Консультация «Развитие мелкой моторики с помощью прищепок»


Задачи игр с прищепками

Игр с прищепками множество. Их можно разделить на простые, для которых не нужны приспособления и подготовительные мероприятия, игры с шаблонами и вырезками из картона.

Цель игр с прищепками — усиление познавательного интереса дошкольников.

Задачи:

  • улучшение мелкой моторики, усиление мускулатуры кистей и пальцев;
  • совершенствование восприятия форм, цветов, размеров;
  • развитие пространственного восприятия;
  • стимуляция речевых способностей;
  • расширение знаний об окружающим мире;
  • изучение счета, формирование математических представлений;
  • стимуляция творческой активности, развитие воображения;
  • развитие восприятия органами слуха и зрения;
  • улучшение памяти, концентрации внимания;
  • формирование позитивного эмоционального состояния.

Игры с прищепками для 2 лет

Играть с прищепками можно с 2 лет. Уже с годовалого возраста дети охотно возятся не только и игрушками, но и окружающими предметами, которые видят в быту. Банки, тазики, коробки — со всем этим дети охотно играют, но с прищепками играть интереснее всего. Ведь их можно прицеплять, ими можно захватывать и щипать.

В 2 года малыш уже достаточно смышленый, чтобы понять на примере, как правильно цеплять и отнимать прищепки. Достаточно пару раз объяснить, показать, и ребенок уже играет самостоятельно. Игры с прищепками для 3 лет можно использовать для изучения цветов, форм, размеров. С дошкольником 4 лет можно шире знакомиться с окружающим миром. А для ребенка 5–6 лет уже можно придумывать математические игры, занятия для изучения счета и букв.

Обучая ребенка обращению с прищепками, обязательно объясните, что держать их при раскрытии нужно 3-мя пальчиками. Иначе малыш может не выдержать силу натяжения пружины, в итоге прищемит палец. И тогда играть ему больше не захочется.

Чтобы малышу 2 лет было интереснее обучаться обращению с прищепкой, предложите ему представить, что это маленький крокодильчик, раскрывающий пасть. Осторожно пощипите ребенка, при этом говорите, что это крокодильчик так пытается целовать. Если малыш сопротивляется, не любит, когда его щиплют, то можно показать, как крокодильчик пощипывает игрушку.

Переливать воду из одной миски в другую при помощи губки


Игра во многом похожа на предыдущую, но все же дарит ребенку несколько другие ощущения. Несколько советов: во-первых, ставьте миску с водой слева, а пустую — справа, тогда ребенок будет переливать воду слева направо, такое направление действия важно для постановки руки перед письмом. Во-вторых, надо заметить, что удобнее играть с губкой, которая полностью мягкая (без жесткой части), если вам не удалось купить мягкую губку, то срежьте жесткую часть ножом.

Какие прищепки выбрать для игры

Прищепки — дешевое приспособление, они выпускаются самых разных колеров. Желательно приобрести набор разного цвета.

Материал, из которого изготовлены прищепки, может быть любым. Главное — пружина должна не слишком туго натягиваться, чтобы ребенок не прищемил больно палец. Если хочется купить деревянные изделия, посмотрите, как они обработаны. Поверхность должна быть совершенно гладкой, иначе ребенок может загнать под кожу занозу. Пластиковые изделия в этом плане безопасны, хотя считаются неэкологичными. Да разнообразие расцветок у пластиковых наборов гораздо шире.

Прищепки должны быть именно бельевые, достаточно крупные. Нельзя брать для игр зажимы для канцелярии. Во-первых, они слишком мелкие для несовершенной детской моторики. Во-вторых, маленький ребенок может их нечаянно проглотить.

Игры с прищепками своими руками

Предлагаем игры, которые можно организовать не только в детском саду, но и дома. Сделать их самостоятельно проще простого.

Отыщи прищепки

Игра, рекомендуемая для детей 2–3 лет, развивает концентрацию внимания. Прицепите прищепки в разных местах помещения, но не на видных местах. Важно, чтобы они находились не выше уровня роста дошкольника.

Игровая задача — отыскать все привешенные предметы. Ребенок должен отщеплять их, класть в коробку. Можно организовать игру по принципу «горячо-холодно».

Буквы на ножках

Игра рекомендуется для дошкольников старшей возрастной группы. Распечатайте карточки, изображающие разные буквы, наклейте на картон для упрочнения.

Снизу к карточкам прицепите две прищепки, получатся ножки. С такими буквами можно играть разными способами: имитировать ходьбу, танцы, ставить их в хоровод. Из букв можно составлять знакомые ребенку слова, при этом проговаривая их.

