!» -руки в стороны, показывая чаши весов, по команде «Размер!» -кладут одну руку на другую («линейка»).

Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (например: цвет, красный, вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет…), дети должны правильно на них реагировать.

4. Изменение признаков.

Воспитатель предлагает детям разделить все карточки на две группы и объяснить свой вывод.

— Несмотря на то что можно найти множество разнооб­разных признаков деления, главным отличием является то, что среди объектов есть предметы живой и неживой природы.

После этого воспитатель оставляет на столе только «неживые» объекты. Затем по каждому объекту выбирается 1—2 признака, которые нужно изменить и представить последствия такого изме­нения. Например: Что было бы, если бы ножи стали очень-очень
острыми или очень-очень большими, как дом? Что было бы, если бымячи стали очень тяжелыми (или очень легкими) ?
и т. д.

При этом воспитатель подчеркивает, что изменились бы и функции данных объектов, они бы уже не смогли выполнять свою роль (очень тяжелый мяч для игры использовать нельзя, а что с ним теперь можно сделать?).

5. Практическая работа.

Нарисовать привычный объект, изменив какие-нибудь при­знаки.

Для рисования всем детям можно предложить один и тот же объект, предварительно обсудив, какими «обычными» признаками обладает объект и какие необычные признаки у него могут быть.

Например, арбуз круглый, полосатый, растет на земле. Можно нарисовать арбуз другой формы и цвета, растущим на дереве или передвигающимся самостоятельно и т. п.

Упражнение «Аналогия»

Воспитатель предлагает детям придумывать различные ана­логии: прямые (На что похоже это облако? Этот листок, как… ?),

по признакам
(Цыпленок желтый, как…? Шарик легкий, как…?),
по функциям
(Мячик прыгает, как…?Девочка поет, как…?).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]