Картотека считалок для организации подвижных игр с дошкольниками


Считалки для малышей, для детей 3-4-5-6 лет

Считалки для детей 3 лет, 4 лет — это коротенькие стишки, направленные на развитие речи и памяти. Их также можно использовать в пальчиковых играх. Подобные считалки для малышей формируют понятие рифмы и приучают к русскому языку. Детские считалки направлены на лучшее запоминание стихотворной формы арифметических действий (всем известная «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять…).

Кроме того, детские считалки формируют у детей элементарное понятие простейшего математического счета. Особенно полезны считалки для детей 4 лет, для дошкольников, так как именно в такой форме хорошо запоминается у них счет. Да и еще и память тренируется.

Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха.
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он украл там рукавицу, Привезли его в палату, Он украл там шоколаду. Привезли его на крышу, Он украл там дядю Мишу. Привезли его домой, Оказался он живой.
Кони, кони, кони, кони, Мы сидели на балконе. Чай пили, чашки били, По-турецки говорили.
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли. Раз, два, три, четыре.
Мишка косолапый по лесу идёт, Шишки собирает, песенку поёт. Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб! Мишка рассердился и ногою — топ!
До-ре-ми-фа-со-ля-си, Села кошка на такси, А котята прицепились И бесплатно прокатились.
Плыл у беpега пескаpик, Потеpял воздушный шаpик. Помоги его найти — Сосчитай до десяти.
Начинается считалка: На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей.
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять.
Прилетела стрекоза, Как горошины глаза, А сама как вертолёт, Влево, вправо, взад, вперед.
Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон — Разбежались мыши вон.
Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать; Всюду ходит волк, волк, Он зубами – щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты. Ты, волчище, погоди!
Собирала белка шишки, Для енота и для мышки. Раз, два, три, четыре, пять, Найду шишку я опять. Три еноту и три мышке, Остальные кому шишки?
Мы по лесенке бежали И ступенечки считали: Раз, два, три, четыре, Умножаем на четыре, Делим, делим на четыре — Получается четыре.
Говорят на заре, Собирались на горе Голубь, гусь и галка Вот и вся считалка.
А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, Что осталось на трубе?
Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел стороной голодный волк, Барашка он зубами щелк!
Дора, Дора, Помидора. Мы в саду поймали вора, Стали думать и гадать, Как бы вора наказать. Мы связали руки-ноги И пустили по дороге. Вор шёл,шёл, шёл И корзиночку нашёл. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты , кружево, ботинки… Что угодно для души.
Дядя Ваня посмотри, Мы пускаем пузыри. Синий, красный, голубой – Выбирай себе любой!
Еж по лесу, Шел, шел, шел, Под кустом Грибок нашел. Обошел вокруг грибка: — Вот находка неплоха! Он принес грибок домой, Вышел славный суп грибной!
Ехал кот на бочке, Продавал цветочки. Синий, красный, голубой — Выбирай себе любой.
Жили-были два соседа, Два соседа-людоеда. Людоеда людоед Приглашает на обед. Людоед ответил: — Нет, Не пойду к тебе, сосед! На обед попасть не худо, Но отнюдь Не в виде блюда!
Раз, два, три, четыре, Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я – Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять, Всех начну считать опять.
Наша Маша рано встала Кукол всех пересчитала: Две матрёшки на окошке, Две Танюшки на подушке, Две Иринки на перинке, А Петрушка в колпачке на зеленом сундучке.
Шла веселая собака, Чики-брики-гав! А за ней бежали гуси, Головы задрав, А за ними — поросенок, Чики-брики-хрю! Чики-брики, повтори-ка, Что я говорю?
Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота, За Кота Котовича — За Петра Петровича! Он усат и полосат, Ну не кот, а просто клад!
Раз, два, три, четыре, пять, Кошка учится считать. Потихоньку, понемножку Прибавляет к мышке кошку. Получается ответ: Кошка есть, а мышки нет!
Чайки жили у причала, Их река волной качала. Раз, два, три, четыре, пять — Помоги их сосчитать!
Ветер за море летал, Ветер певчих птиц считал. Посчитал всех до одной! А потом взял выходной. Наша очередь считать! Раз, два, три, четыре, пять!
Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: — Приходите все на чай! — Сколько чаек? Отвечай!
За стеклянными дверями Сидит попка с пирогами. Скажи, попочка дружок, Сколько стоит пирожок?
Комарики-мошки, Тоненькие ножки, Пляшут по дорожке… Близко ночь, Улетайте прочь.
Тик-трак, тик-трак, Под мостом жил старый рак. Рыжий кот пришёл на мост, Рак схватил кота за хвост. Мяу-мяу, помогите, С хвоста рака отцепите! Все бегут, и ты беги, Коту Ваське помоги.
Точка-точка, запятая, Минус, рожица кривая. Палка-палка, огуречик, Вот и вышел человечек.
На забор уселась галка. Начинается считалка: раз, два, три, четыре, пять! Буду всех ребят считать: Юлю, Мишу, Свету, Колю, Петю Иру, Витю, Олю… Если я считать устану, На минутку перестану. Помолчу, передохну И опять считать начну.
Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый — хвост. Если мост провалится, То собака свалится. Чтобы ей не потонуть, Ты беги ее тянуть!
Эни, бени, рики, таки, Турба, урба, синтибряки, Эус, бэус, краснобэус, Бац!

