Игра «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)
Игра «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)
Цель:
формирование понятия значимости анализаторов.
Задачи:
- сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира;
- дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов).
Описание игры
Дети, посмотрите, кто у меня в конверте: гусеницы — помощницы. Что на них изображено (глаз, рука, нос, язык, уши). Возьмите по одной гусенице, расскажите, кому какая помощница — гусеница досталась. Дети выбирают гусеницу и отвечают
(у меня глаза, глаза смотрят, а умная голова видит и понимает признаки объекта;
руки трогают, а голова понимает признаки объектов;
уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков;
язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов;
нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов).
А сейчас возьмите для своих гусениц – помощниц знаки с именами признаков (температура, запах, вкус, цвет, звук) и объясните, почему выбран именно этот знак имени признака (я выбрал звук, потому что помощники – уши и т. д.)
Сейчас мы будем исследователями, а помощники будут помогать.
Заранее готовятся коробочки — сюрпризы для исследования объектов по всем пяти анализаторам. На крышке коробочки наклеены знаки с именами признаков.
В первую
помещены объекты с именем признака
«вкус
» – контейнеры с кусочками шоколада, моркови, апельсина, чеснока, лимона, салфетки и индивидуальные вилочки. Дети с закрытыми глазами кушают продукт, угадывают его и называют какой он по вкусу (шоколад по вкусу сладкий и т.д.)
Какой помощник помогал? Справился он с заданием?
Во вторую
— объекты с именем признака «
запах»
(непрозрачные баночки с отверстиями, чтобы можно было понюхать, что там находится (кофе, чеснок, апельсин, огурец, лук). Дети нюхают и отгадывают, что там находится.
Какой помощник помогал? Справился он с заданием?
В третью
— объекты с именем признака
«звук»
(погремушка — гремит, свисток – свистит, молоток – стучит, бумага – шуршит, колокольчик — звенит). Дети пробуют, какие звуки могут издавать объекты и называют.
Какой помощник помогал? Справился он с заданием?
В четвертую
— объекты с именем признака «
температура» и «цвет
» (баночки с разным цветом крышек; в баночки налита вода горячая, холодная, ледяная). Сначала исследуется имя признака «цвет». Дети называют цвет крышечек. Затем детям предлагается исследовать температуру баночек, и назвать какие же баночки по температуре (баночка с красной крышкой по температуре горячая). Так исследуется содержимое всех коробочек – сюрпризов.
В заключение игры детям предлагается набор карточек с объектами, из которых они собирают остальные части своих гусениц. Когда гусеницы собраны, дети объясняют свой выбор (у меня помощники – глаза, признак объекта – цвет, я выбрал радугу и краски и т.д.)
развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой; развивать внимание.
Оборудование:
карточки с рисунками.
1. Игра «Прятки».
Занятие начинается с сообщения воспитателя о том, что Игрушка где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать целенаправленные вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Можно провести аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками.
В.: Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек. Можно, конечно, перебирать листочки по одному, пока не найдешь нужный. А можно и другим способом: узнавать по вопросам, где он находится. Этот листочек слева от ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки?
и т. д.
(Вопросы воспитатель сопровождает соответствующими показами на рисунке.)
После этого предлагается найти Игрушку по вопросам, предполагающим деление пространства на части. Желательно, чтобы она была спрятана в каком-либо шкафу. Тогда можно задать дополнительные вопросы: На какой полке и с какой стороны она
находится?
2. Выделение признаков.
Воспитатель на столе выставляет 6—7 карточек с рисунками из разных тематических групп. Затем указывает свойство, а дети должны называть признаки данных объектов.
Например, даны карточки: крокодил, ромашка, нож, лодка, облако, мяч. Воспитатель называет свойство «цвет», дети по порядку указывают признаки: зеленый, белая с желтым, серый, коричневая, белый, разноцветный; воспитатель называет свойство «размер», дети — большой, маленькая, маленький, большая, большое, маленький; воспитатель называет свойство «вес», дети -тяжелый, легкая, легкий, тяжелая, легкое, легкий и т. д.
Примеры свойств: форма, вещество, запах, «съедобность», гладкость, температура и др.
При этом сразу же нужно показывать, что есть признаки, которые могут изменяться: мяч может быть и большой и маленький; лодка может быть и синяя, и зеленая, и красная; и деревянная, и резиновая и т. д.
3. Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер».
По команде «Цвет!» дети поднимают руки над головой, соединив их как крышу (похоже на карандаш), по команде «Вес!» -руки в стороны, показывая чаши весов, по команде «Размер!» -кладут одну руку на другую («линейка»).
Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (например: цвет, красный, вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет…), дети должны правильно на них реагировать.
4. Изменение признаков.
Воспитатель предлагает детям разделить все карточки на две группы и объяснить свой вывод.
— Несмотря на то что можно найти множество разнообразных признаков деления, главным отличием является то, что среди объектов есть предметы живой и неживой природы.
После этого воспитатель оставляет на столе только «неживые» объекты. Затем по каждому объекту выбирается 1—2 признака, которые нужно изменить и представить последствия такого изменения. Например: Что было бы, если бы ножи стали очень-очень
острыми или очень-очень большими, как дом? Что было бы, если бымячи стали очень тяжелыми (или очень легкими) ?
и т. д.
При этом воспитатель подчеркивает, что изменились бы и функции данных объектов, они бы уже не смогли выполнять свою роль (очень тяжелый мяч для игры использовать нельзя, а что с ним теперь можно сделать?).
5. Практическая работа.
Нарисовать привычный объект, изменив какие-нибудь признаки.
Для рисования всем детям можно предложить один и тот же объект, предварительно обсудив, какими «обычными» признаками обладает объект и какие необычные признаки у него могут быть.
Например, арбуз круглый, полосатый, растет на земле. Можно нарисовать арбуз другой формы и цвета, растущим на дереве или передвигающимся самостоятельно и т. п.
Упражнение «Аналогия»
Воспитатель предлагает детям придумывать различные аналогии: прямые (На что похоже это облако? Этот листок, как… ?),
по признакам
(Цыпленок желтый, как…? Шарик легкий, как…?),
по функциям
(Мячик прыгает, как…?Девочка поет, как…?).