Еда для зверят

Сделайте из цветной бумаги и картона мордочки знакомых ребенку животных, прицепите их на прищепки. Также распечатайте изображения еды, которую употребляют эти животные. Разложите картинки, попросите дошкольника раздать пищу зверятам. Ребенок берет изображение еды, прицепляет его к картинке животного.

Волшебный домик

Для игры, предназначенной для дошкольников 3–4 лет, необходима картонная коробка, каждую внутреннюю сторону которой нужно покрыть цветной бумагой определенного колера. Объясните, что прищепки, которые должны быть соответствующего цвета, — это эльфы, а коробка — их волшебный дом. Эльфы вылетели на прогулку, но забыли дорогу к домику. Нужно помочь им найти свое жилище.

Дети прицепляют эльфов к стенкам коробки соответственно цвету. Можно дополнительно написать на коробке цифры, попросить играющего прицепить аналогичное количество прищепок-эльфов.

Ловим рыбку

Игра предназначена для изучения цветов. Для нее необходимо подготовить:

  • небольшой таз из пластмассы;
  • прищепки разного цвета, которые будут выполнять роль рыбок;
  • картонные круги соответствующих цветов;
  • купленную или самодельную удочку с прикрепленным магнитом.

Ребенок опускает магнит на конце удочки в таз, вылавливает находящихся в нем рыбок. Затем прицепляет их к кругу соответствующего цвета.

Дидактическая игра с прищепками

Занятие оптимально для 2-летнего ребенка, который только учится обращаться с прищепками. Их нужно нацепить на разные части одежды малыша, затем предложить ему снять их самостоятельно.

Угощение для ежонка

Сделайте несколько картонных изображений ежат разного цвета, на каждом укажите конкретную цифру. Столько же прищепок такого же колера дошкольник должен прицепить к спинке ежат, чтобы получилось подобие иголок. И такое же количество вырезанных из картона фруктов нужно разложить по коробочкам — это будут угощения для ежат.

Постирай одежду для куклы

Игра предназначена для девочек 2–3 лет. Предложите ребенку постирать испачканную одежду любимой куклы. Затем развесить ее на веревочке, прищепить. Одежда должна быть разной формы и размера: кофточки, сарафаны, платки, носочки.

Чей хвост?

Занятие полезно для развития внимательности, учит быстро узнавать предметы, ориентироваться, правильно комбинировать объекты.

Сделайте картонные изображения разных зверей, отдельно — их хвостов. Животные должны быть узнаваемыми для дошкольника. Разложите картинки, расскажите, что зверята потеряли свои хвосты, попросите ребенка их найти, прицепить.

Есть другой вариант игры. Прицепите к животным неправильные хвосты. Предложите ребенку исправить ошибки.

Посчитай слоги

Занятие, совершенствующее фонематический слух, предназначено для старших дошкольников. Произносите слова с четким разделением слогов, а ребенок должен подсчитать слоги на слух, прицепить к картонному листу аналогичное количество прищепок.

Огород

Игра расширяет кругозор, знакомит дошкольника с культурными растениями. Подготовьте картонные изображения корнеплодов (редис, репа, морковка) и растущих на земле овощей (огурец, кабачок, тыква и прочие). Заполните контейнер какой-нибудь крупой — это будут грядки. Вставьте в контейнер картинки овощей и корнеплодов. Предложите дошкольнику собрать урожай, вытянуть его из земли, используя прищепки.

Палитра

Игра предназначена для изучения колеров с ребенком 3 лет. Сделайте круг, разделенный на сектора по основным цветам палитры. Также вырежьте маленькие фигурки таких же колеров, прикрепите их к прищепкам соответствующего цвета. Игровая задача — прицеплять кружки к соответствующим секторам.

Сезоны года

Игра для старших дошкольников предназначается для ознакомления с окружающим миром. Изготовьте круг, разбитый на 4 сектора. Каждый сектор разделен на пустые ячейки, на которые ребенок должен нацепить пейзажные или сюжетные картинки, соответствующие сезонам года.

Стаканчики

Нужны пластиковые стаканчики разных цветов и соответствующие прищепки. Их нужно прицепить к краям стаканчиков аналогичного колера.

Забор

Для игры изготовьте из подручных материалов небольшой забор, его звенья окрасьте в разные цвета. Приобретите прищепки аналогичных колеров. Попросите дошкольника отремонтировать забор, к его звеньям прицепить соответствующие по цвету прищепки. Либо предложите чередовать их по заданным колерам.

Геометрическая игра

Занятие предназначено для дошкольников 4 лет, знакомящихся с геометрическими фигурами. Подготовьте картонные изображения разных геометрических форм. Попросите ребенка подсчитать количество углов у фигур, прицепляя к каждому прищепку.