Считалки на водящего

Считалки на водящего — это коротенькие забавные стишки, которые определяют, кто из команды будет главным, кто будет «водить» или искать. Их можно использовать для командных игр типа «Прятки», «Салки», всевозможные «догонялки». Считалочки для детей бывают не только совсем детские, но и для более старших ребят, например, школьников.

Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Стой подоле, Смотри в поле — Едут там трубачи, Да едят калачи. Погляди на небо — Звезды горят, Журавли кричат. Раз, два не воронь, Беги, как огонь!
На дороге скрючив ноги На гвоздях сидели йоги. Тридцать дней не есть, не пить Все равно тебе водить.
Вышел месяц (месяц/немец/заяц) из тумана, Вынул ножик из кармана — Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить!
На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей!
Раз, два, три, четыре, Жили мышки/мошки на квартире. К ним повадился сам друг Крестовик — большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы спросим: «Ты, обжора, не ходи!» Ну-ка, Машенька, води!
За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди И замочек отопри.
— Аист-аист, аист-птица, Что тебе ночами снится? — Мне болотные опушки. — А ещё? — Ещё лягушки. Их ловить, не изловить. Вот и всё, тебе водить!
Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты.
Сидел петух на лавочке, Считал свои булавочки. Раз, два, три — Булавкой будешь ты!
Раз, два, три, четыре, пять — Игры будем начинать. Пчёлы в поле полетели. Зажужжали, загудели. Сели пчёлы на цветы. Мы играем — водишь ты.
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить.
Шёл котик по лавочке, Раздавал булавочки. Шел по скамеечке — Раздавал копеечки: Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать!
Две заботливых старушки Напекли внучатам плюшки. Все вокруг стола уселись, Чаю напились, наелись. Захотели поиграть. Ты лови! Мне убегать!
Бубенчики, бубенчики, Летели голубенчики По утренней росе, По зелёной полосе, Сели на сарай. Беги, догоняй.
«Тили – тели», — Птички пели. Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить. Кто не вьет, тому водить.
Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты.
Сидел король на лавочке, Считал свои булавочки: Раз — два — три, Королевой будешь ты!
Сидел король на лавочке, Считал свои булавочки: Раз — два — три, Королевой будешь ты!
Счеты-счеты-счеты, Пчелки лепят соты! Соты медом заливают И по клеточкам считают: Раз, два, три, четыре, пять выходи, тебе искать!

Известные считалки


На златом крыльце сидели: Мишки Гамми, Том и Джерри, Скрудж МакДак и три утенка, Выходи, ты будешь Понка. Если Понка не придет, Дядя Скрудж с ума сойдет.
*** Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить —

Всё равно тебе водить!

*** Десять негритят отправились обедать, Один поперхнулся, их осталось девять.

Девять негритят, поев, клевали носом, Один не смог проснуться, их осталось восемь.

