ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района. Детский сад №12 «Василёк»
Подготовили и провели воспитатели:
- Серкова А.А.
- Биричева О.А.
п. Зеленоградский 2022гг.
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Волшебство дидактической игры»
Вид проекта: групповой, познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с февраля по май)
Возрастная группа: вторая младшая
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
Современные дети живут в несравнимо более широкой информационной среде, чем сверстники еще десять лет назад, поэтому на современного ребенка обрушивается огромный поток информации, что формирует задачу обучить детей справляться с ней, анализировать и обрабатывать поступающий объем знаний.
Приоритетной задачей ФГОС ДО является формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также творческого потенциала, с созданием условий развития детей, личностного развития, позитивной социализации, основываясь на сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
В период младшего дошкольного возраста достаточно быстрым темпом осуществляется накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, а также дети начинают овладевать простыми способами умственной деятельности. По этой причине актуальность развития способностей детей именно в младшем дошкольном возрасте имеет большое значение для деятельности ребенка в будущем.
При построении воспитательного воздействия важно принимать во внимание ведущую деятельность ребенка, а ведущей деятельностью ребенка младшего дошкольного возраста является игра. Еще классики русской педагогики К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость игр для дошкольников. Особое место среди разнообразных игр детей-дошкольников занимает дидактическая игра. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры
направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в
них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Исследования психологов показали, что в процессе игры даже интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в образовательном процессе.
Дети нашей группы показали контрастность в плане общего развития.
Некоторые отстают от своих сверстников из за частых болезней, есть дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых и дети не проявляющие интерес к новому, неизвестному. Мы считаем, что в сложившихся обстоятельствах систематическое применение в работе дидактических игр будет способствовать развитию умственных способностей, речевого потенциала, познавательной активности и коммуникативных способностей детей нашей группы.
Цель проекта: Использование дидактических игр для формирования умственных способностей, развития речи, развития коммуникативных навыков, познавательных способностей и познавательной активности детей второй младшей группы.
Задачи проекта:
- Изучить материал по теме потенциала дидактической игры в формировании интеллектуальных способностей младших дошкольников.
- Формировать у детей заинтересованность и умение играть в дидактические, настольно-печатные игры с детьми.
- В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас;
- Помочь родителям создать условия для дидактических игр с детьми в домашних условиях и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы дидактическими играми и игрушками.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный этап (февраль)
Задачи этапа:
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по развитию умственных способностей детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС.
- Разработка консультаций для родителей о воспитательном и образовательном потенциале дидактических игр.
- Разработка содержания проекта «Волшебство дидактической игры»
- Подбор методик и диагностика детей по выявлению уровня развития различных умений и навыков.
- Подбор дидактических игр по всем образовательным областям программы.
- Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для работы с детьми
2 этап — основной (март – апрель)
Задачи этапа:
- Проведение родительского собрания по теме.
- Подбор и изготовление дидактических игр и наглядных пособий.
- Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий для развития детей
- Внедрение развивающих дидактических игр во все режимные моменты работы с детьми.
- Проведение индивидуальной работы с детьми.
3 этап: — итоговый (май)
Задачи этапа:
- Создание картотек дидактических игр и упражнений по всем образовательным областям развития детей.
- Создание презентации проекта по проделанной работе.
- Проведение мониторинга развития детей.
- Анализ полученных результатов, выводы.
Результаты диагностики детей на начало проектной деятельности
При составлении данных занятий мы опирались на следующие принципы:
- Единство сотрудничества детей, педагогов и родителей, применение средств и способов, которые обеспечат понимание того, что субъект взаимодействия – это ребенок, а также его особенности, потребности и интересы;
- Последовательность и систематичность, в ходе которого мы применяли разнообразные способы реализации запланированных занятий, и решали задачи не только в образовательной деятельности, но и в ходе осуществления режимных моментов;
- Наглядности, а именно совершенствования предметно-развивающей среды и применения видов наглядности для детей;
- Доступность, то есть учет потребностей, возрастных особенностей детей, а также зоны их ближайшего развития;
- Связь с реальной жизнью.
Основная часть занятий была рассчитана на работу с группой, но некоторые игры-упражнения проводились с детьми в индивидуальном порядке.
Каждая игра начиналась с объяснения педагогом того, что детям предстоит выполнять. Одни задания для более полного понимания детьми, изначально наглядно выполнялось взрослым, при этом, он сопровождает выполнение подробными объяснениями, а потом, дети выполняют следующее задание вместе с взрослым, после — самостоятельно.
Результаты проекта:
- Благодаря систематическому применению в воспитательно-образовательной работе дидактических игр у детей группы повысились показатели: в развитии мышления, восприятия, внимания, памяти; возросла способность к воображению; повысился интерес к занятиям;
улучшилась речевая и физическая активность детей в разных видах деятельности.
- Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.
- Родители заинтересованы данной темой, получили новую и полезную информацию, активно используют развивающие игры дома с детьми.
- Предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими играми и игрушками, изготовленными родителями и воспитателями.
- Изготовлены картотеки дидактических игр по всем областям развития детей.
- Проведена презентация проекта для родителей и коллег ДОУ.
- Совместная с родителями фотовыставка «Развиваемся играя»
Список используемой литературы:
- Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы [Текст]: (Число, величина, форма, пространство и время): Для воспитателей дошкольных учреждений / Ф. Н. Блехер. М.: Книга по требованию, (тип. Т-1). 2010- 160 с.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» — М., 1991.
- Колбина, А. В. Дидактические игры как средство развития интеллектуально-творческого потенциала детей 2-7 лет: учебно-методическое пособие / — Уфа: Белая река, 2007. — 39 с.
- Мацаева В.А. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактической игры. Материалы сайта «Журнал Педагог». https: //zhurnalpedagog. ru
- Новосёлова С.Л. Игра дошкольника — М., 2009.
- Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Младший возраст. 2007.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» — М., 1998.
- Смирнова Е.И. Современный дошкольник «Особенности игровой деятельности». Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С. 70 – 74
- Трофименко Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 98-103
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13. 06. 14-ФГОС-ДО. pdf
- Юсупов В.Б. Дидактические идеи Я. А. Коменского в современных образовательных условиях // КПЖ. 2014. №2 (103).
- Янкина Н. В., Ирешева О. А. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 511-514.
- Интернетресурсы: http: //nsportal. ru/sites/default/files/2014/10/18/opyt_raboty.
docx
14. Интернетресурсы:https://www. maam. ru/detskijsad/otch-t-po-teme-samobrazovanija-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnika-cherez-didakticheskie-igry. html.
Следующая > |
«Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
«Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость… всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы и поэтому в этом ему помогают педагоги. Перед воспитателями стоит задача уже в младшем дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает технология проектирования
, позволяющая расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Проектная деятельность
– это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания. В настоящее время метод проектов даже в младшем дошкольном возрасте актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Мы с моими детьми очень часто занимаемся проектной деятельностью на различные темы, участвуем с ними в конкурсах. Дети получают большое удовольствие.
Проектная деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности. Той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении детей является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группе. Мы понимаем, что среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта – целеполагание: в младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.
. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Получить текст