Сделай бусы

Занятие предназначено для дошкольников 2–3 лет. Предложите малышу сделать красивые бусы из разноцветных прищепок, которые нужно нацепить на веревочку в определенном или произвольном порядке.

Цветик-семицветик

Изготовьте цветок с лепестками разных цветов из основной палитры. Попросите дошкольника распределить прищепки по лепесткам в соответствии с колером.

Распредели по цвету

Для занятия, предназначенного для дошкольников 3 лет, нужны пейзажные, сюжетные или объектные изображения, в которых преобладает определенный цвет. Например, картинка моркови — в ней преобладает оранжевый цвет. Или картинка ясного неба — в ней преобладает голубой колер. Попросите ребенка прицепить к каждой картинке прищепку соответствующего цвета.

Играть с двух-трехслойными рамками-вкладышами (пазлами)

Многослойные рамки-вкладыши – игрушки просто удивительные, они сочетают в себе функции и пазла и площадки для сюжетной игры. Как правило, такие рамки-вкладыши показывают ребенку какой-то один объект в разных разрезах, например, дом (автобус, машина) внутри и снаружи. Такое представление объекта способствует развитию образного мышления ребенка. И это просто безумно интересно! Даже родителям

Например, пазл «Дом зайцев» (My-shop, Read) состоит из таких слоев: на самом нижнем слое зайчики проснулись и встали с кроваток (при этом каждого зайца можно достать и разыграть с ними небольшую сюжетную игру), на следующем слое проснувшиеся зайцы уже начали вести какую-то деятельность: пить чай, доставать игрушки, на третьем слое представлен дом снаружи и видно, чем зайцы занимаются на улице. Вот интересные варианты двухслойных пазлов — Дом или Автобус.

Ребенок в этой игре учится отличать детали каждого слоя и совмещать их уже не просто по схожести объектов (как в обычных рамках-вкладышах), а именно по смыслу.

Шаблоны для игр с прищепками

Можно делать картинки для игр с прищепками самостоятельно, а можно скачать и распечатать готовые бесплатные шаблоны, что упрощает подготовку к занятию. Дошкольнику гораздо интереснее прицеплять прищепки к забавным и симпатичным изображениям, чем к обычному картонному листу. То есть возрастает заинтересованность ребенка в процессе и в результате.

Шаблоны представляют собой изображения без определенных частей, для восполнения которых нужно прицепить прищепки к картинке в конкретных местах. То есть нужно дополнить изображение, чтобы оно стало полноценным. Например, изображение солнышко, ребенок дополняет его лучиками. Или цветок — ему нужно сделать лепестки. Ежику нужно добавить иголки на спине, осьминогу — щупальца, стрекозе — крылья, рыбке — плавники, зайчику — уши, кактусу — шипы. При игре с шаблоном радуга прищепки нужно цеплять в соответствии с цветами, а при выборе шаблона в виде перчатки их нужно прикреплять к пальчикам.

Переливать воду пипеткой или грушей

Еще одно занятие для развития силы пальцев и мелкой моторики ребенка. Суть занятия такова: необходимо перелить воду из одной емкости в другую при помощи резиновой груши (спринцовки), кулинарного дозатора (как на фото) или пипетки. Емкости могут быть любыми, однако, мне кажется, использование формы для льда делает игру заметно интереснее. Так, мы с Таисией набираем воду в небольшой миске и заполняем некоторые ячейки формы, затем проверяем, какие ячейки пустые, какие полные, если есть желание, считаем, сколько ячеек заполнено. Затем собираем жидкость из ячеек обратно в миску.

Самое сложное для ребенка в этой игре – это усвоить последовательность действий: сначала надавливаем на грушу, затем опускаем наконечник в воду, набираем воду, потом, не надавливая, переносим в другую емкость и т.д. Первое время держите руку ребенка в своей и действуйте вместе, так малыш лучше поймет суть.

Сейчас в продаже есть очень симпатичные пипетки фирмы Learning Research, они отлично подходят для детской руки. Есть в магазине KoroBoom.

Старайтесь не наливать для игры много воды, наливайте столько, сколько вам с малышом будет под силу перелить за одну игру туда и обратно. Если вы используете маленькую аптечную пипетку, то емкости тоже должны быть очень маленькими. При желании воду можно подкрасить пищевым красителем.

Да, и помните, что наливать воду перед игрой, а также убирать за собой рабочее место необходимо вместе с малышом, подробнее об этом можно прочитать в статье про развитие по методике Монтессори.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]