Восемь негритят в Девон ушли потом, Один не возвратился, остались всемером.

Семь негритят дрова рубили вместе, Зарубил один себя — и осталось шесть их.

Шесть негритят пошли на пасеку гулять, Одного ужалил шмель, их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили, Засудили одного, осталось их четыре.

Четыре негритенка пошли купаться в море, Один попался на приманку, их осталось трое.

Трое негритят в зверинце оказались, Одного схватил медведь, и вдвоем остались.

Двое негритят легли на солнцепеке, Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий.

Последний негритенок поглядел устало, Он пошел повесился, и никого не стало.

*** Эники-беники ели вареники, Эники-беники съели вареники, Эники-беники — хоп! Вышел зелёный сироп.

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф — паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой.

*** Аты-баты — шли солдаты, Аты-баты — на базар, Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар. Аты-баты — сколько стоит? Аты-баты — три рубля. Аты-баты — кто выходит? Аты-баты — ты и я.

*** Ехала машина тёмным лесом За каким-то интересом. Инти-инти-интирес, Выходи на букву «эс»! Буква «эс» не подошла — Выходи на букву «а». Буква «а» не хороша — Выходи на букву «ша»!

Считалки на выбывание

Считалки для детей 5 лет уже несут другой смысл — выбор водящего или выбывающего из игры. Подобный рифмованый стишок может даже не иметь смысла, а быть простым набором слов или веселых звуков. А вот у считалок для малышей смысл другой — познакомить ребенка с рифмой и ритмом.

Представленные ниже считалки для детей в детском саду могут быть использованы в командных играх.

Ехала белка не тележке, Продавала всем орешки. Кому два, кому три, Выходи из круга ты!
Первинчики-другинчики, Летали голубенчики По ранней росе, По зеленой полосе. Там яблоки, орешки, Медок, сахарок, — Поди вон, малышок!
Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт Тот и вон пойдёт.
Катилось яблоко, Мимо сада Мимо сада Мимо града. Кто поднимет Тот и выйдет
Кто простужен и чихает – Тот микробы выпускает. – Кто болеет? Отзовись! – Выходи, иди, лечись!
Шёл крокодил, Трубку курил, Трубка упала и написала: Шишел-мышел, Этот вышел.
Дождик, дождик, поливай, Ни кого не пропускай! Будет туча, будет гром, Выходи скорее вон!
Эй! Иван, Полезай в стакан, Отрежь лимон И выйди вон!
Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Сизый голубь прилетел, Выйти вон тебе велел.
На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей!
Трынцы, брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы, Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон!
Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Капустку нашёл, Сидит, грызёт, Иди прочь — хозяин идёт!
Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди, А не веришь — выходи!
Выбираю из друзей: Миша, Валя и Сергей. Кто из вас сейчас моргнёт, Тот из круга вон пойдёт!
Охотник дядя Федя Забодал в лесу медведя. Серый волк безрогий Со страху еле унес ноги, Заскочил он к нам в вагон, А мы дружно: — Выйди вон!
Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала Оказалась впереди, Кто не верит — выходи!
Шли кони под мотами С золотыми копытами. Дзень, брень — Вышел пень.
Никак шофёру не въехать в гору. В снегу дорога, а груза много; Круты вершины… Слезай с машины!
Шли большие корабли, По пути они зашли В Африку, в Австралию, В Индию, в Италию, В Аргентину, в Уругвай, Кто остался — вылетай!
В чаще леса На опушке Куковали Две кукушки: Ку-ку! Ку-ку! Принесите мне муку, Я для угощенья Напеку печенья. Ку-ку! Ку-ку! Ты иди, неси муку!
Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Вася – ясень, Слава – сливу, Клава – клен… Ты старался – оставайся! Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН!
Под горою у реки Живут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон!
Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит, это он Выходи из круга вон!
На дрожжах поставим тесто, Потеплей поищем место, Тесто, тесто, подходи! Пекарь, пекарь, выходи!
Шла ворона через поле, Шесть грибов несла в подоле: Сыроежку, боровик, Под-оси-но-вик, Груздь, опенок, шампиньон, Кто не видел — выйди вон!
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы — Выходи из круга ты.
Выплывает круглый месяц Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять — Выплывает круглый месяц. Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдёт!
Мама Машу кормит кашей, Только все не сладко Маше, Маша хочет есть варенье, Шоколадки и печенье. А кто будет есть батон – Выходи из круга вон!
Двое рвут на вишне вишню. Высоко сумели взлезть. К ним на вишню Еле слышно Лезет лодырь Вишню есть. — Мы с утра работать вышли, — Раздается с высоты. – Не влезай, лентяй, на вишню, Третий лишний будешь ТЫ!
Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен. Кочерыжка, выйди вон!
Ехала машина мимо леса За каким-то интересом. Тили-тили, тили-тень, Выходи-ка за плетень.
Черепаха и улитка Побежали очень прытко. Ты за ними поспевай Из считалки вылетай.
Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед, Двести восемьдесят лет. Нес он травы и цветы. Выходи из круга ты.
За морями, за горами, За дремучими лесами На пригорке — теремок, На дверях висит замок. Кто к замочку ключ найдет, Тот из круга вон пойдет.
Только кошка ляжет спать Мышки выйдут погулять, В норку сыр себе утащат. Кошка, кошка, спи почаще, А на мышек не гляди – Ты из круга выходи.
Считаю, тычу, хохочу. Ты выходишь — я молчу. Посчитаем еще раз — Наступил веселый час.
Суп из шишек — Для мальчишек. Из гребёнок — Для девчонок. Из репейника — Бульон. Кто не хочет — Выйди вон!
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек – пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай – ка, не робей!
Кот-воркот, Не сиди у ворот. Мы считаем до пяти, А ты уходи!
Мы сегодня посчитаем Тех зверей, которых знаем! Мишка — раз, Слоненок — два: Уши, хобот, голова! Зебра — три, Жираф — четыре, Не поместится в квартире! Пять — тигренок, Шесть — удав, У него ужасный нрав! Семь — зеленый крокодил, Посчитался — выходи!
Сказки — сказки — мультики, Мы взяли в руки пультики! Раз, два, три, четыре, пять, Будем кнопки нажимать: Ты — принцесса, ты — король, Ты — злодей ужасный, Тролль, Ты — веселый Покемон, Выходи из круга вон!
Внучка, бабка, дедка Посадили репку, Выросла их репка Сладкая и крепкая! Посадили огурец, Вот и вышел молодец!
Мы портфель собрать решили. Все скорей в него сложили. Учебник, книгу и тетрадь, и пенал нам надо взять. Про линейку не забыли. И резинку положили. Ты за нами поспевай, Из считалки вылетай.

Происхождение считалок

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни

Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.

Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»

Считалки «Я иду искать…»

Считалки для игры в прятки просто необходимы, чтобы дать время детям спрятаться, пока «вода» будет считать. Их можно использовать как в детском саду, так и в школе.

Я считаю до пяти, Не могу до десяти: Раз два три четыре пять, Я иду искать! Кто не спрятался — Я не виноват!
Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко. Но упал мой мяч с небес, Закатился в темный лес. Раз, два, три, четыре, пять, Я иду его искать.
Слышу, слышу, слышу, слышу, Кто потопал и куда! Кошка прыгнула на крышу И пропала без следа! Раз — два — три — четыре — пять Я иду ее искать!
Катилось яблочко по огороду И упало прямо в воду. Раз, два, три, четыре, пять, Я иду его искать.
Сомик спрятался за гору, Ветер в лес, А мыши – в нору. Кто остался на виду, Убегай – Искать иду!
Один малыш качается в саду, Два малыша купаются в пруду, Три малыша ползут к дверям в квартире, А в эту дверь стучат еще четыре. С пятью другими тоже все в порядке: Им весело, они играют в прятки. Где притаились — ясно и ежу, Но я глаза зажмурил и вожу: «Один, два, три… Четыре, пять… Ну, берегитесь: я иду искать!»

Считалка как жанр игрового детского фольклора

Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.

В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:

  • «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
  • «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
  • «Вышел месяц погулять». 2009 г.

Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня

Отличительными признаками считалок являются:

  • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
  • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
  • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
  • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]